Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Девятая симфония, ре-минор




Девятая симфония — одно из самых выдающихся творений в истории мировой музыкальной культуры. По величию идеи и глубине ее этического содержания, по широте замысла и мощной динамике музыкальных образов Девятая симфония превосходит все созданное самим же Бетховеном.

Идейная концепция симфонии привела к принципиальному изменению самого жанра симфонии и ее драматургии. В область чисто инструментальной музыки Бетховен вводит слово, звучание человеческих голосов. Изменилась и сама организация симфонического цикла. Обычный принцип контраста (чередование, быстрых и медленных частей) Бетховен подчиняет идее непрерывного образного развития. Вначале следуют одна за другой две быстрые части, где концентрируются самые драматические ситуации симфонии, а медленная часть, перемещенная на третье место, подготавливает —в лирико-философском плане —наступление финала.

Первая часть. Трагически мрачные стороны жизни сильнее всего обрисованы в первой части симфонии, и ее главная тема, составляющая тематическую основу -А11е§го— средоточие всего враждебного человеку и человечеству. Что-то устрашающее слышится в непреклонности ритмических упоров оркестрового унисона, в маршеобразной чеканности каждого мотива:

В главной партии Бетховен показывает весь путь становления основной темы—-от ее зарождения до окончательного трагического утверждения.

Вторая часть. В скерцо образы действительности предстают в необычном для Бетховена мрачно-демоническом аспекте. В безудержно головокружительном движении как бы воплощается драматизм стремительного бега жизни.

Третья часть. Все мучительное и тревожное, что волновало раньше, отодвигается, как бы уходит в прошлое. Духовная просветленность и целомудрие, философская созерцательность характеризуют облик Адажио, особенно первой темы. Ее возвышенный лиризм полон благостного покоя.

Четвертая часть. Финал. В финале — итоге всей симфонии — Бетховен конкретизируя идею произведения, использует текст «Оды к радости» Ф.Шиллера. Хоровая часть финала предваряется инструментальным прологом.

Мелодия гимна, почти элементарная по своему складу, учит, по выражению Серова, «всенародным мотивом».

Мощное движение разрастается в грандиозный апофеоз, которым увенчивается не только Девятая симфония, но и все творчество Бетховена.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Х1Х века.

План

1. Общая характеристика стиля «романтизм».

2. Творчество композиторов-романтиков Ф.Шопена и Ф.Листа.

3. Романтизм в оперном жанре. Р.Вагнер.

 

ФРИДЕРИК ШОПЕН

1810 - 1849

 

XIX столетие, столь богатое неповторимо оригиналь­ными и вечно живыми явлениями в музыке, интересно и тем, что в центральное русло европейской классики вливаются новые самобытные творческие силы, представляющие преимущественно славянские страны: Польшу, Россию, Чехию. Во второй четверти XIX века всеобщее признание получают классики польской музыки— Ф. Шопен и русской — М. Глинка.

История справедливо вписала в скрижали имя Шопена наряду с именами самых великих людей искусства. Действительно, его музыка — это редкое сочетание большой мысли с чарующей красотой образов и безупречным совершенством форм — прекраснейшее откровение искусства.

Духовный мир Шопена — художника и гражданина — формировался в атмосфере сильнейшего общественного подъема, в период напряженной борьбы польского народа за национальное достоинство и независимость.

Если в области тонкой романтической лирики есть соизмеримые явления в современном Шопену искусстве.(творчество Шумана), то в наследовании «бетховенского духа» вряд ли можно найти ему равных. Это признает и сам Роберт Шуман; по его словам, «Шопен ввел бетховенский дух в концертный зал».

 

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

ДЕТСТВО И ЮНЫЕ ГОДЫ

Родители. Семья. Фридерик Шопен родился близ Варшавы в имении Желязова Воля. В определении даты его рождения биографы расходятся. По некоторым данным это день 22 февраля, по другим — 1 марта 1810 года.

Отец композитора— Николай Шопен — француз, сын лотарингского крестьянина, еще в молодые годы переселился в Польшу. После разгрома восстания Костюшки и окончательного раздела Польши (1795) Николай Шопен, капитан армии Костюшки, несмотря на шаткость своего положения решил остаться в Польше. Человек широкого умственного кругозора и образования, он занялся педагогической деятельностью и вскоре завоевал репутацию одного из лучших педагогов Варшавы. В 1802 году Николай Шопен, приглашенный в качестве воспитателя к детям графа Скарбека, поселился в имении Скарбеков Желязова Воля. В 1806 году состоялся его брак с дальней родственницей Скарбеков Юстиной Кжижановской. По сохранившимся свидетельствам, мать композитора была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фридерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.

Осенью 1810 года, спустя некоторое время после рождения сына, Николай Шопен переселился в Варшаву. В Варшавском лицее он получил место преподавателя французского языка и содержал пансион для воспитанников лицея.

Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одаренных детей'. Сестры Фридерика обладали разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия — выдающимся литературным талантом. Особым вниманием и заботой был окружен маленький Шопен сего необыкновенным музыкальным дарованием. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирожденным пианизмом.

Занятия с Живным. Первые артистические и творческие шаги. К шестилетнему или семилетнему возрасту относят начало систематических занятий Фридерика на фортепиано. Первым и единственным его учителем фортепианной игры был Войцех Живный (1756—1842), чех по происхождению. Живный едва ли был первоклассным педагогом, но каким он был музыкантом, можно судить по тому, что именно он воспитал в Шопене любовь к И. С. Баху и Моцарту. Будучи уже зрелым художником и концертирующим пианистом, Шопен не расставался с партитурами Моцарта, а однажды на вопрос, как он готовится к выступлениям, ответил: «Я обыкновенно запираюсь на две недели и играю Баха — это моя подготовка».

Фридерику было 12 лет, когда Живный сам отказался от дальнейших занятий, рассудив, что больше ничего не может дать своему ученику. Почти одновременно с началом серьезного музыкального обучения появляются и первые сочинения. Полонез соль-минор был опубликован, когда его автору едва исполнилось 7 лет, авскоре в феврале 1818 года состоялось публичное выступление маленького Шопена. Первое открытое выступление положило начало дальнейшим многочисленным артистическим успехам Шопена в Варшаве.

Лицейские годы. В лицей Шопен поступил в 1823 году сразу в четвертый класс. Учился старательно и серьезно, удостаивался наград при переходе из класса в класс, но всем предметам предпочитал историю и польскую литературу.

Каникулы Шопен часто проводил в имениях близких друзей в коренных районах Польши. Там приникал он к источникам народного музыкального творчества, часами наблюдая деревенские гулянья с танцами и песнями, вслушиваясь в своеобразное звучание деревенского оркестра, лихо играющего всевозможные оберки, мазуры, деревенские полонезы.

В лицейские годы проявляется многосторонняя талантливость Шопена. Он пишет стихи, сочиняет театральные пьески для домашних спектаклей; сохранившиеся рисунки красками и меткие остроумные карикатуры говорят о незаурядных способностях в этой области; а его мимический талант не раз вызывал восхищение знатоков театра.

Разностороннее развитие, тонкий ум и благородство характера, непринужденное изящество манер придавали облику Шопена редкую привлекательность.

Когда в 1826 году Шопен поступил в Варшавскую консерваторию, внутренне, духовно он уже был подготовлен к восприятию широких явлений культуры, к их трезвой и разумной оценке. Просвещенная личность Николая Шопена, обширные связи с прогрессивными кругами польского общества привлекали в его дом многочисленных представителей передовой польской интеллигенции — писателей, ученых, художников, музыкантов.

В годы юности композитора политическая атмосфера быстро накалялась, и идеи борьбы за национальное освобождение проникали во все слои польского народа. Патриотические идеи воодушевляли деятелей польской культуры. Передовая общественная мысль призывала к возрождению национального искусства, поэты и писатели обращались к народным легендам и историческим преданиям, внимание музыкантов было направлено к созданию национальной оперы, к изучению народной песни.

В Главную школу музыки, то есть в консерваторию, Шопен поступил осенью 1826 года после окончания лицея. В консерватории Шопен занимался под руководством Ю. Эльснера, многоопытного педагога, талантливого композитора и музыканта.

Шопен питал глубокое уважение и благодарность к своему учителю и признавал, что именно Эльснер помог ему найти свой путь.

С окончанием консерватории (1829 г.) Шопен вступает в новую полосу артистической и творческой деятельности. О нем начинают уже судить не только как о выдающемся пианисте и импровизаторе, но и как об авторе интересных и оригинальных произведений.

Следуя издавна сложившейся национальной традиции, представленной Огиньским, Курпиньским, Стефани, Шопен пишет свои полонезы и мазурки. Еще не окончив консерваторию, он достигает той степени зрелости, которая позволяет проницательным людям приветствовать в его лице появление нового гения. Именно в рецензии на «вариации на тему Моцарта» Шуман возвестил миру появление нового гения: «Шапки долой, господа, перед вами гений».

В непрерывном творческом труде крепло мастерство композитора. Его почвенные связи проявлялись преимущественно в области малых форм. К концу же 20-х годов Шопен создает ряд крупных концертных произведений: Фантазию на польские темы ор. 13 и Рондо в стиле краковяк, написанные в 1828 году; в 1829—1830 годах появляются оба концерта для фортепиано с оркестром — фа-минор и ми-минор. В крупных формах и особенно в концертах в полной мере раскрывается чарующий пианизм и многокрасочность шопеновского лиризма.

