Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И правонарушений несовершеннолетних




КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 24 ИЮНЯ 1999 Г.

N 120-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 16 декабря 2013 года

 

Е.А. БЕВЗЮК, Т.А. БИРЮКОВА, Ю.Н. ВАХРУШЕВА,

О.И. ПОЛИТ, Н.Ю. ТИМОФЕЕВА

 

Авторы:

 

Бевзюк Елена Александровна - генеральный директор ООО "Бизнес Партнер", юрисконсульт ОАО "Оренбургская губернская компания", соискатель степени к.ю.н. в ФГБОУ ВПО "Оренбургский государственный университет", автор комментариев к ряду федеральных законов (комментарии к ст. 11 - 12, 16 - 17, 19 - 20, 32 - 33).

Бирюкова Татьяна Александровна - советник отдела по взаимодействию с федеральными органами государственной власти департамента законопроектных работ и правовой экспертизы Министерства государственно-правового развития Омской области; магистр права, лауреат научных конференций; автор комментариев к ряду федеральных законов (комментарии к ст. 26 - 31).

Вахрушева Юлиана Николаевна - практикующий юрист с опытом работы в области государственного и муниципального управления, автор комментариев к ряду федеральных законов (комментарии к ст. 13 - 15, 18, 21 - 25).

Полит Ольга Ивановна - индивидуальный предприниматель в сфере оказания юридических услуг физическим и юридическим лицам, автор комментариев к ряду федеральных законов (комментарии к ст. 31.1 - 31.3).

Тимофеева Наталья Юрьевна - частнопрактикующий юрист, преподаватель юридических дисциплин, автор комментариев к ряду федеральных законов (комментарии к ст. 1 - 10).

 

Настоящее издание представляет собой Постатейный комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Настоящий Комментарий подробнейшим образом раскрывает и поясняет положения каждого пункта статей данного Закона.

Комментарий предназначен для работников юридической сферы деятельности: юрисконсультов организаций, адвокатов, работников судебной системы. Он также будет интересен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и факультетов.

При подготовке Комментария использованы нормативные правовые акты по состоянию на 16 декабря 2013 г.

 

24 июня 1999 года N 120-ФЗ

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

(в ред. Федеральных законов от 13.01.2001 N 1-ФЗ,

от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.12.2004

N 150-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 22.04.2005 N 39-ФЗ,

от 05.01.2006 N 9-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ,

от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ,

от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 13.10.2009 N 233-ФЗ, от 28.12.2010 N 427-ФЗ,

от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 03.12.2011 N 378-ФЗ,

от 30.12.2012 N 297-ФЗ, от 30.12.2012 N 319-ФЗ,

от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 07.06.2013 N 120-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

 

Комментарий к преамбуле

 

Необходимость закрепления на федеральном уровне правовых норм, регулирующих правоотношения по профилактике безнадзорности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, возникла в 90-е годы прошлого века. В советский период жизни нашего общества практически не существовало такой социальной проблемы.

Комментируемый законодательный акт можно отнести к такой отрасли российского законодательства, как семейное право. В Конституции РФ можно выделить ряд правовых норм, следуя которым стало возможным правовое регулирование дополнительных мер по защите прав детей. Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Также ч. 1 ст. 17 Конституции РФ предусматривает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Непосредственное отношение к комментируемому законодательному акту имеют правовые нормы ст. 38 Конституции РФ, где установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Именно в связи с возникновением случаев злоупотребления родителями их правами и обязанностями в отношении своих детей и появилась необходимость принятия комментируемого Закона. Часть 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ (далее по тексту - СК РФ) развивает правовые нормы ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. Так, в частности в СК РФ предусмотрено, что родители обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Таким образом, правоотношения по профилактике безнадзорности детей практически полностью можно отнести к отрасли семейного права в российском законодательстве. Семейное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.

Следует отметить, что Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" также устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Международное право также предусматривает меры специальной защиты наиболее уязвимых групп общества, всех, кто сам не имеет равных возможностей защищать свои права, в том числе детей. В соответствии с преамбулой к Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, ввиду физической и умственной незрелости ребенок нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.

В 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), которая провозгласила, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие. Исходя из ч. 1 ст. 3 Конвенции о защите прав ребенка, во всех действиях в отношении детей независимо от того, кем они предпринимаются, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом, согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка детства. Также ч. 1 ст. 38 Конституции РФ устанавливает, что каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на заботу и воспитание со стороны родителей. Это обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию ребенка. В соответствии со ст. 23 Международного пакта "О гражданских и политических правах", семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Важность семьи обусловлена и тем, что она является институтом развития личности ребенка. Согласно ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах ребенка, государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Исходя из преамбулы к Конвенции о правах, ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, и семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие.

