Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет, метод и система права социального обеспечения




Предмет – однородная группа общественных отношений. Самостоятельность ПСО как отрасли была обоснована Виталием Семёновичем Андреевым в 70-ых годах 20-го века. Он выделил следующие признаки указанных отношений:

1. Особый субъектный состав;

2. Алиментарный характер (природа) отношений;

3. Особые источники финансирования.

Возникают различные споры по поводу того, стоит ли расширять предмет и т.п. Попытаемся определить насколько эти признаки сохраняют свою актуальность.

Особый субъектный состав. Субъектами отношений являются физические лица или семья с одной стороны. И этот субъект является управомоченным на социальное обеспечение в силу закона.

Вторым субъектом являются либо государственный органы либо государственные и негосударственные учреждения, которые действуют по поручению государства. Например, последнее что обсуждалось – все медицинские учреждения – это не государственные органы. Пенсионный Фонд тоже не государственный орган. По новым законам и негосударственные медицинские учреждения будут оказывать соответствующие услуги в рамках указанных государственных гарантий. Все, что свыше этих гарантий оплачивается отдельно (и это уже начинаются гражданско-правовые отношений). Не просто разграничить.

И поэтому появился такой признак как алиментация! Понятия алиментация имеет экономический и правовой аспект.

С экономической точки зрения – бесплатность и безэквивалентность социального обеспечения для получателя. В советское время это было так. Но в настоящее время это не совсем так – есть сейчас у всех карточки индивидуального пенсионного страхования – на них взносы с заработной платы идут. Сумма, которая отражена на счете будет на 228 месяцев делится и таким образом будет определяться наша пенсия.

Так что пенсионные платежи – возмездные и эквивалентные. ПО беременности и родам – выплаты зависят от того, сколько до этого зарабатывал.

Для государственных служащих эти отношения бесплатные. В силу Международного пакта о гражданских и политических правах и в силу Конституции – каждый может получать подобные выплаты. Родившийся ребенок-инвалид сразу же будет получать такие платежи, хоть он и не работал. Для них – они безвозмездные.

Экономическая природа изменилась. Часть этих отношений стала полностью возмездной и эквивалентной (пенсии). Но большинство отношений сохраняют неэквивалентную, бесплатную для потребителя природу (для потребителя только, т.к. государство возмещает эти суммы).

В медицине у нас существует принцип солидарного финансирования – богатый платит за бедного, а здоровый платит за больного. Пример – только начал работать и тут же потребовалась сложная операция – тебя вылечат, хоть ты еще «и не накопил» на такую операцию.

С правовой точки зрения общегосударственная обязанность по содержанию нетрудоспособных членов общества, т.е. тех, кто еще не приобрели способность к самообеспечению или утратили ее.

Алиментация – с лат. содержание, но не «семейное», а государственное. Причем оно не обусловлено совершение потребителем встречных действий по созданию финансового эквивалента в ответ на получение выплат или услуг.

Основная масса ГП отношений – это отношения возмездно-эквивалентные. Но и тут есть исключения. ПСО – там все, как правило, безвозмездно.

I. Материальные отношения, которые составляют ядро ПСО:

1. Имущественные отношения публичного характера, которые складываются в рамках государственной системы и заключаются в предоставлении денежных выплат медицинских или социальных услуг лицам, пострадавшим от социального риска.

Помимо материальных отношений предмет ПСО образуют:

II. Процедурные отношения по установлению юридических фактов, принятию решений о предоставлении выплат или услуг или отказе в этом.

Процедура – это нормальный порядок реализации права. Никакие услуги и выплаты просто так не предоставляются. Нужно обратиться в компетентный орган.

Процедурные отношения, как правило, предшествуют материальным. Допустим, идет речь об установлении трудовой пенсии по инвалидности. Нужно обратится в бюро медико-санитарной экспертизы, ею устанавливается инвалидность. Далее нужно обратиться в Пенсионный Фонд и предоставить документ, подтверждающий трудовой стаж и инвалидность. Пенсионный Фонд принимает решение о назначении пенсии и дальше Пенсионный Фонд будет осуществлять выплаты.

