Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальный конфликт и коммуникация




При определенных условиях, отдельные представители правящей элиты, особенно встревоженные действиями других, полагаются на коммуникацию как средство сохранения власти. Поэтому одной из функций коммуникации является обеспечение информацией об актив­ности и возможностях конкурирующих элит. (...)

Правящие элиты весьма чувствительны к потенциальным угрозам, исходящим от их окружения внутри страны. Здесь помимо использо­вания открытых источников информации используются и секретные средства. Применяются меры предосторожности для сохранения в се­крете как можно большего числа политических вопросов. При этом идеология элит утверждается, а контр-идеология подавляется.

(…)

 

Эффективная коммуникация

Остановимся на вопросе об эффективности и неэффективности процесса коммуникации. В человеческих обществах этот процесс явля­ется эффективным в случае, если уровень рациональности возрастает. В сообществах животных коммуникация является эффективной, если она способствует выживанию или удовлетворению других потребностей группы. Те же критерии применимы и к отдельному организму.

Одна из задач рационально организованного общества состоит в выявлении и контроле любых факторов, препятствующих эффек­тивной коммуникации. (…)

Однако технические сложности могут быть преодолены с помощью знаний. (...) В течение последних лет были сделаны успешные шаги по преодолению дефектов слуха и зрения. Наблюда­ются, конечно, и преднамеренные препятствия коммуникации, такие как цензура, жесткие ограничения на передвижение и путешествия. (...)

Другим фактором, не получившим до конца адекватной оцен­ки, является широкое распространение невежества (неведения). Под неведением здесь понимается отсутствие у людей знаний, которые по­всеместно доступны в обществе. Не получив достаточных навыков, персонал, занятый сбором и распространением информации, зачастую неверно истолковывает или не замечает важные факты. Причем эти факты не прошли бы мимо хорошо обученного наблюдателя. Кроме того, на эффективность коммуникации влияют факторы престижности и сенсационности материалов, а также особенности психологической структуры коммуникатора. (...)

Одна из наиболее серьезных угроз эффективной коммуникации в обществе в целом связана с реализацией ценностей власти, благо­состояния и уважения. Наиболее яркие примеры злоупотребления ка­саются тех случаев, когда содержание коммуникации намеренно регу­лируется исходя из задач идеологии или контр-идеологии. Негативные явления, относящиеся к богатству, связаны не только, например, с по­пытками влияния на рынок. Также они могут исходить из упрощенных концепций экономических интересов. Типичным случаем неэффектив­ности, связанной с категорией уважения (социально-классового плана) являются контакты представителей высшего класса только с членами своей страты. При этом необходимость коррекции своего поведения в связи с контактами с представителями других классов не рассматри­ваются вообще.

 

Исследования коммуникации

Факторы, влияющие на эффективность коммуникации, могут быть предметом различных типов репрезентативных исследований. При­чем анализу подлежит вся коммуникационная цепь. Каждый агент коммуникации отражает сложную взаимозависимость факторов сре­ды и индивидуальных предрасположенностей. Понятно, что кто бы не выполнял функции трансляции — он может быть изучен с точ­ки зрения входных и выходных воздействий. Среди исследовательских вопросов отметим следующие. Какие позиции, заявления привлекают особое внимание каналов трансляции? Что оказывается упущенным при дословной обработке? Как различия информации на входе и вы­ходе связаны с особенностями культуры и личности? Ответив на эти вопросы можно определить роль тех или иных факторов в обеспечении полного, частичного прохождения или непрохождения сообщений.

Помимо каналов трансляции изучению подлежит первичная ли­ния (или источник) коммуникации. Здесь прежде всего изучается фокус внимания наблюдателя. Акцент обычно делается на таких аспектах, как информация, к которой наблюдатель имеет доступ; важные особенно­сти среды. Так, атташе или иностранный корреспондент представляя себя средствам массовой информации, может использовать частные беседы. В то же время, он может подсчитывать количество солдат, перемещение орудий, фиксировать время работы предприятий, видеть «масло и сало» на столе.

