Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмета и метода исследования




Выбор ведущих методов психолого-педагоги-предмета и обусловлен в первую очередь характером, предметом и задачами исследования. Если исследование имеет теоретико-методологический характер, то безусловный приоритет отдается теоретическим методам исследования. Задачами такого исследования является выявление сущностных характеристик образовательных феноменов, установление закономерных связей, разработка научных подходов к исследованию педагогической реальности и т.п. В таком исследовании анализируются, систематизируются, обобщаются уже известные эмпирические факты, добытые другими исследователями, а также по-новому осмысливается теоретический материал, ранее включенный в массив психолого-педагогического знания. Поэтому ведущую роль здесь играют анализ, синтез, сравнение, классификация и др., а также интерпретационные методы.

В историко-педагогическом исследовании тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т.д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий — словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы. Поэтому ведущим методом в такого рода исследованиях выступает контент-анализ — метод, специально предназначенный для работы с документами. Наряду с этим важную роль играют интерпретация, понимание и другие теоретические методы.

В исследовании теоретико-прикладного характера создаются широкие возможности для применения всего комплекса психолого-педагогических исследовательских методов. Предметом такого исследования могут выступать: психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у воспитанников какого-либо качества; отношения в учебно-воспитательном коллективе и способы их оптимизации; способы разработки содержания образования и т.п. В теоретико-прикладном исследовании на первый план выходят эмпирические методы. Теоретические методы используются при работе с литературой, для получения выводов, систематизации и осмысления данных, полученных в результате эмпирического исследования, а также (и это чрезвычайно важно!) при разработке концептуальных оснований исследования.

В психолого-педагогических исследованиях всех видов обязательно используется метод моделирования, поскольку построение теоретических моделей лежит в основе общей концепции исследования, обусловливает выбор способов решения проблем образовательной практики, а построение нормативных моделей необходимо для непосредственного соединения психолого-педагогической науки с практикой образования.

.

33 Теоретические методы исследования

Интерпретация как метод

психолого-педагогического

исследования

Интерпретация (лат. interpretatio) — истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо. Интерпретация давно и плодотворно используется в психолого-педагогических исследованиях как составная часть практически всех теоретических и эмпирических методов. Интерпретируются (объясняются тем или иным образом) действия воспитанника, фиксируемые во время психолого-педагогического наблюдения. Интерпретируются ответы, полученные в результате опросов. Интерпретируются выборы ребенка, зафиксированные в результатах социометрии, рисуночные тесты, документальные данные и многое другое.

Интерпретация нужна для того, чтобы информация преобразовалась в знание. Интерпретируя те или иные объекты, явления, исследователь выявляет различные аспекты полученной о них информации, оценивает ее возможности в решении задач исследования, выдвигает предположения о причинах явления, о возможных мотивах участников педагогической ситуации и т.д. С традиционной точки зрения интерпретация представляет собой процесс анализа, синтеза и оценки информации с целью определения её важности и полезности для конкретного исследования. Наряду с другими приемами интерпретация является важной составляющей методов психолого-педагогического исследования.

В современной психолого-педагогической науке интерпретация используется как самостоятельный метод исследования

Интерпретация любого знания в психолого-педагогическом исследовании должна носить гуманитарный характер. Иначе говоря, осмысливать и истолковывать данные других наук следует с позиций их соотнесенности с проблемами человека.

В процессе интерпретации необходимо постоянное соотнесение научного знания и эмпирического опыта, поскольку гуманитарное знание основано на признании уникальности каждого человека, которая может быть постигнута не в рамках научных закономерностей, а только опытным путем.

34 Метод понимания

К новым методам исследования образовательной

практики, постижения педагогической реальности наряду с интерпретацией относится диалогическое понимание. Понимание — универсальная форма освоения действительности, представляющая собой постижение и реконструкцию смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, природной реальности. Понимание как метод исследования выдвигает на первый план вместо естественнонаучных способов постижения педагогических феноменов непосредственное постижение человеком педагогических феноменов во всей их целостности. Это непосредственное постижение и именуется пониманием. Кроме того, понимание, в -отличие от традиционного знания, предполагает определенное отношение к тому, что изучается.

Если интерпретация относится более к «неодушевленным» педагогическим объектам, то понимание затрагивает в первую очередь реальных участников педагогического взаимодействия, их отношение друг к другу, окружающему миру и самим себе.

Понимание осуществляется в двух основных формах: извлечение смысла (в ситуации, когда исследователь уверен, что тот или иной педагогический феномен может быть объяснен на основе уже имеющихся в науке данных или с помощью практического опыта) и придание смысла (при полной неопределенности в предварительной оценке фактов).

