Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение диагностических коэффициентов депрессии




 

Номера признаков     Баллы    
           
  1,58 –1,45 0,41 0,7 1,46
  1,51 –1,53 0,34 0,58 1,4
  1,45 –1,26     0,83
  1,3 –1,5 0,15 0,8 1,22
  1,38 –1,62 0,22 0,32 0,75
  1,34 –1,34 0,5 0,3 0,72
  1,2 –1,23 0,36 0,56 –0,2
  1,08 –1,08 1,18   0,46
  1,2 –1,26 0,37 0,21 0,42
  1,08 –0,54 0,1 0,25 0,32

ОПРОСНИК «САН»

Этот бланковый тест, предназначен для опера­тивной оценки самочувствия, активности и настро­ения (по первым буквам этих функциональных со­стояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с ря­дом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала



Глава 2. Психодиагностика: практика


эта состоит из индексов (3210123), расположенных между 30 парами слов противоположного значе­ния, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристи­ки эмоционального состояния (настроение). Испы­туемый должен выбрать и отметить цифру, наибо­лее точно отражающую его состояние в момент обследования.

При обработке эти цифры перекодируются сле­дующим образом: индекс 3, соответствующий не­удовлетворительному самочувствию, низкой ак­тивности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 — за 2 балла; индекс 1 — за 3 балла и так до индекса 3 с противо­положной стороны шкалы, который соответствен­но принимается за 7 баллов (учтите, что полюсы шкалы постоянно меняются). Итак, положитель­ные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. По этим «приведен­ным» баллам и рассчитывается среднее арифмети­ческое — как в целом, так и отдельно по актив­ности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие — 5,4; активность — 5,0; на­строение — 5,1. Следует упомянуть, что при анали­зе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соот­ношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и ак­тивности по сравнению с настроением.

Типовая карта методики «САН»

_____________________________________________

_____________________________________________

Фамилия, инициалы __________________________

Пол _______________________________________

Возраст ____________________________________

Дата _______________________________________

Время ______________________________________


 

1. Самочувствие хо­рошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
3. Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
4. Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
5. Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
6. Хорошее настро­ение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настро­ение
7. Работоспособ­ный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
8. Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
9. Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
10. Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
11. Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
12. Жизнерадост­ный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
13. Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
14. Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
15. Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
16. Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
17. Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
18. Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
19. Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
20. Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
21. Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
22. Желание отдох­нуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
23. Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
24. Оптимистич­ный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
25. Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
26. Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
27. Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
28. Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
29. Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
30. Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный


Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Код опросника

Вопросы на самочувствие — 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Вопросы на активность — 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Вопросы на настроение — 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

ТЕСТ-ОПРОСНИК «ОЦЕНКА НАСТРОЕНИЯ»

Применение опросника «САН» часто затруд­нительно в силу свойственной многим людям не­достаточно тонкой дифференцировки своего функ­ционального состояния. Однако тест-опросник «Оценка настроения» привлекает как своей крат­ностью, так и простой формой вопросов и ответов. В этом опроснике предлагается 21 фраза (вопрос), на которые следует ответить одним из 3 вариантов ответов:»да», «нет», «наоборот» (противополож­ное чувство). По ответам составляется мнение о том, какое настроение преобладает в момент об­следования — обычное, эйфорическое или нега­тивное (астеническое).

Оценка результатов проводится по следующим критериям.

Настроение: 9 баллов — 20 ответов «нет»; 8 бал­лов — 19 ответов «нет»; 7 баллов — 18 ответов «нет»; 6 баллов — 16—17 ответов «нет»; 5 баллов — 13— 15 ответов «нет»; 4 балла — 10—12 ответов «нет»;

3 балла — 8—9 ответов «нет»; 2 балла — 6—7 отве­
тов «нет»; 1 балл — 5 и менее ответов «нет».

Астеническое состояние: ответы «да» на вопро­сы 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20; ответы «наоборот» на вопросы 1, 6, 8, 12, 16, 17. Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние: 9 бал­лов — 1—2 ответа; 8 баллов — 3 ответа; 7 баллов —

4 ответа; 6 баллов — 5—6 ответов; 5 баллов — 7—
8 ответов; 4 балла — 9—10 ответов; 3 балла — 11—
13 ответов; 2 балла — 14—15 ответов.

Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы 1, 6, 8, 12, 16, 17; ответы «наоборот» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Чем больше ука­занных ответов, тем более выражено эйфориче-ское состояние (неадекватно восторженная оценка


событий): 9 баллов — 6 ответов и ниже; 8 баллов — 7 ответов; 7 баллов — 8—9 ответов; 6 баллов — 10— 11 ответов; 5 баллов — 12—13 ответов; 4 балла — 14—15 ответов; 3 балла — 16—17 ответов; 2 балла — 18—19 ответов; 1 балл — 20 ответов и более.

Набор вопросов

1. Чувствую себя исключительно бодро.

2. Соседи (другие учащиеся и т. п.) очень мне на­доели.

3. Испытываю какое-то тягостное чувство.

4. Скорее бы испытать чувство покоя (закончи­лись бы урок, занятия, четверть и т. п.)

5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

6. Состояние такое, что, образно говоря, готов горы свернуть.

7. Оценка по тесту неприятна, вызывает чувство неудовлетворенности.

8. Удивительное настроение: хочется петь и пля­сать, целовать от радости каждого, кого вижу.

9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого че­ловека можно ожидать неблаговидного поступка.

 

10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.

11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.

12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.

13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочет­ся разговаривать.

14. Настроение такое, что хочется сказать: «Про­пади все пропадом!»

15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспо­коить, отвяжитесь!»

16. Все люди без исключения мне кажутся чрез­вычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.

17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко! Все доступно!

18. Мое будущее мне кажется очень печальным.

19. Бывает хуже, но редко.

20. Не верю даже самым близким людям.

21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.



Глава 2. Психодиагностика: практика


МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ»

Довольно простым опросником для самооценки эмоциональных состояний является методика, раз­работанная американскими психологами А. Уэсс-маном и Д. Риксом (в данном случае приводится ее сокращенный вариант).

Измерение в этой методике производится по 10-балльной (стеновой) системе. Испытуемому да­ется инструкция: «Выберите в каждом из пред­ложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запиши­те в соответствующей строке для ответов».

Измеряются следующие показатели

П1 (показатель) — С (самооценка) «спокойствие — тревожность» (индивидуальная самооценка — И1 — равняется номеру суждения, выбранного испытуе­мым из данной шкалы. Аналогично получаются инди­видуальные значения по показателям П2, П3, П4);

П2 — С «Энергичность — усталость»;

П3 — С «Приподнятость — подавленность»;

П4 — С «Чувство уверенности в себе — чувство беспомощности»;

П5 — С — суммарная 9 по четырем шкалам оцен­ка состояния: И5 = И1 + И2 + И3 + И4, где И1, И2, И3, И4 — индивидуальные значения по соответству­ющим шкалам.

Список утверждений по всем шкалам

«Спокойствие — тревожность»

10. Совершенное и полное спокойствие. Непо­колебимо уверен в себе.

9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.

8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.

7. В целом уверен и свободен от беспокойства.

6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно.


5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно,
немного встревожен.

4. Переживаю некоторую озабоченность, страх,
беспокойство или неопределенность. Нервозен,
волнуюсь, раздражен.

3. Значительная неуверенность. Весьма травми­
рован неопределенностью. Страшно.

2. Огромная тревожность, озабоченность. Изве­
ден страхом.

1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рас­
судок. Напуган неразрешимыми трудностями.

«Энергичность — усталость»

10. Порыв, не знающий преград. Жизненная си­ла выплескивается через край.

9. Бьющая через край жизнеспособность, огром­
ная энергия, сильное стремление к деятельности.

8. Много энергии, сильная потребность в дей­
ствии.

7. Чувствую себя очень свежим, в запасе значи­
тельная энергия.

6. Чувствую себя довольно свежим, в меру
бодрым.

5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.

4. Довольно усталый. Апатичный (сонный). В за­
пасе не очень много энергии.

3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы
энергии.

