Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики полиграфических шрифтов




Практически любой оригинал содержит текстовую и изобразительную информацию, поэтому схема допечатного производства (рис. 6.2) представляет построение технологических процессов по этим двум направлениям. Перед тем как получить печатное изображение, необходимо информацию, представленную в оригинале, материализовать либо в виде печатной формы, либо в виде цифровой базы данных.

Несмотря на развитие технологий воспроизведения текстовой информации от словолитни И. Гутенберга до современных фотонаборных автоматов, сущность и смысл информационного обеспечения потребителя, читателя, пользователя информационным продуктом остается прежним. Потребитель в лице читателя книг, газет, журналов, покупатель любой продукции, получающий информацию из упаковки или этикетки, должен получить информацию в таком виде, такого качества, чтобы она была воспринимаемой. В данном случае речь идет не об идеологической или литературной составляющей, а о функциональной роли шрифтов, форматов изданий и прочих конструктивных элементах.

Требования к книжно-журнальным изданиям регламентируются целым рядом государственных и отраслевых стандартов, в числе которых следующие:

– ОСТ 29.106-90 – Оригиналы изобразительные для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования;

– ОСТ 29.124-94 – Издания книжные. Общие технические условия;

– ГОСТ 5773-90 – Издания книжные и журнальные. Форматы;

– ГОСТ 7.53-86 – Издания. Международная стандартная нумерация книг;

– ГОСТ 7.56-89 – Издания. Международная стандартная нумерация сериальных изданий;

– ГОСТ 7.80-2000 – На заголовок библиографической записи;

– ГОСТ 7.62-90 – Знаки для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования;

– ОСТ 29.127-2002 Издания книжные и журнальные для детей и подростков.

– САНПИН 2.4.7.702-98 – Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования;

– САНПИН 2.47.960-00 – Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков;

– САНПИН 1.2.685-98 – Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых.

 

В разделе 5.1 была дана общая характеристика авторскому и издательскому оригиналам. Текстовой материал, предоставляемый автором, несет смысловую нагрузку. В процессе редакционно-издательской обработки ведущий редактор, художник или дизайнер определяют формат издания, формат полосы набора, оформление переплета и, конечно, устанавливают размеры, гарнитуры, начертание шрифтов для всех структурных элементов произведения. Понятие «шрифт» можно определить основной формулировкой как «комплект литер, необходимых для воспроизведения букв какого-либо алфавита, а также относящихся к нему знаков и цифр». В соответствии с этим различают шрифты: русский, латинский, не­мецкий (или готический), грузин­ский, армянский, арабский, грече­ский и др. В состав каждого шрифта входят ли­теры строчные, прописные, капи­тельные, цифры и знаки.

Элементы шрифтовых знаков получили свои профессиональные термины, которые представлены на рисунках 6.11–6.12.

 

Рис. 6.11. Наименование элементов шрифта

 


Рис. 6.12. Названия основных элементов шрифтового знака:

1 – основной штрих; 2 – соединительный штрих; 3 – засечка;

h – высота очка; Ш – ширина очка; а – ширина основного штриха;

в – ширина соединительного штриха

Выбор шрифтов для любого средства печатной информации, а в особенности для издательских работ (книги, газеты, журналы и т.п.) имеет громадное значение. Прежде всего, шрифт, используемый в издании, должен быть удобочитаемым. С другой стороны, размер шрифта должен соответствовать квалификации читателя. Например, в справочном издании шрифт должен быть убористым, чтобы расположить как можно больше информации, а в книгах для детей младшего возраста шрифты должен быть крупными, т.к. ребенок еще только осваивает грамоту и информацию набранную мелким шрифтом он просто не сможет воспринимать.

Требования, предъявляемые к типографским шрифтам, изложены в нормативном документе – ГОСТ 3489.1-71 «Шрифты типографские на русской и латинской графических основах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость».

