Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития представлений об окружающем мире дошкольников с нарушениями зрения




Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим разви­тием слепых и слабовидящих имеют свои специфические особенности (Л.И. Плаксина). Изу­чив практические действия детей с нарушениями зрения, Л.И. Плаксина делает вывод о том, что освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замед­ленный характер. Также отмечаются затруднения в работе с объемными материалами и жела­ния непосредственного контактирования с объектами.

Изучение детей старшего дошкольного возраста показало, что у них существуют трудно­сти ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, при этом собственные сенсорные возможности детьми не осознаются (Е.В. Селезнева). В результате исследования автором установлено, что у детей с косоглазием и амблиопией наблюдаются бессистемные, неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних призна­ках, строении, функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребенку с пато­логией зрения активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. В процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения полностью доверяются поступательной зрительной информации. Лишь отдельные дошкольники осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая при этом предпочтение ося­занию и слуху. Почти отсутствует ориентация на обоняние и вкусовые ощущения. При этом у детей практически отсутствует планомерное обследование предметов, как зрением, так и со­хранными анализаторами, снижена их перцептивная активность.

В ряде дошкольных образовательных учреждениях г. Челябинска были проведены иссле­дования особенностей предметных представлений, а также представления о человеческом об­лике (мимика, проявление эмоций) у дошкольников с косоглазием и амблиопией и нормаль­ным зрением (Л.А. Дружинина).

Были использованы диагностические методики, разработанные Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной, и другими с некоторой их модификаци­ей. Детям были предложены задания, по результатам выполнения которых представилась воз­можность определить уровень их представлений об окружающем мире. По содержанию задания соответствовали возрастным возможностям детей с 4-х до 5 лет, с 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет.

Детям 4—5 лет было предъявлено 12 заданий.

Назови сходные предметы одним словом и расскажи, для чего они нужны (машина, автобус, самолет..., валенки, сандалии, туфли..., стул, табуретка, кресло...).

Подбери игрушки одного цвета, формы, материала (все деревянные, железные, стеклян­ные, а также разного цвета и формы).

Лото на классификацию предметов (транспорт, мебель, посуда, одежда).

Расскажи, зачем и как нужно следить за полостью рта и за волосами.

Детям 5—6 лет было предъявлено 17 заданий.

Назови форму, цвет, вспомни вкус продукта, который я назову или покажу (лимон, конфета, яблоко, арбуз, соль).

Определи и назови предметы внутри одного рода (посуда: чайная, столовая, кухонная; мебель: для кухни, комнаты и спальни) и их функциональное назначение.

Назови электроприборы, которые ты знаешь, определи, для чего они нужны (по предъявленным картинкам).

Расскажи о профессиях воспитателя, повара и прачки. Изобрази такую же эмоцию, какая нарисована на картинке. Детям 6—7 лет было предъявлено 17 заданий.

Опиши основные признаки предмета, назови его назначение, правила использования и хранения, расскажи все о ножике и ножницах.

Сгруппируй предметы по существенным признакам. Объясни, почему сгруппировал именно так (мебель, инструменты, продукты).

Назови и расскажи о предметах быта, об умении пользоваться ими по памяти. Такие же задания мы попросили выполнить дошкольников с нормальным зрением. Таким образом, предложенные методики позволили определить:

• особенности предметных представлений об окружающем мире, а также представлений о человеческом облике (мимики, проявления эмоций).

Задания предъявлялись детям в игровой форме и поэтапно.

Оценка полученных результатов осуществлялась по трем основным критериям, которые характеризовали степень успешности выполнения задания:

• дети, выполнившие задания самостоятельно и правильно были отнесены к первому уровню;

• ко второму уровню отнесены дети, которые достигли результатов с помощью педагога (наводящие вопросы и наличие не более двух ошибок при выполнении задания);

• к третьему уровню отнесены дети, которые частично выполнили задания или отказа­лись их выполнять.

При группировке сходных предметов по назначению и названию дети 4-5 лет правильно узнавали и называли предметы, а о назначении данных предметов говорили, исходя из имею­щегося практического опыта.

Ответы по данному заданию у детей с нарушенным и нормальным зрением были однотипными: «машина, автобус, самолет, чтобы ездить, летать, возить людей».

