Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.2.Организационные формы и содержание педагогической помощи родителям




Работа специалистов с семьей начинается с момента обнаружения у ребенка того или иного физического или интеллектуального нарушения и осуществляется в условиях стационаров, центров раннего вмешательства, лечебной педагогики, абилитационных и реабилитационных, медико-педагогических, сурдологических центров, сурдологопедических отделений детских поликлиник, включая группы кратковременного пребывания при специальных и комбинированных дошкольных образовательных учреждениях.

В условиях стационара оказывается ранняя комплексная (медико-психолого-педагогической) помощь детям группы риска и их родителям. В комплексной помощи участвуют разные специалисты: неонатологи-педиатры, невропатологи, врачи ЛФК, педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги и другие специалисты.

Работа педагога-дефектолога проводится в двух направлениях. Первое - изучение индивидуальных особенностей ребенка в целях разработки индивидуальной программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком и с последующим включением матери в этот процесс; второе – психолого-педагогическая поддержка матери и других членов семьи.

Главной задачей работы педагога-дефектолога является изучение особенностей каждого ребенка и определение оптимальных условий для его нормализации эмоционального и психического состояния. Для проведения систематической коррекционно-педагогической работы с ребенком педагог-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу воспитания, развития и обучения ребенка. При разработке программы учитываются как общие, так и специфические образовательные потребности ребенка, определяются педагогические условия, методы и приемы работы, направленные на коррекцию специфических отклонений у детей с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями.

На самом начальном этапе важно помочь матери осознать ее роль в выделении у ребенка поведенческих ориентиров в период бодрствования. Для этого в одно и то же время педагог в присутствии матери проводит с ним игры и упражнения, направленные на развитие эмоционального общения, ориентировочных реакций и определенных движений. Эти упражнения способствуют формированию взаимосвязи межанализаторных систем (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных) в целях нормализации эмоционального, психического состояния ребенка и поведенческих реакций. Формирование функциональных связей на раннем этапе онтогенеза в результате использования определенной программы методов педагогического воздействия, способствует возникновению активного отношения ребенка к окружающей среде.

Наряду с этим педагог-дефектолог обучает мать педагогическим технологиям эмоционального общения со своим ребенком, ориентируясь на индивидуальную программу воспитания малыша. Педагог-дефектолог проводит занятия с ребенком в присутствии матери, объясняет конкретную задачу каждого занятия; прослеживает динамику эмоционального, сенсорного и моторного развития ребенка; наблюдая, он корректирует характер общения и взаимодействия матери со своим ребенком; ориентирует ее на изменения этого характера в семейных условиях воспитания; обучает мать умению наблюдать за изменением поведения и реакций ребенка в разных ситуациях.

После выписки ребенка из стационара организуется медико-педагогическое его сопровождение на базе детской поликлиники по месту жительства, где проводится систематическое консультирование младенца и его семьи. Медико-педагогическое сопровождение ребенка группы риска по месту жительства на базе детской поликлиники может проводиться либо специалистами этой поликлиники, либо сотрудниками психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) по договоренности с главным врачом и педиатрами (1 раз в неделю консультирование младенцев). Реализация такой модели ранней медико-педагогической помощи детям группы риска позволяет специалистам ПМПК иметь сведения о состоянии психического здоровья младенцев, влиять на организацию и взаимодействие массовых и специализированных дошкольных учреждений.         

При уточнении биологического нарушения и определении специфических образовательных потребностей малышей (по заключению ПМПК) коррекционная поддержка ребенку организуется в группах кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида, либо в дошкольном общеобразовательном учреждении (Письмо от 29. 06. 99 №129/23-16 Правительства Российской Федерации).

В группах кратковременного пребывания создаются специальные условия для формирования возрастных психологических новообразований, ведущей деятельности, коррекцию и предупреждение отклонений в развитии малыша. К специальным условиям относятся: адекватные способы общения взрослых с ребенком; предметно-развивающая среда; материально-техническое оснащение; разработка индивидуальной программы воспитания, обучения и развития воспитанника. Содержание индивидуальной программы состоит из двух частей. Первая часть посвящена содержанию коррекционно-развивающего обучения ребенка, вторая - включает в себя содержание работы специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с родителями.

