Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики изучения внутрисемейных отношений





МЕТОДИКА PARI

Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями, семьей и детьми). Ключе­вой момент в этой работе — получение полной и объективной информации. В отечественной пси­хологии наиболее полно представлены методики сбора информации о межсупружеских отношени­ях и менее содержательно — о родительско-дет-ских. В целях восполнения этого пробела предлагаем ознакомиться с двумя методиками: первая — это взгляд на семью глазами ребенка (проективная ме­тодика Рене Жиля) и вторая — семейная жизнь глазами матери (методика PARI).

Методика PARI (parental attitude research instru-ment) предназначена для изучения отношения ро­дителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — аме­риканские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рем-бовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т. В. Нещерет.

В методике выделены 23 аспекта-признака, ка­сающихся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 каса­ются родительско-детских отношений. Эти 15 призна­ков делятся на 3 группы: 1 — оптимальный эмо-


циональный контакт, 2 — излишняя эмоциональ­ная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концент­рация на ребенке.

Отношение к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номе­ра в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

1) ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

2) ощущение самопожертвования в роли матери (5);

3) семейные конфликты (7);

4) сверхавторитет родителей (11);

5) неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

6) безучастность мужа, его невключенность в дела семьи (17);

7) доминирование матери (19);

8) зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

1. Оптимальный эмоциональный контакт (состо­ит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

1) побуждение словесных проявлений, вербализа­ций (1);



Глава 4. Методики изучения


Внутрисемейных отношений


 


2) партнерские отношения (14);

3) развитие активности ребенка (15);

4) уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребен­
ком (состоит из 3 признаков, их номера по опрос­
ному листу 8, 9, 16):

1) раздражительность, вспыльчивость (8);

2) суровость, излишняя строгость (9);

3) уклонение от контакта с ребенком (16).

3. Излишняя концентрация на ребенке (описы­
вается 8 признаками, их номера по опросному листу
2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

1) чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

2) преодоление сопротивления, подавление воли (4);

3) создание безопасности, опасение обидеть (6);

4) исключение внесемейных влияний (10);

5) подавление агрессивности (12);

6) подавление сексуальности (18);

7) чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

8) стремление ускорить развитие ребенка (20).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суж­
дений, уравновешенных с точки зрения измеряю­
щей способности и смыслового содержания. Вся
методика состоит из 115 суждений. Суждения рас­
положены в определенной последовательности,
и отвечающий должен выразить к ним отношение
в виде активного или частичного согласия или не­
согласия. Схема пересчета ответов в баллы содер­
жится в ключе методики. Сумма цифровой зна­
чимости определяет выраженность признака 20,
минимальная 5, 18, 19, 20 — высокие оценки, соот­
ветственно — 8, 7, 6, 5 — низкие. Опросник и лист
ответов прилагаются.

Имеет смысл в первую очередь анализировать высокие и низкие оценки.

Инструкция: « Перед вами вопросы, которые помо­гут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправиль­ных, так как каждый прав по отношению к собствен­ным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться вам оди­наковыми. Однако это не так. Есть вопросы сход­ные, но не одинаковые. Сделано это для того, что­бы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей».


На заполнение вопросника потребуется пример­но 20 минут.

Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А, а, б, Б, их нужно выбрать в зависимости от свое­го убеждения в правильности данного предло­жения:

А — если с данным положением согласны пол­ностью;

а — если с данным положением скорее соглас­ны, чем не согласны;

б — если с данным положением скорее не со­гласны, чем согласны;

Б — если с данным положением полностью не согласны.

О себе сообщите:

Возраст Пол

Образование Профессия

Количество и возраст детей

Тест

1. Если дети считают свои взгляды правильными,
они могут не соглашаться со взглядами родителей.

А а б Б

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей
даже от маленьких трудностей и обид.

А а б Б

3. Для хорошей матери дом и семья — самое
важное в жизни.

А а б Б

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их
же блага нужно научить их бояться взрослых.

А а б Б

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что
родители делают для них очень много.

А а б Б

6. Маленького ребенка всегда следует крепко
держать в руках во время мытья, чтобы он не упал.

