Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Периоды детского возраста. Физическое развитие детей. Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Нервно-психическое развитие детей




Уважаемые студенты, изучив лекционный материал по теме «Периоды детского возраста. Физическое развитие детей. Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Нервно-психическое развитие детей» вы должны:

 

Знать:

Ÿ историю развития педиатрии;

Ÿ основные принципы организации педиатрической службы в Республике Казахстан;

Ÿ принципы диспансеризации детского населения;

Ÿ критерии распределения детей по группам здоровья;

Ÿ периоды детского возраста и их характеристику;

Ÿ основные закономерности нарастания массы тела, роста, окружности головы и груди ребенка в различные возрастные периоды;

Ÿ понятие об акселерации;

Ÿ анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств ребенка;

Ÿ показатели нервно-психического развития детей раннего возраста.

 Уметь:

Ÿ распределять детей по группам здоровья;

Ÿ оценить физическое и нервно-психическое развитие детей.

Периоды детского возраста. Физическое развитие детей. Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Нервно-психическое развитие детей

Педиатрия (от греч. paidos – дитя и iatrea – врачевание) изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения.

Начало организации охраны материнства и младенчества в Казахстане было положено в 1921 году. С 1921 года начали возникать первые учреждения охраны материнства и младенчества – дома грудного ребенка, детские дома и распределители, дневные ясли. Одновременно создается сеть охраны здоровья детей и подростков.

В первые годы, когда шел организационный период, дело охраны матери и ребенка не могло получить широкого и скорого развития. Тому препятствовал ряд серьезных причин. Так, сохранялось тяжелое экономическое состояние страны, острая нехватка государственных бюджетных средств, отсутствовали квалификационные кадры, особенно из коренной национальности. Кроме того, идеи охраны материнства и младенчества, основанные на научных началах, не были еще понятны широкими слоями населения. Более того, они воспринимались большинством простого народа с суеверным недоверием и страхом.

В Казахстане никогда прежде не существовало медицины, как системы оказания медицинской помощи. Народная медицина в силу своей ограниченности не могла коренным образом предупреждать и ликвидировать вспышки эпидемий и оказывать влияние на широко распространенные среди народа социальные болезни, но это не значит, что в народном опыте ничего полезного не было и нет.

 Казахам были известны особенности ухода и вскармливания новорожденных и недоношенных детей. Так, при рождении ребенка соблюдали чистоту, оберегали от охлаждения, укрепляли организм регулярным купанием, применяли ванны с подсоленной водой, растирания, массаж. При потере молока матери, ребенка вскармливали грудным молоком, используя лактирующих кормилиц. При необходимости искусственного вскармливания знали преимущества использования кобыльего молока, как более близкого по составу и усвояемости к грудному молоку.

Особенно большое значение в уходе за новорожденным имела люлька (бесик) оригинальной легкой, но прочной конструкции. В условиях кочевого образа жизни она была абсолютно незаменима, так как отвечала всем бытовым и гигиеническим требованиям кочевого образа жизни. Легко транспортировалась верхом на лошади или верблюде, обеспечивая безопасность ребенку при дальних перекочевках. В ней создавался достаточно стабильный микроклимат, предохраняющий ребенка от охлаждения и перегревания в условиях проживания и зимой и летом в войлочных легких юртах под открытым небом. Благодаря ее конструкции (со съемным моче - и калоприемником) у ребенка не наблюдалось опрелостей, и он всегда содержался в чистоте. Не будет преувеличением сказать, что в сохранении казахов как этноса и продолжении рода в суровых резко континентальных условиях климата и кочевого образа их жизни, большую роль сыграл бесик – это великое изобретение предков нынешних казахов. Думается, что в современных кювезах (инкубаторах) для новорожденных и недоношенных детей и одноразовых чудо подгузниках (памперсах) нашла свое воплощение старая идея бесика, решенная средствами нового высокотехнологического века.  

Одним из недостатков бесика была гипокинезия ребенка, поэтому с целью предупреждения застойных явлений (в кровообращении, в легких) ребенку ежедневно делали своеобразную гимнастику и массаж.

В первое десятилетие советского Казахстана печальная статистика высокой смертности продолжала сохраняться. Это обстоятельство вызвало необходимость создания научно-практического центра по обследованию и неотложной медицинской помощи женщинам и детям.

Официальное открытие НИИ охраны материнства и младенчества (ОММ) состоялось 28 ноября 1932 года. В связи с крайним недостатком кадров все штатные единицы института были укомплектованы врачами по совместительству. Временно исполняющим обязанности директора была назначена доктор Т. С. Лебединская.

Большой вклад в развитие отдельных разделов педиатрии внесли Н. А. Барлыбаева, А. Б. Бисенова, Т. Н. Никонова и др.

