Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Северное Возрождение 4 страница




2. Тенденция объективизма. Зародыш заложен в том, что исходный пункт – мысль. Мышление по сравнению с чувственными формами познания достигает большей объективности знания. В этом уже заложена возможность объективности научного знания. Методологический принцип Декарта (формулировка Горана) – достоверность мысли должна иметь своим источником и гарантом собственное свое содержание. В пассивной форме у Декарта реализуется 1) апелляция к объективному идеализму и понятию Бога и к тому, что Бог есть гарант объективной истинности содержания мышления человека; 2) материализм Декарта в понимании природы в естественнонаучных работах.

3. Материалистическая тенденция.

 

           В целом – дуализм Декарта, имеющий два проявления:

1) дуализм души и тела в человеке. Две субстанции – мыслящая и телесная, протяженная, совершенно отделенные друг от друга. Декарт говорит, впрочем, о шишковидной железе, в которой они соединяются, но это рассуждение не имеет последствий. В целом между ними пропасть. Мыслящая субстанция не имеет пространственных параметров, телесная субстанция – протяженная субстанция (имеет пространственные параметры). Декарт отбрасывает признание существования тела; оставляет мыслящую внетелесную субстанцию, она сама по себе, а тело – само по себе, если его признать.

2) дуальность Бога и мира. Деистическая позиция: Бог есть творец мира, на сотворив мир как протяженную субстанцию, он дал миру законы механики и первотолчок (количество движения, масса умножить на скорость, неизменно). Бог не вмешивается в дела мира. Дальше все развивается по законам механики. Жестким дуализмом назвать нельзя – абсолютная независимость после первичного акта связи.

           Итог: посредством этих двух проявлений дуализма заострена проблема соотношения мышления и бытия (основной вопрос философии). Намечаются все возможные варианты решения этого вопроса: материализм, идеализм (объективный и субъективный), дуализм.

           Исходя из этого, вывод: Декарт в гораздо большей степени родоначальник философии Нового времени.

           Рациональная постановка проблемы метода: достоверность мысли имеет своим источником и гарантом собственное содержание самой мысли.

           Проявляется в возрождении Декартом онтологического доказательства бытия Бога. Бог – это понятие абсолютно совершенного существа. Откуда у меня, несовершенного существа, слабого существа (способность к сомнению – слабость), само понятие всесовершенного существа как Бог?

           Если я нахожу, что я – несовершенное существо, то моя самооценка предполагает, что у меня есть представление о совершенстве. Откуда? Только от существа, которое обладает достоинством всесовершенства.

           Как убедиться, что Бог существует? Понятие Бога – понятие всесовершенного существа. Признак всесовершенства включает в себя признак бытия, который не может быть заменен никаким другим признаком. Всезнающее, всеблагое... – но без бытия что стоят все совершенства? Следовательно, Бог обладает бытием и существует.

                           Будучи существом совершенным и существуя, Бог не может нас обманывать, не может вкладывать в наши мысли иллюзии, не обладающие объективным содержанием. Наше мышление объективно и наши ощущения тоже дают представление о реальном мире. «Теологический костыль» – есть основания доверять. Значит, возможна наука.

           Бог создал мыслящую субстанцию, нашу душу – разумную душу, которая не имеет связи с телом, и вложил идеи, имеющие объективное содержание, создал мыслящее существо, которое само из себя может брать свои знания. Проблема источника знаний – разум является самостоятельным, независимым от тела, ощущений как способностей органов тела. Априоризм – существует доопытное знание, говорил сам Декарт. Вся методология Декарта – принцип доверия интеллектуальной интуиции.

Cogito ergo sum – описано Августином Блаженным в V веке. В чем отличие? Согласно Блаженному Августину, даже имея все знания в собственной душе, человек собственными силами не в состоянии усмотреть эти знания. Нужна иллюминация, благодать.

           Декарт: то, что Бог вложил, он вложил, дальше – не его дело. Достаточно естественного света разума, чтобы мы разобрались, что есть в нас, а чего нет. Проявление естественного света разума – интеллектуальная интуиция.

           Если я всматриваюсь в содержание своих мыслей и не вижу оснований сомневаться, передо мной – истина. Это – интеллектуальная интуиция. Стоит всмотреться в положение cogito ergo sum, не могу не признать, что оно истинно. Интеллектуальная интуиция является исходной в методологии Декарта. Чтобы опереться на интеллектуальную интуицию, надо сформулировать правила метода. Их четыре:            

1. считать истинным только очевидное и несомненно истинное для ума (интеллектуальная интуиция)

2. если у нас есть какой-то вопрос, его надо стараться расчленить на составляющие вопросы и членить до тех пор, пока не появится очевидное и истинное для ума (интеллектуальная интуиция)

3. надо мыслить по порядку, начинать с простого (интеллектуальной интуиции) и делать шаги к сложному, чтобы каждый шаг был интеллектуальной интуицией. Интеллектуальная интуиция – основа дедуктивных шагов от простого к сложному (каждый шаг несомненен и ясен).

4. надо составить абсолютно полные перечни вопросов, чтобы охватить все явления (объект) полностью.

           Итак, интеллектуальная интуиция, дедукция, анализ и методичность (полнота).

           Выдвинув теорию врожденных идей, Декарт заострил проблему источника знаний. По Бэкону, источником знаний является опыт. У Декарта есть разум. Декарт апеллирует к Богу. Очень скоро позиция Декарта о том, что ум есть совершенно независимый источник знания, будет подвергнута суровой критике и проблема источника знаний станет очень острой.

 

           Проблема свободы.

