Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место дисциплины в структуре образовательной программы




Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

(наименование кафедры)

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

  М2.В.06 Права человека и механизмы их защиты  
  (индекс и наименование дисциплины (модуля), в соответствии с учебным планом)  
    по направлению подготовки (специальности)  
  40.04.01 Юриспруденция  
  (код и наименование направления подготовки (специальности))    
  Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы  
  направленность(и) (профиль (и)/специализация(ии))    
  Магистр  
  квалификация выпускника  
  Очная, заочная  
  форма(ы) обучения  
   
год набора  
         

Автор(ы)–составитель(и):

к.ю.н., зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин Е.А. Лачина

(ученое звание, ученая степень, должность) (Ф.И.О.)

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой

гражданско-правовых дисциплин

(наименование кафедры)

 

Протокол от «17» апреля 2016 г. № 8

 

 

Заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплинЕ.А. Лачина

(наименование кафедры) (Ф.И.О.)

Утверждена Ученым советом филиала в составе образовательной программы высшего образования (далее ОП ВО) 40.04.01. «Юриспруденция» протокол №10 от «18» апреля 2016г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения. 4

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 5

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 6

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. 6

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий. 7

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 11

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 12

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 13

7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 14

7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 15

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 23

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 27

8.1. Нормативные правовые акты.. 27

8.2. Основная литература. 28

8.3. Дополнительная литература. 28

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 29

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 29

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 32

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 33

 

1. Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения

Дисциплина М2.В.ОД.06 «Права человека и механизмы их защиты» является дисциплиной частью вариативной части подготовки студентов по направлению 40.04.01 Юриспруденция. Дисциплина реализуется кафедрой «Гражданско-правовых дисциплин».

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением: этапов формирования прав человека, их законодательного закрепления, способов защиты на международном и национальном уровне, разрешения юридических коллизий (устранения и преодоления).

Цели освоения дисциплины «Права человека и механизмы их защиты»: формирование у обучающихся системы общих теоретических знаний о правовом регулировании прав и свобод человека и гражданина, международном и национальном механизмах защиты прав человека, направлениях имплементации международных документов в области прав человека в российском законодательстве и правоприменительной деятельности, выработка умений и навыков правильного толкования и практического применения норм российского законодательства в случае их несоответствия международным документам в области прав человека.

Задачи:

1) теоретический компонент:

- изучить предпосылки введения учебной дисциплины «Права человека и механизмы их защиты»;

- получить представление о международных и национальных механизмах защиты нарушенных прав человека;

- знать международные, региональные и национальные системы и институты защиты прав человека, определить соотношение их стандартов в области прав человека; основные направления имплементации международных документов в области прав человека в российское законодательство и правоприменительную деятельность;

- выяснить виды правовой ответственности государства на международном уровне за неисполнение принятых на себя международных обязательств в области обеспечения прав человека;

- овладеть основными категориями и дефинициями учебной дисциплины;

2) познавательный компонент:

- знать взаимообусловленность исполнения международных документов в области прав человека от политической, социально-экономической обстановки в государстве;

- овладеть системой знаний о проблемах реализации прав человека и механизмах их правовой защиты;

- владеть нормативным материалом курса, юридической терминологией; навыками классификации международных договоров в области прав человека, определения приоритетов в порядке их исполнения, в зависимости от характера международных обязательств и форм международно-правовой ответственности государства; международных и национальных субъектов контроля за соблюдением прав человека по различным основаниям.

- уметьправильно толковать и применять международные документы в области прав человека;

3) практический компонент:

- знать соотношение норм международного и национального законодательства в области прав человека;

- уметь сквозь призму правовых норм осуществлять анализ отношений, возникающих в правоприменительной деятельности, выявлять дефекты правового регулирования общественных отношений в сфере защиты прав человека и определять возможные способы их разрешения;

- владеть навыками анализа международно-правовых и национальных явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, критического осмысления информации сквозь призму правовых норм.

- составлять документы правового характера;

- получить навыки дискуссии по спорным проблемам в сфере обеспечения прав человека; логически формулировать юридическую мысль, грамотно излагать ее.

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Процесс изучения дисциплины «Права человека и механизмы его защиты» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки:

общекультурных:

ОК-2 – способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

ОК-5 – компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом;

профессиональных:

ПК-7 – способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты.

