Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.




Дли нн ой бл и стающей полосой тянется с (З,з)апада на (В,в)осток (Т,т)аймырское озеро. На севере возвышаются каме нн ые глыбы, за ними маяч а т ч ё рные хребты. Весе нн ие воды приносят с верховьев следы пр е бывания человека: рва н ые сети, поплавки, полома нн ые вёсла и другие немудре н ые принадлежности рыбачьего обихода.

У заболоче нн ых берегов тундра ог о лилась, только кое-(где) белеют и бл е стят на со л нце пятнышки снега. Ещё крепко держ и т ноги скова нн ая льдом мерзлота, и лёд в устьях рек и реч о нок долго будет стоять, а озеро очистит(х)ся дней через десять. И тогда песча н ый берег, залитый светом, перейдёт в таинстве нн ое свечение со нн ой воды, а дальше - в торжестве нн ые силуэты и пр и чудливые очертания противоположного берега.

Заполните таблицу номерами предложений, в которых есть указанные грамматические ошибки.

 

Разновидности грамматических ошибок Номера предложений
Ошибочное словообразование  
Ошибки в образовании форм существительного 11,19,20
Ошибки в образовании форм прилагательного 12, 18
Ошибки в образовании форм местоимения 14, 15
Ошибки в образовании форм числительного  
Ошибки в образовании форм глагола 16, 17
Нарушение согласования  
Нарушение управления  
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым  
Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом  
Ошибки в построении предложений с причастным  
оборотом  
Ошибки в построении предложений с однородными  
членами  
Ошибки в построении сложных предложений  
Смешение прямой и косвенной речи  
Пропуски необходимых слов  
Нарушение границ предложения  

 

Заполните таблицу номерами предложений, в которых есть указанные речевые ошибки.

Разновидности речевых ошибок Номера предложений
Употребление слов в несвойственном значении 1, 7,8, 9
Нарушение норм лексической сочетаемости 3, 4,10
Употребление лишнего слова  
Повторения одного и того же слова  
Употребление слов (или выражений) иной стилевой окраски  
Неудачное употребление экспрессивного, эмоционального окрашенного слова  
Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений  
Смешение лексики разных исторических эпох  
Неудачный порядок слов  

 


Методические указания по выполнению

Домашней контрольной работы

При выполнении контрольной работы следует соблюдать следующие требования:

1. Контрольная работа выполняется на бумаге формата А4 и должна иметь титульный лист.

2. Работу выполнять чернилами (пастой) четко и разборчиво.

3. В работе необходимо оставлять поля (с соблюдением действующих ГОСТов) и место в конце работы для заметок, страницы пронумеровать.

4. При выполнении контрольной работы необходимо пользоваться различными словарями.

5. В конце работы привести перечень использованной литературы.

Задание для контрольной работы.

 

Энциклопедия одного слова. СХЕМА-ПЛАН.

1.Слово... и его лексическое(ие) значение(ия).

2.История слова...

3.Слово... и «слова-родственники»(однокоренные).

4.Слово... и его синонимы. 5.Слово... и его антонимы.

6.Слово... во фразеологических оборотах.

7.Слово... и слова (сочетания) — рифмы.

8.Слово... в русском фольклоре:

в пословицах и поговорках,

в загадках,

в скороговорках,

в притчах, легендах,

приметах, обычаях,

в народных играх,

хороводах,

в русских народных песнях,

в народных сказках.

9.Соответствия слову... в пословицах и поговорках народов мира.

10.Слово... в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза).

11.Слово... в текстах художественной литературы.

12.Слово... в названиях газет, журналов, рекламных приложений.

13.Слово... в названиях картин художников.

14.Слово... в названиях художественных и документальных фильмов.

15.Слово... в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).

16.Слово... в иллюстрациях, рисунках студентов. (Нарисуй своё слово; придумай серию картинок, которые смогли бы отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с этим словом.).


Вопросы для самоконтроля.

 

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

 

1. Какие разделы науки о русском языке вы знаете?

2. Что изучает каждый из этих разделов?