2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практиче­
ски не способен к действию. Почти не осталось за­
пасов энергии.

1. Абсолютно выдохся. Не способен даже к само­
му незначительному усилию.

«Приподнятость — подавленность»

10. Сильный подъем, восторженное веселье.

9. Очень возбужден и в очень приподнятом со­
стоянии. Восторженность.

8. Возбужден, в хорошем расположении духа.

7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.

6. Чувствую себя довольно хорошо, в порядке.

5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно, так себе.

4. Настроение подавленное и несколько унылое.

3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно.
Настроение определенно унылое.

2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.
1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все

черно и серо.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


«Чувство уверенности в себе — чувство беспо­мощности»

10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что захочу.

9. Чувствую большую уверенность в себе. Уве­рен в своих свершениях.

8. Очень уверен в своих способностях.

7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.

6. Чувствую себя довольно компетентным.

5. Чувствую, что мои умения и способности не­сколько ограниченны.

4. Чувствую себя довольно неспособным.

3. Подавлен своей слабостью и недостатком спо­собностей.

2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.

1. Давящее чувство слабости и тщетности уси­лий. У меня ничего не получается.

ТЕСТ ЛЮШЕРА

Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство дав­но уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отноше­ние к цвету может характеризоваться или предпочте­нием его (выбором), или безразличием, или отказом от него (негативной оценкой), то оно учитывается и в психодиагностике.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, наст­роение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кад­ров, комплектовании производственных коллекти­вов, в этнических, геронтологических исследова­ниях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разносторон­него обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.


Основные цвета

1) синий символизирует спокойствие, удовле­творенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, на­стойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, воз­буждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к об­щению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоя­нии основные цвета должны занимать преимущест­венно первые 5 позиций.

Дополнительные цвета

5) фиолетовый;

6) коричневый;

7) черный;

8) нулевой

Нулевой символизируют негативные тенден­ции — тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Инструкция (для психолога)

Перемешайте цветные карточки и положите цве­товой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из 8 цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испы­туемый должен выделить наиболее приятный цвет из 8. Карточку с выбранным цветом следует отло­жить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся 7 цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карто­чек в разложенном порядке.

Через 2—3 мин опять положите карточки цвет­ной стороной кверху и проделайте то же самое.



Глава 2. Психодиагностика: практика


При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые.

Первый выбор характеризует желаемое состоя­ние, второй — действительное.

В зависимости от цели исследования можно ин­терпретировать результаты соответствующего те­стирования.

В результате тестирования получаем 8 позиций:

1 и 2-я — явное предпочтение (обозначаются ++);

3 и 4-я — предпочтение (обозначаются * *);

5 и 6-я — безразличие к цвету (обозначаются ==);

7 и 8-я — антипатия к цвету (обозначаются – –).

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характе­ристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения це­ли (например, выбор синего цвета говорит о наме­рении действовать спокойно, без излишнего на­пряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стре­мится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истин­ной ситуации, в которой он находится, или же об­раз действий, который ему подсказывает ситуа­ция;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связыва­ет свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта по­зиция может содержать резервную трактовку цве­та, например, синий цвет (цвет покоя) отклады­вается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное от­ношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые дан­ным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется пе­речнем номеров в порядке предпочтения с указа­нием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, ко­ричневого и черного цветов записывается:


+ + * * = = – –; 3 4 1 0 2 5 6 7.

Зоны (++, * *, ==, ––) образуют 4 функцио­нальные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Как уже отмечалось, одним из приемов трак­товки результатов выбора является оценка поло­жения основных цветов. Если они занимают по­зицию далее 5-й, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следова­тельно, имеют место тревожность, негативное со­стояние.

