Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы методики организации обучения плаванию детей младшего школьно возраста




Начиная организацию и проведение начального обучения детей младшего школьного возраста плаванию очень важно иметь в виду анатомо-физиологические и психологические особенности детского организма. В целом существенной разницы между обучением плаванию детей и взрослых нет. В то же время каждый специалист, приступая к занятиям с младшими школьниками должен четко осознавать, что у них есть своя специфика, не учитывать которую он просто не имеет права. Возможности детей отличаются от людей старшего возраста. Это накладывает определенные ограничения, хотя одновременно и предоставляет дополнительные возможности. [1]

Опытным путем были выявлены определенные задачи, выполнение которых необходимо при обучении детей – школьников плаванию. К ним относятся следующие: [13]

- обучение плаванию с нуля;

- обучение новейшей технике спортивного плавания, включая навыки старта и подводных поворотов;

- совершенствование техники спортивного плавания и овладение набором ее вариаций.

В процессе занятий тренер руководствуется общими принципами системы физического воспитания, в том числе правилами и стандартами обучения.[16]

Отобранные им в процессе составления программы упражнения по прививанию детям грамотной техники плавания, должны быть простыми, легкими для запоминания и доступными для занимающихся, а также должны благотворно влиять на их здоровье, физическое развитие и психику.[24]

Требования, предъявляемые ребенку в процессе обучения, должны возрастать постепенно и соответствовать его возрастным и индивидуальным особенностям. Первыми к освоению можно демонстрировать упражнения, разучить которые у детей младшего школьного возраста получится за 2-3 занятия. Новичков, усвоивших неправильные движения, практически невозможно переучить. Чтобы этого избежать, в плавании применяется прием целостно-раздельного обучения, характерными элементами которого являются:[16]

- применение простых подготовительных упражнений в воде, включающих базовые элементы плавания (навык скользить по поверхности воды в горизонтальном положении, правильно и ритмично дышать и выполнять элементарные гребковые движения);

- разучивание отдельных элементов техники плавания и объединение их по мере освоения в целостный способ;

- освоение, как только это становится доступным, облегченного варианта техники плавания, сохраняющего в основе элементы спортивного способа.

Для обучения плаванию детей-школьников идеально подходит метод показа и доступного объяснения, возможно с помощью игры. Такой показ должен сопровождаться популярным и образным объяснением. Дети в высшей степени восприимчивы к демонстрации. Именно поэтому показ должен быть точным и высококвалифицированным. От этого во многом зависит и качество овладения занимающимися техникой спортивного плавания и их будущее в спорте в целом.[30]

Наиболее распространенной схемой движений в процессе изучении спортивных способов плавания является следующая:[5]

1. положение тела;

2. движения руками;

3. дыхание;

4. согласование движений рук и дыхания;

5. движение ногами;

6. согласование движений ног и дыхания;

7. согласование движений рук и ног;

8. согласование движений рук, ног и дыхания.

На практике каждый ребенок индивидуален. Тренер должен сам решить, какая последовательность оптимальна для каждого конкретного ученика. Таким образом, отступления от данной схемы вполне допустимы. Например, при начальном обучении движения ногами могут разучиваться раньше, чем движения руками. Углубленное же изучение современной плавательной техники начинается с движений руками всеми способами, за исключением брасса. Движения руками производят главную кинетическую силу в плавании. Необходимо такое естественное согласование движений, при котором ноги подчинялись бы рукам и между ними царило бы полное «взаимопонимание».[23]

Детям могут быстро наскучить однообразные повторяющиеся упражнения. Это необходимо всегда держать в уме, обучая детей элементам движений плавательной техники. Считается, что с того момента как дети смогут проплыть разучиваемым элементом способа определенный отрезок, необходимо сразу же переходить к плаванию целостным способом. Самые начальные попытки преодоления заданного расстояния рекомендуются к выполнению детьми выполняются в достаточно упрощенной форме (например, с произвольно повторяющимся дыханием или в замедленном темпе).[16]

С тем, чтоб стандартное повторение упражнения не надоело детям, рекомендуется изменять темп, исходное положение тела, структурную формулу движений. Это с одной стороны повысит их интерес к упражнениям и поможет проще переносить их многократное повторение, а с другой стороны будет способствовать более легкому их освоению посредством применения наиболее удобных с точки зрения индивидуальных двигательных возможностей ученика плавательных движений.[29]

Игровая форма разучивания движений способствует поддержанию наибольшей устойчивости внимания у детей. В процессе игры благодаря позитивным эмоциям они гораздо быстрее адаптируются к воде и ее температуре, избавляются от скованности и напряженности, чувствуют себя смелее.[14]

Наглядность в обучении хорошо демонстрирует себя также в процессе занятий с пловцами старших возрастных групп. Тренер применят приемы, направленные на создание у занимающихся двигательных представлений о сложном движении или его отдельных фазах. В таких тренировках используются:[30]

- наглядная демонстрация упражнения/его отдельного элемента или фазы тренером, помощником или пловцом старшей возрастной группы;

- демонстрационный показ разучиваемого движения учеником данной группы, демонстрирующим лучшие результаты и высокую обучаемость;

- зрительные и звуковые ориентиры, задания предметного характера, образные «ограничители» движений (например, ученику предлагается выполнить стартовый прыжок через шест, удерживаемый у поверхности воды, таким образом, чтобы не задеть его);

- просмотр и анализ наглядных пособий: рисунков, плакатов, и т. д.