Работа с родителями осуществляется в двух формах - индивидуальной и групповой. При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ним. При групповой форме даются психолого-педагогические знания об условиях воспитания и обучения ребенка в семье.

В практике ранней помощи детям с умственной недостаточностью наиболее активно используются следующие психолого-педагогические формы работы: консультативно-рекомендательная; лекционно-просветительская; практические занятия для родителей; организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников и др. Консультативно-рекомендательная форма работы включает в себя первичное психолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования.

На первичном психолого-медико-педагогическом обследовании с участием дефектолога, врача – детского невропатолога, психолога родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистами уровня психического развития детей, возможности их обучения, а также рекомендации по организации дальнейших условий воспитания ребенка в семье.

На лекционных занятиях родители получают необходимые знания по различным вопросам воспитания детей. В ходе лекций родители получают ответы на возникающие вопросы, знакомятся с современной литературой, раскрывающей содержание той или иной проблемы.

На практических занятиях родители получают знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т. д.

Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия - лекция на определенную тему, затем - практическое занятие. Темы практических занятий почти всегда соответствуют лекционным.

№ п. п. Темы
1. Возрастные закономерности развития детей раннего возраста. Особенности развития детей с отклонениями в психомоторном развитии.
2. Виды общения. Значение и роль общения в развитии ребенка раннего возраста. Сотрудничество, как форма организации общения ребенка раннего возраста со взрослым.
3. Формирование первоначальных навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
4. Виды игрушек. Роль и значение игрушки в психическом развитии ребенка.
5. Виды игр. Этапы формирования игровой деятельности. Формирование игры в условиях семейного воспитания.
6. Условия в семье для физического развития ребенка раннего возраста.
7. Познавательная деятельность у ребенка раннего возраста. Организация и содержание педагогической работы по активизации познавательной деятельности у ребенка раннего возраста.
8. Закономерности развития речи у ребенка раннего возраста. Дидактическая игра как средство речевого развития ребенка.  

 

Организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников. Беседы или «круглые» столы проводятся в непринужденной обстановке. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах. Во время этих встреч родители получают полезную информацию (например, где оформить инвалидность ребенка, какие документы при этом необходимы и т. д. ), а также обозначают круг тех вопросов, на которые еще не смогли получить ответы.

Беседы проводятся и на индивидуальных занятиях и, как правило, носят личный характер. Специалист-дефектолог, выслушивая маму, ее семейные проблемы, предлагает варианты разрешения некоторых проблем. Желательно родителям побеседовать с психологом.

Педагогическую работу с родителями дефектолог планирует, исходя из индивидуальной программы развития ребенка.

Важными задачами в этой работе являются следующие:

формировать потребность родителей в общении с ребенком, т. е. научить взрослого чувствовать, как ребенок относится к нему;

обучить родителей приемам, формирующим потребность ребенка в оценке действий со стороны близкого взрослого;

формировать чувствительность к отношению ребенка. Кроме того, педагог формирует адекватную позицию по отношению к ребенку; умение решать познавательные задачи в ходе игрового взаимодействия; эмоциональность взаимодействия; уверенный стиль воспитания;

обучить родителей наблюдать, замечать появление нового в развитии ребенка в процессе каждодневного общения, делать выводы.

Работа по обучению родителей навыкам наблюдения за малышом проводится поэтапно: сформировать первоначальный навык наблюдения; научить взрослых делать выводы из наблюдений под руководством специалиста; научить взрослых самостоятельно делать выводы из наблюдаемых явлений.

Первоначальные навыки наблюдения формируются у родителей в процессе ведения дневниковых записей.

Как только родители поймут, что каждое новое приобретение ребенка имеет причину и объяснение, перед педагогом встает задача научить взрослых самостоятельно делать выводы из наблюдаемых явлений, связанных с развитием ребенка.