Рассматривается взаимное положение основ­ных цветов. Когда, например, 1 и 2 (синий и зеле­ный) находятся рядом, образуя функциональную группу, подчеркивается их общая черта — субъ­ективная направленность вовнутрь. Совместное положение цветов 2 и 3 (зеленого и красного) ука­зывает на автономность, самостоятельность в при­нятии решений, инициативность. Сочетание цветов 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направлен­ность вовне. Сочетание цветов 1 и 4 (синего и желтого) в одной функциональной группе подчер­кивает благоприятный баланс зависимости от сре­ды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности вовне (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (2 и 4) рассматривается как противопоставление субъек­тивного стремления вовнутрь, автономности, упрямства стремлению вовне, зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению М. Люшера, сим­волизируют следующие психологические потреб­ности:

1 (синий) — потребность в удовлетворении, спо­койствии, устойчивой положительной привязан­ности;

2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;

3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;

4 (желтый) — потребность в перспективе, на­
деждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 15-й пози­циях, считается, что эти потребности в известной



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


мере удовлетворяются, воспринимаются как удов­летворяемые; если они в 6—8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудов­летворенность из-за неблагоприятных обстоя­тельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый си­ний цвет означает неудовлетворенность отсутст­вие покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов М. Люшер учитывал, исхо­дя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чув­ство удовлетворенности стремлением к достиже­нию цели, что также содействует поддержанию ра­ботоспособности.

Желтый цвет отражает надежды на успех, спон­танное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориен­тацию на дальнейшую работу.

Если все эти 3 цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятель­ность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и отделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги

Если основной цвет стоит на 6-м месте, он обо­значается знаком –, и все остальные, что находят­ся за ним (7—8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного сос­тояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно по­мечаются буквой А над номером цвета и знаком «–», например:


Показатели компенсации

При наличии источника стресса, тревоги, выра­жаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции, цвет, поставленный в 1-ю по­зицию, рассматривается как показатель компен­сации (компенсирующий мотив, настроение, пове­дение). В этом случае над цифрой, занимающей 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недоста­точной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация происходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окру­жающей ситуации.

Показатели интенсивности тревоги характери­зуются позицией, занимаемой основными цвета­ми. Если основной цвет занимает 6-е место, фак­тор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет — в 7-й позиции, ставятся 2 воск­лицательных знака (!!); если основной цвет — в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким обра­зом, может быть поставлено до 6 знаков, характе­ризующих источники стресса, тревоги, например:

 

! !! !!!
A A A
     

 


 

A A A
     

Подобным же образом оцениваются случаи не­благоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиоле­товый, не ставится никаких знаков. Если серый, ко­ричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится 1 восклицательный знак, если 2-ю пози­цию, ставится 2 знака (!!), если 1-ю позицию, ста-



Глава 2. Психодиагностика: практика


вится 3 знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, например:

 

!!! !! !
C C C
+ + +
     

Считается, что чем больше знаков «!», тем прог­ноз неблагоприятнее.

С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовывать мероприятия по ре­гуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.

Особо важное значение при интерпретации ре­зультатов тестирования имеет оценка цвета в по­следней, 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком «–»). Если цвета в этой позиции помечены восклицатель­ными знаками, значит, достаточно велика вероят­ность развития у испытуемого состояния тревож­ности.

Обратите внимание на соотношение 1 и 8-й по­зиций, имеет ли место компенсация, по нормаль­ной ли схеме она построена.

Также может быть проанализировано отношение цветов во 2 и 3-й позициях (желаемая цель и факти­ческая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во 2-й и серый в 3-й пози­циях символизируют конфликт между целью, моти­вами и самооценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую ин­формацию следует сопоставлять с материалами анке­тирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьез­ные заключения о чертах личности, ее психологиче­ских особенностях.

То же самое следует сказать о перспективах ис­пользования результатов теста для оценки состоя-


ния, в частности эмоционального состояния, напря­женности, тревожности.

Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов 6, 7, 0 в 1-й позиции) и данных анке­тирования и наблюдения позволяет с большей уве­ренностью судить о развитии у испытуемых раз­личных негативных состояний.

Интерпретация цветных пар по Люшеру

Позиция «+ +»

Первый цвет синий

+1 +2 (синий и зеленый) — чувство удовлетво­ренности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе.

+1 +3 (синий и красный) — чувство целостно­сти, активное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.

+1 +5 (синий и фиолетовый) — небольшое бес­покойство, потребность в тонком окружении, стре­мление к эстетическому.