В качестве одного из механизмов понимания выступает и н с а й т (англ. insight — проницательность, понимание, проникновение в суть) — внезапное и невидимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и ситуации, теории, мировоззренческого положения в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. Основой ин сайта является интуиция — неотъемлемая составляющая педагогического творчества в науке и практике. Объект понимания (педагогическая действительность) не пассивен по отношению к субъекту (исследователю), они в равной мере воздействуют друг на друга. Различные явления педагогической действительности способны вызывать у исследователя согласие, внутреннюю поддержку или неприятие, протест. Это придает пониманию диалогический характер. Отношение исследователя к исследуемым явлениям так или иначе проявляется в результатах проведенного им исследования.

Метод диалогического понимания открывает широкие возможности как перед педагогической наукой, так и перед педагогической практикой, значительно расширяя возможности педагогического взаимодействия.

В понимании, как и в интерпретации, очень силен субъективный момент. Исследователь истолковывает педагогические факты, исходя из собственного опыта и существующих психолого-педагогических теорий, и концепций. Однако именно эти методы способны приблизить исследователя к постижению сложной педагогической реальности (особенно той, что существует в сфере идеального — в сфере идей, эмоций, отношений — и не поддается изучению с помощью методов рационального познания) во всей ее целостности.

35 Анализ и синтез

Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — в научном исследовании процедура мысленного расчленения объекта (явления, процесса), свойства объекта (объектов) или отношения между объектами (явлениями, процессами) на части (признаки, свойства, отношения). Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще.

В методологии образования анализ рассматривается как один из важнейших методов получения нового психолого-педагогического знания.

Существует несколько видов анализа как метода научного познания.

■ Одним из них является мысленное расчленение целого на части. Такой анализ, выявляющий строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями.

■ Другим видом анализа является анализ общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяется на составляющие его свойства или отношения. Одни из них подвергаются дальнейшему анализу, а от других отвлекаются; на следующем этапе исследования анализу может подвергнуться то, от чего ранее отвлеклись, и т.д.

■ В науке существует также понятие логического анализа. Логический анализ— это уточнение логической формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами современной логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логических выводов, доказательств, умозаключений и т.п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отдельных областей знания.

Все виды анализа применяются как при получении нового знания, так и при систематическом изложении уже имеющихся научных результатов.

Таким образом, анализ как метод психолого- педагогического исследования характеризуется целенаправленностью.

Анализ — необходимый этап познания целого. Он дает возможность изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, которые являются общими для всех частей, и тем самым осознать особенности структуры и развития целостного образовательного феномена.

Однако в процессе анализа отдельные части объекта, явления, процесса неизбежно вырываются из общего контекста их понимания, из их связи, из взаимодействия с другими частями и со всем целым; в результате получаются условные, односторонние, неполные определения. Поскольку образовательный феномен (как и любая система) не сводится к сумме его частей, то для воссоздания его в мышлении во всем богатстве его взаимосвязей и взаимозависимостей необходимо применить другой метод — синтез.

Синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). В этом значении синтез как метод научного исследования противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан.

Синтез как метод научного исследования имеет множество различных форм.

■ Во-первых, на единстве процессов анализа и синтеза основан процесс образования понятий.

■ Во-вторых, в теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций, являясь основой интеграции в психолого- педагогическом исследовании знания из разных научных дисциплин. \

■ В-третьих, синтез применяется при теоретическом обобщении накопленных в ходе психолого-педагогического исследования эмпирических данных. На этом этапе исследования из разрозненных данных, полученных в результате использования эмпирических методов, необходимо составить единую картину, дающую целостное представление о том или ином объекте, явлении, процессе.

■ В-четвертых, синтез может рассматриваться как метод восхождения от абстрактного к конкретному: получаемое в результате проведенного исследования конкретное знание об образовательном феномене является результатом синтеза, объединения его многообразных абстрактных определений, полученных в результате анализа. Такое объединение не является механическим. Здесь важна не простая сумма частей, а смысловые связи между ними.

Анализ и синтез — это не изолированные друг от друга самостоятельные этапы научного исследования. На каждой его стадии они осуществляются в единстве, отражают связь частей и целого и не могут плодотворно применяться один без Другого.

Так, при анализе мы выделяем в предмете те свойства, которые делают его частью целого, основываясь при этом на синтетическом, хотя бы самом общемпредварительном представлении о целом, а при синтезе осознаем целое как состоящее из частей, определенным образом связанных между собой. Благодаря этому в ходе научного исследования синтез осуществляется через анализ, а анализ— через синтез. Анализ и синтез тесно связаны с другими методами психолого-педагогического исследования: абстрагированием, обобщением, классификацией и др.