Но все сказанное теряет смысл в том случае, когда родители не осуществляют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Причины того скрыты в аномалиях общественной жизни - экономических, политических, социальных и нравственных или могут быть обусловлены тяжелыми жизненными ситуациями, в которых оказываются родители ребенка. Как следствие - дети, лишенные родительской заботы, не имея возможности самостоятельно обеспечить и защитить себя, зачастую вынуждены бродяжничать, попрошайничать, легко вовлекаются в совершение преступлений. Длительное нахождение в психотравмирующих ситуациях самым негативным образом влияет на формирование личности ребенка и лишает его возможности стать полноценным членом общества.

Проблемы, связанные с положением детей в обществе, имеют государственный масштаб. Потому на законодательном уровне решается вопрос о ликвидации такого явления, как детская безнадзорность, разрабатывается система мер в отношении данной группы несовершеннолетних, что соответствует конституционному положению о защите детства и в конечном счете способствует укреплению законности и правопорядка. Решению этих задач и посвящен комментируемый Закон, который устанавливает основы правового регулирования общественных отношений, возникающие в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

Комментарий к статье 1

 

1. Данная статья содержит определение понятий, используемых в комментируемом Законе.

Основным понятием в данном случае является понятие "несовершеннолетний". Из положений комментируемой статьи следует, что любое физическое лицо, не достигшее возраста 18 лет, является несовершеннолетним. Несовершеннолетние, согласно положениям гражданского законодательства (ст. 17, 18, 21, 26, 28 ГК РФ), представляют собой физических лиц, обладающих гражданской правоспособностью, но не дееспособностью. С момента рождения и до возраста 6 лет несовершеннолетние считаются малолетними, которые не могут совершать никаких сделок - за них все совершают только их законные представители (родители), опекуны. Малолетним ребенок считается до возраста 14 лет, и согласно нормам ГК РФ такой малолетний ребенок (от 6 лет и до 14 лет) уже имеет право совершать мелкие бытовые сделки, например сходить за покупками в магазин. С возраста 14 лет и до 18 лет ребенок уже не считается малолетним, он несовершеннолетний и в соответствии с ГК РФ может совершать иные сделки, помимо мелких бытовых, например, может свободно распоряжаться своим заработком, открыть счет в банке (вклад). Однако несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет может быть уже полностью эмансипирован и в этом случае перестает быть несовершеннолетним в смысле гражданского законодательства, т.к. обладает полной дееспособностью (ст. 27 ГК РФ). В СК РФ нет правовых норм, содержащих в себе определение понятия того, кого считать несовершеннолетним. Также согласно ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенком считается любое физическое лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 года каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста является ребенком. Также ст. 60 Конституции РФ устанавливает, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Равным образом согласно ч. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), признается ребенком. В уголовном законодательстве, как следует из ст. 20 УК РФ, ч. 1 ст. 87 УК РФ, несовершеннолетними признаются только лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Однако в целях комментируемого Закона применяется общее правило.

Вопрос о возрасте ребенка решается на основании соответствующих документов (свидетельство о рождении ребенка, паспорт).

В комментируемом положении не указывается на то, что несовершеннолетний должен являться гражданином Российской Федерации, из чего можно сделать вывод, что несовершеннолетние - иностранные граждане при условии отнесения их к группам, установленным Законом N 120-ФЗ, не должны оставаться незамеченными для органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Безнадзорным считается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует. Контроль всегда предполагает соблюдение контролируемым лицом определенных ограничений (условий), что особенно важно в отношении несовершеннолетних, не имеющих твердых социальных установок и достаточного жизненного опта. Отсутствие контроля за несовершеннолетним зачастую приводит к совершению им противоправных действий. Однако понятие безнадзорного не предполагает, что его поведение при этом обязательно является девиантным, то есть отклоняющимся от общепринятых норм. Важен лишь тот факт, что отсутствует должный контроль за его поведением со стороны:

- родителей;

- иных законных представителей либо должностных лиц.

Здесь нужно отметить, что согласно ст. 64 СК РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Согласно ст. 2, ст. 54, 55, 60 СК РФ, каждый ребенок имеет:

- право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

- право на заботу родителей;

- право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам;

- право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства;

- право на общение с обоими родителями;

- право знать своих родителей;

- право на получение содержания.