При группировке предметов по форме, цвету и материалу было выявлено, что все дети среднего дошкольного возраста правильно называют предметы. Дети с нарушением зрения долго разглядывали игрушки, присматривались к ним, просили разрешения потрогать руками. Чаще отмечали форму мелких игрушек, а в крупных игрушках ее не замечали. Путали предме­ты, изготовленные из твердой пластмассы и дерева.

Дети с нормальным зрением быстро определяли форму и цвет игрушек, самостоятельно и правильно определяли материал, из которого они изготовлены.

Ответы детей с нарушением зрения на предложение рассказать об уходе за волосами и полостью рта были неполными, дети ограничивались тем, что говорили «чищу щеткой и во­дой», «чищу волосками от щетки». Часть детей вообще отказывались отвечать на этот вопрос.

Дети с нормальным зрением давали подробные ответы: «утром чищу зубы, на щетку выдавливаю пасту, закрываю колпачок и кладу на место, чищу зубы, чтобы они были белые и не болели». Дети часто говорили название своей зубной пасты, очень подробно рассказывали, как они чистят зубы и зачем им это надо. Дети с нарушением зрения на вопрос: «Как ты ухаживаешь за волосами?» — отвечали: «не знаю», «мою мочалкой и водой», «голову надо мыть, а то будет голая». Дети с нормальным зрением отвечали на вопросы более подробно и уверенно, описывали процесс ухода за волосами: «мою шампунем и водой, вытираю, потом расчесываю, мне помогает мама или делаю это сам».

При определении формы, цвета, вкуса предъявленного овоща дети с нарушением зрения 5 — 6 лет практически не называли фиолетовый и коричневый цвета, путали оранжевый цвет с красным, к форме овощей приглядывались, прибегали к помощи руки, путали круглую и овальную, прямоугольную и овальную формы. Называли вкус продукта по памяти. Мы пред­ложили детям вспомнить, какие на вкус лимон, арбуз, соль, конфета, яблоко. Дети путали вкус лимона, называя его горьким, или отказывались называть его вкус. Вкус соли они опре­делили так: горькая, кислая. Дети с нормальным зрением не допускали ошибок при определе­нии формы и цвета. В единичных случаях не могли вспомнить вкус соли, говорили, что она не сладкая, а горькая и кислая.

При определении умения группировать предметы и дифференцировать их внутри одного рода (посуда: чайная, столовая, кухонная) дети с нарушением зрения правильно группирова­ли предметы, но испытывали затруднения при дифференцировке внутри одной группы. Мно­гие дети долго смотрели на посуду, думали, на вопрос педагога: «Как можно распределить посуду?» — ответить не могли. Тогда вопрос изменили: «Покажи, из какой посуды пьют чай?», после этого дети показали на чашки и блюдца. Аналогично определили кухонную и столовую посуду. Всем была необходима словесная помощь педагога. Детям с нормальным зрением помощь педагога нужна была в единичных случаях, с заданием они справлялись правильно и самостоятельно.

Анализ знаний детей об электроприборах и их необходимости в быту показал, что дети с нарушением зрения правильно называли электроприборы, но на вопрос, для чего они нужны, отвечали однотипно, не давали развернутого ответа. Большинство детей не знают, для чего нужен холодильник, используют слова «замораживать молоко», «размораживать», а для чего — не знают. Дети с нормальным зрением отвечают на вопросы полностью и развер­нуто: «пылесос нужен, чтобы пылесосить ковер, чтобы не было мусора, чтобы было чисто», «плита нужна, чтобы жарить, варить, печь, а потом кушать». Дети понимают необходимость использования холодильника: «чтобы хранить продукты, чтобы они не испортились и не сгни­ли, чтобы не кисло молоко».

У детей с косоглазием и амблиопией наблюдается обеднение предметно-практического опыта. Отвечая на вопросы: «Для чего нужны воспитатель, повар, прачка, чем они занимают­ся в детском саду?» — дети с нарушением зрения рассказали следующее: «воспитатель нужен, чтобы ухаживать за детьми; чтобы смотреть за детьми; чтобы дети не баловались; воспитывать детей; чтобы ходить гулять; чтобы командовать; просто нужен». В двух случаях дети не отве­тили на данный вопрос. Дети с нормальным зрением давали следующие ответы: «воспитатель вместо мамы, когда мама на работе; воспитатель учит детей всему; воспитывает детей, чтобы они хорошими были». Дети с нарушенным и нормальным зрением о необходимости в детском саду повара говорили одинаково: «нужна, чтобы обед варить; кушать готовить; овощи варить; чтобы мы кушали», Среди обследованных детей с нарушением зрения только три ребенка ответили, что прачка стирает белье в детском саду, остальные не смогли ответить на этот вопрос. Дети с нормальным зрением на вопрос отвечали вопросом: «Это которая лечит нас; которая моет?» — остальные дети ответили «не знаю».

