Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психодиагностика: практика





 


ИССЛЕДОВАНИЕ

МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Под мотивом понимается то, что побуждает дея­тельность человека, ради чего она совершается. МОТИВАЦИЯ занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения. В роли мотива могут выступать по­требности, интересы, влечения, эмоции, установ­ки, идеалы. В работах отечественных психологов мотив понимается и как осознанная потребность, и как предмет потребности, а также отождествляет­ся с потребностью.

Плодотворным является изучение мотивов в свя­зи с исследованиями структуры человеческой дея­тельности и сознания. В рассматриваемом подходе мотив определяется как то, что в отражаемой чело­веком реальности побуждает и направляет его дея­тельность. В мотиве конкретизируются, опред­мечиваются потребности. Последние не только определяют собой мотив, но изменяются и обога­щаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. Одновре­менно происходит развитие способов удовлетворе­ния потребностей. Особенно отчетливо роль моти­вации проявляется в формировании человеческих потребностей при возникновении мотивов, кото­рые не встречаются у животных и впервые появля­ются лишь в сообществе людей.

Понимание предметной и социальной природы мотивов человека позволяет подчеркнуть их отно­сительную независимость от глубинных инстинк­тивных влечений. Человек не марионетка в «ру­ках» инстинктов. Удовлетворение любого влечения


всегда опосредовано каким-либо способом, а он как раз и оказывается социально заданным. По этой же причине не столько субъективные эмоцио­нальные переживания определяют сферу мотива­ции, сколько развитие мотивов человеческой дея­тельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.

Если под мотивом понимается опредмеченная потребность, т. е. потребность, нашедшая свой предмет, то первичной формой существования мо­тивов будут вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям челове­ка. В процессе развития мотивами становятся так­же предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознательных целей (мотивы-цели). Деятельность человека побуждается обычно несколькими мо­тивами, одни из которых являются основными, ве­дущими, а другие — подчиненными, иногда вы­полняющими лишь функцию дополнительной стимуляции. Ведущие мотивы наряду с функцией побуждения придают деятельности, ее объектам и условиям тот или иной субъективный и лич­ностный смысл.

Мотивы могут находиться в разных отношениях между собой. Они способны усиливать или ослаб­лять друг друга, вступать во взаимные противоре­чия и в противоречия с существующими возмож­ностями реализации действия. Мотивация как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и проступков часто представля­ет собой сложный акт, требующий анализа и оцен­ки альтернатив, выбора и принятия решения. Этот процесс психологически осложняется еще и тем, что далеко не всегда реальные мотивы осознаются человеком актуально. Иначе говоря, при подготов­ке и выполнении действий часто мотивы обнару-



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


живают себя лишь после того, как соответствую­щее действие уже совершено.

Развитие мотивов находит свое выражение не только в их обогащении, но и в установлении опре­деленной иерархии мотивов — в выделении глав­ных жизненных мотивов личности. Последние придают смысл частным различным проявлениям человеческой активности, они определяют основ­ное направление потока жизни субъекта в разно­образных и постоянно меняющихся условиях. Именно данное обстоятельство и позволяет опре­делить важнейшую характеристику человека — НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — через поня­тие мотива. Направленность личности можно рас­сматривать как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность лич­ности и относительно независимы от имеющихся обстоятельств. Направленность личности характе­ризуется ее интересами, склонностями, убеждения­ми, идеалами, в которых выражается мировоззре­ние человека.

Направленность личности определяет инициа­тивное поведение человека, побуждает разных ин­дивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и форматировать неслу­чайную последовательность целей. В содержании направленности можно выделить 2 основных обра­зования:

1) потребности и их модификации — мотивы, уста­новки, идеалы, мечты;

2) отношения личности и их модификации — внут­ренние позиции, убеждения, социальные оцен­ки и ожидания.

Сложность структуры направленности лично­сти определяет многообразие форм и способов диагностики этого важнейшего образования че­ловеческой психики. Используя разные методы, следует помнить, что далеко не все потребности и их модификации входят в структуру направлен­ности личности, а лишь те, которые обрели в процес­се становления личности характер самодвижения, саморазвития. Именно они побуждают и поддержи­вают инициативность, избирательность челове­ческого поведения. Не все отношения личности к окружающей действительности включены в ее на­правленность, а лишь отношения, связанные с наи­более обобщенными мотивами деятельности инди­вида.


Совершенно верно подчеркивают авторы руко­водства по психодиагностике, что в содержании мотива можно выделить нечто специфическое, ин­дивидуально-неповторимое, определенное конк­ретной уникальной ситуацией, и нечто устойчивое, для которого данный конкретный предмет или яв­ление не более чем одна из возможных форм во­площения. Такое устойчивое предметное содержа­ние характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, эту потребность испытывающую.