Руководствуясь стандартами, принятыми в России, шрифты можно классифицировать по нижеследующим признакам.

А. По размерам

Один из классификационных признаков при характеристике шрифтов – его размер, измеряемый в пунктах. Как правило, буквы и знаки, располагающиеся в одной строке имеют одинаковую размерную характеристику – кегль.

А Б

Рис. 6.13. Положение знака на шрифтовой площадке:

А – на ножке наборной литеры; Б – на площадке компьютерного набора

 

Одна из распространённых ошибок – считать, что кегль – это высота прописной буквы. Можно сказать, что кегль – высота прописной буквы плюс некоторое пространство над ней и под ней (рис. 6.13). Для простоты измерений в некоторых случаях можно измерить расстояние между выступающим и свисающим элементом шрифта, но истинное значение кегля будет несколько больше (рис. 6.14).

Рис. 6.14. Пример измерения кегля шрифта строкомером

 

Исторически сложившаяся практика (еще со времен «горячего набора» в системе Дидо) дала шрифтам различных кеглей свои названия (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1

Наименование шрифтов по кеглю

Размер в пунктах Название
  бриллиант
  диамант
  перл
5,5 агат
  нонпарель
  миньон
  петит
  боргес
  корпус
  цицеро
  миттель
  терция
  парангон
  текст
  двойное цицеро
  двойной миттель
  малый канон
  крупный канон
  квадрат
  реал
  империал
  санспарель

 

Б. По рисунку

Этот классификационный признак подразделяет шрифты на 6 групп в зависимости от формы засечек. Примерная форма засечек показана на рисунке 6.15.

 

 

Рис. 6.15. Классификация групп шрифтов по рисунку

 

· 1-я группа – без засечек;

· 2-я группа – едва наметившиеся засечки;

· 3-я группа – треугольные засечки;

· 4-я группа – тонкие засечки;

· 5-я группа – широкие прямые засечки (брусковые);

· 6-я группа – широкие засечки с арками.

Внутри групп шрифты могут различаться по контрастности. Контрастность шрифта определяется выражением

,

где а – ширина основного штриха;

в – ширина соединительного штриха.

 

Контрастность шрифта по группам распределяется следующим образом:

1 группа К ≈ 1; 2 группа К 1; 3 группа К = 2,7–3,2;

4 группа К = 3,5–9; 5 группа К≈1; 6 группа К≈ 1.

 

Художники, работающие со шрифтами, постоянно разрабатывают новые комплекты шрифтов, которые могут отличаться по кеглям и начертаниям, но относиться к одной группе рисунка. Такой комплект шрифтов называется гарнитурой. Известны гарнитуры, которымиприходится пользоваться часто, например, Times New Roman, Arial и др.

Среди книжно-журнальных гарнитур, разработанных российскими художниками, школьная, букварная, банниковская, елизаветинская, газетная рубленая и множество других.

Примечание

Европейские страны построили свою классификационную систему, несколько отличающуюся от российской, хотя в систему классификационных признаков также входят различное начертание засечек, толщина штрихов и т.п.

Сам стандарт был разработан на основе предложения Международной типографической ассоциации (ATyp I), но был изменен по сравнению с первоисточником и классификациями других государств.

Согласно мнениям экспертов, такая классификация довольно спорна, она устарела и больше не отвечает современной ситуации. Однако, например, вся германская система подготовки специалистов, связанных со шрифтами, графикой и дизайном, основывается на ней. В настоящее время ведется активная переработка классификации. Однако к единому мнению, как предполагается, немецкие эксперты придут нескоро.

В соответствии с разработанной в 1964 г. классификацией ФРГ (стандарт DIN I65I8) типографские шрифты по их форме делятся на 11 групп (образцы шрифтов).

1. Венецианский Ренессанс – Антиква (Венецианская).

2. Французский Ренессанс – Антиква (старая форма).

3. Барокко – Антиква (переходная).

