Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы в развитии психологического знания.




У психологии очень длинная предыстория (с античных времен) и очень короткая история. Античных философов занимал вопрос о том, что делает человека человеком, что движет его поступками, поведением, вызывает эмоции. Поначалу все это приписывалось душе. А вопрос о душе был лишь частью создаваемой древними философами картины мира.

Годом рождения психологии как самостоятельной науки считается 1879 г., когда в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавлял Вильгельм Вундт (Wundt) (1832-1920), философ и психолог, который решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе. В этой лаборатории изучались память, мышление, сознание и психология народов (“физиологическая психология”). Структурализму противостоял функционализм, основным предметом которого считались не структуры внутреннего опыта, а то, как они работают, их функции в решении людьми конкретных задач, т. е. психические функции. Основателем функционализма в США был Уильям Джемс (1842-1910).

Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под влиянием работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Экспериментальная психология того времени, возникнув из исследований органов чувств, считала своим предметом ощущения. Павлов и Бехтерев обратились к высшим нервным центрам головного мозга и утвердили новый предмет – целостное поведение. Взамен ощущения исходным понятием выступил рефлекс. В России первую экспериментально-психологическую лабораторию в 1885г. открыл Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) в Казани, там изучалась связь психических процессов с работой мозга. Это направление называлось “объективная психология”, “рефлексология”.

Дальше взгляды на то, что следует считать предметом психологии также существенно менялись от теории к теории. Бихевиористы считали, что это поведение, психоаналитики, что бессознательное, представители гуманистической психологии – личный опыт человека, его самосознание и т. п.

Таким образом, в развитии психологии можно условно выделить четыре этапа.

На первом этапе психология существовала, как наука о душе. Долгое время психические явления оставались для человека непостижимой загадкой. Например, в народе глубоко укоренилось представление о душе как особой субстанции, отдельной от тела. Такое мнение сформировалось у людей из-за страха смерти, поскольку еще первобытный человек знал, что люди и животные умирают. В то же время уже первобытные люди знали, что когда человек спит, т. е. не вступает в контакт с внешним миром, то видит сны – непонятные образы несуществующей реальности. Вероятно, стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некоего неизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению верование о том, что человек состоит из дух частей: осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е. души. Пока человек жив его, его душа находится в теле, а когда она покидает тело, человек умирает. Когда же человек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-нибудь другое место. Таким образом, задолго до того, как психические явления стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме.

Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. Древние цивилизации придумали себе богов. Им казалось, что Солнце, Луна и звезды наделены таинственной силой, которая дает им возможность перемещаться, а поэтому их следует считать бессмертными созданиями и люди должны их почитать.

Первые греческие философы, пытавшиеся в VI веке до н. э. понять природу человека, сознавали, что представление о мире богов основано на мифах. Тем не менее, они еще были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой. Этот «дух» был, по их мнению, чем-то нематериальным.

На втором этапе психология представлялась как наука о сознании. Этот крупный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта. Он считал, что человек с детства впитывает в себя очень многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Поэтому, для того, чтобы найти истину, по его мнению, сначала надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой органами чувств. Наше сомнение – верный признак того, что мы мыслим. «Мыслю – значит, существую» (Декарт). Он говорит, что мышление – это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». И первое, что обнаруживает человек в самом себе – это сознание.

Примерно с XVII в. возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Т. о., психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Однако сознание еще долго рассматривалось отдельно от других естественных процессов.

Во втором десятилетии XXв., возникло новое направление психологии, представители которого объявили и новый предмет психологической науки – им стала не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность из вне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Это направление получило название «бихевиоризм» и явилось третьим этапом в развитии представлений о предмете психологии.

Четвертый этап в становлении психологической науки начинается со второй половины XXв. Современный этап развития психологии связан с изучением факторов, закономерностей и механизмов психики.

Итак, предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. Но научная психология изучает: 1). конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно; 2). психологические законы (закономерности); 3) механизмы психической деятельности (т. е. работа конкретных анатомо-физиологических аппаратов, природу и действие этих механизмов психология выясняет совместно с другими науками (физиологией, биохимией, биофизикой, химией, кибернетикой и др. )

Итак, психология – это наука, изучающая факты, механизмы и закономерности той стороны жизни, которая обычно называется психической или душевной. Эта жизнь сложна и многообразна. Принято выделять познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, с помощью которых человек получает и перерабатывает информацию об окружающем мире. Другие психические явления регулируют поведение человека, его общение с другими людьми. Их называют психическими состояниями и свойствами. В их число включают потребности, мотивы, волю, чувства, способности, темперамент, характер и др. Кроме того, психология изучает человеческую деятельность и общение, их взаимосвязь с психическими явлениями. Это только некоторые основные явления, изучением которых занимается психология. В настоящее время эта наука востребована во многих сферах человеческой деятельности и поэтому, практически каждой из них сейчас соответствует своя отрасль психологии со своим предметом и методами исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...