Как самостоятельная медицинская специальность педиатрия начала развиваться в России в 30-40-х годах прошлого столетия. Россия занимала одно из первых мест по уровню детской смертности. Некоторая помощь, оказываемая матерям и детям, основывалась на благотворительных сборах; государственных средств для этих целей не выделялось. Уход за новорожденными и детьми раннего возраста осуществлялся в антисанитарных условиях, процветала деятельность невежественных бабок и знахарок, отсутствовали возможности и какие-либо познания в области медицинской помощи детям.  

Важным этапом в развитии педиатрии явилось открытие в 1834 г. в Петербурге первой детской больницы, носящей ныне имя замечательного русского педиатра Н. Ф. Филатова. Эта больница была построена на средства благотворительных обществ и считалась второй детской больницей в Европе. Несколько позже ( 1842) в Москве открывается еще одна детская больница, которой в дальнейшем также было присвоено имя Н. Ф. Филатова.

Основоположниками отечественной научной педиатрии по праву считаются Н. Ф. Филатов и Н. П. Гундобин. Н. Ф. Филатов сменил Н. А. Тольского, став профессором клиники детских болезней Московского университета. Здесь развернулись его блестящие педагогические способности и талант крупного ученого. Н. Ф. Филатов опубликовал ряд работ, ставших настольными книгами для педиатров России. Это прежде всего лекции по инфекционным болезням «Семиотика и диагностика детских болезней», «Клинические лекции». Н. Ф. Филатов описал некоторые инфекционные болезни, важные и типичные для них симптомы, в частности ценный для диагностики кори признак – отрубевидные шелушения эпителия из слизистой оболочки губ и щек.

В Петербурге большое влияние на развитие научной педиатрии оказали работы Н. П. Гундобина (1860-1908), ученика Н. А. Тольского, который в 1898 г. возглавил кафедру педиатрии в Военно-медицинской академии. Основным направлением его исследований было изучение анатомо-физиологических особенностей детского организма. Результаты его работ были обобщены в монографии «Анатомо-физиологические особенности детского возраста». Им же было написано руководство по детским болезням. Н. П. Гундобин стал одним из организаторов «Союза борьбы с детской смертностью».

Крупный вклад в педиатрию внес профессор II Московского медицинского института им. Н. И. Пирогова А. А. Кисель (1859-1938). Большое внимание уделял А. А. Кисель профилактике и лечению туберкулеза, ревматизма и малярии у детей. Ему принадлежит приоритет в описании ревматизма как болезни, развивающейся в детском возрасте. Он одним из первых предположил прогрессирование ревматического процесса и в межприступном периоде, что явилось новым этапом в понимании ревматизма. А. А. Кисель принимал деятельное участие в развитии санаторной и курортной помощи детям.

Выдающаяся роль в организации и развитии охраны материнства и младенчества принадлежит Г. Н. Сперанскому (1873-1969). Он был одним из организаторов Государственного научного института охраны материнства и младенчества, а затем в течение многих лет являлся его директором. Научно-исследовательская деятельность Г. Н. Сперанского была многогранной – он изучал физиологические и патологические особенности детей раннего возраста, занимался вопросами диететики. Известны его исследования в области расстройств питания и пищеварения, сепсиса, пневмоний у детей этого возраста. Под общей редакцией Г. Н. Сперанского издан «Учебник болезней раннего детского возраста». В течение ряда лет, возглавляя Всесоюзное общество детских врачей внес большой вклад в повышение уровня знаний детских врачей и редактируя журнал «Педиатрия», Г. Н. Сперанский внес большой вклад в повышение уровня знаний детских врачей. Правительство высоко оценило деятельность Г. Н. Сперанского, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

М. С. Маслов (1885-1961), профессор Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова и Ленинградского педиатрического медицинского института, известен фундаментальными исследованиями биохимических особенностей обмена веществ у здорового и больного ребенка. Учебники и руководства, написанные М. С. Масловым, служат настольными книгами для многих поколений врачей и студентов.

Крупный вклад в педиатрию внесла Ю. Ф. Домбровская (1891-1976), возглавлявшая кафедру педиатрии I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова. Ю. Ф. Домбровская посвятила свои научные работы пневмониям и другим болезням органов дыхания. В клинике, руководимой Ю. Ф. Домбровской, глубоко изучались также заболевания крови, коллагенозы и вопросы аллергии. Ю. Ф. Домбровская написала фундаментальные работы, монографии, посвященные пневмонии, заболеваниям органов дыхания, витаминной недостаточности у детей. Научные исследования и практические разработки Г. Н. Сперанского, Ю. Ф. Домбровской и А. Ф. Тура по физиологии и патологии детей раннего возраста, способствующие резкому снижению их заболеваемости и смертности, удостоены Ленинской премии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...