3. Вспомните, что вам известно об орфоэпии. Что изучает орфоэпия? С какими разделами языка она связана?

4. С какими разделами науки о языке связаны орфография и пунктуация?

5. Что такое орфография? Что такое орфограмма? Назовите разделы орфографии, а в каждом из разделов – основные группы орфограмм.

6. Вспомните правописание морфем (значимых частей слова).

 

Корень слова

7. Назовите правила орфографии, которые помогут вам в безошибочном написании безударных гласных в корне.

8. Какое правило орфографии поможет вам не ошибиться в написании гласных е (ё) – о после шипящих в корне слова; в написании ыи после приставок в корне слова?

9. Расскажите о правописании согласных в корне: проверяемых, непроизносимых, двойных согласных.

 

Приставка

10. Неизменяемые на письме приставки – что это такое?

11. Расскажите о правописании согласных в приставках на з (с); гласных в приставках пре-, при-.

 

Окончание

12. Сформулируйте правило правописания гласных е и и в окончаниях имен существительных; в личных окончаниях глагола.

13. Какое правило вам поможет в правильном написании безударных гласных в окончаниях прилагательных и причастий?

 

Суффикс

14. Вспомните правило, которое поможет вам избежать ошибок в написании гласных е (ё) и о после шипящих в суффиксах (и окончаниях) имен существительных и прилагательных.

15. Вспомните правило о написании н и нн в существительных и прилагательных.

16. Сформулируйте правило написания суффиксов существительных: -чик, -щик; -ек, - ик; суффиксов прилагательных: -ск-, -ов-, -ев-, -чив-, -лив-, и др.

17. Расскажите об употреблении ъ и ь.

18. Сформулируйте правила написания: а) ь после шипящих в конце слова; б) ь для обозначения мягкости согласного; в) ъ и ь, выполняющих разделительную функцию.

 

 

Лексика

 

1. Что такое лексическое и грамматическое значение слова?

2. Расскажите об однозначных и многозначных словах; прямом и переносном значении слова.

3. Какие вы знаете выразительные средства языка, основанные на переносном значении слова? Расскажите о них.

4. Расскажите об омонимах и их разновидностях.

5. В чем отличие многозначности слова от омонимии?

6. В чем различие омонимов и паронимов?

7. Расскажите о синонимах: лексических, стилистических, синтаксических.

8. Как проявляется взаимосвязь градации и синонимов?

9. Что вы знаете об антонимах? Что такое контекстуальные антонимы?

10. Расскажите о художественно-выразительных средствах языка, построенных на антонимии.

11. Назовите и охарактеризуйте группы слов русского языка по их происхождению.

12. Что вы знаете о диалектной и специальной лексике, сфере ее употребления? Что входит в понятие «специальная лексика»?

13. Расскажите о терминах и профессионализмах. Есть ли между ними различие?

14. Объясните значение слов историзм и архаизм. Какое общее понятие объединяет их? Чем они различаются?

15. Что вы понимаете под термином «неологизмы»? Расскажите о них подробнее.

16. Какие толковые словари вы знаете? Назовите их.

17. Расскажите о словарях антонимов, синонимов и других лингвистических словарях.

18. Какие школьные словари у вас есть, расскажите о них.

 

 

Фразеология

1. Что такое свободные и несвободные словосочетания? Каковы их отличия?

2. Фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое словосочетание, фразеологическое выражение – одинаково ли их значение?

3. Назовите группы фразеологизмов по их происхождению.

4. Бывают ли фразеологизмы -омонимы, -синонимы, -антонимы?

5. Какими еще особенностями обладают фразеологизмы, являясь частью словарного состава русского языка?

6. Различаются ли фразеологизмы сферой их употребления?

7. Расскажите о грамматической роли фразеологизмов в предложении.

8. Пополняется ли в настоящее время словарный состав русского языка фразеологизмами?

9. Есть ли фразеологизмы устаревшие, профессиональные?

10. Какие фразеологические словари вы знаете, расскажите о них.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...