36 Идеализация Модель — это система объектов или знаков,

и моделирование воспроизводящая некоторые существенные

свойства системы-оригинала. Само исследование невозможно без параллельного моделирования, т.е. выделения существенных моментов исследуемого объекта в совокупности их взаимосвязей и взаимозависимостей.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте. Этот второй объект называется моделью. Между моделью и оригиналом существует отношение ограниченного подобия, форма которого ясно выражена: в процессе научного познания модель заменяет оригинал; изучение модели дает информацию об оригинале. Модель — результат синтеза выделенных в процессе анализа существенных признаков диагностируемого объекта.

Важнейшим средством моделирования в психолого-педагогических исследованиях является аналогия. Аналогия (от греч. analogia — пропорция, соразмерность)— соответствие элементов, совпадение ряда свойств или какое- либо иное отношение между объектами, явлениями и процессами, дающее основание для переноса информации, полученной при исследовании одного объекта — модели, на другой — прототип (так называемое отношение объективного подобия). Под аналогией понимается также мыслительная операция — умозаключение о принадлежности объекту, явлению или процессу определенного признака, свойства или отношения на основе сходства в существенных признаках с другим объектом (явлением, процессом).

В наук ведении различают следующие функции аналогии:

■ она может служить средством конкретизации отвлеченных идей и проблем, разъяснения непонятных фактов, положений, теорий, категорий, использоваться с целью представления абстрактного в более доступной, образной форме;

■ аналогия часто используется в качестве метода решения исследовательских задач посредством сведения их к ранее решенным задачам;

■ аналогия служит средством выдвижения гипотез;

■ аналогия может выступать как средство обобщения и систематизации информации, поскольку позволяет получить детальное представление о ряде сходных объектов, выделить в них наиболее существенные черты, сопоставить их и таким образом получить обобщенное знание;

■ она является средством установления связи между различными областями знания и тем самым сближает их.

В процессе моделирования мы получаем новое знание о каком-либо объекте путем логического вывода по аналогии. Базой вывода при этом служит модель, то есть некоторая известная система отношений, присущая другому объекту или абстрактной конструкции.

Главный результат построения исследовательской модели, которая упорядочивает представления о причинно-следственных взаимозависимостях между компонентами исследуемого объекта, закономерностях процесса его становления, — прогноз развития.

Прогностические выводы (о зоне ближайшего развития, о возможных затруднениях и т.д.) становятся основанием для выбора оптимальной стратегии обучения и воспитания, помощи в преодолении объективных затруднений в развитии. Как правило, рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды, чтобы впоследствии можно было его конкретизировать и уточнять.

37 Индукция и дедукция

Индукция — это метод исследования, при котором производится обобщение, по частным фактам и явлениям устанавливаются общие принципы и законы. Так, анализ некоторого количества частных педагогических фактов позволяет вывести общие для них закономерности, известные и неизвестные в науке.

Индукция осуществляется через абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов). Существует несколько приёмов абстрагирования, используемых в зависимости от характера реальных объектов и цели абстрагирования:

■ если необходимо образовать общее понятие о каком-то классе предметов, обычно применяется обобщающая абстракция, иначе её называют абстракцией отождествления. Обобщающая абстракция образуется путем выделения у многих предметов общих одинаковых признаков;

■ изолирующая абстракция, или аналитическая абстракция, не предполагает наличия многих предметов, ее можно совершить, имея всего один предмет, при этом аналитическим путем вычленяется нужное нам свойство с фиксированием на нем нашего внимания;

■ идеализация как приём абстрагирования акцентирует внимание на существенных признаках, отсутствующих в чистом виде.

Дедукция — такой метод исследования, при котором частные положения в процессе конкретизации выводятся из общих закономерностей, подводятся под понятие. Так, на основе теоретического знания о структуре процесса обучения строится исследование процесса изучения конкретного учебного материала. Конкретизация позволяет лучше понять общее.

Другие методы

Теоретического

Исследования

Сравнение — сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними _ давно использовалось в качестве метода

Сравнению подлежат только однородные понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности. Сравнение изучаемого предмета с другими по принятым параметрам помогает выделить и ограничить объект и предмет исследования. Путем сопоставления выделяют общее и специфическое в изучаемом, отбирают наиболее эффективные методы обучения и воспитания.

Обобщение — мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Ранжирование — способ, с помощью которого исключают второстепенное, не влияющее существенно на исследуемое явление Ранжирование дает возможность выделить главное в явлении и отделить второстепенные факты.

Классификация — распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками, присущими предметам данного рода и отличающими их от предметов других родов, при этом каждый класс в свою очередь делится на подклассы. Классификация одной и той же группы объектов может быть проведена по разным основаниям (критериям) в зависимости от предмета и задач исследования.

Монографический метод позволяет рассматривать в качестве основного объекта исследования целостную, относительно самостоятельную педагогическую систему, сосредоточиться на изучении отдельных проблем, анализе конкретных фактов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...