Дж. Аткинсон предлагает рассматривать моти­вацию как единство личностных детерминант, т. е. устойчивых мотивов личности и характеристик не­посредственной ситуации (т. е. ситуативных детер­минант).

Мотивы общения с относительно устойчивым содержанием можно назвать обобщенными моти­вами в отличие от конкретных мотивов, предмет­ное содержание которых узкоспецифично. Обоб­щенные мотивы выступают в роли устойчивых характеристик личности. Они являются динамиче­скими образованиями и при взаимодействии с си­туационными детерминантами актуализируются, т. е. переходят из латентного состояния в актуаль­ное, реально действующее. Активизация мотива создает определенную тенденцию действия — раз­ворачивается мотивационный процесс, направлен­ный на реализацию определенного мотивационного отношения этого мотивационного отношения. В хо­де реализации этого мотивационного отношения человек превращает исходную ситуацию в жела­тельную.

ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ

Мотивация достижения — стремление к улуч­шению результатов, неудовлетворенность достиг­нутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало — является одним из главных свойств личности, ока­зывающих влияние на всю человеческую жизнь.

Многочисленные исследования показали тес­ную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это неслучайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким



Глава 2. Психодиагностика: практика


уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут ин­формацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в не­определенных ситуациях, проявляют настойчи­вость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуа­ции соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.

Измерить уровень мотивации достижения мож­но с помощью разработанной шкалы — небольшо­го теста-опросника. Шкала эта состоит из 22 сужде­ний, по поводу которых возможны 2 варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).

Суждения

1. Думаю, что успех в жизни скорее всего зави­сит от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

3. Для меня в любом деле важнее не его исполне­ние, а конечный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близ­кими.

5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем не­удач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовер­шенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу за­быть о мерах предосторожности.

 

10. Мои близкие считают меня ленивым.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее всего обстоятельства, чем я сам.

12. Терпения во мне больше, чем способностей.

13. Мои родители слишком строго контролиро­вали меня.

14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает ме­ня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.


 

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шан­сы невелики.

17. Я усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усилива­ется.

19. Если бы я был журналистом, я писал бы ско­рее всего об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют моих
планов.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем
у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне
больше, чем способностей.

В отличие от многих ранее описанных тестов-опросников шкала потребности в достижениях имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конк­ретный результат можно оценить с помощью сле­дующей таблицы (табл. 1):

Таблица 1

 

 

 

  Уровень мотивации достижения
низкий средний высокий
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Сумма баллов 2—9 10 11 12 13 14 15 16 17 18—19

Код: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22; ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

ШКАЛА ОЦЕНКИ МОТИВАЦИИ ОДОБРЕНИЯ

В отличие от мотивации достижения уровень мотивации одобрения — стремления заслужить одобрения значимых окружающих людей — гораз­до меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет она на нечто другое, также весьма важное — на качество взаимо­отношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни в частности.

Определить уровень мотивации одобрения мы предлагаем с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суж-



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


дений, на которые возможны 2 варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, ко­дируются в 1 балл. Общая сумма (min = 0, max = 19) говорит о выраженности мотивации одобрения.

Суждения

1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-ни­будь нужно помочь в беде.

3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

4. Дома я веду себя за столом так же, как в сто­ловой.

5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.

6. Был(и) случай(и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствую­щих.

 

8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

9. Был случай, когда я придумал вескую причи­ну, чтобы оправдаться.

 

10. Случалось, я пользовался оплошностью чело­века.

11. Иногда вместо того, чтобы простить челове­ка, я стараюсь отплатить ему тем же.

12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

13. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

14. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

15. Перед длительной поездкой я всегда тща­
тельно продумываю, что с собой взять.

16. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

17. Иногда меня раздражают люди, которые об­ращаются ко мне с просьбой.

18. Когда у людей неприятности, я иногда ду­маю, что они получили по заслугам.

19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Код: ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19; ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9,10, 11, 12, 16, 17, 18.


МЕТОД «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Метод незаконченных предложений применя­ется в экспериментально-психологической практи­ке давно. Существует множество его вариантов.

Мы предлагаем вариант этого метода, разрабо­танный Л, Саксом и В. Леви. Он включает 60 неза­конченных предложений, которые могут быть раз­делены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противопо­ложного пола, к сексуальным отношениям, к выше­стоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родите­лями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция

«На бланке теста необходимо закончить предло­жения одним или несколькими словами».