Дело в том, что у нас инвалидность устанавливается на срок. Материальные отношения могут существовать и наряду с ними могут возникать отношения по переосвидетельствованию инвалида. Может быть сохранена инвалидность, а может быть изменена – повышена или понижена.

В данном случае процедурные отношений существуют наряду с материальными отношениями.

Может быть и так – материальные правоотношения одни закончились, начались новые процедурные отношения, а после них возникают новые материальные отношений.

Т.е. процедурные правоотношения могут i) предшествовать; ii) сопровождать; iii) следовать за материальными правоотношениями.

Могут быть процедурные правоотношения по фактам и по срокам.

Наиболее часто процедурные отношения возникают между:

1. Территориальными подразделениями Пенсионного Фонда и ФЛ по установлению продолжительности трудового и страхового стажа;

2. Между бюро медико-санитарной экспертизы и ФЛ по установлению группы и причины инвалидности;

3. Между лечебными учреждениями и ФЛ по установлению факта временной нетрудоспособности (например, в результате опасного случая на производстве), факт беременности и родов.

Выдают больничный лист – на его основании дают выплаты по беременности и родам. Работодатель платит или орган социального обеспечения (если женщина не работает).

Органы ЗАГСа подтверждают дату рождения, факт смерти и т.п. Но факт смерти могут устанавливать и суды (безвестное отсутствие/смерть).

Процедурные отношения по срокам и фактам есть. Выше были указаны по фактам. А есть по срокам, что означает, что прописано в течение какого времени какие процедуры действуют.

Отношения по рассмотрению споров. В законодательстве о социальном обеспечении установлены два порядка разрешения споров:

1. Вышестоящими органами в порядке подчиненности;

2. Либо в судебном порядке.

Если в судебном порядке – тогда это ГПП отношения. Если это Министерство или департамент определенный – тогда это будет административные правоотношения.

III. Есть только 1 группа отношений ПСО, которая касается рассмотрения споров и входит в предмет ПСО – рассмотрение споров вышестоящими органами внебюджетных фондов.

Существует давно предложение о создании специальных судов по делам социального обеспечения. Если у нас вдруг они появятся, либо в судах общей юрисдикции появятся судьи, которые будут заниматься этими вопросами, тогда это будет включаться в предмет ПСО.

Кто-то считает, что в ПСО надо включать предоставление пенсий работодателями по коллективным договорам. Но их не очень много – в коллективных договорах РАО ЕЭС такие есть указания, есть в Газфонд и т.п. Это исключение из правил – тут нет государственных обязательств, это не государственные средства и основным признакам ПСО они не отмечают.

Газфонд – в эту структуру внес денежные средства Газпром. В отношении человека, поступающего на работу в Газпром, Газфонд начинает уплачивать дополнительные пенсионные взносы. Вот какие это отношения? Вряд ли они относятся к ПСО, ведь потом Пенсионный Фонд выплачивать будет.

Кто-то говорит, что не имеет значение источник пенсий. А тогда как мы будем разграничивать ГП отношения и ПСО отношения? Белов вообще говорил – не важно, кто платит – государство, работодатель или еще кто – если человек лечится в учреждении – это гражданское право.

Но Мачульская считает, что не надо расширять сферу ГП безмерно, хотя вопрос не бесспорный.

Ядро – государственные средства, выплачиваемые из соответствующих фондов. А дальше мы можем уже излагать свою обоснованную позицию.

Метод ПСО

Для выделения отраслей необходимо 2 признака – обособленный круг общественных отношений и особые приемы и способы воздействия на этих общественных отношений.

Сорокин говорил, что нет особых методов у всех наших отраслей права – есть лишь сочетание дозволений и запретов.

Поэтому в ПСО используются дозволения, предписания и запреты. Сочетание этих приемов и образует 2 основных метода:

1. Императивный (преобладает предписание и запрет);

2. Диспозитивный (преобладает дозволение).

