Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины




 

Тема 1. Предмет нейрофармакологии. Механизмы действия лекарственных средств

 

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

Предмет и место нейрофармакологии в системе научных знаний. Нейрофармакология и психофармакология: их сходство и различие. Понятие о ксенобиотиках. Методы нейрофармакологии: фармакологические, экспериментально-психологические и клинические.Исторические этапы становления нейрофармакологии. Создание современных психотропных лекарственных веществ. Основные положения фармакологической науки. Фармакодинамика и фармакокинетика. Лекарственные формы. Пути введения лекарств. Механизмы действия нейропсихотропных препаратов. Плацебо эффект и его психофизиологические механизмы. Эффект среды, его разновидности. Индивидуальные реакции на прием лекарств, их основные причины. Измененная чувствительность к препаратам. Медиаторные системы мозга

 

 

Литература по теме

1. Бертрам Г., Катцунг Т. Базисная и клиническая фармакология: В 2 т. / Пер. с англ. М.; СПб.: Бином-Невский диалект, 1998.

2. Зеймаль Э. В., Шелковников С. А. Мускариновые холинорецепторы. Л., 1989.

3. Каркищенко Н. Н., Хоронько В. В. и др. Фармакокинетика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

4. Лаврецкая Э.Ф. Фармакологическая регуляция психических процессов. М.: Наука, 1985.- 285с.

5. Михельсон М. Я. Теория химической передачи нервного импульса (этапы развития). Л., 1981.

6. Нил М. Дж. Наглядная фармакология / Под ред. М. А. Демидовой; Пер. с англ. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.

7.Самойлов В. О. Медицинская биофизика. Л., 1986.

8 Харкевич Д. А. Фармакология: Учебник. 6-е изд. М.: ГЭОТАР Медицина, 1999.

9. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: В 3 т. М., 1996. Т. 1.

10. Белова И.А. Основы нейрофармакологии. М.:– Диалект. 2006.-315 с

 

Тема 2. Лекарственные средства периферического действия

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

Местные анестетики. Вяжущие средства. Обволакивающие средства. Адсорбирующие средства. Раздражающие средства. Холинореактивные средства. Холиномиметики. Медиатор ацетилхолин. М-, Н-холиномиметики. Антихолинэстеразные средства. М-холиномиметики. Н-холиномиметики. М-, Н-холинолитики. Н-холинолитики. Ганглиоблокаторы. Миорелаксанты. Деполяризующие миорелаксанты Адренореактивные средства. Адреналин. Подтипы Адренорецепторов. Адреномиметики. Альфа- и бета-адреномиметики. Симпатомиметики. Альфа- и бета-адреноблокаторы. Симпатолитики.

Литература по теме

1. Бертрам Г., Катцунг Т. Базисная и клиническая фармакология: В 2 т. / Пер. с англ. М.; СПб.: Бином-Невский диалект, 1998.

2. Зеймаль Э. В., Шелковников С. А. Мускариновые холинорецепторы. Л., 1989.

3. Михельсон М. Я. Теория химической передачи нервного импульса (этапы развития). Л., 1981.

4. Нил М. Дж. Наглядная фармакология / Под ред. М. А. Демидовой; Пер. с англ. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.

5. Харкевич Д. А. Фармакология: Учебник. 6-е изд. М.: ГЭОТАР Медицина, 1999.

 

Тема 3. Лекарственные средства, активирующие ЦНС

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

Вещества центрального действия. Направленность психотропного действия. Классификация психотропных средств. Психостимуляторы, антидепрессанты, тимостабилизаторы, ноотропы, аналептики.