           В рамках решения проблемы «Бог – мир», мир мыслится как независимый от Бога и подчиняющийся только законам механики. Законы механики таковы, что действие одних объектов на другие дает однозначные следствия, и картина мира оказывается фаталистической. Декарт распространил этот подход на живые существа. Он пытается механистически объяснить взаимодействие живых существ с миром, вводит понятие рефлекса. Живые существа – машины, действуют с однозначностью. Как быть со свободой? Как телесное существо, человек подчиняется всем законам механики. Чтобы спасти понятие свободы и понятие ответственности, Декарт привлекает свой дуализм – у человека кроме тела есть мыслящая душа, отделенная от тела пропастью. Поэтому возможна и свобода мыслящей субстанции. Человек свободен именно потому, что является мыслящей субстанцией. Наиболее яркое проявление – человек может ошибаться. Бог не свободен? -- вопрос к Декарту.

           Декарт оказал сильное влияние на философию, непосредственно во время жизни и после его смерти многие мыслители оказались в ситуации очень близкого отношения к философии Декарта. Для Рорки Декарт – враг.

 

Николай Мальбранш (1638 – 1715)

Окказионализм (от лат. случайность).

Вывод из декартовского дуализма души и тела.

Если это две субстанции, существующие самостоятельно и не могущие воздействовать друг на друга, возникает вопрос, как объяснить очевидный факт, что жизнь души и жизнь тела тесно связаны между собой. Есть соотнесенность процессов в мыслящей и телесной субстанциях. Только подумал, что надо взять очки, и взял.

Мальбранш утверждает, что никакой связи между мыслящей и телесной субстанцией нет. Связь через Бога. Бог так направляет действия мыслящей и телесной субстанций, что они соответствуют друг другу. Бог – подлинная причина соответствия телесных и духовных процессов.

Мальбранш пересматривает проблему «Бог – мир». Решение:

Возвращается к августинианской концепции Бога (перманентный креационизм). Бог абсолютно все сам творит. Изменения есть только в воле Бога. Отрицает наличие причинности в мире – подлинной причиной является Бог. Связь между событиями случайна с точки зрения этих объектов. Мир полностью лишается самостоятельности, ни одна вещь не является самодействующей. Следовательно, мир погружен в Бога (пантеизм).

Другая линия, материалистическая.

 

Гендрик Леруа (1598 – 1679)

Профессор Утрехтского университета, сторонник картезианской физики и физиологии. В отличие от Мальбранша, Леруа отбрасывает декартовский дуализм души и тела в человеке и рассматривает мышление как модус человеческого тела, такую же способность тела человека, как движение. Отбрасывает также онтологическое доказательство, отрицая ясность понятия Бога.

Не признает врожденности знаний, настаивает на опытном происхождении всех знаний.

 

Бернар де Фонтенель (1657 – 1757)

Долгое время был непременным секретарем парижской Академии наук.

Приверженность научному мышлению – сторонник декартовской механики.

Опирается на декартовский механицизм, вступает в полемику с Мальбраншем, настаивает на существовании причинных связей в мире. Картина мира получается механистической, что распространяется и на психические акты. Полностью отказывается от дуализма души и тела.

 

Пьер Гассенди (1592 – 1655)

Философ, который возродил философию Эпикура в гораздо более полном виде, чем это пытался делать в XVв. Лоренцо Валла, который интересовался только этическими сторонами. Гассенди реабилитирует атомистику Эпикура. Галилей некоторые моменты учения Демокрита пытался взять на вооружение.

Сын крестьянина, получил университетское образование, стал священнослужителем. Был профессором университета Вен-анс-Прованс, затем профессором математики в парижском колледже.

Позиция – эмпирицизм в его сенсуалистическом варианте. Обнаружил у Эпикура наиболее последовательную версию сенсуализма. Восприятия нас не обманывают, заблуждения – результат поверхностного применения разума (как у Эпикура). Будучи сторонником сенсуализма и решая проблему источника знаний, выступил против теории врожденных знаний Декарта и отверг положение Декарта о том, что субстанция телесных вещей заключается в протяженности и что она есть единственное свойство субстанции. То многообразие, которое дано нам в опыте, более убедительно демонстрирует нам существование вещей, чем протяженность. Не только абстрактное геометрическое соображение, а учет всего чувственного опыта.

Соединил сенсуализм с отдельными положениями агностицизма – человек знает лишь то, что создал своими руками, а внутреннее устройство природной вещи – нет.

В полном противоречии с этим его учением заявляет, что все состоит из атомов. У атомов он признает: плотность, неделимость, величину, пространственную форму, движение. Все это – механические свойства.

Если существует движение, существует и пустота. Несоответствие его сенсуализма и пустоты, которую ощущать невозможно.

Сами атомы настолько мелкие, что признать их существование – значит выйти за пределы сенсуализма. Гассенди опирается на открытие микроскопа. Вводит термин молекула, маленькая масса, закладывая предпосылки химической терминологии.

Этика. Исходный принцип удовольствия как стремления к счастью. Противопоставляет стремление к счастью аскетизму средневековья и вульгарному гедонизму. Эвдемонизм. Прежде всего философия здоровья. Основная добродетель этики счастья – благоразумие (против волюнтаризма; разум должен направлять волю).

Концепция слабо соответствует христианским положениям, и Гассенди это сознает. Секуляризированная этика. Такая этика годится только для просвещенных, для толпы существует христианская этика.

Опирается на теорию двойственной истины, чтобы примирить свои воззрения с христианской совестью. Наука – не религия, дает рациональные знания, опирается на опыт. Религия в помощи науки не нуждается, опирается на веру, иррациональна.

Движение атомов – благодаря Богу. Признает наличие души – телесной и разумной. Разумная сотворена Богом и бессмертна, телесная дана родителями и смертна.

Атомистические идеи подхватывают Роберт Бойль и Исаак Ньютон.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...