Поскольку правоотношения эти у нас публичные, то преобладает императивное регулирование. Вместе с тем медицинские и социальные услуги предоставляются на основании договора. У нас тоже есть у всех карточки обязательного медицинского страхования – и вот эта карточка означает, что в отношении нас есть договор обязательного медицинского страхования.

Можно ли сказать, что есть «договорный метод» регулирования. Если есть договор – всегда ли можно считать, что это договорный метод или договор – это просто юридический факт, на основании которого возникают эти отношения.

Мачульская считает, что тут нет договорного метода – договор типовой, стороны не могут изменить ни перечень услуг, ни качество услуг, ни уплачиваемы тарифы – это все регулируется в нормативном порядке. Договор – лишь дополнительный юридический факт, который необходим для возникновения соответствующих правоотношений.

Дозволения. С помощью дозволений устанавливаются основные права человека в области социального обеспечения. Вот например, норма о том, что право на пенсию имеют мужчины, достигшие с 60 лет,а женщины – 55 лет. Дозволение заключается в том, что ФЛ никто не принуждает обращаться в ПФ на получение пенсий. Не обратится – не будет пенсий. Если пенсии на потерю кормильца – если мать не работала, ребенок все-равно имеет право на эту пенсию (если она умрет).

ФЛ само определяет когда оно обратится за пенсией. При наличии права на несколько видов социального обеспечения, человек самостоятельно выбирает тот вид, который захочет, но, как правило, тот, который больше по размеру.

С развитием государственной социальной помощи (а она будет у нас развиваться, никуда мы от этого не денемся), органы социальной защиты приобрели право на осуществление проверки материального и имущественного положения лица, обратившегося за социальной помощью. При этом они действуют по своему усмотрению – смотрят на сколько лицо нуждается в социальной помощи и определяют размер выплаты с учетом финансовой возможности субъекта.

В данном случае речь идет о регулировании этих отношений с помощью дозволений, т.е. органы социальной защиты имеют широкие возможности даже по определению размера. В 99% случаев выплаты на основе правовых норм производятся, а тут – на основании дискреции органов. Если органы социальной защиты установят, что у лица нет средств, достигающих до величины прожиточного минимума, то эта помощь и будет дополнять этот размер. А сейчас можешь прийти и тебе скажут, что денег у нас нет.

Особенности метода любой отрасли права проявляются в следующем:

1. Правовое положение субъектов;

2. Особенности юридических фактов, порождающих и прекращающих правоотношений;

3. Степени определенности предоставленных прав и автономности действий субъектов;

4. Меры об особенностях ответственности за совершенные правонарушения.

Несмотря на то, что одним из органов может быть государственный орган, может ли быть здесь подчиненность как в административном праве? Нет, оба субъекта действуют в рамках закона. Они несет документы, другой на основании них должен осуществить выплату.

Субъекты в этих отношения обладают равенством прав и обязанностей.

По поводу степени определенности – это определяется законом, а не договором. Вот только у органов социальной защиты есть определенная мера усмотрения.

Меры ответственности должны иметь имущественный характер. К физическим лицам применяются правоограничительные санкции, которые направлены на уменьшение объема его правомочий (объема его прав).

Например, выплачивается пособие болезни по лицу, которое болеет, но продолжает получать з/п. Снижается размер пособия в случае нарушения режима, предписанного врачом, неявки на медицинское освидетельствование в установленные сроки.

Выплата пособия по безработице может приостанавливаться на срок до 3 месяцев в случае неявки безработного на перерегистрацию в установленный срок, отказа от двух вариантов предложенной подходящей работы без уважительных причин. Размер пособия может быть сокращен на 25% при неявке безработного без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве к работодателю в течение 3 дней после получения направления службой занятости.