А а б Б



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье 20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем
не может быть недоразумений, не знают жизни. думают дети.

А а б БА а б Б

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благода- 21. Если бы родители больше интересовались де-
рить родителей за строгое воспитание. лами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.

А а б БА а б Б

9. Пребывание с ребенком целый день может 22. Большинство детей должны самостоятельно
довести до нервного истощения. справляться с физиологическими нуждами уже

А а б Б с 15 месяцев.

А а б Б

10. Лучше, если ребенок не задумывается над

тем, правильны ли взгляды его родителей. 23. Самое трудное для молодой матери — оста-

А а б Б ваться одной в первые годы воспитания ребенка.

А а б Б

11. Родители должны воспитывать в детях пол­
ное доверие к себе. 24. Надо способствовать тому, чтобы дети выска-
А а б Б зывали свое мнение о жизни и о семье, даже если

они считают, что жизнь в семье неправильная.

12. Ребенка следует учить избегать драк незави- А а б Б
симо от обстоятельств.

А а б Б 25. Мать должна делать все, чтобы уберечь свое-

го ребенка от разочарований, которые несет жизнь.

13. Самое плохое для матери, занимающейся А а б Б
хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться

от своих обязанностей. 26. Женщины, которые ведут беззаботную

А а б Б жизнь, не очень хорошие матери.

А а б Б

14. Родителям легче приспособиться к детям,

чем наоборот. 27. Надо обязательно искоренять у детей прояв-

А а б Б ления рождающейся ехидности.

А а б Б

15. Ребенок должен научиться в жизни многим

нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать 28. Мать должна жертвовать своим счастьем ра-

терять ценное время. ди счастья ребенка.

А а б БА а б Б

16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок 29. Все молодые матери боятся своей неопыт-
наябедничал, он будет это делать постоянно. ности в обращении с ребенком.

А а б БА а б Б

17. Если бы отцы не мешали воспитанию детей, 30. Супруги должны время от времени ругаться,
матери бы лучше справлялись с детьми. чтобы доказать свои права.

А а б БА а б Б

18. В присутствии ребенка не надо разговари- 31. Строгая дисциплина по отношению к ребен-
вать о вопросах пола. ку развивает в нем сильный характер.

А а б БА а б Б

19. Если бы мать не руководила домом, мужем 32. Матери часто настолько бывают замучены
и детьми, все происходило бы менее организо- присутствием своих детей, что им кажется, будто
ванно. они не могут с ними быть ни минуты больше.

А а б БА а б Б


Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


33. Родители не должны представать перед деть­
ми в плохом свете.

А а б Б

34. Ребенок должен уважать своих родителей
больше других.

А а б Б

35. Ребенок должен всегда обращаться за по­
мощью к родителям или учителям, вместо того что­
бы разрешать свои недоразумения в драке.

А а б Б

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает
мать в том, что ее воспитательные возможности
меньше умений и способностей (могла бы, но...).

А а б Б

37. Родители своими поступками должны завое­
вывать расположение детей.

А а б Б

38. Дети, которые не пробуют своих сил в дости­
жении успехов, должны знать, что потом в жизни
могут встретиться с неудачами.

А а б Б

39. Родители, которые разговаривают с ребен­
ком о его проблемах, должны знать, что лучше ре­
бенка оставить в покое и не вникать в его дела.

А а б Б

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, долж­
ны принимать участие в семейной жизни.

А а б Б

41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчи­
ки видели друг друга голыми.

А а б Б

42. Если жена достаточно подготовлена к само­
стоятельному решению проблем, то это лучше и для
детей, и для мужа.

А а б Б

43. У ребенка не должно быть тайн от своих ро­
дителей.

А а б Б

44. Если у вас принято, что дети рассказывают
вам анекдоты, а вы — им, то многие вопросы мож­
но решить спокойно и без конфликтов.

А а б Б


45. Если рано научить ребенка ходить, это благо­
творно влияет на его развитие.

А а б Б

46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все
трудности, связанные с уходом за ребенком и его
воспитанием.

А а б Б

47. У ребенка должны быть свои взгляды и воз­
можность их свободно высказывать.