Обращение композитора к эстрадно-виртуозным жанрам продиктовано было неписанными законами большой эстрады. Концертные программы того времени пестрели вариациями, попурри, фантазиями, парафразами. Избирая своим поприщем артистическую деятельность, Шопен учитывал большую потребность в такого рода сочинениях. В этом убеждала концертная практика Варшавы, опыт, вынесенный из заграничных поездок. Однако произведения Шопена, написанные на заре творческой жизни, такие, как Фантазия ор. 13 или Краковяк ор. 14, выделяются из общей массы виртуозных пьес оригинальностью тематического материала, его национальным своеобразием. Именно это последнее обстоятельство особенно способствовало шумному успеху выступлений Шопена в Вене.

Первое артистическое турне. В начале 1829 года после окончания Главной школы музыки Шопен с несколькими друзьями выехал из Варшавы, направляясь в Вену.

Рекомендательные письма от Эльснера к представителям музыкального мира Вены помогли молодому пианисту войти в артистические круги города и возбудить своей игрой живейший интерес. По собственным словам Шопена, его принимали как виртуоза первого ранга, ставили рядом с Мошелесом, Герцем, Калькбреннером — наиболее популярными пианистами первых десятилетий XIX века.

Побуждаемый новыми венскими друзьями, Шопен решает объявить свой концерт. 11 августа в императорском оперном театре состоялась музыкальная «академия», на которой он выступил с Вариациями ор. 2, импровизациями на тему из оперы французского композитора Буальдье «Белая дама» и на польскую тему «Хмель». Второй концерт, который Шопен дал через неделю, прошел с еще большим успехом.

На обратном пути из Вены Шопен побывал в Праге и Дрездене. Окрыленный артистическими победами, освеженный впечатлениями интересного путешествия, Шопен в начале сентября вернулся в Варшаву.

Посещение различных музыкальных собраний, встречи с друзьями, поездки за пределы Варшавы проходили на фоне упорного творческого труда. Примерно за год, который отделяет первое посещение Вены от второго и окончательного отъезда, появляется немало новых сочинений: кроме фортепианных миниатюр завершена работа над концертом фа-минор, начат и закончен концерт ми-минор.

Намечается поездка опять в Вену, оттуда в Италию, затем в Париж. В марте 1830 года, перед отъездом, Шопен дал в Варшаве два публичных концерта. В отзывах единодушно отмечался национальный колорит шопеновской музыки, а в одной из рецензий была высказана пророческая мысль, что подобно тому, как немцы Моцартом, так когда-нибудь поляки будут гордиться Шопеном.

Ничто внешнее, казалось бы, не задерживало Шопена в Варшаве, тем не менее из месяца в месяц он откладывал день отъезда. Он чувствовал и понимал, что надвигалось нечто серьезное и тревожащее. В накаленной политической атмосфере Польши назревали важные события: оживилась деятельность польских патриотов, готовивших восстание против царизма, одновременно усилились репрессии полицейских властей. В этой опасной обстановке Шопену трудно было оставить родину, родных, близких.

Все же день отъезда приближался. 11 октября состоялся прощальный концерт, на котором Шопен исполнил Фантазию на польские темы и новый концерт ми-минор. И.только спустя три недели, 2 ноябре Шопен решился покинуть Варшаву. Накануне, на вечере, устроенном друзьями, Шопену преподнесли серебряный кубок с польской землей; его он должен был хранить в знак верности своей родине.

В конце ноября 1830 года Шопен вторично приехал в Вену. Но теперь пребывание его в этом городе омрачает тень драматических событий, разыгравшихся в Польше.

Неблагоприятная политическая ситуация косвенно отразилась и на собственном положении Шопена, больно его уязвляла.

Шопен правильно оценивал создавшуюся обстановку. Прежняя заинтересованность молодым талантом сменилась холодной учтивостью и равнодушием. Поведение влиятельных музыкантов — безразличие одних, боязнь конкуренции со стороны других — не оставляло места иллюзиям. Шопену не удалось прийти к соглашению с издателями, как не удалось добиться организации своих концертов. Только в апреле 1831 года он в числе других музыкантов принял участие в публичном концерте, а в июне того же года исполнил концерт ми-минор на одной из музыкальных академий.

Шопен решает ехать в Париж. Но не просто было поляку получить визу на въезд во Францию. После долгих хлопот удалось добиться паспорта в Лондон «проездом через Париж».

Тем временем революционные события в Польше принимали все более катастрофический оборот, и в начале сентября 1831 года восставшая Варшава пала под натиском русских войск армии Паскевича.

О разгроме польской революции и сдаче Варшавы Шопен узнал, находясь в Штутгарте. Мечтательная юношеская лиричность отступила перед трагизмом новых образов. Тема Родины отныне становится ведущей творческой темой Шопена.

Польская революция как бы проложила некую грань между двумя большими периодами творческой биографии Шопена. Варшава — безоблачная юность, окрыленность, радужные надежды. Париж — быстро растущие духовная зрелость, мастерство, завоевание вершин композиторского искусства, жизнь со всеми ее драматическими контрастами.

Крушение революции в Польше, последовавшие гонения и реакция навсегда отрезали Шопену путь на родину. Осенью 1831 года он приехал в Париж, где оставался до конца своих дней.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...