Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ жизни как социокультурная категория




Категория «образ жизни» широко используется представите-

лями различных дисциплин, связанных с изучением общества

и культуры: экономики, социологии, социальной

психологии, истории, теории культуры и т. п. Сегодня это понятие

функционирует как социально установившаяся социально-науч-

ная категория. Возрастание интереса к рассмотрению социокультурной жизни

с такой точки зрения обусловлено как общественно-

практическими, так и научно-теоретическими

факторами.

Актуальность изучения образа жизни людей в современных

условиях связана прежде всего с практикой целенаправленных

социокультурных изменений. За время существования каждого

общества постепенно происходит становление, а затем развитие

специфичных для него форм экономической, политической, обы-

денной жизни людей. Трансформация условий существования чле-

нов общества влечет за собой изменение способов организации соответствующих процессов,

т.е. образа жизни. Иными словами, можно говорить о его чертах и осо-

бенностях, специфичных для определенных состояний изучаемого общества.

В настоящее время стало очевидным, что ускорение смены социокультурных

соытий, изменения в конфигурации социальной структуры

во многом обусловили динамику содержа-

тельных характеристик повседневной жизни людей, массовые проблемы с лич-

ностной и социальной идентификацией. Так,

появление в социокультурной среде новых технических средств для удовлетворения множа-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

щегося разнообразия запросов людей по отношению к питанию,

жилищу, одежде, предметам бытового и личного назначения, вы-

звали изменения в оценочных критериях: возросли требования к

их качеству. Растущая дифференциация показателей благосостоя-

ния, самочувствия людей, содержания их занятий углубляет нера-

венство качества жизни в обществе и порождает новыеоснования для социальной идентичности.

Интерес к динамике социокультурной жизни обусловлива-

ет выделение того уровня ее анализа, на котором можно было бы

увидеть не столько конечные результаты, сколько процессы взаимодействий и коммуникаций людей,

в конкретных условиях су-

ществования. Иными словами, рассмотреть в относительно узких

временных пределах (одно — три поколения) личностный и груп-

повой аспекты формирования социокультурных «сред», норм, цен-

ностей, стереотипов отношений, механизмы их актуа-

лизации на различных уровнях социальной реальности; преднамеренные и

непредвиденные, характерные для отдельной области культуры и

для более широкого контекста социокультурные последствия этих процессов.

Понятие «образ жизни» вполне отвечает такого

рода требованиям.

Однако обращение к этой теме имеет и «внутрина-

учные» истоки. Дело в том, что в течение последних двух десятиле-

тий в рамках различных областей социально-научного и гумани-

тарного знания (социологии, социальной психологии, психологии,

лингвистики, истории, этнографии и т. п.) накоплен значительный

объем эмпирических данных и теоретических обобщений, касаю-

щихся существования людей в их социальном, культурном и

природном окружении. В частности, разрабатывались и продол-

жают разрабатываться такие понятия и категории, относящиеся к

активным сторонам связи человека с окружением, как «личность», «идентичность»

«интенциональное дествие», «агент», «ценности», «маргинальность» и т. п. Вместе с тем при изучении общественной

жизни были развиты и уточнены некоторые специальные понятия

и категории, характеризующие свойства условий социокультурной

жизни. Среди них такие, как «социальная структура», «социальные

институты», «социокультурная реальность», «предметно-пространственная

среда», «социализация», «смыслы и значения культурных объек-

тов». Были намечены также аналитические границы, отделяющие

социальное от культурного. Таким образом, к настоящему времени

накоплена значительная информация об индивидуальных и соци-

альных факторах, побуждающих человека к активности, с одной

стороны, и о предметных и символических характерис-

тиках среды, в которой эти формы реализуются,— с другой.

В результате в науках об обществе и культуре сейчас не толь-

ко многое стало известно об отношениях

людей с окружением и их результатах, но и есть достаточные

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

теоретические основания для изучения содержания, структур,

форм, динамики соответствующих процессов, механизмов

взаимодействия человеческих побуждений и артефактов. Иными словами, исследовательское внима-

ние сейчас привлекает вопрос о том, как в определенных истори-

ческих условиях, в частности, в настоящее время, происходят про-

цессы порождения, поддержания и изменения социокультурных

норм, ценностей, образцов деятельности и взаимодействия людей

в различных областях социальной реальности, как с их помощью

люди организуют свою жизнь в неоднородном и ди-

намичном окружении.

Такое положение дел нашло отражение на уровне методологии

исследования общества и культуры в специальной теоретической

схеме, которая позволила связать систематическим образом лич-

ностные характеристики человека, элементы его дифференциро-

ванного социокультурного окружения, а также процессы и формы

его повседневной жизни. Функция такого инструмента —

обеспечить возможность объяснять и наблюдать механизмы

освоения людьми социокультурного окружения, преобразования

индивидуального опыта в социально значимый, порождения и изме-

нения культурных феноменов в процессах взаимо-

действия и коммуникации в различных ситуациях. Как будет показано в дальнейшем,

категория «образ жизни» позволяет охватить этот круг явлений.

