Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новое пограничье России: генезис, морфология и современные проблемы




Уникальность новых границ

Распад социалистической системы в 1989 г. и последовавший вскоре распад ее краеугольного камня – СССР вызвал появление большого числа новых стран и обширного нового приграничья. Протяженность новых границ одной только России составила около 13 тыс. км. Примечательно, что общая длина границ бывшего СССР и РФ почти одинаковая – соответственно около 62 тыс. и 61 тыс. км. Граница со странами Балтии составляет 1025 км, со странами СНГ – свыше 12 тыс. км. Новые российские границы не оформлены с точки зрения международного права. Хотя работы по их делимитации ведутся (в частности, к 2000 г. на российско-украинской границе они были близки к завершению), большая их часть еще впереди. Нужно произвести соответствующие съемки, оформить их результаты документально и передать в ООН. Только после этого возможны работы по демаркации границы на местности.

После распада СССР новые российские границы оказались не только не оформленными вдоговорно-правовом отношении, но и не прикрыты в войсковом плане. Ведь за пределами России после распада СССР остались почти третья часть пограничных войск, от 30 до 40% сухопутных, морских и авиационных сил, а также наиболее оборудованные в инженерно-техническом отношении юго-западные участки с развитой инфраструктурой и системой пропуска (80% имевшихся в СССР контрольно-пропускных пунктов). В результате возможности пограничных войск сократились почти наполовину.

Россия по-прежнему стоит перед дилеммой: с одной стороны, необходимость укрепления экономической и иной безопасности требует и укрепления новых государственных границ. Различные темпы экономических преобразований, углубляющиеся различия в правовом пространстве, очевидно разные геополитические ориентации объективно способствуют усилению барьерной функции границ.

С другой стороны, ни Россия, ни большинство новых государств на ее рубежах не могут позволить себе колоссальные затраты, которых требует обустройство границ. Об их масштабах дают приблизительное представление следующие цифры. По данным Федеральной пограничной службы (ФПС) на конец 1995 г., инженерное обустройство 1 км границы в среднем стоило 200 тыс. долларов, строи-

тельство одной пограничной заставы через каждые 15-20 км – 1000-1200 тыс. долларов; итого: 2-3 млрд долларов на саму границу плюс 5-7 млрд – на сооружение застав.

Поэтому некоторые внешние границы бывшего СССР сохраняют ряд функций, общих для нескольких стран СНГ. Российские пограничники оставались в 2000 г. на рубежах Таджикистана с Афганистаном и Армении с Турцией и Ираном.

Таким образом, Россия – уникальная страна, поскольку имеет вынесенные на рубежи бывшего СССР таможенные (в Белоруссии) и иные границы, в том числе в страну, непосредственно с ней не граничащую (Таджикистан).

Только в Таджикистане России с трудом удалось разделить бремя охраны этих неспокойных границ с пограничниками Казахстана, Киргизии и Узбекистана, хотя через Таджикистан открывается прямой доступ не только к среднеазиатским республикам и Российской Федерации.

Внешние угрозы

Для российской идентичности крайне важно восприятие характера и остроты внешних угроз, исходящих от различных участков границы. Сегодня Россия граничит с 16 иностранными государствами. Практически каждое из них имеет или имело в свое время территориальные претензии к России.

В Финляндии существуют силы, которые могут реанимировать вопрос о присоединении к ней Карелии и Карельского перешейка. Эстония официально отказалась от территориальных претензий к России, но там найдется немало политиков, готовых вновь претендовать на возвращение к границам, зафиксированным Тартуским мирным договором 1920 г., т.е. присоединение к ней Печорского района Псковской области и Кингисеппского района Ленинградской области (района Ивангорода). Подавляющее большинство населения этих районов всегда составляли русские: ныне из 41 тыс. жителей эстонцев лишь около 1,5 тыс. При этом Печорский район имеет для русской идентичности особое значение, поскольку там расположен один из древнейших городов Руси Изборск и Псково-Печорский православный монастырь, история которого насчитывает более 500 лет.

По сходным основаниям Латвия претендовала на Пыталовс-кий район Псковской области (около 1300 кв. км, или 2% от территории Латвии). В январе 1992 г. латышский парламент принял

соответствующее постановление. Железнодорожный поселок Пы-талово появился на карте России в 1860 г. и относился к Псковской губернии. По Рижскому договору 1920 г., Пыталово вместе со всей волостью вошло в состав Латвии, а с 1944 г. эта территория, в соответствии с волеизъявлением населения,.возвращена России. Латышей в районе практически нет.

В трудах ряда современных украинских авторов настойчивой темой звучит несправедливость нынешних российско-украинских границ, якобы навязанных РСФСР и СССР Украине и не совпадающих с этническими, а также и украинско-польской границы, проведенной под нажимом СССР исключительно в пользу Польши, хотя никогда в истории Украина не существовала в столь широких границах, как теперь. Подчеркивается, что обширные районы Брянской, Воронежской, Ростовской областей, а также значительная часть Краснодарского и Ставропольского краев представляют собой украинскую этническую территорию, где, согласно переписи 1926 г., имелись районы чисто украинские и со смешанным населением, а всего проживало 5100 тыс. украинцев (66% населения этих территорий), подвергшихся насильственной ассимиляции и депортации.