При выполнении задания на распознание и определение эмоционального состояния по пиктограмме и умение изобразить данную эмоцию на своем лице дети с косоглазием и амбли­опией легко узнавали пиктограммы, на которых были изображены радость, горе, страх. Пик­тограмму, обозначающую зло, узнали только два ребенка. Дети смогли на своем лице изобра­зить радостное настроение, горе и страх изобразить затруднялись, показывали только выраже­нием глаз, мимика оставалась спокойной. Изобразить зло не смог никто. Дети с нормальным зрением правильно распознавали пиктограммы, почти не делали ошибок. Изобразить мими­ческое проявление зла могли не всегда, остальные мимические позы изображали правильно.

На предложение описать основные признаки предмета, рассказать о его назначении, пра­вилах использования и хранения (нож и ножницы) дети обеих групп рассказывали правильно и развернуто, например, «это ножик, он сделан из металла, а ручка его деревянная, им можно резать хлеб, овощи, колбасу, мясо, хранить его надо в специальной подставке. Обращаться с ножом нужно аккуратно, так как можно порезаться». Надо отметить то, что дети с нарушени­ем зрения говорили, что с ножом и ножницами нужно обращаться аккуратно, так как можно поранить глаза, а дети с нормальным зрением говорили, что можно порезать руку, палец, и только два ребенка вспомнили о глазах.

О предметах быта, техники и умению ими пользоваться дети с нарушением зрения отвечали, исходя из своего практического опыта. В качестве примера: «телефон нужен для того, чтобы звонить и общаться друг с другом, телевизор необходим для того, чтобы смотреть мультики, новости и разные другие передачи». Дети с нарушением зрения узнают и называют электроприборы, рассказывают об их назначении в быту: «на плите варят суп и жарят картош­ку», «швейная машина шьет платья», «будильник, чтобы зазвенел рано утром», «телефон, чтобы попросить о помощи». На вопрос о том, как пользоваться тем или иным прибором, дети затруднялись ответить. С помощью наводящих вопросов дети с нарушением зрения пытались сказать, что электроприборами надо пользоваться с сухими руками, брать за вилку, а не за шнур, вытирать пыль влажной тряпкой, когда электроприбор отключен.

Дети с нарушением зрения на вопросы о знании электроприборов, о необходимости их в быту и умении ими пользоваться отвечали однотипно, не давая развернутых ответов. Дети с нормальным зрением отвечали полно и развернуто.

При определении умения детей узнавать мимическое проявление эмоций по пиктограмме, давать объяснение, по какой причине у человека может быть такое выражение лица, дети с нарушением зрения испытывали затруднения в узнавании и объяснении пиктограмм, обозначаю­щих мимические проявления удивления и злости. Часто звучали ответы «не знаю», но некото­рые дети, правильно узнав пиктограмму говорили: «удивился, потому что происходит чудо».

В узнавании и объяснении других пиктограмм у детей трудностей не возникало. Ребята правильно узнавали и объясняли эмоции. Необходимо отметить, что дети с нормальным зрени­ем давали более полные ответы определения грусти: «когда человека уволили», радости: «ког­да надо идти в школу», «когда идут в детский сад», «когда человек нашел работу»; горе: «когда мама умирает, а папа уезжает».

Дети с косоглазием и амблиопией распознавали не все эмоциональные состояния, большинство мимических проявлений эмоций изобразить не смогли, а дети с нормальным зрением почти все задания выполняли правильно.

По результатам данного обследования уровень развития навыков представлений об окружающем мире детей с косоглазием и амблиопией ниже, чем у их сверстников с нормальным зрением.

Полученные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика представлений и ориентировки в окружающем мире (в %)

 

 

 

подгруппа Действия детей по уровням
I уровень II уровень III уровень
с нарушенным зрением с нормальным зрением с нарушенным зрением с нормальным зрением с нарушенным зрением с нормальным зрением
4 — 5 лет 41,2 58,8 58,8 41,2 0,0 0,0
5 — 6 лет 11,8 58,8 76,4 41,2 11,8 0,0
6 — 7 лет 50,0 62,5 50,0 37,5 0,0 0,0

 

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения его испытывают значительные трудности при восприятии объектов. Восприятие характеризуется замедленностью, фрагментарностью, носит неточный характер, поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее, чем уих сверстников с нормальным зрением.