4. Классическая Антиква (современная форма).

5. Акцентированная линейная Антиква (плоский акцент).

6. Неакцентированная линейная Антиква.

7. Романские варианты Антиквы (декоративные и выставочные).

8. Рукописный шрифт.

9. Рукописная Антиква.

10. Ломаные шрифты.

11. Иностранные шрифты (нелатинские, нероманские).

В. По начертанию

Этот классификационный признак разделяет шрифты на три подгруппы.

1-я подгруппа – различие по ширине. По ширине очка шрифты разделяются на нормальные, сверхузкие, узкие, широкие, сверхширокие (рис. 6.16).


а б в г д

Рис. 6.16. Классификация шрифтов по плотности очка:

а – нормальные; б – широкие; в – узкие; г – сверхузкие; д – сверхширокие

2-я подгруппа – различие по плотности очка. По плотности очка шрифты подразделяются на нормальный, полужирный, жирный (рис. 6.17).

 

а б в

Рис. 6.17. Классификация шрифтов по плотности очка:

а – нормальные, б – полужирные, в – жирные

3-я подгруппа – различие по положению очка. По положению очка шрифты подразделяются на нормальные, курсивные и наклонные (рис. 6.18). Курсивные шрифты напоминают рукописный стиль начертания, в то время как наклонные по начертанию такие же, как нормальные, но наклонены на какой-то угол (по стандарту – на угол 15 ).

 

а б в

Рис. 6.18. Классификация шрифтов по положению очка:

а – нормальные, б – курсивные, в – наклонные

Основные понятия об исторических способах
воспроизведения текстовой информации

Гравирование текста

У истоков развития информационных потребностей человечества, очевидно, стояла потребность донесения каких-то информационных сообщений либо верховных правителей до населения, либо всякого рода предпринимателей, купцов до деловых партнеров.

Одним из древнейших способов получения нескольких экземпляров «деловой информации», относящуюся к III тысячелетию до н.э., можно считать практику размножения текстов в древней Месопотамии путем прокатывания штампа по глиняному бруску.

Во все времена идея получения копии изображения, изготовленного на камне, дереве или металле с помощью краски была основана на разделении поверхности носителя изображения на участки, на которых красящее вещество (краска) удерживалось достаточно прочно (так называемые печатающие элементы) и на участки, на которых краски не должно было быть (пробельные элементы). Таким образом, сформировалось понятие о печатной форме. На рисунке 6.19 представлена принципиальная схема печатной формы, где показаны печатающие элементы, на которых удерживается краска, и пробельные элементы, где краски не должно быть.

 


Рис. 6.19. Основные элементы печатной формы

 

Следовательно, наши предки еще пять тысяч лет тому назад изготовили подобие печатной формы, поверхность которой несла рельефные элементы изображения, т.е. по существу была изобретена форма высокой печати, только месопотамцы не догадались использовать краску для создания изображения на своих посланиях.

В дальнейшем, когда были изобретены другие способы печати, поверхность печатной формы стала нести плоское или углубленное изображение, но все равно на форме были и печатающие, и пробельные элементы.

Чаще всего сведения о возникновении первых попыток многократно воспроизвести информацию для её широкого распространения исследователи обнаруживают в документах о Древнем Китае.

Одним из первых шагов изобретения способа печатания были красочные оттиски с надписей на камне. В Китае наиболее важные тексты высекали на каменных стелах, чтобы они оказались общедоступными и долговечными. Каждый желающий наносил кистью или тампоном красящее вещество (тушь) на поверхность такого изображения, прикладывал какой-либо листовой материал (вначале это могли быть лоскутки ткани, затем бумаги), прижимал его и получал копию.

Изобретение бумаги создало экономические и технические предпосылки другого замечательного изобретения китайцев – печатания.