 

Таблица 1

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине
ОК-2 способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста Знать З1 юридическую природу, сущность, виды прав человека и гражданина; исторические этапы развития идеи прав человека на Западе и в России;
Уметь У1 свободно оперировать основными категориями и понятиями, характеризующими сущность и содержание прав человека и механизма их защиты;
Владеть В1 навыками выявления закономерностей возникновения, исторического развития идеи прав человека и механизмов их защиты
ОК-5 компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом   Знать З1 классификацию основных прав и свобод человека и гражданина, международных документов в области прав человека, субъектов контроля за исполнением уполномоченными лицами законодательства в сфере прав человека;
Уметь У1 определять общий, отраслевой, специальный правовые статусы человека и гражданина, виды дефектов правового регулирования и способы для их разрешения;
Владеть В1 юридической терминологией; навыками определения географических, исторических, политических, психологических и иных факторах, определяющих развитие прав человека в отдельно взятой стране
ПК-7 - способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты Знать З1 проблемы реализации прав человека и способы преодоления этих проблем в юридической плоскости
Уметь У1 ориентироваться в политико-правовой сфере, осмысливать политико-правовые явления и процессы; оценивать права человека и механизма их защиты с общечеловеческих позиций и требований социальной справедливости; определять виды ответственности государства за неисполнение принятых на себя международных обязательств в сфере обеспечения прав человека, приоритеты в области исполнения международных документов, приоритеты в расходовании бюджетные средств на обеспечение прав человека;
Владеть В1 навыками определения тенденций и перспектив развития прав человека и механизмов их защиты в современной России

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла М2.

Уяснение материала курса основывается на положениях и выводах дисциплин ОП ВО: «Противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления», «Стратегия совершенствования правовой системы России», «Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации», «Философия права», «Правовая культура и этический кодекс юриста» и др.

Учебная дисциплина «Права человека и механизмы их защиты» дает возможность определить предпосылки международного сотрудничества государств в сфере обеспечения прав человека, ориентироваться в международных документах в области прав человека, полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления в сфере обеспечения прав человека, видах ответственности за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязанностей в рассматриваемой сфере, субъектах контроля за исполнением государством требований законодательства в области обеспечения прав человека, приобрести навыки квалифицированно толковать положения международных актов в области прав человека, определять способы преодоления юридических коллизий в правоприменительной деятельности в случае выявления дефектов правового регулирования, что необходимо для освоения студентами последующих дисциплин: «Актуальные проблемы конституционного права», «Актуальные проблемы местного самоуправления», «Международное сотрудничество правоохранительных органов России по противодействию преступности», «Пенсионное обеспечение в Российской Федерации» и др.

 

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Курс рассчитан на 2 часа лекций, 2 часа лабораторных работ, 10 часов практических занятий и 58 часов самостоятельной работы для очной формы обучения; 2 часа лекций, 2 часа лабораторных работ, 12 часов практических занятий и 52 часа самостоятельной работы для заочной формы обучения. Всего 2 зачетных единицы (72 часа). Текущий контроль – подготовка лабораторной работы; промежуточная аттестация в форме зачета предусмотрена во 2-ом семестре для очной формы обучения и на 2-ом курсе для заочной формы обучения.

 

Таблица 2

Объем дисциплины

Вид учебных занятий и самостоятельная работа Объем дисциплины, час.
Всего Семестр, курс1
                       
Очная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:                          
лекционного типа (Л)                          
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                          
практического (семинарского) типа (ПЗ)                          
Самостоятельная работа обучающихся (СР)                          
Промежуточная аттестация Форма2 З   З                    
час.                          
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 72/2   72/2                    
Заочная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:                          
лекционного типа (Л)                          
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                          
практического (семинарского) типа (ПЗ)                          
Самостоятельная работа обучающихся (СР)                          
Промежуточная аттестация Форма2 З   З                    
час.                          
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 72/2   72/2                    
                                                         

Примечание: 1 – семестр – для очной формы обучения, курс – для заочной формы обучения.2 – форма промежуточной аттестации – зачет (З).

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Таблица 3.

