Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Римский и второй веймарский периоды




В значительной степени под давлением К. Витгенштейн, религиозный фанатизм которой побуждал ее поселиться в самом центре католицизма, Лист в конце 1861 года выехал в Рим. Здесь он в 1865 году принял сан аббата, здесь он написал несколько крупных духовных сочинений: в 1862 году закончена оратория «Святая Елизавета» (начата еще в Веймаре), в 1866 году — оратория «Христос», в 1867 — «Венгерская коронационная месса».

Но и в эти римские годы Лист написал ряд произведений светской музыки: два широко известных фортепианных этюда — «Шум леса» и «Шествие гномов» (1862), знаменитую «Испанскую рапсодию» (1863), много транскрипций произведений Бетховена, Верди, Вагнера. Да и по своему образу жизни, несмотря на сутану аббата, Лист был вполне светским человеком.

Вопреки протестам Витгенштейн, доходившим до неистовства, он в 1869 году один вернулся в Веймар.

Начался последний период творческой деятельности Листа, период вторичного пребывания в Веймаре и вместе с тем период почти непрерывных странствований по городам и странам. Неоднократно он посещал Вену, Париж, Рим, Будапешт; здесь был избран первым президентом и преподавателем открывшейся по его инициативе Национальной музыкальной академии (1875).

В последние годы жизни творчество Листа стало менее интенсивным в количественном отношении. Из значительных произведений, написанных в 70-е и 80-е годы, нужно назвать «Третий год странствий» (напомним, что первые «два года» созданы в окончательной редакции в 50-е годы). Здесь отражены преимущественно римские впечатления Листа, особенно в таких пьесах, как «Кипарисы виллы д'Эсте» и «Фонтаны виллы д'Эсте», а также в пьесах духовного содержания. Вообще следует заметить, что в «Третьем годе странствий» значительно усилены элементы религиозной созерцательности.

Но и в поздний период творчество Листа протекало противоречиво: наряду с этими произведениями, к которым можно присоединить родственные им «Серые облака» (1881) и «Траурную гондолу» (1882) — произведения статичные, обнаруживающие уже истоки музыкального импрессионизма, Лист находил в себе силы писать музыку живую, яркую, подобно, многочисленным произведениям прежних лет, тесно связанную с бытовыми танцевальными жанрами: три «Забытых вальса» (1881), второй и третий «Мефисто-вальсы» (1880—1883), «Мефисто -полька» (1883), последние венгерские рапсодии(от 16-й до 19-й).

До конца дней своих Лист сохранял неистощимую творческую энергию и душевную молодость. В последние годы жизни он даже возобновил публичные концертные выступления; в последний раз он играл в открытом концерте в Люксембурге в июле 1886 года. Несмотря на болезнь и плохое самочувствие, Лист поехал в Байрейт, послушать оперы Вагнера «Парсифаль» и «Тристан и Изольда». Заболев воспалением легких, Ференц Лист скончался в Байрейте 31 июля 1886 года.

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фортепианное творчество Листа принадлежит к значительнейшим явлениям истории мирового пианизма. Один из величайших пианистов XIX века, Лист писал фортепианную музыку на протяжении всей своей творческой деятельности.

Как известно, игра Листа поражала богатством красок, тембровых оттенков. В его пальцах, по свидетельству современников, заключен был целый оркестр. Лист обогащает фортепианную звучность, привнося в нее отдельные приемы, характерные для струнных инструментов. Таким образом, широко раздвинув рамки звучности фортепиано, Лист сделал этот интимный инструмент достоянием большой концертной эстрады, приблизил его к оркестру, но сохранил при этом, конечно, специфические особенности фортепианной фактуры.

В целом по своему историческому и художественному значению фортепианная музыка Листа, обладающая индивидуальными стилевыми особенностями, стоит в одном ряду с фортепианным творчеством его современников — Шопена и Шумана и составляет неотъемлемую принадлежность репертуара пианистов всего мира.

Среди огромного множества фортепианных произведений Листа одно из важнейших мест занимают его 19 венгерских рапсодий, представляющих собой виртуозные обработки и фантазии на темы венгерских и цыганских народных песен и плясок.

Вторая рапсодия принадлежит к наиболее характерным и лучшим произведениям такого рода.

 

РИХАРД ВАГНЕР

1813 - 1883

Вагнер — один из наиболее выдающихся немецких композиторов, музыкант гениальной одаренности, творчество которого оставило глубочайший след в истории европейского музыкального искусства. Можно даже сказать, что в немецкой музыке послебетховенского времени не было композитора с таким размахом, такими смелыми дерзаниями, титаническими новаторскими замыслами, с такой настойчивостью в борьбе за их осуществление, как Вагнер. И вместе с тем в истории мирового музыкального искусства едва ли найдется творческая фигура более противоречивая, чем Вагнер. Поэтому вокруг Вагнера и его музыкальной драмы шла ожесточенная борьба.

Творческий облик Вагнера обращает на себя внимание характерной для ряда выдающихся личностей многогранностью, даже универсальностью музыкальной деятельности: Вагнер был не только великим композитором, но и поэтом, драматургом — автором текстов всех своих опер; крупнейшим дирижером своего времени, музыкальным критиком и публицистом.

Но во всем Вагнер был раздираем острыми противоречиями: существуют противоречия между его идейно-эстетическими и социальными воззрениями раннего и позднего периода творчества, противоречия между его взглядами и оперным творчеством.

Вагнер вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, как создатель музыкальной драмы, резко отличающейся от обычной традиционной оперы. Настойчиво, с неиссякаемой энергией, с фанатической убежденностью в правоте дела Вагнер проводил в жизнь свои художественные идеи, ведя одновременно борьбу с той оперной рутиной, которая овладела современной ему итальянской и французской оперой.

Вагнер прежде всего вел борьбу за немецкое национальное искусство. Ведя борьбу против перевеса вокальной сферы в итальянской опере, Вагнер пришел к громадному перевесу инструментально-симфонической

Превращение оперы в грандиозную по масштабам драматизированную программную вокально-симфоническую музыку — таков результат оперной реформы Вагнера; разумеется, по этому пути послевагнеровская опера не пошла.

Таким образом, оперная реформа Вагнера — это кризис музыкального театра, отрицание закономерной специфики оперного жанра. Но музыка Вагнера по художественной силе и выразительности имеет поистине непреходящее значение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...