А а б Б

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

А а б Б

49. Женщина должна выбирать между домаш­
ним хозяйством и развлечениями.

А а б Б

50. Умный отец должен научить ребенка ува­
жать начальство.

А а б Б

51. Очень мало женщин получает благодарность
детей за труд, затраченный на их воспитание.

А а б Б

52. Если ребенок попал в беду, в любом случае
мать всегда чувствует себя виноватой.

А а б Б

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств,
всегда есть разногласия, которые вызывают раздра­
жение.

А а б Б

54. Дети, которым внушили уважение к нормам
поведения, становятся хорошими, устойчивыми
и уважаемыми людьми.

А а б Б

55. Редко бывает, что мать, которая целый день
занимается ребенком, сумела быть ласковой и спо­
койной.

А а б Б

56. Дети не должны вне дома учиться тому, что
противоречит взглядам их родителей.

А а б Б



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


57. Дети должны знать, что нет людей более
мудрых, чем их родители.

А а б Б

58. Нет оправдания ребенку, который бьет дру­
гого ребенка.

А а б Б

59. Молодые матери страдают по поводу своего
заключения дома больше, чем по какой-нибудь
другой причине.

А а б Б

60. Заставлять детей отказываться и приспосаб­
ливаться — плохой метод воспитания.

А а б Б

61. Родители должны научить детей находить
занятие и не терять свободного времени.

А а б Б

62. Дети мучают своих родителей мелкими проб­
лемами, если с самого начала к этому привыкнут.

А а б Б

63. Когда мать плохо выполняет свои обязанно­
сти по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что
отец не выполняет своих обязанностей по содержа­
нию семьи.

А а б Б

64. Детские игры с сексуальным содержанием
могут привести детей к сексуальным преступле­
ниям.

А а б Б

65. Планировать должна только мать, так как
только она знает, как положено вести хозяйство.

А а б Б

66. Внимательная мать должна знать, о чем ду­
мает ее ребенок.

А а б Б

67. Родители, которые выслушивают с одобре­
нием откровенные высказывания детей об их пере­
живаниях на свиданиях, товарищеских встречах,
танцах и другом, помогают им в более быстром со­
циальном развитии.

А а б Б


68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем
быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.

А а б Б

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ре­
бенок до и после рождения находился в хороших
условиях.

А а б Б

70. Дети должны принимать участие в решении
важных семейных вопросов.

А а б Б

71. Родители должны знать, как нужно посту­
пать, чтобы дети не попали в трудные ситуации.

А а б Б

72. Слишком много женщин забывает о том, что
их надлежащим местом является дом.

А а б Б

73. Дети нуждаются в материнской заботе, ко­
торой им иногда не хватает.

А а б Б

74. Дети должны быть более заботливы и благо­
дарны своей матери за труд, вложенный в них.

А а б Б

75. Большинство матерей опасаются мучить ре­
бенка, давая ему мелкие поручения.

А а б Б

76. В семейной жизни существует много вопро­
сов, которые нельзя решить путем спокойного об­
суждения.

А а б Б

77. Большинство детей должны воспитываться
более строго, чем происходит на самом деле.

А а б Б

78. Воспитание детей — тяжелая, нервная работа.

А а б Б

79. Дети не должны сомневаться в способности
мышления их родителей.

А а б Б

80. Больше всех других дети должны уважать
родителей.

А а б Б



Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


81. Не надо способствовать тому, чтобы дети за­
нимались боксом или борьбой, так как это может
привести к серьезным нарушениям здоровья и дру­
гим проблемам.

А а б Б

82. Одно из плохих явлений заключается в том,
что у матери, как правило, нет свободного времени
для любимых занятий.

А а б Б

83. Родители должны считать детей равноправ­
ными по отношению к себе во всех вопросах жизни.

А а б Б

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он на­
ходится на правильном пути и будет счастлив.

А а б Б

85. Надо оставить ребенка, которому грустно,
в покое и не заниматься им.

А а б Б

86. Самое большое желание любой матери —
быть понятой мужем.

А а б Б

87. Одним из самых сложных моментов в воспи­
тании детей являются сексуальные проблемы.