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование тем Содержание тем Коды компе-тенций Коды ЗУН (в соответствии с табл. 1)
1. Введение в концепцию Прав человека Понятие общепризнанных прав человека. Принцип уважения прав человека и основных свобод. Основные тенденции развития концепции прав человека. «Поколения прав человека». Системы защиты прав человека: ООН, Совета Европы, Лиги Арабских государств, Африканского союза, Организации американских единств. ОК-2 З1 У1 В1
2. Система действующих международных актов в области прав человека   Понятие международных стандартов в области прав человека. Виды форм международного сотрудничества государств: международный договор, рекомендации и резолюции международных правительственных организаций. Классификация международных правовых стандартов по широте действия, по степени общности, по степени обязательности, по отношению к отдельным категориям (специализации). Универсальные и специальные стандарты. Мировые стандарты и региональные стандарты. Обязательные нормы и стандарты-рекомендации. Стандарты по субъектам правоотношений. ОК-5 З1 У1 В1
3. Имплементация международных правовых актов в области прав человека в российское законодательство Соотношение международных актов в области прав человека и российского законодательства. Способы разрешения юридических коллизий. Условия действия международных договоров в области прав человека на территории Российской Федерации. Проблемы практического применения международных стандартов в области прав человека на территории Российской Федерации ОК-2 З1 У1 В1
4. Универсальные международные механизмы защиты прав человека Деятельность ООН и ее специализированных учреждений по разработке международных документов в области прав человека. Специализированные учреждения ООН и права человека. Конвенционные органы ООН по правам человека. Способы защиты и условия обращения в международные контрольные органы ООН. ОК-5 З1 У1 В1
5. Региональные международные механизмы защиты прав человека Совет Европы, его структура: Комитет министров Совета Европы, Парламентская ассамблея, Конгресс местных и региональных властей Европы, Европейский Суд по правам человека. Квазисудебные и внесудебные способы защиты прав человека, созданные в Совете Европы. ОК-5 З1 У1 В1
6. Проблемы исполнения решений Европейского Суда по правам человека в Российской Федерации Общая характеристика Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Направления исполнения решений Европейского Суда по правам человека: принятие мер общего и индивидуального характера, выплата справедливой компенсации жертве нарушения прав человека, возмещение судебных издержек. Стандарты Европейского Суда по правам человека и проблемы их имплементации в российское законодательство и правоприменительную практику. ПК-7 З1 У1 В1
7. Права человека и их отражение в нормах российского законодательства История формирования прав человека в Российском государстве. Перестройка политической и правовой системы в России. Изменения в Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР – 1978 г., принятие Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г., принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Виды прав человека, получивших отражение в Основном законе страны. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области обеспечения прав человека. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению прав человека. ОК-2 З1 У1 В1
8. Судебные и внесудебные механизмы защиты прав человека Конституционные основы судебной системы РФ. Внесудебные способы защиты прав человека: обращение к субъектам контроля, созданным государством и финансируемым из государственного бюджета: Прокуратура РФ, Государственная инспекция труда, Уполномоченный по правам человека в РФ и т.д. ОК-5 З1 У1 В1
9. Субъекты общественного контроля за обеспечением прав человека в России Формы общественного контроля за обеспечением прав человека в РФ. Деятельность Общественной палаты РФ, Общественной наблюдательной комиссия за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, Совета по развитию гражданского общества и правам человека, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления. ОК-5 З1 У1 В1
10. Современные проблемы прав человека в России Проблемы прав человека в контексте биоэтики. Проблемы реализации института смертной казни. Проблемы обеспечения прав ребенка, беженцев, бездомных и др. социально незащищенных категорий граждан. ПК - 7 З1 У1 В1

Структура дисциплины

Таблица 4

Очная форма обучения

№ п/п Наименование разделов (тем) Количество часов Форма текущего контроля успеваемости3, промежуточной аттестации
Всего Аудиторная работа СР
Л ЛР ПЗ
Раздел 1. Международные стандарты прав человека и условия их реализации на территории Российской Федерации
  Введение в концепцию Прав человека           О,
  Система действующих международных актов в области прав человека           О,
  Имплементация международных правовых актов в области прав человека в российское законодательство           О,
Раздел 2. Международные механизмы защиты прав человека
  Универсальные международные механизмы защиты прав человека           О, ТЗ
  Региональные международные механизмы защиты прав человека           О, ТЗ
  Проблемы исполнения решений Европейского Суда по правам человека в Российской Федерации           О,
Раздел 3. Права человека и национальные механизмы их защиты
  Права человека и их отражение в нормах российского законодательства           О,
  Судебные и внесудебные механизмы защиты прав человека           О,
  Субъекты общественного контроля за обеспечением прав человека в России           О,
  Современные проблемы прав человека в России           О, ТЗ,
              Итоговое тестирование по дисциплине (Т)
  Промежуточная аттестация           зачет
  Итого           зачет

Заочная форма обучения

№ п/п Наименование разделов (тем) Количество часов Форма текущего контроля успеваемости3, промежуточной аттестации
Всего Аудиторная работа СР
Л ЛР ПЗ
Раздел 1. Международные стандарты прав человека и условия их реализации на территории Российской Федерации
  Введение в концепцию Прав человека           О,
  Система действующих международных актов в области прав человека           О,
  Имплементация международных правовых актов в области прав человека в российское законодательство           О, ТЗ
Раздел 2. Международные механизмы защиты прав человека
  Универсальные международные механизмы защиты прав человека           О, ТЗ
  Региональные международные механизмы защиты прав человека           О, ТЗ
  Проблемы исполнения решений Европейского Суда по правам человека в Российской Федерации             О,
Раздел 3. Права человека и национальные механизмы их защиты
  Права человека и их отражение в нормах российского законодательства           О,
  Судебные и внесудебные механизмы защиты прав человека           О,
  Субъекты общественного контроля за обеспечением прав человека в России           О,
  Современные проблемы прав человека в России           О, ТЗ,
              Итоговое тестирование по дисциплине (Т)
  Промежуточная аттестация           зачет
  Итого           зачет

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...