Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Миграционные процессы в спорте




Экономические основы функционирования международных спортивных федерации

Международные спортивные объединения всемирные и региональные неправительственные международные организации в области физической культуры, физического воспитания и спорта.

Основную нагрузку по управлению отдельными видами спорта несут специализированные спортивные организации, которые чаще всего именуются федерациями. Однако такое наименование не является обязательным; иногда такие организации называются союзами, лигами и ассоциациями. При рассмотрении вопросов менеджмента спортивных организаций мы для простоты будем применять единый термин – «федерация», хотя реальное многообразие наименований спортивных организаций с аналогичными функциями гораздо обширней.

Первые спортивные федерации стали формироваться в начале XIХ века. В тот период они больше напоминали клубы по интересам, нежели спортивные управленческие структуры современного образца. Люди с одинаковым хобби или пристрастием к тому или иному виду спорта (гребле, плаванию, гимнастике, конькам, бегу и проч.) собирались в часы досуга для совместного времяпрепровождения и занятий спортом. Подобные любительские объединения спортсменов имели, как правило, локальный, местный характер и редко выходили за пределы отдельного региона или страны.

С развитием физкультурно-спортивных отношений (прежде всего, в США и странах Европы) и становлением спорта как массового общественно-культурного явления, положение дел стало меняться. Для проведения соревнований среди спортсменов из разных регионов или стран требовались единообразные правила, квалифицированный судейский корпус, менеджеры по организации и проведению соревнований. И, конечно, для организации первенств и чемпионатов требовались денежные средства. Именно эти предпосылки и стали движущей силой возникновения первых международных спортивных федераций.

На поставленные вопросы нельзя ответить ни утвердительно, ни отрицательно без рассмотрения конкретных форм и способов управления существующими МСФ, их взаимодействия с национальными федерациями и МОК.

Деятельность той или иной МСФ основывается на базе устава – то есть правового документа, определяющего цели и задачи федерации, права и обязанности ее членов, организационную и управленческую структуру, способы взаимодействия с национальными спортивными организациями и ряд других положений.

В организационно-управленческом плане работа МСФ строится на принципах выборности и сменяемости руководителей. Высшим органом МСФ является общее собрание членов федерации, которое может иметь различные названия – конгресс, сессия или съезд. Общее собрание обсуждает самые злободневные и важные вопросы, стоящие перед федерацией, к числу которых относятся кадровые назначения, выборы руководящих и контролирующих органов, определение стратегических задач и направлений развития федерации, а также вида спорта, находящегося под ее эгидой. Общее собрание полномочно вносить необходимые изменения и дополнения в устав МСФ, заслушивать и оценивать отчеты руководителей федерации, принимать в состав федерации новых членов.

Повестка дня будущих общих собраний обычно заблаговременно рассылается членам МСФ для того, чтобы они могли соответствующим образом подготовиться к возможным дискуссиям и обосновать свою позицию. Решения общего собрания по любому вопросу заносятся в протокол и при необходимости оформляются в виде постановления, обязательного для исполнения всеми членами МСФ.

Официальными языками при проведении общих собраний и оформлении текущей документации являются, как правило, английский и французский. Однако в последние годы все большее распространение получает английский язык, именно он становится языком международного общения.

Сроки созыва общего собрания МСФ могут варьироваться и составлять в среднем от двух раз в год до одного раза в два года. Так, например, международные федерации лыжного спорта, легкой атлетики, плавания собирают общие собрания своих членов один раз в два года, тогда как Международный союз велосипедистов созывает ежегодно три конгресса.

Одной из важнейших функций общих собраний членов МСФ является избрание руководящих органов федерации – исполкомов, бюро, президиумов, которые осуществляют текущее управление делами. Возглавляет исполком, как правило, президент или председатель МСФ. Выборы председателя и управленческого органа осуществляются путем тайного голосования. Причем представители национальных федераций могут иметь различное число голосов (в зависимости от численности их членов). Так, например, в Международной федерации легкой атлетики все члены разбиты на четыре группы (A, B, C и D) и имеют, соответственно, по 7, 5, 3, и 1 голосу.

Экономическую основу для деятельности МСФ составляют спонсорские поступления и отчисления от теле, радио и интернет-трансляций соревнований. Часто эти основные источники поступления финансовых средств дополняются различными маркетинговыми программами – в области продажи лицензий на использование логотипов МСФ, издательской деятельности, выпуска памятных медалей и проч. Некоторую часть необходимых финансовых ресурсов составляют денежные поступления в виде членских взносов от национальных спортивных федераций.

В своей работе МСФ активно взаимодействуют с МОК, – осуществляют необходимые согласования, проводят консультации и вырабатывают совместные решения. Следует отметить, что здесь существует определенная специфика, так как не все МСФ представляют олимпийские виды спорта. Для включения того или иного вида спорта в программу Олимпийских игр необходимо, чтобы данный вид был достаточно массовым и культивировался на нескольких континентах в установленном количестве стран.[i] Таким образом, со временем одни МСФ могут утрачивать статус олимпийских видов спорта, другие, напротив, его приобретать.