Бланк теста

1. Думаю, что мой отец редко ___________________

2. Если все против меня, то _____________________

3. Я всегда хотел _____________________________

4. Если бы я занимал руководящий пост __________

_____________________________________________

5. Будущее кажется мне _______________________

6. Мое начальство ____________________________

7. Знаю, что глупо, но боюсь ___________________

8. Думаю, что настоящий друг __________________

9. Когда я был ребенком _______________________

 

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня яв­ляется

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной _____

12. По сравнению с большинством других семей моя семья



Глава 2. Психодиагностика: практика


13. Лучше всего мне работается с _______________

14. Моя мать и я _____________________________

15. Сделал бы все, чтобы забыть ________________

16. Если бы мой отец только захотел _____________

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы ___ _

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы __ ___

19. Если кто-нибудь работает под моим руковод­ством

20. Надеюсь на ______________________________

21. В школе мои учителя ______________________

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь

23. Не люблю людей, которые __________________

24. Когда-то ________________________________

25. Считаю, что большинство юношей (девушек) __

26. Супружеская жизнь кажется мне ______________

27. Моя семья обращается со мной, как с _________

28. Люди, с которыми я работаю ________________

29. Моя мать ________________________________

30. Моей самой большой ошибкой было __________

31. Я хотел бы, чтобы мой отец __________________

32. Моя наибольшая слабость заключается в том __

33. Моим скрытым желанием в жизни ____________

34. Мои подчиненные _________________________

35. Наступит тот день, когда ___________________

36. Когда ко мне приближается мой начальник _ __

37. Хотелось бы мне перестать бояться ___________

38. Больше всех люблю тех людей, которые

39. Если бы я снова стал молодым _______________

_____________________________________________

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) ___

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

42. Большинство известных мне семей ____________

_____________________________________________

43. Люблю работать с людьми, которые __________

_____________________________________________

44. Считаю, что большинство матерей ___________

_____________________________________________

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину,
если


 

46. Думаю, что мой отец ______________________

47. Когда мне не везет, я _______________________

48. Больше всего в жизни я хотел бы _____________

_____________________________________________

49. Когда я даю другим поручение ______________

_____________________________________________

50. Когда буду старым ________________________

51. Люди, превосходство которых над собой
я признаю ____________________________________

52. Мои опасения не раз заставляли меня _________

_____________________________________________

53. Когда меня нет, мои друзья __________________

_____________________________________________

54. Моим самым живым воспоминанием детства
является _______________________________________

55. Мне очень не нравится, когда женщины
(мужчины) ____________________________________

56. Моя половая жизнь ________________________

57. Когда я был ребенком, моя семья _____________

_____________________________________________

58. Люди, которые работают со мной ____________

_____________________________________________

59. Я люблю свою мать, но _____________________

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это

Для каждой группы предложений выводится ха­рактеристика, определяющая данную систему от­ношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:

Большинство известных мне семей:

1) несчастливые, недружные........................... — 2;

2) нервные, не очень дружные......................... — 1;

3) все одинаковы................................................. 0.

Будущее кажется мне:

1) мрачным, плохим, странным....................... — 2;

2) туманным, неприглядным............................ — 1;

3) неясным, неизвестным........................................... 0.

Ключ

Такая количественная оценка облегчает выявле­ние у обследуемого дисгармоничной системы отно­шений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


 

№ п/п Группы предложений №заданий
  Отношение к отцу        
  Отношение к себе        
  Нереализованные возможности        
  Отношение к подчиненным        
  Отношение к будущему        
  Отношения к вышестоящим лицам        
  Страхи и опасения        
  Отношение к друзьям        
  Отношение к своему прошлому        
  Отношение к лицам противопо­ложного пола        
  Сексуальные отношения        
  Отношение к семье        
  Отношение к сотрудникам        
  Отношения к матери        
  Чувство вины        

Исследованию методом «незаконченные пред­ложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу инфор­мации, отражающей систему личностных отно­шений.

ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ (А. Г. Шмелев, А. С. Бабина)

Тест юмористических фраз (ТЮФ) — ориги­нальная компактная методика диагностики моти-вационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизованного измерительного теста и индивидуализированной проективной тех­ники.

Релевантной практической задачей ТЮФ явля­ется (по мнению авторов) прежде всего диагности­ка в целях индивидуального психологического кон­сультирования и коррекции.

В основе методики лежит прием свободной те­матической классификации многозначных стиму­лов — юмористических фраз.

Появление крупного класса является свидетель­ством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соот­ветствует предметному содержанию этого класса.


Стимульный материал состоит из 100 юморис­тических фраз, из которых 40 фраз являются много­значными (испытуемые в зависимости от собствен­ной интерпретенции усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10 основных).