Классификация средств, активирующих ЦНС: аналептики, антидепрессанты, психомоторные стимуляторы, общетонизирующие средства и адаптогены, ноотропы, актопротекторы. Применение активаторов ЦНС при астенических состояниях, возникающих после черепномозговой травмы, интоксикаций, нейроинфекций; при астенизации здоровых лиц в результате переутомления при больших физических и умственных нагрузках; при эндогенных и экзогенных депрессиях; при астено- и тревожно-депрессивном синдромах, сопровождающих различные соматические заболевания, неврозы, травмы; для поддержания общего тонуса ЦНС и интеллектуальной деятельности людей старых возрастных групп; в качестве средств повышения физической и умственной работоспособности, для ускорения восстановления работоспособности после истощающих нагрузок.

Антидепрессанты. Особенности и механизм действия ингибиторов МАО и ингибиторов обратного захвата моноаминов. Атипичные антидепрессанты. Антидепрессанты с седативным и стимулирующим и сбалансированным действием. Тимостабилизирующие средства (нормотимики). Использование солей лития для лечения маниакальных состояний.

Психомоторные стимуляторы. Непрямые аминомиметики. Особенности и механизм действия кофеина.

Общетонизирующие средства и адаптогены. Алкалоиды группы стрихнина. Препараты растений с общетонизирующим действием. Препараты растений с адаптогенным действием

Ноотропные средства. Производные оксипирролидона (рацетамы). Производные аминоэтанола. Пептиды и метаболиты.

Актопротекторы Выбор препаратов.

Литература по теме

1.Кукес В.Г. Клиническая фармакология: Учебник для медицинских вузов: Гэотар Медицина, 2005, 944с

2.Базисная и клиническая фармакология / под ред. Бертрама Г., Катцунга; Пер. с англ. под ред. докт. мед. наук, проф. Э.Э. Звартау: в 2-х томах.- М.-СПб.: Бином – Невский диалект,1998, Т. 1,2.

3. Принципы и практика психофармакотерапии: Пер. с англ./ Ф.Дж.Яничак, Дж.М.Дэвис и др.- К.: Ника-Цент, 1999. -728с.

4. Джордж Арана, Джеральд Розенбаум Фармакотерапия психических расстройств / пер. с англ. под ред. докт. мед. наук, проф. С.Н.Мосолова-М.: Бином- 2004.- 415с.

5. Белова И.А. Основы нейрофармакологии. М.:– Диалект. 2006.-315 с

6. Нил М. Дж. Наглядная фармакология / Под ред. М. А. Демидовой; Пер. с англ. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.

7.Самойлов В. О. Медицинская биофизика. Л., 1986.

8 Харкевич Д. А. Фармакология: Учебник. 6-е изд. М.: ГЭОТАР Медицина, 1999.

9. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: В 3 т. М., 1996. Т. 1.

 

Тема 4. Лекарственные средства, угнетающие ЦНС

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

Психолептики, транквилизаторы, нейролептики, антиконвульсанты. психодизлептики. Седативно-снотворные средства. Нейролептики как класс психотропных средств, обладающих способностью купировать психомоторное возбуждение различного генеза и ослаблять расстройства восприятия, мышления и социального поведения при психозах больных психическими заболеваниями. Седативный (нейролептический) эффект нейролептиков Антипсихотический эффект нейролептиков. Производные фенотиазина: Производные бутирофенона: Атипичные нейролептики. Показания к применению нейролептиков. Выбор нейролептиков при различных психических и невротических синдромах и состояниях. Экстрапирамидные расстройства. Транквилизаторы (анксиолитики) — вещества, избирательно устраняющие эмоциональную неустойчивость, напряженность, тревогу, страх при невротических нарушениях. Производные бензодиазепина. Условное подразделение транквилизаторов на «сильные» и «дневные». Сильные транквилизаторы обладают наиболее выраженным противотревожным и общеседативным действием, значительной широтой терапевтического действия, в целом существенно угнетают ЦНС. Дневные транквилизаторы обладают избирательным стресс-протективным действием, не вызывают значительной седации, оказывают минимальное отрицательное действие на умственную и физическую работоспособность. Они уступают по эффективности препаратам первой группы и применяются преимущественно в амбулаторных условиях.Седативные средства – препараты весьма неоднородной в химическом и фармакологическом отношении группы оказывают общее успокаивающее действие за счет понижения возбудимости ЦНС, ее реактивности к различным стимулам. В отличие от нейролептиков и транквилизаторов седативные средства не меняют обмен нейромедиаторов, не вызывают избирательного анксиолитического, антипсихотического и нейролептического действия. Препараты используют главным образом у пациентов с начальными проявлениями неврозов, расстройствами сна, повышенной раздражительностью, вегетативными неврозами и с другой психосоматической патологией. Седативные средства легко комбинируются с другими фармакологическими средствами, особенно оказывающими успокаивающее или снотворное действие.