Из лишней выплаченной суммы в результате счетной ошибки удерживаются органы, осуществляющими выплатами (это ПФ делает). Может применяться даже штраф (с 2001 г.) к лицами, которые не сообщили или не своевременно сообщили ПФ о наличии обстоятельств влияющих на размер пенсии. Пенсионеры должны сообщать ПФ о занятии трудовой деятельностью. Хотя ПФ может установить это очень просто – если человек официально работает – за него платят страховые взносы.

Трудовая пенсия на случай потери кормильца выплачивается на ребенка до 18 лет, а если учится на очном отделении – до 23 лет. Пошел работать в 20 лет – сообщи об этом.

В зависимости от размера этих выплат – могут даже возбудить уголовное дело. Был бортинжинер. Члены гражданской авиации могут уйти с работы досрочно и получать пенсию. Как делали? Уходили с работы, получали пенсии и «по черному» получали заработную плату и получали денежные средства как за работу, как и пенсии.

В зависимости от налета часов – достаточно большая сумма. И хотели их даже привлекать к уголовной ответственности, но согласились просто все это возместить добровольно.

Работодатели говорят, что тарифные взносы очень высокие. Их снижают, но надо же за оказанные услуги/пенсии выплачивать деньги. Либо за счет бюджета, либо пенсионный возраст нужно повышать, чтобы средства Пенсионного Фонда были сбалансированы.

Что касается ответственности – внебюджетные фонды не несут ответственности за задержку выплаты, за ее неверные исчиления. Большая проблема возникает с работодателями. В чем? В том, что не к кому предъявлять претензии. Если работодатель неверно исчислил выплаты, то меньше денег поступит в Пенсионный фонд. Если это так, то человек идет в ПФ РФ и жалуется. ПФ говорит – я исчислил столько, сколько мне поступило денег. Потом идешь к работодателю и просить его будешь разобраться и тут начинаются проблемы.

Вообще нужно следить за своими пенсионными начислениями – каждый год ПФ РФ должен соответствующие уведомления рассылать. Лучше бы за этим следить, а то потом не разберешься. И, еще раз повторюсь, проблема того, что не предусмотрена ответственность.

Вывод: особенности метода ПСО проявляются:

1. В своеобразии правового положения субъектов, которое характеризуется равенством сторон, но при этом физическое лицо является субъектом, имеющим право (управомоченной стороной), а государственный орган – обязанной стороной;

2. Ограничены возможности установления или изменения содержания этих отношений с помощью договора;

Т.е. преобладающим является законодательное регулирование и при этом используются в основном предписания и запреты.

3. Особый характер ответственности ФЛ, в котором преобладают правоограничительные санкции. Появились штрафы – но он там символический – 1000 р. за непредставление информации.

Система ПСО

Совокупность взаимосвязанных элементов, которые находятся в единстве и взаимодействии.

Из каких частей складывается система?

1. Норма права;

Нормы, которые регулируют предоставление определенных видов социального обеспечения образуют:

2. Институты;

А институты образуют особенную часть ПСО.

Если это нормы общего характера, то они образуют общую часть. Это:

1. Нормы, закрепляющие принципы и задачи правового регулирования;

2. Основные права человека в области ПСО;

3. Виды социальных рисков;

4. Разграничение компетенции между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления в области социального обеспечения (по Конституции эти вопросы относятся в совместном ведении – неурегулированное в области федерального регулируется уровнем субъекта и т.п.).

Могут возникнуть курьезные ситуации – субъекты за счет собственных средств могут расширить перечень медицинский услуг (сверх того, что установлено в федеральном законодательстве). Свердловская область умудрилась не расширить (что ясно следовало из закона), а сузить. Прокуратура занялась этим вопросом и все решила. Т.е. субъекты могут только расширить за счет собственных средств.

Особенная часть:

1. Институт пенсий. Они бывают:

1.1.Трудовые и социальные. И те и другие могут быть:

1.1.1. по старости,

1.1.2. по инвалидности и

1.1.3. на случай потери кормильца.

Подотрасли каждые тоже имеют свою определенную «общую часть»

2. Социальное страхование (если его можно так выделить).

21.02.2012 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...