Миграционные процессы в спорте

Под миграцией населения1 (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стр. Было бы наивным полагать, что мировой финансовый кризис минует стороной отечественный спорт, для которого все эти затягивания поясов потуже могут иметь катастрофические последствия. И дело даже не в том, что придется временно заморозить строительство либо реконструкцию того или иного спортивного объекта. Материальные трудности могут привести к новой волне миграции отечественных атлетов в страны, где их труд, по их же мнению, будет оплачиваться более адекватноан

В международном спорте рубежа ХХ–XXI веков, отмечает Дж. Магуайр, наглядно отразились все основные направления глобализации. Это миграция спортсменов, которые точно так же, как туристы, сезонные рабочие и т. п., переезжают из страны в страну, чтобы участвовать в соревнованиях, или надолго покидают родину, заключая выгодные контракты. Технологически-экономическое измерение глобализации представлено мощным транснациональным рынком спортивного оборудования и экипировки. Особенно велика роль информационного измерения: периодические издания, радио, кино и особенно телевидение, в том числе спутниковое, а также Интернет способствуют распространению «картинок», так или иначе связанных со спортом, по всей планете: образцы, задаваемые Олимпийскими играми или чемпионатами мира, международный маркетинг спортивных звезд диктуют изменения в национальных видах спорта, перестраивая их в соответствии с мировой моделью спорта как зрелища. Присутствует в глобализации спорта и идеологическое измерение: заслуживает изучения, например, риторика МОК, основанная на идее, что Олимпийские игры благоприятствуют распространению демократии и прав человека. В складывающейся ныне «транснациональной» культуре, частью которой является спорт, доминирующая роль принадлежит культуре «сверхдержав» (преимущественно США). Современную структуру мирового спорта можно рассматривать как элемент новой фазы капитализма, основанного на тотальном потреблении и навязывающего свою культурную продукцию наиболее подвижным сообществам. Действительно, глобализация неотделима от открытия рынков и коммерциализации культуры. Как повседневная жизнь отдельных людей, так и жизнь наций на геополитическом уровне зависит от международных финансовых операций, связанных со спортом (лучшими примерами такого влияния могут служить футбольный чемпионат мира или европейская Лига чемпионов, с их огромными бюджетами). На локальном уровне распространение и ценностная шкала культурных продуктов полностью подчинена мировым фирмам-производителям спортивных товаров (Adidas, Nike и др.), а СМИ превращают спортивных звезд (как, например, Бекхэма во время финального турнира чемпионата мира по футболу в Японии) в культурные знаки мирового масштаба.

Миграция спортсменов, обусловленная процессами глобализации, выявила их социальное неравенство не только в расовом, но и в гендерном аспекте. Спортсменки из разных стран, отмечает Дж. Магуайр, сталкиваются с проблемами, неизвестными мужчинам. Например, алжирская бегунья Хасиба Бульмерка, олимпийская чемпионка, подверглась социальному и религиозному давлению у себя на родине: исламские фундаменталисты восприняли ее успех как покушение на традиционные ценности. Вопрос о месте женщин в мировом спорте тесно связан со стереотипами, закрепленными за ними в информационном пространстве: спортивные СМИ, согласно выводам социологов разных школ, укрепляют мужскую гегемонию и способствуют символической дискредитации (банализации и/или сексуализации) женщин. Если, к примеру, в Восточной Германии статус женщин-спортсменок намного превосходил их статус в Западной Европе, то после воссоединения Германии прежняя женская спортивная элита, влившись в существующую в ФРГ систему, была вынуждена вписаться в иные рамки. Хайке Дрехслер, олимпийская чемпионка по прыжкам в длину, превратилась в «гламурную» модель блондинки нордического типа, широко представленную в рекламе и на обложках глянцевых журналов. Однако для этих целей «пригодны» далеко не все женские тела, и наличие подобной сегрегации мешает многим спортсменкам достичь «звездного» статуса в СМИ.

 

Инвестиции в ФКиС

Физкультура и спорт в настоящее время являются деятельностью, в которую вовлечено большие объемы, как частных, так и государственных инвестиционных ресурсов.

Инвестиции в физическую культуру и спорт играют важнейшую роль в экономической системе современного общества и имеют огромные потенциал позитивного воздействия на экономику.

Физическая культура и спорт являются одним из самых доходных и динамично развивающихся секторов современной экономики.

Олимпийское движение является одним из наиболее значимых и масштабных составляющих современной системы физической культуры и спорта.

Российское государству и обществу в целом в ближайшее время предстоит решение грандиозной задачи по успешному проведению зимних Олимпийских игр в 2014 году.