Основные темы

1) агрессия — самозащита;

2) взаимоотношения полов;

3) пагубные пристрастия (пьянство);

4) деньги;

5) мода;

6) карьера;

7) семейные неурядицы;

8) социальные неурядицы;

9) бездарность в искусстве;

10) человеческая глупость.

Набор ТЮФ

1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.

2. Чем дальше хочется прыгнуть, тем ниже нуж­но согнуться.

3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.

4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.

5. Без женщины жить нельзя на свете, тем более в темноте.

6. Чтобы как следует понять душу человека, луч­ше всего ее вынуть.

7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.

8. С кем поведешься, с тем и наберешься.

9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.

10. Инициатива скандала принадлежала мужу,
а звуковое оформление — жене.

11. «Терпение и труд все перетрут», — напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору по­суды.

12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше и не жить.

13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.

14. Морская качка изображена художником с та­ким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.

15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.



Глава 2. Психодиагностика: практика


16. И фиговый листок отпадает.

17. Одежда! Мой компас земной, а удача — наг­рада за смелость.

18. Не было ни гроша, и не будет.

19. Сила земного притяжения ощущается осо­бенно сильно, когда поднимаешься по служебной лестнице.

20. Странная картина открылась взору уважае­мого классика: это была экранизация его романа.

21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.

22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.

23. Выпился в алкоголики.

24. «Семь раз отмерь — один отрежь», — объяс­нял старый палач молодому.

25. Брала от жизни все, что входило в моду.

26. Деньги тем большее зло, чем их меньше.

27. Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется.

28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав ни­кого, ушла.

29. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.

30. Она шипела на мужа, как газированная
вода.

31. Я пью не больше 100 г, но, выпив 100 г, я ста­новлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много.

32. Не бойтесь этой гранаты: она ручная.

33. Дети — цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться.

34. «Не хлебом единым жив человек», — крича­ли возбужденные покупатели в очереди за мясом.

35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лаби­ринтах извилин!

36. Единственное, что было в нем мужественно­го, он не мог обнаружить из-за приличий.

37. «Нелегок писательский труд», — говорит Ев­гений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.

38. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.

39. Деньги есть деньги! В этой фразе есть глубо­кий смысл, но нет запятой.

40. Любимая поговорка военных: «Призвание
хорошо, а звание лучше».

41. Поэт шел в гору, но гора эта не была Парнасом.


 

42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.

43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

44. «Душит — значит, любит» (Дездемона).

45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.

46. Нашел место в жизни — найди жене.

47. Писал с принципиальных кассовых позиций.

48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за 2—3 ч до ее на­чала.

49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они лю­били мужчин.

50. Почему чаще всего неограниченные возмож­ности у ограниченных людей?

51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель — тоже.

52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.

53. «У меня ничего не осталось, кроме тебя», — признался он ей... за 3 дня до зарплаты.

54. Круглые дураки в люди не выходят. Их выка­тывают.

55. Мясник строил свое благополучие на чужих костях.

 

56. Голова его чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой.

57. «Пить — здоровью вредить», — сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачаль­нику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ее ласками.

 

58. И на пегасах порой гарцуют всадники без го­ловы.

59. Только в очень хорошем настроении она на­зывала получку мужа деньгами.

60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.

61. «Удивительное — ядом!», — сказал Сальери.

62. Нарушение моды королями становится мо­дой для их подданных.

63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обхо­диться без них.

64. Жена шефа много симпатичнее, чем шеф
жены.

65. Если у тебя умная жена, будешь есть
плоды с древа познания, если глупая — с древа
жизни.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.

67. Когда она заговаривала о чернобурой лисе, муж смотрел на нее волком.

68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.

69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.

71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.

72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой.

73. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт.

74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.

 

75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.

76. В этой столовой можно не только червячка заморить.

77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.

78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.

79. Если все время мыслить, на что же существо­вать?

80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна рука тут, другая — там.

81. Мода на форму черепа стоила ей многого.

82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

83. Ломал голову, а сломал шею.

84. «А здесь я работаю для потомства», — гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.

85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.

86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.

87. Интеллигенты умирают сидя.

88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.

89. Сколько еще дантесов прозябает в неизвест­ности!

90. Забытый писатель искал забвения в вине.

 

91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.

92. Модельеры призваны одевать женщин. Они же все время стараются их раздеть.


 

93. Не лещ без бутылки.

94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.

95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.

96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!

97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить.

98. Не всякая кучка могучая.

99. Чем приятнее формы, тем безразличнее со­держание.

