Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тесты в психолога- педагогической диагностике




Тест — это кратковременное измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека

Существуют классификации тестов по различным основаниям:

по форме заданий — устные и письменные, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные;

по содержанию (предмету) диагностирования — изучающие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристики личности и т.д.;

по цели тестирования — предназначенные для самопознания, диагности­рования специалистом или профессионального отбора;

по задачам — вербальные и практические;

по формам процедуры обследования — индивидуальные и групповые;

* по направленности — тесты, диагностирующие различные стороны, каче­ства, свойства личности или группы;

по наличию или отсутствию временных ограничений на выполнение тестовых заданий — тесты, учитывающие скорость выполнения заданий, и тесты результативности;

по уровню стандартизации — высоко стандартизированные и слабо
стандартизированные.

Формы тестовых вопросов заданий. Основу для составления
теста в психолого-педагогическом исследовании составляют четыре основных
формы вопросов.

1. Закрытые вопросы, когда испытуемому предлагается выбрать ответ из нескольких (как правило, 3-5) предложенных. Один из этих вариантов — полный и правильный, другие — либо неполные, либо представляющие типичные ошибки.

2. Открытые вопросы, когда в каком-либо утверждении делается пропуск
для заполнения его испытуемым.

3. Вопросы на соответствие, когда начала и окончания фраз располагаются в двух столбцах (например, слева помещаются понятия, справа — их определе­ния). Как правило, вариантов справа дается больше, чем слева, поскольку среди вариантов есть верные и ошибочные).

4. Вопросы на установление правильной последовательности, которые предполагают восстановление хронологической последовательности событий, алгоритмической последовательности действий и т.п. Тестирование возможно в бумажном варианте, когда каждому испытуемому выдается список заданий, или в автоматизированной форме с помощью компь­ютера. После окончания тестирования начинается математическая обработка полученных результатов.

Итогом тестирования определенной группы учащихся является матрица ре­зультатов. Преимущества использования тестов:

•удобство и относительная простота применения;

•стандартизация условий обследования и результатов тестирования;

•оперативность сбора и обработки данных;

•возможность измерения и применения математико-статистических процедур и средств компьютерной обработки тестовых показателей;

•возможность дифференцированного использования и сравнения показателей испытуемых;

•оптимальная трудность заданий;

•относительная объективность получаемых данных;

•надежность;

•справедливость.

К недостаткам применения тестовых методик относятся:

•зависимость результатов тестирования от социального опыта, адекватности самооценки, искренности и желания опрашиваемых давать правдивые ответы;

•«срезовый» характер большинства тестов, не позволяющий вскрыть причины отклонений и спрогнозировать пути дальнейшего развития личности;

•жесткая ориентация на психометрическую норму;

•эффект тренировки;

•опасность «слепых», автоматических ошибок испытуемого и оператора;

•потеря индивидуального подхода;

•отсутствиедоверительнойобстановкииконтактапсихологаиис-пытуемого.

 

Типы тестов в психолого- педагогической

Диагностике

Личностные тесты — методы психодиагностики, с помощью которых измеряют различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свой­ства, типичные формы поведения. Обычно личностные тесты применяются в одной из форм: 1) шкалы и опросники; 2) ситуационные тесты или тесты дейст­вия с перцептивными, когнитивными или оценочными задачами (определяется усвоение знаний), оценкой себя, своих личностных конструктов и пр.

Проективные тесты — совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проек­ции. Составители проективных тестов исходят из предположения о том, что че­ловек всегда преобразует ситуацию, в которой он оказался, «насыщает» ее собственными проблемами, «проецирует» на нее содержание своей личности, так как процесс восприятия всегда обуслов­лен следами прошлых впечатлений.

Тесты интеллекта — методики психодиагностики, ориентированные на выявление умственного потенциала индивида. Обычно в интеллектуальных тестах испытуемому предлагается установить логические отношения классифи­кации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста.

Тесты креативности — методики для изучения и оценки творческих способностей личности. Диагностика творческих способностей ведется в двух направлениях: анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности; анализ творческого мышления и его продуктов.

Критериально-ориентированные тесты — методики, на­правленные на выявление уровня владения знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий.

В. П. Беспалько предлагает выделять уровни тестов в соответствии с уровнем усвоения учебного материала:

Тесты I уровня предназначаются для проверки умений учащихся выполнять действия с подсказкой. Такими тестами являются: тесты на опознание, тесты на различение, тесты на соотнесение.

Тесты II уровня предназначаются для выявления умений учащихся самостоя­тельно по памяти воспроизводить и применять ранее усвоенные знания и умения. К ним относятся: тесты на подстановку

Тесты III уровня предназначаются для выявления способности учащихся к про­дуктивным действиям эвристического типа; к ним относятся нетипичные задачи и задачи на принятие решений в нетипичных ситуациях.

Тесты IV уровня предназначены для выявления умений творчески использо­вать полученные знания; к ним относятся тесты-проблемы.

Задания теста разрабатываются в соответствии с требованиями валидности (со­ответствия уровня контроля изучения учебного материала, содержания задания — выявляемому уровню усвоения).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...