Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурного пространства.




Различие между обыденным и специализированным уровнями

социокультурного пространства современного общества определя-

ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

обеспечиваются соответствующими формами взаимодействия и

коммуникации. Обыденная приватная жизнь складывается на основе при-

родных, социальных, культурных предпосылок существования лю-

дей в связи с организацией непосредственных жизненных условий

(своя территория, кров, дом и т. п.), с упорядочиванием первичных

межличностных отношений, с прямым обменом индивидуальным

жизненным опытом. Через ее структуру человек в условиях при-

вычной социальной среды удовлетворяет первичные потребнос-

ти, обеспечивает сохранение собственной идентичности.

Привычность, стереотипность, непосредственность социокуль-

турного опыта такого рода обусловливают его синкретичность, не-

расчлененный характер восприятия ближайшего окружения. В то

же время полная освоенность этой среды снижает

вероятность возникновения здесь проблемных ситуаций

и велет к стереотипизации поведения. Иными словами, формируется определенный социокультурный

микропорядок, позволяющий каждому по своему усмот-

рению регулировать расход жизненных ресурсов.

Специализированный уровень актуализирует у человека по-

тенции, связанные главным образом с социальными предпосыл-

ками существования дифференцированных институциональных

областей культуры. Здесь основное значение приобретает соци-

ально значимая реакция на окружающее; индивидуальный опыт

одного человека принимается в расчет только тогда, когда оказыва-

ется социально приемлемым и полезным. В этом случае он

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

приобретает значе-

ние социально-типичных образцов.

Занимаясь профессиональной деятельностью,

различные группы людей углубленно и целенаправленно взаимо-

действуют с отдельными сторонами реальности, с определенны-

ми классами предметов и явлений. В этом случае их воздействию

подвластен больший объем социокультурной практики, нежели в

случае обыденного опыта. Но при специализированном освоении и использовании знаний и навыков

люди вынуждены абстрагироваться

от многих конкретных качеств окружения. Взаимодействие с ним специалистов

по необходимости приобретает либо выборочный,

либо узко направленный характер.

Проблемы, соответствующие институциональному уровню,

более сложны по сравнению с обыденным приватным уровнем. Их,

как правило, не удается решать непосредственно, используя имею-

щиеся стереотипы действий и представлений. Необходимо

сформулировать проблемную ситуацию, найти со-

циально приемлемые пути и средства ее решения, привлечь к нему

необходимых участников и т. п. Таким образом специализирован-

ные области социокультурного пространства связаны с масштаб-

ным, долгосрочным, опосредствованным упорядочиванием соци-

ального взаимодействия. От людей в этом случае требуются более

сложно организованные усилия, нежели те, которые актуализи-

руются в обыденной практике. Соответственно различие между обоими уровнями

обнаруживается в степени отрефлексированности соответствую-

щих им областей социального опыта. Разумеется, и в приватной

жизни, и в институциональной деятельности люди типизируют си-

туации, решают проблемы, планируют будущее, т.е. в обоих слу-

чаях действует способность человека к рациональному познанию.

Однако характер познавательных операций неодинаков.

Так, в обыденном опыте предвидение основано на ожидании

привычного; оно распространяется на ближайшее будущее. В этом

случае человек свободно импровизирует, подчиняя свои действия

ближайшим целям, существующим запросам. Он не претендует

на точное и широкое знание обстановки, действуя как обыватель.

Субъект специализированной деятельности способен прогнозиро-

вать будущее более основательно, рассчитывая не только на уже

известное, но и на непознанное, неожиданное. Он работает как

эксперт, оперирующий универсальными категориями и больши-

ми объемами информации. Его действия подчинены определен-

ным стандартным технологиям. Они в целом методичес-

ки обоснованы, экспериментально проверяемы и функционально

целесообразны.

Специфичны и «картины» мира, которые складываются на

обыденном и специализированном уровнях социокультурного про-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

странства. Сравнительно небольшой объем мира, в который вклю-

чен человек в рамках приватной жизни, компенсируется опытным

его освоением и целостностью восприятия. Зато «сужение» взгля-

да на реальность в пределах институционального пространства

компенсируется сложностью, расчлененностью, многослойностью

действий и представлений, характерных для каждой из них.

Специфичность социальных функций обоих уровней обусло-

вила различные способы овладения характерными для них навы-

ками. Обыденную культуру человек начинает осваивать с первых

дней жизни, в процессе непосредственных контактов в семье, в контексте

межличностных отношений. Таким образом

человек спонтанно овладевает теми знаниями и стереотипами

поведения, которые приобретают характер базисных и нередко

в последующей жизни сохраняются как устойчивые, прочные

образования. Многое из того, что было освоено в раннем детстве,

составляет основу, на которой будет надстраи-

ваться новый жизненный опыт.