А а б Б

88. Если мать руководит домом и заботится обо
всем, вся семья чувствует себя хорошо.

А а б Б

89. Так как ребенок — часть матери, она имеет
право знать все о его жизни.

А а б Б

90. Дети, которым разрешается шутить и смеять­
ся вместе с родителями, легче принимают их советы.

А а б Б

91. Родители должны приложить все усилия,
чтобы как можно раньше научить ребенка справ­
ляться с физиологическими нуждами.

А а б Б

92. Большинство женщин нуждаются в боль­
шем количестве времени для отдыха после рожде­
ния ребенка, чем им дается на самом деле.

А а б Б


93. У ребенка должна быть уверенность в том,
что его не накажут, если он доверит родителям свои
проблемы.

А а б Б

94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой ра­
боте дома, чтобы он не потерял охоту к любой ра­
боте.

А а б Б

95. Для хорошей матери достаточно общения
с собственной семьей.

А а б Б

96. Порой родители вынуждены поступать про­
тив воли ребенка.

А а б Б

97. Матери жертвуют всем ради блага собствен­
ных детей.

А а б Б

98. Самая главная забота матери — благополу­
чие и безопасность ребенка.

А а б Б

99. Естественно, что двое людей с противопо­
ложными взглядами в супружестве ссорятся.

А а б Б

100. Воспитание детей в строгой дисциплине де­
лает их более счастливыми.

А а б Б

101. Естественно, что мать сходит с ума, если
у нее дети эгоисты и очень требовательны.

А а б Б

102. Ребенок никогда не должен слушать крити­
ческие замечания о своих родителях.

А а б Б

103. Прямая обязанность детей — доверие по
отношению к родителям.

А а б Б

104. Родители, как правило, предпочитают спо­
койных детей драчунам.

А а б Б



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


105. Молодая мать чувствует себя несчастной,
потому что знает, что многие вещи, которые ей хо­
телось бы иметь, для нее недоступны.

А а б Б

106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей
было больше прав и привилегий, чем у детей.

А а б Б

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смыс­
ла терять время, тем лучше для него.

А а б Б

108. Дети делают все возможное, чтобы заинте­
ресовать родителей своими проблемами.

А а б Б

их ребенка тоже нужна радость. А а

109. Немногие мужчины понимают, что матери енк

Б Б

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.

А а б Б


111. Выходя замуж, женщина должна отдавать
себе отчет в том, что будет вынуждена руководить
семейными делами.

А а б Б

112. Обязанностью матери является знание тай­
ных мыслей ребенка.

А а б Б

113. Если включать ребенка в домашние заботы,
он становится более связанным с родителями и легче
доверяет им свои проблемы.

А а б Б

114. Надо как можно раньше прекратить кор­
мить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ре­
бенка питаться самостоятельно).

А а б Б

115. Нельзя требовать от матери слишком
большого чувства ответственности по отношению
к детям.

А а б Б


ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

 

Ответ № А а б Б   А а б Б   А а б Б   А а б Б   А а б Б
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений


Для психолога, работающего в производствен­ном коллективе, пожалуй, больший интерес пред­ставляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли.

Методика позволяет оценить специфику внутри­семейных отношений, особенности организации семейной жизни.

В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений: 1)

2)
3)

хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23); межсупружеские, связанные с моральной, эмоци­ональной поддержкой, организацией досуга, соз­данием среды для развития личности, собствен­ной и партнера (в методике это шкала 17); отношения, обеспечивающие воспитание де­тей, педагогические (в методике шкалы 5, 11). Посмотрев на цифровые данные, можно соста­вить предварительный портрет семьи. Очень важ­на шкала 7 (семейные конфликты). Высокие пока­затели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.

Психологическая помощь направляется на раз­решение семейных конфликтов и улучшение от­ношений в производственном коллективе.

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют


о приоритете семейных проблем над производ­ственными, о вторичности интересов «дела», об­ратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерны зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О пло­хой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных от­ношений обследуемого, оказать ему психологиче­скую помощь.

Родительско-детские отношения являются ос­новным предметом анализом в методике.

Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравнивают­ся средние оценки по первым 3 группам шкал: оп­тимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Специальный интерес представляет анализ от­дельных шкал, что часто является ключом к пони­манию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.

Методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.


КЛЮЧ

 

Ответ № А а б Б   А а б Б   А а б Б   А а б Б   А а б Б Значение признака
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


А — 4 балла; а — 3 балла; б — 2 балла; Б — 1 балл.

Признаки:

1) вербализация;

2) чрезмерная забота;

3) зависимость от семьи;

4) подавление воли;

5) ощущение самопожертвования;

6) опасение обидеть;

7) семейные конфликты;

8) раздражительность;

9) излишняя строгость; 10)исключение внутрисемейных влияний;

 

11) сверхавторитет родителей;

12) подавление агрессивности;

13) неудовлетворенность ролью хозяйки;

14) партнерские отношения;

15) развитие активности ребенка;

16) уклонение от конфликта;

17) безучастность мужа;

18) подавление сексуальности;

19) доминирование матери;

20) чрезвычайное вмешательство в мир ребенка; 21)уравненные отношения;

22) стремление ускорить развитие ребенка; 23)несамостоятельность матери.

Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление ро­дительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспита­ния детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как систе­ма разнообразных чувств по отношению к ре­бенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и по­нимания характера и личности ребенка, его поступ­ков.


Структура опросника

1. ПРИНЯТИЕ — ОТВЕРЖЕНИЕ. Шкала от­ражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: ро­дителю нравится ребенок таким, какой он есть. Ро­дитель уважает индивидуальность ребенка, симпа­тизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель вос­принимает своего ребенка плохим, неприспособлен­ным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По боль­шей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ре­бенку и не уважает его.

2. КООПЕРАЦИЯ — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересо­ван в делах и планах ребенка, старается во всем по­мочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие спо­собности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятель­ность ребенка, старается быть с ним на равных. Ро­дитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. СИМБИОЗ. Шкала отражает межличност­ную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребен­ком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятно­стей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и безза­щитным. Тревога родителя повышается, когда ре­бенок начинает автономизироваться в силу об­стоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности ни­когда.

4. АВТОРИТАРНАЯ ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ. Отражает форму и направление контроля за пове-



Глава 4. Методики изучения


Внутрисемейных отношений


 


дением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчет­ливо просматривается авторитаризм. Родитель тре­бует от ребенка безоговорочного послушания и дис­циплины.

Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявле­ние своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ре­бенка, его индивидуальными особенностями, привыч­ками, мыслями, чувствами.

5. МАЛЕНЬКИЙ НЕУДАЧНИК. Отражает особенности восприятия и понимания ребенка ро­дителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя име­ется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятель­ность. Родитель видит ребенка младшим по сравне­нию с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю дет­скими, несерьезными.

Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Роди­тель не доверяет своему ребенку, досадует на его не­успешность и неумелость.

В связи с этим родитель старается оградить ре­бенка от трудностей жизни и строго контролиро­вать его действия.

В результате факторизации данных общей вы­борки испытуемых было получено 4 значимых фактора: «принятие — отвержение», «коопера­ция», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализа­ция». В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологиче­ской помощью — «маленький неудачник».

На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построена структура настоящего опросника.

Валидность опросника определялась методом известных групп.

По Т-критерию вычислялась дискриминатив-ность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из 5 факторов 4 оказались дискри-минативными, т. е. значимо различали выборки между собой.


Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей.

Кроме того, была проведена факторизация дан­ных по испытуемым с последующим вращением значимых факторов.

Она показала совпадение априорных и эмпи­рических групп; в результате факторизации выяви­лись группа субъективно благополучных роди­телей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию.

Эти данные также подтверждают валидность опросника.

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от
трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

 

10. Бывают случаи, когда издевательское отно­шение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступ­ки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


18. Моего ребенка трудно научить хорошим ма­нерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка прихо­дят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку липнет все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой ум­ный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со свер­стниками, они кажутся мне взрослее и по поведе­нию, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его малень­ким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отноше­нии к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ре­бенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ре­бенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу при­знать, что он по своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут оши­баться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка — эгоиз

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...