Из вышесказанного следует, что для детей дошкольного возраста необходимо организовывать и проводить индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию социально бытовой ориентировки. Как правило, дошкольники активны, любознательны, проявляют интерес к окружающему, а данный возрастной период является сензитивным к обучению.

Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для дошкольников с нарушениями зрения предусмотрено планирование и проведение коррекцион­ных занятий по социально-бытовой ориентировке, где подробно расписаны задачи обучения, предложены дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс умений и знаний, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях (В.З. Денискина и др.).

Программа рассчитана на четыре года обучения. Каждый год включает следующие раз­делы: «Предметные представления», «Приобщение ребенка к труду взрослых», «Наблюдения на улице», «Ребенку о нем самом».

С каждым годом содержание материала расширяется и усложняется. На втором году добавляется раздел-обучение детей движению на улице.

На третьем и четвертом году обучения раздел ребенку о себе самом дополняется программными материалами — ребенку об окружающих людях.

Основными задачами социально-бытовой ориентировки являются:

1. Расширять детские представления о предметном мире, учить обследованию предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния и осязания), понимать их назначение, учить правилам использования и хранения.

2. Закреплять знания детей о местах расположения различных помещений детского сада, игровых и спортивных площадок, о правилах поведения, в зависимости от их назначения.

3. Дать представления о некоторых видах труда в промышленности, в сельском хозяй­стве и на транспорте, учитывая местные условия. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

4. Дать понятие о предметах бытовой техники и познакомить с правилами безопасности во время пользования ими.

5. Знакомить детей с транспортными средствами ближайшего окружения, дать представления о многообразии специального транспорта.

6. Организовывать для детей прогулки, экскурсии в ближайшее окружение (парк, лес, магазины, улицы города)

7. Учить детей быть наблюдательными за явлениями природы. Бережно к ней относиться.

8. Закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах.

9. Развивать культурные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Содержание программы по социально-бытовой ориентировке основано на указанных выше адачах.

Раздел программы «Предметные представления» включают в себя усвоение дошкольниками с нарушениями зрения признаков и свойств предметов, их формы, цвета, величи­ны и пространственного положения. Детей учат подбирать и группировать предметы по их признакам и назначению, делать обобщения и дифференцировать предметы внутри одного рода. При обследовании предметов детей приучают использовать все анализаторные системы.

В помещении детского сада дети должны самостоятельно ориентироваться в групповой комнате, а также знать, где расположен стол, за которым ребенок сидит во время занятий, а также во время приема пищи.

Дошкольников знакомят с правилами хранения игрушек в групповой комнате. Ребенок должен знать, где расположена спальная комната и его кроватка. Детей приучают в своем шкафчике правильно раскладывать одежду.

В помещении детского сада находить кабинет врача, заведующей, кухни. ошкольников знакомят с бытовыми приборами и учат пользоваться ими.

Приобщение к труду взрослых включает в себя, в первую очередь, создание условий для посильного участия детей в труде взрослых, а также воспитания бережного отношения к результатам их труда. детей формируют представления о некоторых видах труда.

Наблюдения и поведение детей на улице предусматривает наблюдения за поведением людей на улице, за транспортом и светофором. Большое значение имеет проведение экскур­сий. Детей знакомят с сезонными изменениями в природе, общественными заведениями, их работой, с правилами пользования (в магазине делают покупки, здесь играть нельзя и т. д.), наблюдать за поведением людей на улице, их внешним видом.

Ребенку о нем самом и окружающих людях. Данный раздел программы включает в себя усвоение детьми своего имени, отчества, фамилии. Умение оценивать эмоциональное состоя­ние сверстника и взрослого человека. Важным в этом разделе является обучение детей пользо­ваться зрительной ориентацией в соответствии со зрительными возможностями, о возможнос­тях замены зрительной информации слуховой при ориентировки в большом пространстве, когда дети не могут видеть движущиеся объекты, но могут услышать, как они двигаются.

Таким образом, мы дали краткое содержание разделов программы социально-бытовой ориентировки для дошкольников с нарушениями зрения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...