100. Графомания — это потребность души или
семейного бюджета?

Процедура проведения

Испытуемому предлагается расклассифициро­вать колоду карточек с юмористическими фразами по инструкции на свободную тематическую клас­сификацию: «Разделите, пожалуйста, карточки на кучки так, чтобы в одной кучке лежали карточки на одну тему».

Подсчет тестового балла

Диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы при­писать определенный балл мотивационной теме. 10 полученных показателей могут быть визуали­зированы в виде профиля. В отличие от стандарти­зованных тестов показатели ТЮФ сравниваются внутри индивидуального профиля, выявляется по­рядковая структура мотивационных тенденций: ка­кие темы доминируют, какие второстепенны и т. д.

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич)

Система ценностей ориентаций определяет со­держательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу миро­воззрения и ядро мотивации жизненной активно­сти, основу жизненной концепции и философии жизни.



Глава 2. Психодиагностика: практика


Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориента-ций М. Рокича, основанная на прямом ранжирова­нии списка ценностей.

М. Рокич различает 2 класса ценностей:

1) терминальные. Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

2) инструментальные. Убеждение в том, что ка­кой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуа­ции.

Это деление соответствует традиционному де­лению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены 2 списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавит­ном порядке, либо на карточках. В списках испы­туемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значи­мости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляет­ся набор терминальных, а затем набор инструмен­тальных ценностей.

Инструкция. Сейчас вам будет предъявлен на­бор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ва­ша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководст­вуетесь в вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной кар­точке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимо­сти ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточка­ми. Наименее важная останется последней и зай­мет 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете испра­вить свои ответы, поменяв карточки местами. Ко­нечный результат должен отражать вашу истин­ную позицию.

Стимульный материал

Список А (терминальные ценности):

1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоцио­нальная насыщенность жизни);


 

2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здра­вый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3) здоровье (физическое и психическое);

4) интересная работа;

5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6) любовь (духовная и физическая близость с лю­бимым человеком);

7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8) наличие хороших и верных друзей;

9) общественное признание (уважение окружаю­щих, коллектива, товарищей по работе);

10) познание (возможность расширения своего об­разования, кругозора, общей культуры, интел­лектуальное развитие);

11) продуктивная жизнь (максимально полное ис­пользование своих возможностей, сил и способ­ностей);

12) развитие (работа над собой, постоянное физи­ческое и духовное совершенствование);

13) развлечения (приятное, необременительное вре­мяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15) счастливая семейная жизнь;

16) счастье других (благосостояние, развитие и со­вершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17) творчество (возможность творческой деятель­ности);

18) уверенность в себе (внутренняя гармония, сво­бода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1) аккуратность (чистоплотность), умение содер­жать в порядке вещи, порядок в делах;

2) воспитанность (хорошие манеры);

3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4) жизнерадостность (чувство юмора);

5) исполнительность (дисциплинированность);

6) независимость (способность действовать само­стоятельно, решительно);

7) непримиримость к недостаткам в себе и других;

8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;

13) твердая воля (умение настоять на своем, не от­ступать перед трудностями);

14) терпимость (к взглядам и мнениям других, уме­ние прощать другим их ошибки и заблуждения);

15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16) честность (правдивость, искренность);
17)эффективность в делах (трудолюбие, продук­
тивность в работе);

18) чуткость (заботливость).

Достоинствами методики являются универсаль­ность, удобство и экономичность в проведении об­следования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существен­ными ее недостатками являются влияние социаль­ной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют моти­вация диагностики, добровольный характер тести­рования и наличие контакта между психологом и ис­пытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, ко­торые дают дополнительную диагностическую ин­формацию и позволяют сделать более обоснован­ные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, от­вечая на следующие вопросы.

1. В каком порядке и в какой степени (в процентах)
реализованы данные ценности в вашей жизни?

2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?

3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, со­вершенный во всех отношениях?

4. Как сделали бы это, по вашему мнению, боль­шинство людей?

5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?

6....через 5 или 10 лет?

7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?


Анализируя иерархию ценностей, следует обра­тить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абст­рактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инстру­ментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценно­сти дела; индивидуалистические и конформист­ские ценности, альтруистические ценности; ценно­сти самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективно­го структурирования системы ценностных ориента-ций. Психолог должен попытаться уловить индиви­дуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы цен­ностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЛИЧНОСТИ

(ОРИЕНТАЦИОННАЯ АНКЕТА)

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентацион-ная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны 3 варианта ответов, соответствующие 3 видам направленности лично­сти. Респондент должен выбрать 1 ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще 1, который, наобо­рот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...