Правам ребенка корреспондируют обязанности родителей по защите прав и интересов детей, установленные ст. 64 СК РФ. На родителей возлагается защита прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

В соответствии со ст. 31 ГК РФ при отсутствии у несовершеннолетних родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов, над несовершеннолетними устанавливаются опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними (ст. 32 ГК РФ), попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 33 ГК РФ). Требования к опекунам (попечителям) установлены ст. 143 СК РФ. Для назначения лица опекуном (попечителем) необходимо его волеизъявление. Таким образом, родители, опекуны, попечители являются законными представителями несовершеннолетнего.

Одновременно законом предусмотрено, что исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей, оставшихся без попечения родителей, временно возлагается на органы опеки и попечительства до устройства их на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 2 ст. 123 СК РФ). Основной задачей органов опеки и попечительства является защита прав и законных интересов нуждающихся в том граждан (ст. 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Выполнение обязанностей опекунов (попечителей) в отношении тех детей, которые находятся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, возлагается на администрации этих учреждений (ч. 1 ст. 147 СК РФ).

Можно говорить о том, что при надлежащем исполнении обязанностей указанными лицами (органами) безнадзорности несовершеннолетних не существовало бы. Однако вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка выделяется такая категория, как безнадзорные.

3. Беспризорным является безнадзорный, то есть несовершеннолетний, за поведением которого отсутствует надлежащий контроль, который при этом не имеет места жительства и (или) места пребывания. Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

До 14-летнего возраста дети должны проживать со своими родителями, усыновителями или опекунами (ст. 20 ГК РФ). Ребенок, достигший 14-летнего возраста, уже может сам выбирать себе место жительства. Если же дело касается опеки или попечительства, то опекун (попечитель) обязан проживать вместе с ребенком (п. 2 ст. 36 ГК РФ). Раздельное проживание этих лиц возможно лишь с согласия органов опеки и попечительства и только после достижения ребенком 16 лет. И в этом случае подразумевается, что по месту жительства у ребенка имеется контроль за его поведением со стороны родителей или опекуна (попечителя).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается в том числе жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В свою очередь, местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. И в этом случае гражданин имеет пристанище, пусть и не являющееся постоянным в силу тех или иных обстоятельств. Но беспризорный не может занимать ни один из указанных объектов на законном основании.

Беспризорные - наиболее уязвимая группа несовершеннолетних, поскольку для каждого человека жилье - это основа его существования. Условия жизни ребенка на вокзалах, в притонах, у чужих, подчас недоброжелательно настроенных людей без преувеличения являются гибельными, независимо от того, по какой причине он лишился жилья (сбежал из дома, выгнали родители или семья по какой-либо причине лишилась жилья и т.п.).

4. Комментируемым Законом выделяется также категория несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. К ней относятся как безнадзорные, так и беспризорные, если вследствие такого статуса они находятся в обстановке, которая:

- представляет опасность для жизни или здоровья ребенка. Например, нахождение ребенка, не имеющего теплой одежды, на улице в зимнее время;

- не отвечает требованиям к его воспитанию или содержанию. Это возможно, в частности, если родители вовлекают ребенка в совершение антиобщественных действий;

- несовершеннолетний совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Данное определение содержит в себе и ряд других понятий, используемых в комментируемом Законе: безнадзорный, беспризорный, антиобщественные действия. Понятие "ребенок, находящийся в социально опасном положении" необходимо отличать от понятия "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации", которое сформулировано в ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Определение несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, приведенное в комментируемой статье, можно подразделить по смыслу его содержания на две части: в первой части данного определения указаны причины, которые привели несовершеннолетнего к определенным ситуациям. А вот сами такие ситуации перечислены во второй части рассматриваемого определения. В качестве причин, приведших несовершеннолетнего в социально опасное положение, указаны безнадзорность и беспризорность. Безнадзорность и беспризорность представлены в комментируемой статье как самостоятельные определения, имеющие конкретное содержание.

В отношении несовершеннолетних "социально опасное положение" ни в комментируемом Законе, ни в других законодательных актах не сформулировано как целостное определение. В Законе N 120-ФЗ указаны те события, каждого из которых в отдельности достаточно, чтобы сделать вывод о нахождении несовершеннолетнего в социально опасном положении. Это следующие факты:

- пребывание несовершеннолетнего в обстановке, где возрастает угроза для его жизни или здоровья;

- либо обстановка, которая не соответствует требованиям к его воспитанию или содержанию;

- несовершеннолетний совершает правонарушения или антиобщественные действия.