Граница с Казахстаном менялась в различных районах по нескольку раз, что дает основания для территориальных претензий радикальным силам. Так, когда-то в нынешний Казахстан входили Омск, часть Оренбургской области и Башкирии. Китай претендовал на значительную часть Хабаровского края. Хотя подписано российско-китайское соглашение о делимитации границы, имеющее большое политическое значение, линия границы на двух важных участках, в том числе в районе острова Большой Тарабаров-ский около Хабаровска, до сих пор не согласована. Япония, как известно, требует отдать ей четыре острова Курильской гряды.

В «Основах пограничной политики Российской Федерации» сформулированы 11 угроз национальным интересам и безопасности России в пограничном пространстве. Поэтому естественно дифференцировать обширную новую российскую границу по характеру и остроте угроз, использовав их определение, данное в официальном документе, лишь объединив некоторые пункты.

Всего рассматривается девять видов угроз (табл. 17):

• территориальные притязания к России (1);

• неопределенность международно-правового оформления границы (2);

Таблица 17 Типология регионов нового пограничья по характеру внешних угроз

Регионы (области)   Типы угроз  
                 
Ленинградская                    
Санкт-Петербург                    
Псковская                    
Калининградская                    
Смоленская                    
Брянская                    
Курская                    
Белгородская                    
Воронежская                    
Ростовская                    
Краснодарский                      
Карачаево-Черкесия                      
Кабардино-Балкария                      
Северная Осетия                      
Ингушетия                      
Чечня                    
Дагестан                    
Астраханская                    
Волгоградская                    
Саратовская                    
Оренбургская                    
Челябинская                    
Курганская                    
Тюменская                    
Омская                    
Новосибирская                    
Алтайский край                    
Республика Алтай                      

• нестабильность и напряженность обстановки в приграничье, связанная с отсутствием делимитации и демаркации границы (3);

• проявления в районах этнического и регионального сепаратизма, межнациональных и религиозных противоречий (4);

• расхищение национальных богатств и активизация контрабандной деятельности (5);

• нестабильность социальной обстановки и неконтролируемая миграция вследствие резкого снижения жизненного уровня в соседних странах (6);

• трансграничная организованная преступность, терроризм, неконтролируемая торговля оружием и наркотиками (7);

• региональные вооруженные конфликты вблизи границы России (8);

• риск природных и техногенных катастроф и трансграничный перенос загрязнителей (9).

Острота этих угроз была оценена экспертным путем в баллах (от 1 до 5) на основании многих исследований по каждой из 47 пар границ российских регионов и регионов бывших союзных республик. При этом наличие территориальных претензий и неопределенность правового статуса границ как фоновые показатели были оценены по двухбалльной системе, проявления сепаратизма и межнациональных противоречий, региональные вооруженные конфликты, терроризм и нелегальная торговля оружием и наркотиками как наиболее опасные угрозы – по пятибалльной, остальные – по трехбалльной.

Таким образом, было произведено «взвешивание» опасности угроз. Суммирование баллов, набранных каждой из пар границ, показало, что наиболее беспокойные из новых российских границ – между Дагестаном и Азербайджаном (первое место), Краснодарским краем и Абхазией, Северной Осетией, Чечней и Западной Грузией (бывшей Юго-Осетинской автономной областью).

Примерно одинаковые баллы – у границ между российскими регионами и странами Балтии и южнорусскими и восточноукра-инскими областями, но набор угроз в них разный, хотя для той и другой границы характерны серьезные последствия отсутствия международно-правового статуса, проблемы делимитации и демаркации, угрозы безопасности России, наносимые контрабандным вывозом цветных металлов и других товаров [см.: Колосов, Туровский, 1999].

В передовых странах граница для прилегающих к ней районов – давно уже не источник угроз им самим и стране в целом, а одна из основ благосостояния, фактор притяжения высокодоходных и инновационных сфер деятельности. Поэтому необходима и иная типология границ, «позитивная»- по перспективам и основным направлениям приграничного сотрудничества. Ее основаниями могут быть:

• перспективы совместного использования находящихся в приграничной зоне природных ресурсов;

• комплиментарность хозяйства приграничных регионов;

• возможности использования гуманитарных ресурсов, например, культурного и образовательного потенциала крупного города, расположенного вблизи границы;

• совместное использование рекреационного потенциала приграничных территорий;

• необходимость в совместных (коллективных) мерах по охране окружающей среды (например, трансграничных речных бассейнов), созданию и поддержке существующих заповедников, принятию мер по предотвращению рисков природных и техногенных катастроф, неблагоприятных и опасных природных явлений;

• возможности создания зон свободной торговли или свободного предпринимательства в приграничной полосе;

• возможности предоставления особого статуса приграничным районам с обеих сторон границы;

• необходимость в принятии любых других мер ad hoc, например, регулировании трансграничных систем расселения.

Пограничная политика, к сожалению, на многих направлениях остается заложницей большой политики. Например, каково будущее российско-грузинской границы в районе Сочи, если остается неопределенным статус Абхазии? Пограничное сотрудничество и деятельность пограничных служб в этих условиях становятся амортизатором, смягчающим на местном уровне последствия мер, принимаемых «наверху». Одна из долговременных задач – сформулировать выгоды, которые может извлечь каждая область и каждый район из своего нового, приграничного положения. Было бы целесообразно создать в ареалах интенсивного трансграничного взаимодействия (например, в порубежье украинского и российского Донбасса) «точечные», небольшие свободные экономические зоны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...