Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

24.Диалектика: принципы, законы, категории.




24. Диалектика: принципы, законы, категории.

Устойчивое содержание диалектики (как идеалистической, так и материалистической) представляет система принципов, законов и категорий. Они раскрывают процесс развития применительно к духовному (идеальному) и физическому (материальному) бытию. Но более важным на практике является изучение характеристик материалистической диалектики. В ней анализируется не только развитие, но и диалектика познания, диалектика мышления, другие значимые аспекты развития духовного (идеального) бытия.

Кратко рассмотрим основные элементы материалистической диалектики.

1. Принципы диалектики. Принцип в теории – основное, исходное положение какого-либо учения, конкретной науки, а также убежденность исследователя в чем-либо, норма или правило его мышления и социальной активности. Принцип в философии – основание, из которого надо исходить и которым необходимо руководствоваться в познании и практической деятельности.

Принципы диалектики всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности. Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики, являются их обобщением. Выделяют два основных принципа диалектики:

- принцип всеобщей связи;

- принцип развития.

Существуют и другие принципы диалектики: принципы детерминизма, противоречивости, количественно-качественного развития бытия, преемственности, необходимости и др. Они формулируются на основе конкретных диалектических законов, в процессе познания существенных сторон и признаков, происходящих изменений в бытии, в ходе конкретизации характеристики связей бытия.

Принцип связи – это всеобщее положение (требование, рекомендация, императив), которое выражает (охватывает) все многообразие связей бытия и сформулировано в суждении: " в бытии (мире) все взаимосвязано".

Связь – философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, чувственных и логических образов сознания.

Связи бытия объединяются в группы (классифицируются) но многим основаниям. Общая классификация связей представлена видами и характером связей.

Виды связей бытия включают:

- связи видов движения (социальные, психические, биологические, химические, физические и др. );

- связи форм бытия (пространственные, временные, структурные, функциональные, причинные и др. ).

Характер связей бытия представлен связями, определяющими закон (закономерность) и связями, не определяющими закон (ситуативными связями). К связям, определяющим закон, относятся: внутренние, существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся и др. К не определяющим закон – внешние, несущественные, случайные, неустойчивые, разовые и др.

Связи бытия характеризуют также положение покоя и движения, статики и динамики, структуры и развития. Объяснение диалектических связей дает возможность определить закономерную связь, закон.

Закон в философии – внутренняя, существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь бытия, конкретного его вида или формы.

Человек, познавший какие-либо законы, может управлять их действием, создавать или исключать условия их проявления. Особенно важно изучать законы общественного развития и совершенствования человека. Классификация законов также многообразна. Они бывают всеобщими, общими и специальными. Существуют законы бытия природы, общества и человека, а также законы мышления, функционирования сознания, мировоззрения, всего духовного мира человека. Известны законы структуры, функционирования и развития. Выделяются законы динамические и статистические. Особое место в классификации законов занимают законы диалектики, которые характеризуют динамику развития объектов бытия.

Принцип развития – это всеобщее положение (требование, рекомендация, императив), которое выражает (охватывает) все многообразие бытия и сформулировано в суждении: " в бытии (мире) все развивается".

Развитие – философская категория, отражающая такое движение ( изменение ) бытия от прошлого и настоящего к будущему, которое имеет определенную направленность, необратимость, механизм возникновения нового. Оно приводит к изменению качества, к превращению объекта в иное состояние или иной объект.

Принцип развития характеризует поступательное и необходимое изменение бытия, возникновение нового и отмирание старого через переход от менее к более совершенному. Развитию присуще наличие источников, движущих сил (детерминант) и механизма, преемственность, направленность и другие признаки. Они конкретизируются в законах и категориях диалектики. Применительно к человеку и обществу развитие оценивается как прогрессивное и регрессивное. Важным всегда является выяснение закономерного характера развития, чтобы человек имел возможность управлять им. Например, можно участвовать в войне, полагаясь на ее и свою стихии. Но для человека важнее и полезнее знать законы войны, чтобы использовать их для своего целесообразного участия в ней, для достижения победы.

2. Законы диалектики. Важным структурным элементом диалектики являются законы. Они условно делятся на две группы: основные и неосновные. Основные законы раскрываются с помощью нескольких категорий диалектики. Неосновные законы выражены, как правило, парными категориями диалектики, например: причина и следствие (закон причинно-следственной зависимости), необходимость и случайность (закон взаимоперехода необходимого и случайного), сущность и явление, возможность и действительность и др.