Существовал и другой способ получения копии. В 175 г. н.э. для распространения конфуцианского «Пятикнижия» Цай Юн предложил размножать его с помощью снятия оттисков с каменного клише на бумагу. Для этого на плиту с рельефной иероглифической надписью накладывался смоченный водой лист тонкой бумаги, который затем вдавливался в углубления между рельефом посредством легкого постукивания. После этого по листу проводили смоченным тушью клубком пряжи. Тушь, попадая на выпуклые места, точно воспроизводила копируемый текст.

В VIII–IX вв. н.э. в Китае утвердился и другой способ массового снятия копий – ксилография. Для того чтобы создать изображение на поверхности, к доске, покрытой пастой риса, хорошо впитывающей тушь, прикладывали бумагу с написанными на ней тушью иероглифами. Текст, после того как бумагу прижимали, отпечатывался на доске зеркально отраженным. После этого с участков, не покрытых тушью, осторожно вырезался слой древесины (рис. 6.20).

 


Рис. 6.20. Гравирование изображения на деревянной доске

 

На этом подготовительные операции завершались. При печатании рельефно выступающие иероглифы смачивались тушью при помощи специальной щетки и доску прикладывали к листу бумаги и прижимали. На прижимаемом листе бумаги текст отпечатывался уже в прямом изображении.

Печатные матрицы позволяли воспроизводить различные иллюстрации и отражать все тонкости китайской каллиграфии. Механические прессы при этом не использовались. После изготовления нужного количества оттисков матрица откладывалась в хранилище до следующего употребления. Таким образом, книга могла находиться в «готовности к печати» столетие или даже больше.

Ксилографический способ печати в VIII в. из Китая попадает в Корею и Японию. Впоследствии он стал применяться и на территории Европы.

 

Горячий набор

Однако вырезание иероглифов, т.е. текстовой информации, на досках (ксилография) не удовлетворяло китайских книгоизготовителей – слишком это было непроизводительно, а ксилографическая печатная форма служила практически всего один раз.

В 1040–1048 гг. китайский кузнец Би Шен (990–1051) изобрел наборный процесс (в Европе это изобретение было повторено только четыре века спустя).

Би Шен брал вязкую глину и сделал из них брусочки, вырезав на торце тоненькие рельефные печатные знаки (каждый на отдельном брусочке). Эти брусочки–литеры он обжигал на огне, чтобы сделать их твердыми.

Затем он набирал нужный текст, вставляя литеры в железную рамку, после чего брал металлическую пластинку, покрывал ее смесью сосновой смолы, воска и бумажной золы, разогревал и прижимал к набору. Когда доска остывала, литеры прочно приставали к пластинке. Оставалось смазать получившуюся печатную форму краской и печатать.

После печатания форму разогревали – ли­теры отклеивались. Их можно было расставить заново в другом порядке для другого текста (рис. 6.21).

 

Рис. 6.21.Модель наборной формы Би Шена

 

Конечно, это еще довольно примитивный способ, но он произвел революцию в печатном деле. Китайцы продолжали совершенствовать технику наборного процесса, и в XIII в. у них появились оловянные и деревянные литеры, а у корейцев, перенявших этот способ, – более прочные медные литеры.

В 1314 г. чиновник Ван Чжэн усовершенствовал технологию набора, внедрив деревянный шрифт и наборную кассу. Чтобы наборщик мог быстро найти нужную литеру, Ван Чжэном были сконструированы две вращающиеся круглые наборные кассы (рис. 6.22) диаметром около 2 м – соответственно для литер с часто и редко употребляемыми иероглифами. Каждый брусочек с иероглифом имел свой номер.

Рис. 6.22. Китайские наборщики за работой

При наборе чтец называл номер иероглифа, а наборщик, вращая кассу, выбирал соответствующую литеру и вставлял в деревянную рамку, зажимая ее затем бамбуковой планкой. В заключение набранный текст сличался с рукописью, и уже после этого начинали делаться оттиски.

Справедливости ради следует все же сказать, что наборный шрифт так и не вытеснил в Китае ксилографию.