Литература по теме

1.Кукес В.Г. Клиническая фармакология: Учебник для медицинских вузов: Гэотар Медицина, 2005, 944с

2.Базисная и клиническая фармакология / под ред. Бертрама Г., Катцунга; Пер. с англ. под ред. докт. мед. наук, проф. Э.Э. Звартау: в 2-х томах.- М.-СПб.: Бином – Невский диалект,1998, Т. 1,2.

3. Принципы и практика психофармакотерапии: Пер. с англ./ Ф.Дж.Яничак, Дж.М.Дэвис и др.- К.: Ника-Цент, 1999. -728с.

4. Джордж Арана, Джеральд Розенбаум Фармакотерапия психических расстройств / пер. с англ. под ред. докт. мед. наук, проф. С.Н.Мосолова-М.: Бином- 2004.- 415с.

5. Белова И.А. Основы нейрофармакологии. М.:– Диалект. 2006.-315 с

6. Нил М. Дж. Наглядная фармакология / Под ред. М. А. Демидовой; Пер. с англ. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.

7.Самойлов В. О. Медицинская биофизика. Л., 1986.

8 Харкевич Д. А. Фармакология: Учебник. 6-е изд. М.: ГЭОТАР Медицина, 1999.

 

Тема 5. Основные понятия психофармакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

Основные понятия психофармакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств. При изучении данной темы необходимо обратить внимание студентов на то, что психотропная активность лекарственного средства определяется разнообразием действий препарата: собственно психотропного действия; общего и селективного антипсихотического действия; специфического влияния на разные уровни психопатологических расстройств; нейротропного и соматотропного действия. В теме рассматриваются принципы психофармакотерапии: комплексность, клиническая обоснованность, непрерывность, преемственность лечения. Важно дать студентам-психологам понимание значимости индивидуальной разъяснительной работы на всех этапах лечения. Психолог всегда должен исполнять роль эксперта-советчика, наблюдая и оценивая психологический статус больного по ходу лечебных мероприятий. Студент должен уяснить, что, разъясняя больному в доступной форме причину его состояния, необходимо вовлечь самого больного и его родственников в терапевтический процесс в качестве активных участников. Далее в теме излагаются критерии отнесения лекарственных средств к психотропным препаратам.

Литература по теме

1.Кукес В.Г. Клиническая фармакология: Учебник для медицинских вузов: Гэотар Медицина, 2005, 944с

2.Базисная и клиническая фармакология / под ред. Бертрама Г., Катцунга; Пер. с англ. под ред. докт. мед. наук, проф. Э.Э. Звартау: в 2-х томах.- М.-СПб.: Бином – Невский диалект,1998, Т. 1,2.

3. Принципы и практика психофармакотерапии: Пер. с англ./ Ф.Дж.Яничак, Дж.М.Дэвис и др.- К.: Ника-Цент, 1999. -728с.

4. Джордж Арана, Джеральд Розенбаум Фармакотерапия психических расстройств / пер. с англ. под ред. докт. мед. наук, проф. С.Н.Мосолова-М.: Бином- 2004.- 415с.

5. Белова И.А. Основы нейрофармакологии. М.:– Диалект. 2006.-315 с

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...