Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?




1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).


 

3. Участвую в одних видах деятельности и не уча­ствую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5. Живу и существую отдельно от нее (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы
вам представилась такая возможность (без изме­
нения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее перешел бы, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего остался бы в своей группе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6. Не знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами
вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве кол­лективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю, трудно сказать (1).

IV. Каковы у вас взаимоотношения с руковод­
ством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве кол­лективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю (1).

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в ва­
шем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве кол­лективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4. Не знаю (1).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимо­отношения, характер делового сотрудничества, от-



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения

Таблица 60

 

Положительные особенности +3 +2 +1   –1 –2 –3 Отрицательные особенности
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение               Преобладают подавленное настроение, пессимистиче­ский тон
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии               Преобладают конфликтность в отношениях, агрессив­ность, антипатии
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание               Группировки конфликтуют между собой
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совмест­ных делах, вместе проводить свободное время               Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива               Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказы­ваются с добрыми намерениями               Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов
Члены коллектива с уважением относятся к мнению других               В коллективе каждый счи­тает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей
В трудные для коллек­тива минуты проис­ходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного»               В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные               Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений

 

Продолжение таблицы 60
Положительные особенности +3 +2 +1   –1 –2 –3 Отрицательные особенности
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться               Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
Коллектив активен, полон энергии               Коллектив пассивен, инертен
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело               Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах
В коллективе существу­ет справедливое отно­шение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту               Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители               К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

ношение к значимым явлениям жизни. Складывает­ся психологический климат за счет психологической атмосферы — группового эмоционального состоя­ния — которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою оче­редь, создается ситуативными эмоциональными со­стояниями коллектива.

Для общей оценки некоторых основных проявле­ний психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л. Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой — качества кол­лектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно опре­делить с помощью 7-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до –3).

Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем — справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

Надо иметь в виду, что оценки означают:


+3 — свойство, указанное слева, проявляется в кол­лективе всегда; +2 — свойство проявляется в большинстве случа­ев; +1 — свойство проявляется достаточно часто; 0 — ни это, ни противоположное (указанное спра­ва) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой сте­пени; –1 — достаточно часто проявляется противопо­ложное свойство (указанное справа); –2 — свойство проявляется в большинстве случаев; –3 — свойство проявляется всегда.

Чтобы представить общую картину психологи­ческого климата коллектива, надо сложить все по­ложительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристи­кой психологического климата большей или мень­шей степени благоприятности.

Однако возможна и более простая оценка — че­рез периодический замер эмоциональных состоя­ний с помощью созданной тем же А. Я. Лутошки-



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


ным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассо­циируется пребывание в данном коллективе, ситу­ативное настроение и т. п. (И тому подобное — по­тому, что возможности так называемых цветовых тестов очень велики, но их здесь невозможно рас­крыть.) При этом используются следующие цвета: красный — восторженное настроение; оранже­вый — радостное; желтый — светлое, приятное; зе­леный — спокойное, уравновешенное; фиолето­вый — тревожное, напряженное; черный — уныние, полное разочарование, упадок сил.

АТМОСФЕРА В ГРУППЕ

Замерять психологическую атмосферу в группе, т. е. динамичную составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся 10 противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточ­ки, задающие дистанцию между парами, кодируют­ся по 9-балльной шкале слева направо по схеме:

987654321

Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).

Дружелюбие _____________ Враждебность

Согласие Несогласие

Удовлетворенность Неудовлетворенность

Увлеченность Равнодушие

Продуктивность Непродуктивность

Теплота Холодность

Сотрудничество Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка Недоброжелательность

Занимательность Скука

Успешность Неуспешность
и т. д.

ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА ПО ИЗУЧЕНИЮ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Авторами методики являются О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто. Методика разработана на кафедре


социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета.

Опыт показывает, что проводимые исследова­ния психологического климата, как правило, пре­следуют 2 цели:

1) подтверждение гипотезы о взаимосвязи меж­ду особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т. е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-раз­ному протекают в коллективах с различным психологическим климатом;

2) выработку конкретных рекомендаций по опти­мизации психологического климата в коллек­тиве.

Если для решения второй группы задач необходимо создание в каждом случае специаль­ной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает потребность делать перио­дические срезы с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, просле­живать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т. д. Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отно­шения к труду, динамики текучести кадров, эф­фективности руководства, продуктивности дея­тельности.

Психологический климат первичного трудово­го коллектива понимается авторами как социаль­но обусловленная, относительно устойчивая си­стема отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоцио­нальный, поведенческий и когнитивный компо­ненты отношений в коллективе. В качестве суще­ственного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности — на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный». При конструирова­нии вопросов, направленных на измерение пове­денческого компонента, выдерживался критерий «желание — нежелание работать в данном коллек­тиве», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнического компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей членов коллек­тива».


Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений


Тестовый материал

Инструкция: Просим вас принять участие в ис­следовании, целью которого является совершен­ствование психологического климата в вашем кол­лективе.

Для ответа на предлагаемые вопросы необхо­димо:

1) внимательно прочитать варианты ответа;

2) выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению;

3) поставить знак «+» в пустой клетке против вы­бранного вами ответа.

1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведен­ных ниже утверждений вы больше всего соглас­ны?

 

Большинство членов нашего кол­лектива — хорошие, симпатич­ные люди  
В нашем коллективе есть всякие люди  
Большинство членов нашего кол­лектива — люди малоприятные  

 

  Да Пожалуй, да Не знаю, не заду­мывался над этим Пожалуй, нет Нет
Деловых качеств большин­ства членов коллек­тива          
Личных качеств большин­ства членов коллек­тива          

4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, кото­рый вам очень не нравится. В какую клетку вы по­местите ваш коллектив?

 

                 
                 

 


2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?


5. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?


 


Нет, конечно  
Скорее нет, чем да  
Не знаю, не задумывался об этом  
Да, конечно  

 

Это меня вполне бы устроило  
Не знаю, не задумывался над этим  
Это меня совершенно не устроило бы  

 


3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:


6. Могли бы вы с достаточной уверенностью ска­зать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам:



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


 

Нет, не мог бы  
Не могу сказать, не задумывался над этим  
Да, мог бы  

7. Какая атмосфера обычно преобладает в ва­шем коллективе?

На приведенной ниже шкале цифра 1 соответст­вует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т. п. В какую из клеток вы поместили бы свой коллектив?

 

                 
                 

тов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим об­разом:

— положительная оценка (к этой категории отно­сятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все 3 вопроса, относящихся к данному компоненту, или 2 ответа — положи­тельные, а третий имеет любой другой знак);

— отрицательная оценка (сюда относятся сочета­ния, содержащие 3 отрицательных ответа или

2 ответа — отрицательные, а третий может вы­
ступать с любым другим знаком);

— неопределенная, противоречивая оценка (эта
категория включает следующие случаи: на все

3 вопроса дан неопределенный ответ; ответы на
2 вопроса не определены, а третий ответ имеет
любой другой знак; 1 ответ неопределенный,
а 2 других имеют разные знаки).
Полученные по всей выборке данные можно

свести в таблицу следующего вида.


 


8. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?

 

Да, конечно  
Скорее да, чем нет  
Затрудняюсь ответить  
Скорее нет, чем да  
Нет, конечно  

Обработка результатов

Обработка результатов, полученных при ис­пользовании методики, стандартизирована и име­ет следующий алгоритм. Анализируются различ­ные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тести­руется 3 вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из 3 возможных форм: +1; –1; 0. Следовательно, для целостной характе­ристики компонента полученные сочетания отве-


Таблица 61

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...