 

 


 

Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002.

(Первое, о чем стоит упомянуть при ответе, что статья эта написана в 1948 году, и на тот момент в средствах массовой коммуникации господствовала эпоха радио (плюс газеты). Соответственно, ни телевидение, ни тем более Интернет, не были известны Лазарсфельду и Мертону. Отсюда вытекает тот факт, что методы, описанные авторами, далеко не всегда применимы в нашем современном обществе).

Некоторые социальные функции средств массовой коммуникации:

Функция присвоения статуса

Средства массовой коммуникации присваивают статус обществен­ным проблемам, личностям, организациям и общественным движени­ям.

Исследования пока­зывают, что общественная репутация индивида или политика повышается в случае их благоприятного освещения в средствах массовой коммуникации. Но это лишь одна составляющая данной функции. Более высокий статус приписывается тем, кто просто оказался в сфере внимания средств массовой коммуникации независимо от редакцион­ных предпочтений.

Средства массовой коммуникации наделяют престижем и усилива­ют власть индивидов и групп, легитимизируя — т. е. признавая закон­ным их социальный статус. Внимание средств массовой коммуникации свидетельствует, что объект сообщения достоин быть выделенным из анонимной массы, его поведение и мнения достаточно важны для всех.

Укрепление социальных норм

Такая фраза как «власть прессы» относится к этой функции. Средства массовой коммуникации могут ини­циировать организованное социальное действие «показом» условий, отличающихся от общественно принятой морали.

Пресса, радио, журналы освещают достаточно извест­ные отклонения (расизм, наркомания и проч). Как правило, это приводит к некоторым обществен­ным действиям против того, к чему в частном плане относились терпимо. То есть, до момента публичного освещения той, или иной информации, некоторые индивиды могли нормально воспринимать аморальные формы поведения и действий: к примеру, паренек из маленькой деревушки в Костромской области, где нет ТВ и радио, не знал, что наркотики – это зло, поэтому спокойно по утрам курил косяк. Но потом, увидев сюжет по ТВ, понял, что этим заниматься не стоит.

Иногда средства массовой коммуникации посредством показа тех или иных действий могут организовать кампа­нии за или против чего-либо. Кампании могут непосредственно воздействовать на обществен­ность. Например, внимание граждан, пребывающих в летаргическом состоя­нии и становящихся все более безразличными из-за осведомленности о распространяющейся коррупции, может быть активизировано по­средством освещения нескольких драматически упрощенных сюжетов. По замечанию Л. Лоуэлла, сложности проблемы в целом препятству­ют распространению массовых действий. Для того, чтобы социальные действия стали реальными общественные альтернативы должны быть определены максимально просто, в терминах белого и черного.

Дисфункция наркотизации

Здесь мы говорим о дисфункции, а не о функции исходя из следую­щего. Дело в том, что отнюдь не в интересах современного сложного общества иметь массы населения, находящиеся в состоянии политиче­ской апатии и инертности. Суть в следующем:

Доступность информационных потоков для рядового слушате­ля или читателя зачастую способствует их усыплению, наркоти­зации, нежели активности. Все большая часть времени отводится чтению и прослушиванию и, соответственно, меньшая часть мо­жет быть уделена организованному социальному действию. Инди­вид читает сообщения о проблемах и даже может обсуждать аль­тернативные варианты действий. Однако все это в значительной мере относится к области интеллектуальной. Тем самым не про­исходит даже отдаленной активизации организованного социального действия. Короче говоря, он рассматрива­ет свои вторичные контакты с миром политической реальности — чтение, прослушивание, размышления — как замещающее действие. И удовлетворяется этим.

То, что массовая коммуникация повышает уровень информиро­ванности широких слоев населения является бесспорным. Вместе с тем, возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может не­преднамеренно преобразовывать энергию людей от активного участия к пассивному знанию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...