У китайцев есть и другие заслуги перед историей книги. Они разработали новые типы печатных изданий, главные из которых – энциклопедии и периодика. Начало периодики обычно относят к VII–X вв. н.э., когда появилась ежедневная газета «Ди бао» или «Дзин бао» («Столичные ведомости»). И в этом отношении китайцы опередили Европу

Родоначальником европейского книгопечатания считается немецкий изобретатель из г. Майнц Иоган Гутенберг.

Между 1436 и 1444 г. Иоган Гутенберг из немецкого города Майнца изобрел способ отливки металлических литер и заложил основы способа печати с помощью подвижного шрифта, который использовался без каких-либо существенных изменений вплоть до XX в. И. Гутенбергпервым из европейцев:

- разработал способ изготовления печатной формы путем набора текста из отдельных литер;

- сконструировал приспособление, при помощи которого отливал литеры из свинцового сплава;

- построил ручной печатный станок, на котором производилось оттискивание, набранного текста на бумагу;

- составил рецепт особой печатной краски.

Для каждой буквы или знака Гутенберг делал из твердого металла гравированный пуансон, с помощью которого из более мягкого металла изготавливал матрицу для отливки соответствующей литеры (рис. 6.23).

Шрифт отливался из свинцового сплава. Готовые литеры раскладывались по наборным кассам.Использование подвижных литер для книгопечатания в Европе получило повсеместное распространение только после разработки этого способа Иоганном Гутенбергом.

а б

Рис. 6.23. Приспособления для изготовление шрифта:

а – матрица; б – пуансон

Пуансон представлял собой изготовленный из твердого металла (стали) брусок, на вершине которого выгравировано рельефное зеркальное изображение буквы. Пуансон впрессовывали в медную пластину – в результате в пластине формировалось прямое изображение требуемой буквы. Матрицу помещали в отливное устройство и заливали расплав металла (предположительно, олово). После застывания металла отливку вынимали, обрезали литник, выравнивали до нужной высоты (рис. 6.24) и складывали на хранение в индивидуальные ящички или ячейки шрифтовой кассы.

 

Металл

а б

Рис. 6.24. Процесс изготовления литеры:

а – литейное приспособление; б – формирование литеры

 

 

После того как отливалось требуемое количество какой-то определенной литеры, матрица заменялась и производилась отливка следующей литеры.

Таким образом, отливка велась до тех пор, пока не заканчивалось изготовление требуемого количества литер. Отливка литер производилась словолитчиками вручную практически до середины XIX в. Для хранения шрифтов использовались шрифтовые кассы (рис. 6.25) – деревянные ящики, разделенные на ячейки (для каждой буквы, знака своя ячейка).

 

 

Рис. 6.25. Шрифтовая касса

 

Шрифты одного рисунка, но отличающиеся по размерам, хранились в специальных столах – кассореалах, за которыми работали наборщики (рис. 6.26).

 

 

Рис. 6.26. Рабочий стол для хранения шрифтовых касс (кассореал)

 

Ручной набор текста с помощью отдельных литер производился вплоть до конца XX в. Наборщик в соответствии с текстом оригинала брал из кассы нужную литеру и вставлял ее в металлический ящичек, называемый верстаткой. Одна из стенок верстатки перемещалась и устанавливалась на заданный формат. Заполнив установленный формат верстатки литерами для одной строки, наборщик приступал к заполнению следующего ряда. Таким образом строка за строкой набирался текст оригинала. После заполнения верстатки набором литеры обвязывались шпагатом и перемещались в специальные металлические ящички – гранки – для промежуточного хранения. Гранки хранились до конца работы с оригиналом в специальных передвижных шкафах – гранкореалах (рис. 6.27).