+1 +6 (синий и коричневый) — чувство беспо­койства, страх одиночества, стремление уйти от кон­фликта, избежать стресса.

+1 +7 (синий и черный) — негативное состоя­ние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворен­ность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

+1 +0 (синий и серый) — негативное состоя­ние, потребность освободиться от стресса, стремле­ние к покою, отдыху.

Первый цвет зеленый

+2 +1 (зеленый и синий) — позитивное состоя­ние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.

+2 +3 (зеленый и красный) — активное стре­мление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.

+2 +4 (зеленый и желтый) — небольшое беспо­койство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


+2 +5 (зеленый и фиолетовый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популяр­ности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои по­ступки.

+2 +6 (зеленый и коричневый) — чувство не­удовлетворенности, усталости, переоценка зна­чимости отношения к себе со стороны окружаю­щих.

+2 +7 (зеленый и черный) — чувство обиды, злости, стремление к жалости, авторитарности в от­ношениях.

+2 +0 (зеленый и серый) — чувство неудовлет­воренности, стремление к признанию, желание произвести впечатление.

Первый цвет красный

+3 +1 (красный и синий) — деловое возбужде­ние, активное стремление к деятельности, впечат­лениям, удовольствиям.

+3 +2 (красный и зеленый) — деловое возбуж­дение, активное стремление к цели, преодоление всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

+3 +4 (красный и желтый) — деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, опти­мизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности.

+3 +5 (красный и фиолетовый) — повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.

+3 +6 (красный и коричневый) — негативное настроение, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благоприятной ситуации.

+3 +7 (красный и черный) — негативное на­строение, злость, стремление уйти из неблагопри­ятной ситуации.

+3 +0 (красный и серый) — чувство неудовлетво­ренности, направленность на рискованное действие.

Первый цвет желтый

+4 +1 (желтый и синий) — настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмо­циональному состоянию, выдержке.

+4 +2 (желтый и зеленый) — настроение в об­щем положительное, желание поиска верных пу­тей решения стоящих задач, стремление к само­утверждению.


+4 +3 (желтый и красный) — несколько повы­шенное деловое возбуждение, стремление к широ­кой активности.

+4 +5 (желтый и фиолетовый) — небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.

+4 +6 (желтый и коричневый) — негативное настроение, огорчение и потребность в эмоцио­нальной разрядке, отдыхе.

+4 +7 (желтый и черный) — весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным ре­шениям.

+4 +0 (желтый и серый) — негативное угнетен­ное состояние, стремление выйти из неприятной ситуации, нечеткое представление о том, как это сделать.

Первый цвет фиолетовый

+5 +1 (фиолетовый и синий) — неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.

+5 +2 (фиолетовый и зеленый) — насторожен­ность, желание произвести впечатление.

+5 +3 (фиолетовый и красный) — некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление.

+5 +4 (фиолетовый и желтый) — возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.

+5 +6 (фиолетовый и коричневый) — возбуж­дение, направленность на сильные эмоциональные переживания.

+5 +7 (фиолетовый и черный) — негативное состояние.

+5 +0 (фиолетовый и серый) — напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.

Первый цвет коричневый

+6 +1 (коричневый и синий) — напряжение, страх одиночества, желание выйти из неблагопри­ятной ситуации.

+6 +2 (коричневый и зеленый) — чувство бес­покойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избежать ошибки.

+6 +3 (коричневый и красный) — активное стремление к эмоциональной разрядке.

+6 +4 (коричневый и желтый) — утрата веры в положительные перспективы, вероятность необ­думанных решений («мне все равно»).



Глава 2. Психодиагностика: практика


+6 +5 (коричневый и фиолетовый) — чувство неудовлетворенности, стремление к комфорту.

+6 +7 (коричневый и черный) — негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.

+6 +0 (коричневый и серый) — весьма негатив­ное состояние, стремление уйти от сложных проб­лем, а не бороться с ними.

Первый цвет черный

+7 +1 (черный и синий) — весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое»).

+7 +2 (черный и зеленый) — возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адек­ватное упрямство.