- имитационные упражнения на суше, в том числе статические движения, повторяющие отдельные моменты гребков и махов руками/ногами пловцом в водной среде;

- непосредственная помощь, оказываемая ученику, которая позволяет ему ощутить правильное положение частей тела в воде или само движение.

Важность следования принципу наглядности не подразумевает сведения обучения к механическому копированию демонстрируемых движений. Опираясь на образное и креативное мышление детей, тренер не должен забывать об их сознательности и активности. Ученикам рекомендуется в доступной форме разъяснять цель, с которой разучивается упражнение, почему оно выполняется в водной среде и именно таким образом. С первых же уроков тренер должен на примерах разучиваемого материала знакомить занимающихся с основными закономерностями плавания.[28]

Дети должны оценивать свою работу и глубоко переосмысливать те движения, которые они совершают в процессе тренировок, осознавая правильное и в равной же степени и не правильное их выполнение. [2]

В процессе обучения необходимо соблюдать принцип повторяемости и систематичности. При этом длительные перерывы в занятиях, недостаточное количество повторений упражнений/элементов/фаз отрицательно сказываются на изучении той или иной техники плавания в целом. В то же время простое и многократное повторение упражнений также не является достаточным для решения поставленной задачи. Упражнения должны изучаться по следующей схеме: от легкого к трудному, от простого к сложному, от освоенного к неосвоенному.[19]

Самые трудные для повторения и усвоения движения рекомендуется повторять на многих занятиях.[16]

Подводящие к плавательному процессу упражнения должны быть освоены занимающимися в общих чертах и могут быть исключены из уроков, с уменьшением надобности в каждом из них.[19]

Начальный этап обучения традиционно является наименее продолжительным, в связи с чем рекомендуется определить минимум наиболее эффективных и доступных для учеников упражнений.[26]

Наиболее успешно осуществлять обучение детей плаванию на начальных этапах можно в специальных учебных бассейнах, где уровень воды в общем варьируется строго в диапазоне от 50 до 100 см, или на мелкой части спортивного бассейна, если глубина ее не превышает 80-90 см. Температура воды в бассейне не должна быть, ниже 26 градусов.

Добиться повышения эффективности обучающего процесса возможно с помощью применения специального инвентаря: плавательные доски для детей, надувные поплавки, поддерживающие ноги при плавании с помощью рук, надувные круги, гимнастические обручи, обычные шесты, изготовленные из дюралевых или пластмассовых трубок длинной от 2 до 4 м и диаметром 3-4 см, плавающие шесты, резиновые шайбы, мячи и др.

Основа курса «Начальное обучение» представляет собой поэтапное освоение подготовительных упражнений в воде и последовательное комплексное изучение упрощенного способа плавания «кроль на спине», «кроль на груди», брасс и дельфин. Занятие рекомендуется начинать с разминки и выполнения нескольких упражнений на суше, подготавливающих детей к освоению учебного материала непосредственно в воде.

Среди основных средств обучения выделяют следующие:[13]

- гимнастические упражнения на суше общеразвивающего и специального характера;

- упражнения по имитации движений в воде;

- подготовительные упражнения, игры и развлечения в воде;

- базовые прыжки в воду с бортика;

- упражнения для изучения упрощенных и спортивных способов плавания;

- упражнения для исправления ошибок в технике, совершенствования техники и освоения вариативных элементов.

Урок – основная форма учебных занятий. На уроках тренер наблюдает за учениками, отмечая индивидуальные особенности и способности каждого из них. Это необходимо для того, чтобы корректировать каждого обучающегося, помогая ему лучше усваивать материал, исправлять ошибки, двигаться вперед в процессе обучения. [25]

На первом уроке тренер разъясняет ученикам правила внутреннего распорядка в бассейне, знакомит с гигиеническими требованиями, объясняет команды и жесты, которыми он будет пользоваться во время урока.

В целях соблюдения правил и требований безопасности на занятиях в бассейне каждый тренер обязан:[7]

- не давать допуск к уроку детям, не прошедшим медицинский осмотр;

- выводить новичков на борт бассейна и уводить их в душевые строем;

- на первом занятии объяснить и показать детям технику правильного и безопасного входа в воду;

- не допускать прыжков в воду вниз головой на небольшой глубине;

- следить за поддержанием строгой дисциплины на занятиях;

- вести непрерывное наблюдение за всеми занимающимися, особенно когда урок проводится в глубоком бассейне;

- при переводе группы для занятий в глубокий бассейн, проверить и оценить умение каждого ребенка плавать на глубоком месте, даже если он уверенно держался на воде в мелком бассейне;

- приступать к занятиям в воде только после того, как предыдущая группа занимающихся полностью выйдет из бассейна.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...