Угроза для жизни и здоровья не только ребенка, но и любого человека всегда является оценочным понятием, нигде в нормах законов РФ не закрепленным. Однако при нормальном, естественном ходе жизни, когда сам человек в своем поведении проявляет всю должную степень заботливости и осмотрительности в отношении своего ребенка, угроза для жизни или здоровья несовершеннолетнего сводится к тому, что она существует лишь теоретически. При должном контроле за ребенком угроза его жизни присутствует лишь ввиду наступления событий непреодолимой силы (например, в результате стихийного бедствия) или в иных случаях, когда родитель не мог противостоять такой угрозе. В том случае, когда ребенок лишен должного внимания со стороны законного представителя (родителя), в силу отсутствия достаточного уровня своего психологического развития помимо обстоятельств непреодолимой силы значительно возрастают и другие риски, при наличии которых сам ребенок или другие лица, предметы могут причинить вред его жизни и здоровью. Например, пьяная мать, находясь в квартире с ребенком одна, уснула, оставив включенной газовую плиту, утюг, забыла ребенка на улице, ребенок получил доступ к опасным предметам - ножам, бритвам, кислоте и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> В этой связи приведем два примера, когда недобросовестное отношение родителей к своим обязанностям привело к трагическим происшествиям с детьми. Так, в связи с отсутствием контроля со стороны родителей в Саратове малолетний ребенок получил термический ожог 4 степени 90% тела. По данному факту известно, что мать ребенка поставила под коляску электроплитку и уснула, так как находилась в состоянии алкогольного опьянения. От раскаленной плитки произошло возгорание одеяла и впоследствии ребенка. 21.09.2010. http://saratov.msu-russia.ru/ news/saratov/14562.html.

30.05.2012 в приемный покой МБУЗ "Тихорецкая центральная районная больница" Краснодарского края поступил несовершеннолетний А. 2001 года рождения, проживающий в ст. Новорождественской, с непроникающим ранением в область живота. Данное ранение получено несовершеннолетним А. в результате выстрела из пневматического оружия, произведенного по неосторожности несовершеннолетним Р. 1999 года рождения. Пневматическое оружие находилось в доступном для детей месте. http://admin-tih.ru/administratsiya/ upravleniya-i-otdely/ otdel-po-delam-nesovershennoletnikh/ deyatelnost-komissii-po- delam-nesovershennoletnikh-i- zashchite-ikh-prav/.

 

Если ребенок растет в обстановке, где значительно возрастают риски для его жизни и здоровья, то можно говорить о том, что такой ребенок пребывает в обстановке, не соответствующей его воспитанию или содержанию.

Из положений отдельных норм СК РФ можно сделать вывод о некоторых правовых требованиях к содержанию и воспитанию детей. Часть 1 ст. 80 СК РФ предусматривает, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. При этом вынесение решения суда по уплате алиментов возможно лишь в том случае, когда родители вообще не предоставляют содержания своим детям. Как правило, такое содержание должно быть минимально достаточным, чтобы обеспечить ребенку минимально необходимый уровень жизни для его физического и психологического развития, воспитания, образования. Достаточность или недостаточность уровня содержания ребенка измеряется именно в денежных средствах, затрачиваемых на ребенка ежемесячно.

Кроме того, родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Статьей 65 СК РФ предусмотрено, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. И последнее, ч. 1 ст. 77 СК РФ предусматривает, что при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Рассмотрим обстоятельства, которые можно квалифицировать как совершение несовершеннолетним правонарушения или антиобщественного поведения. По ряду преступлений, предусмотренных УК РФ, уголовную ответственность могут нести несовершеннолетние в возрасте от 14 лет.

Так, согласно Уголовному кодексу РФ, лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167), террористический акт (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

Тем не менее на практике встречаются случаи, когда уголовное преступление совершает ребенок, не достигший возраста уголовной ответственности, чтобы нести ответственность за его совершение. Следствием такого поведения ребенка, как правило, является недостаточный родительский контроль, отсутствие должного воспитания.

Совершение несовершеннолетним любого административного правонарушения также можно квалифицировать как правонарушение в том смысле, который используется в комментируемом Законе.

В теории права под правонарушением понимают виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность. В зависимости от сферы общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения, выделяются гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения, а также преступления, отличающиеся особой общественной опасностью.

Необходимо, чтобы в действии или бездействии, следствием которых явилось правонарушение, были установлены все элементы его состава. При этом субъектом правонарушения может быть только лицо, обладающее деликтоспособностью - способностью отвечать за содеянное, контролировать свою волю и поведение, отдавать отчет в своих действиях, осознавать их противоправность и быть в состоянии нести ответственность за их последствия.