В содержание работы педагога-дефектолога входит и обучение этих родителей приемам, способствующим установлению эмоционального контакта с ребенком (аффективного расположения к взрослому), которые вызывают у малыша интерес к действиям взрослого. К таким приемам мы относим: прием тактильного воздействия (поглаживания, поцелуи, обнимание, прижимание и т. д. ); прием эмоционально-речевого воздействия (изменение интонации, высоты и модуляции голоса, ласковый взгляд и разговор, использование потешек, песенок, стихов, подвижные игры с речевым сопровождением и т. д. ); приемы, привлекающие внимание ребенка (волшебные мешочки, сюрпризы, различные механические игрушки, игрушки с музыкальным сопровождением, с различными звуковыми эффектами - например, пищащий почтовый ящик, кукарекающий (при нажатии) петух, кукла «би-ба-бо» и т. д. ); приемы отсроченного речевого сопровождения.

Для установления эмоционального контакта ребенка со взрослым можно использовать различные потешки (типа «Поехали-поехали... »), колыбельные песенки, стихи. Во время обучения игровым действиям педагог демонстрирует, как можно их включить в повседневную жизнь.

Формирование уверенного и спокойного стиля воспитания достигается путем повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей.

Содержание работы по повышению уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей включает:

 знакомство с этапами и закономерностями психофизического развития здорового ребенка;

 объяснение родителям значения режима дня и создания условий для организации деятельности ребенка в семье;

 обучение родителей приемам формирования навыков самообслуживания и опрятности у ребенка в определенные возрастные периоды;

 знакомство родителей с различными видами игрушек и игр (музыкальные, механические, дидактические, народные и др. ), их назначением, ролью в жизни ребенка и др.; объяснение родителям роли игры в развитии ребенка, знакомство с видами игр (дидактические, сюжетные, подвижные и др. ) и этапами формирования игровой деятельности (отдельные игровые действия, цепочка игровых действий, сюжетная и сюжетно-ролевая игра).

Педагог-дефектолог должен научить взрослых создавать ситуацию совместной деятельности с ребенком. На этой основе возникает и речевое взаимодействие ребенка со взрослым. В совместной деятельности близкие взрослые первоначально организуют действия ребенка, а затем контролируют и оценивают формирование этих действий. Таким образом, работая над формированием этого навыка, специалист должен обучить родителей способам передачи общественного опыта, адекватным актуальному уровню развития малыша (совместным действиям, по жесту, по подражанию, по образцу или речевой инструкции), используя совместные и частично-совместные действия. Родителям объясняется важность и значимость использования предметно-действенных средств при организации общения с ребенком. Необходимым условием является обязательное совместное обыгрывание постройки, рисунка, поделки и т. д.  

Формы организации занятий с детьми и их родителями могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самими заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса, результат которого зависит от многих причин, и, не в последнюю очередь, от того, насколько правильно построены отношения между специалистами и родителями. Надо доверять родителям, создавать условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушиваться к их мнению.

Роль родителей в процессе (ре)абилитации качественно изменяется: они включаются в жизнь детского коллектива группы, коллектива педагогов и родителей и приобретают возможность получать более полную информацию о своем ребенке и участвовать в принятии решения о выборе оптимальной модели интеграции.

Контрольные вопросы и задания:

  1. 1. Каковы цель и задачи консультирования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии?
  2. Раскройте содержание этапов консультирования ребенка и семьи.

3. Какие психолого-педагогические формы работы с родителями используются в практике консультирования?

4. Каково содержание консультативной деятельности специалиста в условиях стационара?

Литература:

1. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/Под ред. Е. А. Стребелевой. М., 1995.

Лазуренко С. Б. Содержание деятельности педагога-дефектолога в системе комплексной реабилитации детей первого года жизни. /ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002, №1 стр. 4-7.

Лазуренко С. Б., Половинкина О. Б. …/Дефектология 2003, №3

Г. А. Мишина

Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии//Дефектология. 1999, №3.

Хорош С. М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка /Дефектология, 1991, №3.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...