При анализе овладения специализированными знаниями и навыками

необходимо обратиться к системе общественного разделения

труда. Полноценная включенность в ее рамки предполагает обя-

зательную профессиональную подготовку, требующую различных

затрат времени и усилий в зависимости от характера труда. Такого рода опыт

занимает значимое место в образе жизни человека, в исполнении приватных, гражданских, трудовых ролей.

Продукты профессиональ-

ной деятельности можно отнести к двум различным качественным

категориям в зависимости от того, предназначаются они для под-

держания и развития самой специализированной области социо-

культурного пространства или же для обращения в более широком

культурном контексте. Примерами первого рода могут служить

технологические инновации в про-

мышленности, фундаментальные теории

в науке, принципы построения художественной формы

в искусст-

ве и т. п. Во втором случае речь идет о производстве товаров

широкого потребления, изменении их качественных характерис-

тик за счет практического применения науки, научно-популярной

литературе, популярном искусстве и т. п. Обе категории необходи-

мы для развития как специализированной, так и обыденной облас-

тей социокультурной реальности. С деятельностью первого типа

связано порождение культурных инноваций, имеющих потенци-

альную социальную значимость. Второй тип обеспечивает воспро-

изведение социокультурной среды и удовлетворение жизненно

важных потребностей и запросов людей.

Особенности содержания и социальной значимос-

ти деятельности, осуществляемой

на обыденном и специализированном уровнях социокультурно-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

го пространства, обусловливают различие в средствах и способах

представления ее результатов. Обыденному уровню соответствуют

неспецифичные, понятные всем и общедоступные знания, полу-

ченные благодаря непосредственному межличностному общению

в первичных группах, общему образованию и средствам массовой

коммуникации. Инструментами деятельности в этой области явля-

ются товары массового потребления, продукты самодеятельности

в предметной сфере и практические знания — в познавательной.

Процессы и результаты такой деятельности порождают два важ-

ных класса артефактов. Во-первых, домашнее хозяйство и, во-вто-

рых, культурные институты, обеспечивающие повседневное со-

циальное взаимодействие: нравы, обычаи, образцы деятельности,

поведения, общения. По своему культурному содержанию эти фе-

номены являются общедоступными, требующими не специальной

подготовки, но лишь непосредственной включенности в повседнев-

ную жизнь определенной социокультурной группы.

Специализированный уровень социокультурного пространс-

тва в отличие от обыденного воспроизводится и меняется бла-

годаря специальным знаниям и навыкам. Они объективируются и

накапливаются во времени как культурные фонды,

составляя «вещественную»

историю каждой отдельной области. Так, в философии — это собрание фило-

софских текстов, относящихся к различным культурным регионам

и временным периодам; в искусстве — совокупности художествен-

ных произведений, представляющие различные виды, стили и жан-

ры искусства; в науке — «работоспособные» теории, относящиеся

к различным дисциплинам и разработанные в разное время. Эти

совокупности культурных объектов динамичны. Количественные изменения проис-

ходят за счет прибавления новых и переоценки уже существующих

результатов с выведением части их из профессиональной прак-

тики как архаичных. Качество таких объектов меняется

за счет их описания и комментирования примени-

тельно к более широкому подвижному культурному контексту.

Таким образом, над «вещественной» историей каждой специализирован-

ной области «надстраивается» история осмысления и концепту-

ализации соответствующих артефактов.

Такого рода совокупность

знаний осваивается в процессе профессиональной подготовки.

Специализированная деятельность предполагает использование

специфичных навыков. Прежде всего — это овладение методоло-

гией и технологией оперирования теми объектами, которые со-

ставляют культурное поле каждой из областей. Далее, это умение

использовать их инструментально для решения профессиональ-

ных и социально значимых задач и проблем. Наконец, это навыки

«перевода» специализированного практического опыта в профес-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

сиональные, т.е. в устойчивые культурные

формы, а затем на обыденный язык, делающий их

доступными для понимания неспециалистов. В этой связи

можно говорить о нескольких способах представления результатов

профессиональной деятельности: методологическом, или инстру-

ментальном, специфично содержательном или социально содержа-

тельном. Именно последний способ включает результаты профес-

сиональной деятельности в обыденную жизнь.

Следует указать еще на одну особенность воспроизведения

специализированных навыков и знаний. В современном обществе

изменения методологического и концептуального характера в раз-

личных институциональных областях происходят столь динамично,

что работнику в период трудовой де-

ятельности приходится регулярно обновлять свои профессиональ-

ные ресурсы. Таким обра-

зом, темпы обновления специализированных знаний и навыков выше, чем

обыденных стереоти-

пов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...