По общему правилу деликтоспособными признаются все вменяемые лица, достигшие определенного возраста. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ). С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Таким образом, говоря о совершении правонарушения, нужно иметь в виду, что лицо должно достигнуть соответствующего возраста. В противном случае может употребляться такая формулировка, как "антиобщественные действия" несовершеннолетнего. Собственно, к такому широкому понятию, как антиобщественные действия, в контексте Закона N 120-ФЗ относится и вынужденное бродяжничество, попрошайничество ребенка, употребление им спиртных напитков и т.п.

5. Антиобщественные действия представляют собой действия лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, которые выражаются:

1) в систематическом (то есть обнаруженном два и более раза) употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. В соответствии со ст. 1 Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" наркотические средства - это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, а психотропные вещества - это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, которые включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Указанный Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", выделяет Списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

К наркотическим веществам относятся, в частности, гашиш (анаша, смола каннабиса), героин (диацетилморфин), каннабис (марихуана), лист кока, маковая солома (Список I), кодеин, кокаин, морфин (Список II), иные наркотические средства. К психотропным веществам относятся, в частности, амфетамин и его производные (Список I), кетамин, фенметразин (Список II).

Что касается одурманивающих веществ, то к ним в том числе относятся смесь клофелина с алкоголем - в любом процентном соотношении, смесь димедрола с алкоголем - в любом процентном соотношении, хлороформ, эфир, согласно Списку одурманивающих веществ, утвержденному Постоянным комитетом по контролю наркотиков, протоколы от 9 октября 1996 г. N 51/7-96, от 22 апреля 1998 г. N 2/64-98, от 14 апреля 1999 г. N 2/71-99, от 13 апреля 2005 г. N 2/98-2005.

Любые из указанных препаратов вызывают измененное состояние сознания, эйфорию и иные аналогичные признаки, которые в большинстве случаев очевидны для окружающих;

2) в систематическом употреблении алкогольной и спиртосодержащей продукции (в данную группу входят как спиртные напитки, включая водку, так и вина, самогон и пр.), а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (определение пива приведено в комментируемой статье).

На употребление указанных напитков также указывают очевидные признаки - демонстративные реакции, бессвязная речь, запах алкоголя в выдыхаемом воздухе и т.п. При наличии подтверждений систематического употребления несовершеннолетним указанных веществ и (или) напитков можно говорить о совершении им антиобщественных действий. При этом не имеет принципиального значения, по собственной ли воле принимал их несовершеннолетний или под давлением окружающих и как долго это продолжалось;

3) в занятии:

а) проституцией, то есть платным обслуживанием сексуальных потребностей иных лиц;

б) бродяжничеством, которое заключается в постоянных перемещениях человека, не имеющего жилья, с одного места на другое (применительно к несовершеннолетним - бродяжничество часто бывает вынужденным, в том числе связанным с невыносимой обстановкой в родном доме);

в) попрошайничеством - выпрашиванием у окружающих денег и других материальных ценностей под теми или иными предлогами.

Нужно отметить, что законодателем не отождествляются термины "правонарушение" (будь то преступление или проступок) и "антиобщественное действие". Данные понятия употребляются раздельно (см., например, ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона). То есть необходимо принимать данную условность, хотя любое правонарушение по своей сути также является антиобщественным;

4) в иных действиях, нарушающих права и законные интересы других лиц. В том числе к ним можно отнести деяния, нарушающие правопорядок, совершенные лицом, не достигшим возраста привлечения к юридической ответственности (например, присвоение или порча безнадзорным малолетним чужого имущества).

6. Следующее понятие - семья, находящаяся в социально опасном положении. Само понятие "семья" в целях комментируемого Закона может вызвать вопросы. Российское законодательство не содержит точного определения данного понятия. В соответствии с ч. 2 ст. 1 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Традиционно брак рассматривается как зарегистрированный в установленном порядке союз мужчины и женщины, заключаемый с целью создания семьи.

В идеальном варианте в семье ребенок проживает с обоими кровными родителями (усыновителями). Но в данном случае, учитывая направленность комментируемого Закона (профилактика безнадзорности несовершеннолетних), нет смысла рассматривать семью только таким образом, сужая круг субъектов. Поэтому к "семье" следует относить и лиц, не состоящих в зарегистрированном браке, если одно из них является родителем ребенка, и единственного родителя, и семью опекуна (попечителя) как законного представителя ребенка, и единственного опекуна (попечителя). Также это может быть приемная семья. В соответствии со ст. 152 СК РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в этом договоре. К семье может быть отнесен и патронат. Устройство ребенка под опеку или попечи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...