 

 

1 2

Рис. 6.27. Промежуточные хранилища набора:

1– гранка; 2 – гранкореал

Отливка шрифтов вручную продолжалась вплоть до конца XIX в. В конце XIX в. появились первые образцы шрифтолитейных машин (Фуше, Кюстерман и др.), которые не отличались высоким уровнем механизации. И только разработанные в начале XX в. шрифтолитейные автоматы решили проблему изготовления шрифтов.

 

А Б

Рис. 6.28. Шрифтолитейный автомат НШЛ-2:

А – внешний вид; Б – схема работы; 1 – матричная каретка; 2 – матрица;
3 – отливная форма; 4 – мундштук; 5 – котел; 6 – поршень; 7 – металлоподаватель;
8 – головка; 9 – отделочный аппарат; 10 – приемный лоток; 11 – приемный столик

 

Централизованная поставка шрифтов для типографий осуществлялась специализированными шрифтолитейными заводами по заявкам, но типографии городского и областного масштаба, как правило, имели свои шрифтолитейные автоматы и по кооперативным связям могли снабжать шрифтами мелкие типографии. Принцип работы этих автоматов мало чем отличался от идей XV в., но за счет внедрения электропривода, механизации промежуточных операций и т.п. их производительность достигала 100 тыс. отливок в смену. На рисунке 6.28 представлен шрифтолитейный автомат НШЛ-2, который производился Ленинградским заводом полиграфических машин.

Ручной набор текста, конечно, не удовлетворял ни книжно-журнальное, ни, тем более, газетное производство. Изобретательская мысль работала над повышением производительности наборных процессов, и в 1886 г. Отмар Мергенталлер (1854–99) создал образец первой наборной строкоотливной машины с многократно используемыми латунными матрицам – линотип (рис. 6.29).С появлением в 1889 г. строкоотливной машины «Linotype-Simplex» оформилась конструкция, которая в принципе сохранялась в течение целого столетия.

 

 

Рис. 6.29. Наборная строкоотливная машина (линотип)

 

Принцип работы строкоотливной наборной машины был основан на том, что латунные линотипные матрицы вызывались наборщиком с помощью клавиатуры из магазина и собирались в верстатке в строку.

Между матрицами в конце слов вставлялись специальные раздвижные клинья для доведения матричной строки до заданного формата.

 

Рис. 6.30. Схема изготовления линотипной строки:

1 – отливной котел с металлом; 2 – поршень насоса; 3 – форма; 4 – литейное очко
матрицы; 5 – линотипная матрица; 6 – мундштук отливного котла; 7 –отлитая строка

 

Матрично-клиновая строка после выключки перемещалась в зону отливного котла, прижималась к форме. Насосом из котла в форму нагнетался расплав металла – гарт (сплав: свинец – олово – сурьма). После застывания (примерно около 0,7 сек) из формы механизмами выталкивалась готовая строка набранного текста (рис. 6.30).

Матрицы автоматически переносились в зону разборки и распределялись по своим каналам магазина. Технологический цикл закончен, можно отливать следующую строку. С помощью строкоотливных наборных машин типографии всех уровней осуществляли изготовление текстового набора вплоть до XXI в.

Другая разработка оборудования, автоматизировавшая процесс изготовления текстового набора, привела в 1887–1893 гг. к созданию буквоотливной машины «Monotype» которую изобрел Тольберт Лэнстона.

Первый образец был продемонстрирован на Всемирной ярмарке Columbian Worlds Fair в 1893 г. в Чикаго.

 

Рис. 6.31. Монотип клавиатурный (МК) и отливной (МО)

 

Наборный автомат состоял из двух аппаратов (рис. 6.31). На наборно-программирующем аппарате МК готовилась перфолента, которую набивали наборщики. Перфолента после изготовления передавалась на отливной аппарат МО, где происходил автоматический набор строк текста в виде отдельных литер. Формат строки, выключка строки на заданный формат определялись перфолентой. Автоматы МК МО, как правило, устанавливались на крупных специализированных книжно-журнальных предприятиях

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...