Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики и приемы рефлексии позиций и достижений




МЕТОДИКИ И ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ ПОЗИЦИЙ И ДОСТИЖЕНИЙ

 

Проводя анализ с детьми в той или иной форме - каждый раз новой для них или традиционной, повторяющейся изо дня в день и ставшей для ребят привычной, - педагог старается разнообразить его использованием на разных этапах анализа различных средств, приемов, методик.

Одни методики и приемы помогают нам выяснить мнения детей по каким-либо вопросам, а также собрать материал для обсуждения с отдельным ребенком или со всем отрядом.

Другие - заинтересовать ребят на первом этапе анализа (выработка общего представления о ситуации).

Третьи могут быть полезны при определении проблем и успехов, «плюсов» и «минусов».

Четвертые подскажут детям тему для общего серьезного разговора о делах и отношениях.

Каждая форма проведения анализа может включать в себя несколько методик или приемов, но не стоит перегружать ребят излишним разнообразием. Мы предлагаем варианты, адаптированные к нашей задаче: помочь педагогу проанализировать с отрядом / группой в клубе или конкретным ребенком прожитый день, проведенное дело, возникшую проблему. Здесь представлены именно те методики, которыми вы можете воспользоваться, продумывая систему аналитической работы с детьми. На основе рекомендаций вы сами можете определить, в какой период смены / выполнения программы, для какого из этапов анализа, и в каком сочетании их применять. При проведении анализа с детьми педагог сам получает много информации для размышления. Но нужно помнить, что использование только одной методики не дает полной картины. Для этого необходимо комплексное исследование.

 

 

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИЖЕНИЙ

 

1. Анкетирование и интервьюирование

Анкетирование и интервьюирование относятся к опросным методам социологического исследования, и их результаты могут быть использованы педагогом в ходе проведения с ребенком индивидуального анализа его деятельности в детском лагере или клубном объединении. При анкетировании педагог получает информацию в письменном виде, при интервьюировании - с помощью устного опроса. Анкета представляет собой набор вопросов, логически связанных с целью и задачами самого исследования. Каждый вопрос нужно ставить так, чтобы он был понятен ребенку; если употребляются термины, понятия, то все они должны быть ему известны. Лучше формулировать вопросы в личной форме с обращением на ты. Предпочтительны открытые вопросы или вопросы с вариантами ответов, так как прямой закрытый вопрос часто «внушает» ребенку представление о «правильном» или «неправильном» ответе. В начале анкеты должно быть краткое обращение к подростку, в котором излагаются тема, цель опроса, а также способ обработки и получения «обратной связи» (в нашем случае - в индивидуальной беседе с педагогом, с помощью дневничка переписки с вожатым или в другой форме). Прежде чем подросток начнет работать с анкетой, четко объясните ему правила ее заполнения. Желательно, чтобы большинство вопросов в анкете было составлено по одному принципу (например, с вариантами ответов или в виде незаконченных предложений). Если же все вопросы разные, то общее их количество должно быть небольшим.

Интервью также требует заранее подготовленного бланка, но ответы ребенка фиксирует сам педагог — непосредственно в ходе беседы или после расшифровки записи на диктофоне. Опрос, организованный тем или иным способом, не должен длиться более получаса. В завершение обязательно поблагодарите ребенка (всех детей - если анкетирование проводилось одновременно). Если у вас есть возможность подготовить бланки с рисунками, можно использовать рисуночные анкеты. В ряде случаев (например, для проверки усвоения ребенком полученной информации) интересно применить метод экспресс опроса, когда в качестве ответов на вопрос предлагаются всего три варианта: «да», «нет», «не могу ответить, не знаю». Такой опрос проводится устно в течение 5-7 минут, ответы дети фиксируют на листочках, которые затем сдают педагогу. Обсуждая с ребенком в ходе анализа некоторые из его ответов на вопросы анкеты или интервью, недопустимо давать оценочные суждения, можно лишь развить затронутые в ответах проблемы, остановиться на них подробнее. Материалы, полученные в результате анкетирования или интервьюирования, максимально плодотворно используются тогда, когда педагог совместно с ребенком составляет конкретную программу решения этих проблем.

 

2. Коллективная анкета

Метод анкетирования используется не только в индивидуальной работе с детьми. Вопросы анкеты могут быть адресованы всему отряду / группе, и. соответственно, заполнять такую анкету следует коллективно. Такая организация процесса работы может способствовать принятию какого-либо важного решения, ведь в результате должно быть выработано единое мнение. Коллективная анкета составляется общими усилиями всех педагогов, творческой или административной группой для всех отрядов лагеря / клуба, чтобы оценить и сравнить итоги работы за какой-то период в том или ином направлении деятельности, а каждый из педагогов самостоятельно выбирает способ, которым он воспользуется, чтобы заполнить анкету со своими детьми. Заполнение коллективной анкеты может стать как отдельным делом отряда / группы, так и его частью (например, частью оргсбора, сбора планирования, итогового сбора и т. п. ). Ребятам предлагается ответить на вопросы, касающиеся деятельности отряда / клуба, взаимоотношений в коллективе, отношения к важному для коллектива событию, факту, поступку. Вопросов и вариантов ответов на них в такой анкете должно быть немного, иначе работать над ней всем вместе будет очень сложно. Предлагаем два способа работы по заполнению коллективной анкеты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...