К основным законам диалектики относятся:

-закон единства и борьбы противоположностей;

-закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

-закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей (или закон противоречивости) выражает устойчивые, существенные, необходимые внутренние и повторяющиеся связи, состоящие в зарождении источника развития, возникновении, обострении и разрешении противоречий через борьбу противоположностей. Закон раскрывает источники и движущие силы всякого развития. Смысл закона состоит в том, что в объектах бытия всегда имеются взаимовлияю- щие признаки и элементы, которые могут изменяться как в сторону взаимодополнения и объединения, так и в сторону взаимоотрицания друг друга и разъединения. Потенциальное или реальное их существование и соотношение без нарушения целостности объекта, взаимодействие с нарушением целостности, а также противодействие сторон, ведущее к разрушению объекта и замене его другим объектом, характеризуют основные состояния объекта в процессе его развития.

" Победа" одной из взаимодействующих или противодействующих сторон означает качественное развитие объекта. Так, в процессе столкновения в научном познании нескольких противоборствующих научных концепций образуется новое знание, носящее синтетический, взаимодонолнительный характер.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений выражает устойчивые внутренние, существенные, необходимые и повторяющиеся связи, состоящие в реализации механизма всякого развития на основе взаимодействия количественных и качественных показателей объекта в пределах меры или ее нарушения. Динамика действия закона состоит в том, что от состояний уравновешенности количественных и качественных параметров объект в результате изменений приобретает новое соотношение количества и качества, которое нарушает меру или со стороны количества, или со стороны качества.

Преимущественные изменения эволюционного характера происходят в количественных показателях объекта. На определенном этапе количественные изменения начинают все более не соответствовать существующему качеству. Изменившиеся количественные данные начинают нарушать меру соответствия качеству. Происходит скачок (быстрый переход) объекта к новому качеству и новой мере соотношения количества и качества или возникает иной объект.

Взаимные переходы количества и качества раскрывают сложную и изменчивую динамику внутреннего развития объекта, когда он сохраняет свою сущность и совершенствуется или так существенно видоизменяется, что переходит в другой объект. Например, в течение нескольких лет обучения в вузе студент накапливает большое количество знаний, которое к концу его пребывания в университете должно перерасти в новое качество, – он должен стать профессионалом в избранной им специальности. Накопление знаний сверх определенной величины представляет собой нарушение меры соотношения количества (знаний) и качества (профессионализма). Студент приобрел качества специалиста, хотя по другим, в том числе и качественным признакам, он сохранил свою целостность и определенность.

Закон отрицания отрицания (или диалектического синтеза: " тезис – антитезис – синтез" ) выражает устойчивые внутренние, существенные, необходимые и повторяющиеся связи, состоящие в реализации преемственности и направленности всякого развития через необратимую смену старого новым. Согласно данному закону развитие от старого к новому осуществляется через скачки в количественно- качественных изменениях, через возникновение и разрешение противоречий, через частичный переход старого в новое. Закономерность диалектического отрицания (отрицания отрицания) состоит в том, что осуществляется преемственная связь между старым и новым, сохраняется ранее достигнутое, но уже в новом качественном состоянии объекта.

Преемственность отрицания старого новым состоит также и в том, что в новом сохраняются как положительные, так и отрицательные процессы и признаки старого. Если в природном бытии такая тенденция не всегда имеет место из-за отсутствия " оценивающего" субъекта, то в общественной и индивидуальной жизни людей негативная преемственность выражена весьма последовательно. Например, агрессивность, вооруженное насилие, наркомания, пьянство, грубость и хамство, преступность имеют, к сожалению, свои " традиции" и " преемственность". Подобное можно сказать и о многих других проявлениях негативной преемственности. Попытки людей преодолеть массовые и опасные негативные тенденции развития пока не дают положительных результатов. Сложившуюся ситуацию можно объяснить по-разному. Но важным, наверное, остается то, что их глубинные закономерные основы пока остаются непознанными, а многие конкретные группы людей не заинтересованы в их преодолении.