+7 +3 (черный и красный) — сильное возбуж­дение, возможны аффективные поступки.

+7 +4 (черный и желтый) — весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.

+7 +5 (черный и фиолетовый) — напряжен­ность, мечты о гармонии.

+7 +6 (черный и коричневый) — возбужде­ние, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.

+7 +0 (черный и серый) — чувство безнадеж­ности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.

Первый цвет серый

+0 +1 (серый и синий) — негативное состоя­ние, желание спокойной ситуации.

+0 +2 (серый и зеленый) — негативное состоя­ние, ощущение враждебности окружающих и же­лание оградиться от среды.

+0 +3 (серый и красный) — негативное состоя­ние, повышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.

+0 +4 (серый и желтый) — негативное сос­тояние, стремление уйти от проблем, а не решить их.

+0 +5 (серый и фиолетовый) — чувство беспо­койства, настороженности, стремление скрыть это чувство.

+0 +6 (серый и коричневый) — весьма нега­тивное состояние, стремление уйти от всего слож­ного, трудного, волнующего.


+0+7 (серый и черный) — весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероят­ность неадекватных решений.

Позиции «–»

Первый цвет серый

–0 –1 (серый и синий) — чувство неудовлетво­ренности, эмоциональной напряженности.

–0 –2 (серый и зеленый) — эмоциональная на­пряженность, желание выйти из неблагоприятной ситуации.

–0 –3 (серый и красный) — раздраженность, чувство беспомощности.

–0 –4 (серый и желтый) — тревожность, не­уверенность в своих силах.

–0 –5 (серый и фиолетовый) — небольшое контролируемое возбуждение.

–0 –6 (серый и коричневый) — тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом повы­шенная требовательность, желание достичь приз­нания своей личности.

–0 –7 (серый и черный) — отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стрем­ление к деятельности.

Первый цвет синий

–1 –2 (синий и зеленый) — сильное напряже­ние, стремление избавиться от негативного стрес­сового состояния.

–1 –3 (синий и красный) — сильное напряже­ние, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.

–1 –4 (синий и желтый) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные пережива­ния, чувство беспомощности.

–1 –5 (синий и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений.

–1 –6 (синий и коричневый) — эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск под­держки.

–1 –7 (синий и черный) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, стремление выйти из психогенной ситуации.

–1 –0 (синий и серый) — несколько угнетен­ное состояние, тревожность, ощущение беспер­спективности.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Первый цвет зеленый

–2 –1 (зеленый и синий) — угнетенное состоя­ние, неверие в свои силы, стремление выйти из не­приятной ситуации.

–2 –3 (зеленый и красный) — сильное возбуж­дение, тягостные переживания, отношения со сре­дой считает для себя враждебными, возможны аф­фективные поступки.

–2 –4 (зеленый и желтый) — состояние, близ­кое к фрустрации, чувство разочарования, нере­шительности.

–2 –5 (зеленый и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленного до­стоинства, неверие в свои силы.

–2 –6 (зеленый и коричневый) — состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль, необоснованное стремление к приз­нанию.

–2 –7 (зеленый и черный) — состояние фру­страции из-за ограничения амбициозных требова­ний, недостаточная целеустремленность.

–2 –0 (зеленый и серый) — состояние фру­страции, раздраженность из-за ряда неудач, сни­жение волевых качеств.

Первый цвет красный

–3 –1 (красный и синий) — подавляемое воз­буждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных отношений, сложив­шихся с близкими людьми.

–3 –2 (красный и зеленый) — состояние стрес­са из-за неадекватной самооценки.

–3 –4 (красный и желтый) — мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, стремле­ние к самооправданию.

–3 –5 (красный и фиолетовый) — состояние стресса из-за неудачных попыток достичь взаимо­понимания, чувство неуверенности, беспомощно­сти, желание сочувствия.

–3 –6 (красный и коричневый) — сильное на­пряжение, вызванное иногда сексуальным само­ограничением, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.

–3 –7 (красный и черный) — состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную про­блему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомнение в том, что это

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...