Инвестиции в смежный бизнес. Одним из вариантов инвестиций для спортивных клубов и организаций является покупка долей в смежном бизнесе посредством приобретения акций или паев соответствующих предприятий. Спортклубами приобретаются более или менее значительные доли в торговых предприятиях, магазинов сувениров и спортивной атрибутики, билетном и туроператорском бизнесе. В последние годы спортивные клубы целенаправленно инвестируют денежные средства в модельный и рекламный бизнес, в издательскую деятельность, в компании мобильной связи и даже в сети бензоколонок. Таким образом спортивные клубы и организации диверсифицируют свой бизнес, делают его более стабильным и устойчивым.

Инвестиции в Интернет-проекты. Без преувеличения можно сказать, что все современные спортивные клубы и федерации имеют собственные веб-сайты, которые активно используются в коммерческих целях. Так, с помощью Интернет-ресурсов спортклубы осуществляют с болельщиками двустороннюю связь - спортсмены и тренеры дают интервью и отвечают на вопросы в он-лайн и офф-лайн режиме, на сайтах клубов проводятся Интернет-аукционы по продаже товаров и личных вещей игроков, осуществляется подписка на Интернет-трансляции матчей и т.д. Веб-сайты клубов выполняют также важные рекламные и презентационные функции, представляют сведения о величине контрактов игроков и тренеров, принимают от болельщиков замечания и предложения, сообщают о пресс-конференциях и благотворительных акциях клуба.

Инвестирование в спортивные сооружения и дочерние фирмы. Часто спортивные клубы, лиги федерации инвестируют заработанные денежные средства в строительство новых или реконструкцию существующих спортивных сооружений. Такое размещение денежных средств бывает весьма выгодно спортивной организации, - со временем спортивное сооружение окупается и начинает приносить инвестору чистый доход. Так, например, футбольный клуб «Спартак» является самой посещаемой командой российского футбольного чемпионата в высшей лиге. Однако спортклуб до настоящего времени не имеет собственного стадиона и вынужден постоянно арендовать спортивные арены у сторонних организаций. Естественно, такое положение, при котором из-за отсутствия собственного стадиона теряются доходы, не может устраивать спортклуб. Поэтому уже в течение нескольких лет «Спартак» инвестирует заработанные им денежные средства в строительство собственного стадиона со всей необходимой инфраструктурой.

Немало средств спортивные организации направляют на реконструкцию существующих стадионов и спорткомплексов. Реконструкция бывает необходима по причине расширения количества мест для болельщиков, для создания безопасных условий зрителям, спортсменам и арбитрам, для предотвращения несчастных случаев и т.п. Без соответствующего переустройства стадионов и спорткомплексов международные спортивные комитеты и федерации не допускают данные спортсооружения к престижным соревнованиям, что ведет к потере значительных доходов.

Конечно, спортивные организации размещают денежные ресурсы не только в строительство и реконструкцию спортсооружений. Деньги вкладываются в любые коммерческие проекты, способные приносить спортивной организации доходы. В настоящее время многие спортивные клубы и организации имеют в собственности телевизионные каналы, радиостанции, отели, туристические фирмы, магазины, бары и рестораны. В орбиту интересов современного спортивного бизнеса включаются все коммерческие проекты, способные приносить прибыль.

Инвестиции в спортсменов и тренеров. Основной группой потребителей в спортивных мероприятиях являются болельщики. Замечено, что во всем мире болельщики лучше посещают те соревнования и выступления спортивного клуба, где спортсмены демонстрируют высокий уровень спортивного мастерства, ведут борьбу с полной отдачей сил. Если же мастерства у спортсменов недостаточно, а их выступления невыразительны, то болельщики в большинстве своем перестают посещать такие соревнования. Это обстоятельство, естественно, ведет к снижению доходов спортивной организации.

Для того чтобы исправить положение, необходимо изменить к лучшему уровень спортивной и психологической подготовки спортсменов, ввести в состав команды новых перспективных игроков. Другими словами, появляется необходимость в инвестициях в спортсменов и тренеров. Обычно инвестиции такого типа осуществляются спортивной организацией в двух направлениях:

Во-первых, в создание собственной школы подготовки кадров, то есть сети детско-юношеских спортивных школ и системы селекции перспективных спортсменов и тренеров;

Во-вторых, в приобретение высококлассных спортсменов и тренеров в других клубах как внутри страны, так и за рубежом.

Осуществляя подобные инвестиции, спортивные организации в большинстве случаев выправляют ситуацию: уровень мастерства и самоотдачи спортсменов и тренеров повышается, возрастает классность команды, а болельщики возвращаются на трибуны. В свою очередь, увеличение численности зрителей на спортивных соревнованиях ведет к увеличению количества рекламодателей, а также повышению расценок на рекламу, размещаемую на спортсменах и в местах проведения соревнований. Все это приносит дополнительные доходы спортивной организации, которая окупает сделанные в спортсменов и тренеров инвестиции и со временем улучшает свое финансовое положение.

Следует также отметить, что некоторые спортивные клубы строят свой бизнес на инвестициях в подготовку перспективных молодых спортсменов. Учитывая то обстоятельство, что рыночная стоимость спортсмена быстро растет параллельно с повышением его класса, спортивная организация в течение короткого промежутка времени зарабатывает хорошую прибыль.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...