Образное развитие представляет собой сложную и многообразную расширяющуюся " спираль" с бесконечным числом различных витков и состояний. Развивающийся объект, двигаясь вперед и обогащаясь результатами развития, может как бы останавливаться на месте, возвращаться назад или утрачивать достигнутое.

3. Категории диалектики основные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия. Это также исходные формы логического мышления, когда его объектом выступает развитие.

При изучении диалектики специально рассматриваются так называемые парные категории. Они соотносительные, характеризуют развитие с иных сторон, чем основные законы развития. Парные категории образуют группу неосновных законов диалектики.

Категории диалектики классифицируются по разным основаниям. В зависимости от отражения процессов развития в видах бытия можно выделить категории, характеризующие развитие материального и идеального (духовного) бытия. Выделяются группы категорий, характеризующих особенности развития природы, человека и общества. Категории диалектики дифференцируются в зависимости от того, отражают ли они развитие объективного мира, процесса познания человека, его мышление или практическую деятельность людей с позиций прогресса или регресса.

В самом учении о развитии категории группируются в зависимости от того, что они раскрывают в проявлении принципов, основных и неосновных законов. Категории, характеризующие принципы и основные законы диалектики, нами уже рассмотрены. Необходимо пояснить соотносительные категории. К таким категориям относятся: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, свобода и необходимость, сущность и явление, содержание и форма, общее, особенное и единичное (целое и часть) и др.

Можно отметить, что значительная часть соотносительных категорий характеризуют детерминацию связей и развития бытия. Это относится прежде всего к категориям " причина и следствие", " необходимость и случайность", " возможность и действительность", " сущность и явление". Соотносительные категории отражают также самоорганизацию и системность бытия через связи структуры, существования и развития.

Все категории диалектики приобретают специфику в зависимости от того, какие виды и формы бытия они отражают. Если категории, объясняющие связи и развитие материального мира, имеют, например, объективное содержание и субъективную форму выражения, то категории, объясняющие идеальное объективное бытие, субъективны и по содержанию, и по форме. Такие понятия, как " бог", " ангел", " мировой разум", " абсолютная идея", " мировой дух", экспериментально-практически не обосновываются и не опровергаются. Они аргументируются логическими средствами или принимаются (не принимаются) без доказательств на основе мировоззренческого выбора и в логической характеристике имеют " нулевой объем", так как в материальной действительности не существует тех объектов, которых они отражают. Содержание и внешние образы " нулевых понятий" субъективно формируются людьми.

К объектам субъективного и объективного идеального чаще применяется категория " связь", чем категория " развитие". Бог, например, в большинстве конфессий признается идеальным (нематериальным), неразвивающимся и непознаваемым абсолютом, но обладающим созидательной способностью. Неразвивающимися считаются также абсолютное добро, абсолютная красота, религиозный рай или ад, домовой, леший и другие явления, существование которых кто-то признает. Вместе с тем, давая объяснение абсолютной идее

Г. Гегеля или содержанию нашего сознания, мы подчеркиваем наличие в них не только связей, но и связей развития. Но если развитие чувственных и мыслительных образов в сознании человека можно подтвердить практикой, проверкой знаний и т. п., то обосновать развитие абсолютной идеи, как это делал и сам Г. Гегель, можно только логически.

Соотносительные категории диалектики используются в первую очередь для объяснения материальных процессов и явлений. Так, углубленное осмысление изменений и развития внешних и внутренних связей войны помогает раскрыть ее сущность и явление (обнаружение, объективацию), содержание и форму. Практическое взаимодействие людей с множеством сходных и различных объектов послужило основой выработки понятий единичного, особенного и общего, а также части и целого. Категории необходимости и случайности позволяют разграничивать закономерное и ситуативное, разовое (единичное) и общее (типическое). Массовое проявление однородных случайностей позволяет обнаружить закономерное, необходимое.

Все категории диалектики, как и отражаемые ими виды и формы бытия, взаимосвязаны. В процессе познания человеком окружающего мира и самого себя, в ходе предпринимаемых преобразований материальной действительности они функционируют единым комплексом, выступают инструментом познания и регуляции практической деятельности людей. Категории диалектики – это эффективное средство познания практики, развития логического мышления, методологическая основа профессиональной деятельности.

Таким образом, диалектика, представляющая единство принципов, законов и категорий играет важную мировоззренческую, методологическую, познавательную и ценностно-ориентирующую роль для человека и общества.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...