Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповые феномены в организации




Американские психологи М. Вудкок и Д. Фрэнсис выделяют пять этапов групповой динамики в организации:

· "Притирка" - люди присматриваются друг к другу. Нет творческой, коллективной деятельности;

· "Ближний бой" - этап образования групп по интересам, борьба за лидерство. Развитие неформальных связей и отношений;

· Совершенствование и экспериментирование - коллектив и отдельные работники осознают себя, свою значимость. Появляется возможность делегирования полномочий, предоставление самостоятельности сотрудникам;

· Эффективность - приобретается опыт успешной групповой деятельности, работники гордятся своим коллективом. Появляется возможность привлечения персонала к решению управленческих проблем;

· Зрелость - организация - это сплоченный коллектив. Во внимание принимаются только личностные достоинства и профессионализм. Отношения носят неформальный характер. Менеджер во всем советуется с работниками, развивает их идеи, формируются деловые партнерские отношения, единая команда. Вышестоящее руководство при этом прощает ошибки и снижает контроль, позволяет менеджерам низших звеньев наладить эффективное взаимодействие.

Основные закономерности групповой жизнедеятельности

Психолог Д. Майерс выделяет шесть основных закономерностей группового взаимодействия:

o Социальная фасилитация. Человека мотивирует действовать решительнее, активнее и качественнее возможная оценка со стороны окружающих его людей. Сотрудники работают лучше, если о них хорошо отзываются.

o Социальная леность - эксперименты показали, что групповая ответственность за результат расслабляет работников, они прилагают меньше усилий. Люди работают гораздо лучше, если их оценивают индивидуально и каждый работник сам отвечает за конечный результат.

o Деиндивидуализация - влияние коллектива на действия личности, когда происходит утрата самосознания, работник теряет свою индивидуальность (чем больше коллектив, тем меньше).

o Групповая поляризация. Обсуждение актуальных проблем в группе усиливает позицию одного из лидеров (менеджера), а не приводит к расколу коллектива, даже, наоборот, если позиция всезнающего кому-то нравится, он начинает высказываться еще более жестко, чем лидер.

o Огрупнение мышления. Часто группа, стремясь к внутренней гармонии, принимает не самые реалистические решения (особенно это касается сплоченных коллективов).

o Влияние меньшинства - действия меньшей части группы, выражающие уверенность и настойчивость, подталкивают большинство к пересмотру своей позиции.

29. Коммуникации в управлении: понятие, процесс, коммуникационные сети.

Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

Углубленное изучение межличностной коммуникации предполагает рассмотрение ее как процесса, состоящего из этапов и стадий.

Этап отправления включает в себя следующее шаги. Тот, кто передает информацию, называется отправителем. Выполнение данной роли начинается с идентификации индивидом себя (кто я такой) в рамках коммуникационного процесса и формулирования значения или смысла того, почему и что он хочет передать другому участнику. За этим следует кодирование идеи.

Кодирование — это трансформирование предназначенного для передачи значения в послание или сигнал, который может быть передан. Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы кодовых знаков — носителей информации. Далее носители организуются в определенную форму, которой могут быть речь, текст, рисунок, поступок и т.д.

В результате проведенных исследований формируется послание, содержащее данные с определенным значением. Послание посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата. Передатчиком можетбыть как сам человек, так и техническое средство. В качестве каналов используется сама среда (воздух, вода и свет) и различные технические устройства и приспособления (линии, волны и т.п.). Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данного послания по другую сторону канала.

Тот, кого достигло и кому было адресовано послание, называется получателем. Его роль заключается не только в фиксации получения послания, но в значительной степени в раскодировании этого послания в понятное и приемлемое для получателя значение. Раскодирование включает восприятие (что получил) послания получателем, его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял).

Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации шума. Шум — это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания. Источниками шума могут быть как средства коммуникационного процесса, так и организационные составляющие (многоуровневость, масштаб управляемости, централизация, дифференциация и т.д.), затрудняющие точную передачу сигнала. Необходимо иметь в виду, что на всех этапах процесса коммуникации происходит некоторое искажение значения передаваемого послания.

Последним важным элементом коммуникационного процесса является обратная связь, появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении. Обратная связь дает возможность отправителю узнать, дошло ли послание до адресата и в каком значении.

Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другими подчиненными.

Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для групп одной и той же или разной численности (рис. 9.3). В сетях типа «кружок» члены группы могут коммуницировать только с теми, кто расположен рядом с ними. В сетях типа «колесо» представлена формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные коммуницируют друг с другом через своего начальника. Лицо, находящееся в центре «колеса» получает больше посланий, чаще признается другими членами группы как лицо, выполняющее лидерские функции, обычно несет большую ответственность за передачу информации, от него больше, чем от других, ожидается окончательное решение проблемы. Такие сети называются централизованными и могут быть эффективны, если решаются простые проблемы.

Другой тип властной иерархии представляют сети типа «цепочка», в которых появляются горизонтальные связи — элемент децентрализации. «Всеканальные» сети представляют полностью децентрализованные группы. Обычно это требуется, когда необходимо участие всех в решении сложных проблем. Такой подход называют еще открытыми коммуникациями.

 

30. Роль и место менеджера в системе управления. Требования, предъявляемые к деятельности менеджера.

Менеджер — это человек, занимающий постоянную управленче­скую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирую­щей в рыночных условиях.

Термин «менеджер» может употребляться применительно:

§ к администратору любого уровня управления, если администри­рование осуществляется современными методами;

§ к руководителю предприятия в целом или его подразделений (за­вода, отдела, цеха, участка);

§ к организатору конкретного вида работ;

§ к руководителю по отношению к подчиненным.

Общей чертой управленческой работы является исполнение роли ру­ководителя. Американский теоретик в области менеджмента Генри Минцберг определил десять ролей, которые в зависимости от уровней управле­ния принимают на себя руководители в разной степени. Он подразде­ляет их на три больших класса: межличностные роли, информацион­ные роли и роли по принятию решений.
Роли принятия решений:

· Предприниматель (изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и "запускает" проекты по ее совершенствованию; инициирует организационные изменения);

· Регулятор отклонений (отвечает за корректирующие действия, когда организация оказывается перед опасностью серьезных проблем);

· Распределитель ресурсов (ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации);

· Ведущий переговоры (ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах).

Информационные роли:

· Приемник информации (разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, которую успешно использует в интересах своего дела);

· Распространитель информации (передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации);

· Представитель (передает информацию относительно планов, политики и т.д. во вне организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли; выступает от лица своих подчиненных).

Межличностные роли:

· Номинальный начальник (символический глава, в обязанности которого входит исполнение обязанностей правового или социального характера);

· Лидер (ответственный за набор, мотивацию и подготовку подчиненных, а также за обеспечение соответствующего морального климата в коллективе);

· Связующее звено (обеспечивает работу саморазвивающейся сети необходимых внешних контактов внешних контактов и источников информации).

 

Требования к профессиональной компетенции менеджеров можно условно разделить на две группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:
- Умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
- Информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие;
- Способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
- Умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.
Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. В данную группу входят:
- высокое чувство долга и преданность делу;
- честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
- умение четко выражать свои мысли и убеждать;
- уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
- способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

ЭКОНОМИКА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...