 

Основные теоретические положения, определяющие содержание категории «образ жизни»

Как известно, вплоть до недавнего времени в социальных на-

уках сравнительно мало внимания уделялось систематическому те-

оретическому анализу социальных и культурных процессов на микроуровне

повседневной жизни. Исследовательские уси-

лия концентрировались в основном на выявлении закономернос-

тей движения общественно-исторического

процесса в целом либо

поддержания социокультурной системы как таковой. Вопросы

микродинамики социокультурной жизни затрагивались лишь от

случая к случаю. Тем не менее, можно выделить некоторые общие

теоретические принципы изучения повседневной реальности, ана-

литические границы этого подхода, хотя и без внутренней его дета-

лизации. Они не составляют единой системы и выделены как

основания, сформулированные для предлагаемой здесь модели образа жизни. Последняя пред-

ставляет процесс активного

взаимодействия личности с меняющимся окружением на протяжении жизненного цикла.

В самом общем виде эти принципы могут быть сформули-

рованы следующим образом.

1. Воспроизведение жизни — общая предпосылка существо-

вания человеческой культуры. Эта необходимость реализуется

 

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

при меняющихся исторических условиях в различных социальных

и культурных формах, зависящих от содержания общественной

практики и выражающих способы существования людей

в этих условиях.

2. Социальные структуры, культурная и природная среда суть

условия, в которых люди реализуют свои пот-

ребности, желания и интересы определенным образом. Иными словами, между ними

существует позитивная и негативная обратная связь.

Поскольку активным началом здесь является

человек, изучение его жизненного цикла — необходимое звено

исследования общества и культуры.

3. Исторический процесс в современных теориях отнюдь не

сводится к макровременному уровню. Он трактуется и как история пос-

тупков, решений, жизненного выбора представителей различных

классов, групп, партий, т.е. речь идет о выявлении их влияния на

отношения и взаимодействие людей. Иными словами, при

изучении динамики общества и культуры исходят из того, что люди

сами порождают, поддерживают, меняют, разрушают свою социо-

культурную среду.

4. В любых исторических условиях формы социокультурной

жизни обусловлены некоторыми всеобщими,

универсальными антропологическими характеристиками. В то

же время эмпирические данные свидетельствуют о многообразии ее конкретных

групповых и индивидуальных проявлений.

При изучении

социокультурного пространства следует анализировать и ин-

терпретировать как общие, так и специфичные черты в пределах

изучаемого общества.

5. Культурные и социальные значения и смыслы того, что де-

лает человек, как он живет и т. п. (т.е. социокультурная определен-

ность способов его существования) обусловливается тремя

видами факторов. Во-первых, это фундаментальные (часто называемые материальными)

условия, определяющие, что и каким образом могут делать люди для

реализации своих потребностей, интересов, целей, т.е. устанавли-

вающие границы и формы самореализации людей в определенный

исторический период. Во-вторых, это выработанные и закреплен-

ные в ходе общественной практики — и потому интерсубъективные —

способы организации и регуляции социокультурной жизни: нормы, ценности, образцы интеракции

и составленные из них институты. Эти установленные

образования составляют «субстанцию» социо-

культурной реальности.

В-третьих, это индивидуальные характеристики

личности, определяющие ее склонности и возможности при пос-

троении своего жизненного пути в названных условиях. Все три

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

группы факторов оказывают формообразующее влияние на спо-

собы организации людьми своего образа

жизни и определяют логику перехода от внешних к

внутриличностным его детерминантам.

6. Согласно современным знаниям социокультур-

ная жизнь в каждый исторический период

реализуется в различных формах. Они определяются со-

циальной, реги-

ональной, демографической дифференциацией общества. Поскольку такая неоднородность

и обусловливающие ее факторы имеют важное значе-

ние для изучения социокультурной динамики, вполне правомерно их

выделение в качестве особого предмета исследования.

Таковы в самых общих чертах теоретические основания, исхо-

дя из которых можно рассматривать способы организации людьми

своего существования в меняющихся условиях. В этом случае необходимо более детальное иссле-

дование того их уровня, на котором прослеживаются конкретные

формы взаимодействия людей с окружением.

Особенно важно такое знание для прогнозирования изменений

форм и направленности социокультурных процессов.

Понятие «образ жизни» позволяет выделить способы их организации

и оценить реальную картину их распределения в социокультурногм пространстве

в сопоставлении с прошлым и возможным будущим

состояниями общества и культуры. Это важно также в связи с пос-

троением соответствующих современности критериев оценки ка-

чества жизни членов общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...