Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философская позиция французских материалистов 18 века 4 страница




Я должно созерцать. Следовательно, должно полагать себя как созерцающее. Следовательно, должно полагать нечто созерцаемое. Это и есть не-Я. Детский лепет: Я должно созерцать. И из этого – существование мира. Надо объяснить, почему должно созерцать.

Полагание созерцаемого совершается «через силу воображения». Вводит понятие продуктивного воображения, его деятельность бессознательна.

У Фихте надо различать два Я – абсолютное Я (сам использует), соответствующее кантовскому трансцендентальному сознанию, всеобщее Я, одинаковое у всех Я. Фихте не использовал термин «трансцендентальное», использовал «абсолютное». Это Я действует за спиной эмпирического Я, Я с маленькой буквы. Абсолютное Я действует бессознательно за спиной нашего эмпирического Я, оно полагает не-Я, наше эмпирическое Я не подозревает, что Я создало реальность и мы в рамках этой реальности себя обнаруживаем. У Канта – трансцендентальное сознание и эмпирическое сознание. Трансцендентальное – всеобщее, априорное, включает в себя априорные формы, посредством которых мы мыслим. Наше эмпирическое Я начинает шаг за шагом познавать, что трансцендентальное, абсолютное Я создало. Это у Фихте. Полагает не-Я абсолютное Я. Если не учитывать различия между двумя субъективными агентами, ничего не поймем.

Бессознательная деятельность создает весь мир объектов, не-Я. Эмпирическое Я осмысливает. То, что является продуктом деятельности сознания, познаваемо. Мир по Фихте познаваем. У Канта есть непознаваемый мир вещей в себе. У Фихте за пределами этого мира ничего нет. Эмпирическое Я способно познать все, что создало абсолютное Я, и этот процесс познания может продолжаться бесконечно.

У мира нет самостоятельного от Я существования, мир – только объект для того, чтобы эмпирическое Я постоянно преодолевало себя. Эта идея трансцендентального абсолютного Я продолжает функционировать в философии 20 века (Гуссерль и его последователи).

Эмпирическое Я выступает как страдательная сторона. Еще Аристотель подчеркивал, что чувственное восприятие есть результат воздействия на наши органы чувств предметов внешнего мира. Фихте опять подчеркивает страдательную сторону эмпирического Я при восприятии чувственного опыта. Не-Я – активная сторона, действующая на нашу чувственность.

Я не может полагать в себе ничего страдательного, не полагая в не-Я деятельность. Я является источником того, что эмпирическое Я является страдательным, оно положило в не-Я активность, а в Я – страдательность. Освобождение Я от этой зависимости от не-Я – это акт самосознания, осуществляющего деятельность по сознаванию самого себя. Через этот акт индивид порождает свою свободу.

Самоопределение себя, эмпирического Я к свободе осуществляется не непосредственным актом, а посредством преодоления тех препятствий, которые есть в не-Я. Большое Я создало препятствия для маленького Я, чтобы оно их преодолевало. Маленькое Я прилагает героические усилия и продвигается к осознанию своей идентичности с абсолютным Я. Познавая не-Я, эмпирическое Я приближается к сознанию того, что не-Я – это оно само.

Самосознание – начало всего и бесконечно отодвигаемая цель. Она никогда не может быть достигнута. Сущность абсолютного Я – активность, оно будет создавать новые препятствия. В этой деятельности эмпирического Я, если Я определяется через не-Я, имеем дело с теоретическим субъектом. Если не-Я определяется Я, имеем дело с практическим субъектом.

Практический субъект – субъект действующий, его активность направлена на преобразование объектов. Если имеем дело с теоретическим субъектом, он действует. Суть его деятельности – получение знаний об объекте, и деятельность адекватна, если не-Я – объект – определяет знание (не-Я определяет Я).

Практически деятельное существо, Я. Активность его направлена на не-Я, преобразование Я, и это не-Я определяется Я. Эмпирическое Я как практический субъект ставит цели, бесконечно преодолевает препятствия. Идеал деятельности – совпадение абсолютного Я и эмпирического Я – никогда не достижим.

Абсолютное Я определяет все. Только одно решение проблемы соотношения бытия и мышления. Надо четко различать эмпирическое и абсолютное Я.

Эмпирическое Я существует на протяжении жизни человека. Шеллинг обнаружил эту проблему. Фихте изменил свою позицию в корне.

В познавательной деятельности эмпирического Я мир предстает в форме ощущений, затем созерцания, представления, рассудка, разума. Ступени почти те же, что брал Кант. На уровне рассудка и разума – категориальное мышление, посредством категорий.

Строит чисто монистическую последовательность категорий, линейную. Схема упорядочения категорий легла в основу категориального аппарата Шеллинга и Гегеля.

Фихте и Кант (субъективно-идеалистическая тенденция имеет место) радикальным образом отличаются от субъективного идеализма Беркли. Фихте и Кант понимают под тем сознанием, которое творит мир, вовсе не поверхностное эмпирическое сознание, которое понимал Беркли. Что находится в опыте, то в нашей душе есть – примитивное решение. У Канта и Фихте – бессознательная, активно-деятельностная сторона, которая задает все за спиной эмпирического сознания Беркли. Усложненный характер идеализма, различие между теоретическими конструктами и эмпирией (эмпирическое Я). Кант рассматривает проявления сознания, акцентирует внимание на априорных (интерсубъективных) формах.

В античной традиции Сократ обнаружил в человеческом знании транссубъективное содержание, одинаковое для всех людей; Кант, Фихте – трансцендентальные категории, абсолютное Я, соответственно. Поэтому есть возможность научного познания. Но это все деятельность абсолютного Я. После Сократа появляется Платон с его теорией идей, теорией воспоминания. Через подчеркивание трансцендентальности категорий рассудочной деятельности и форм сознания (Кант) и того, что абсолютное Я создает мир, создаются предпосылки к осознанию наличия объективного содержания сознания. Создаются предпосылки к онтологизации этой объективности. Надо отказаться от субъективного идеализма и признать, что абсолютное, которое является порождением трансцендентального, абсолютного сознания, существует независимо от человеческих существ. Создаются предпосылки к переходу к объективному идеализму, находящиеся в рамках субъективного идеализма.

Шеллинг сказал, что субъективно-идеалистическая позиция Фихте должна быть преодолена, чтобы адекватно выразить интерсубъективное содержание, которое он же подчеркнул в человеческом сознании. Сам Шеллинг не понял, что радикально расходится с Фихте. На это указал Гегель. Работа Шеллинга вышла в 1800 году. В 1802 году Фихте отказался от субъективного идеализма: божественный абсолют создал весь мир, остается человек – эмпирическое Я. Перешел на позиции объективного идеализма. Важное событие в немецкой классической философии. Тенденция объективизма (Декарт), которая в сочетании с тенденцией субъективизма предстает у Канта и Фихте, становится адекватной, принимая форму объективно-идеалистического учения. В этом смысл перехода Фихте от субъективного идеализма к объективному.

Фихте, отказавшись от вещей в себе, опробовал один из вариантов решения основного вопроса философии, который является продолжением того, что сделал Кант. Фихте выявил абсурдность того, что может быть сделано в философии. Он заострил проблему соотношения бытия и мышления. Кант вырыл пропасть между бытием и сознанием. Фихте оставил только сознание, устранил проблему. Кант заострил проблему на основании беспрецедентно глубокого анализа природы математического знания, теоретического естествознания и философии. Пропасть между бытием и сознанием. Фихте говорит, что отношения нет. Могла ли философская мысль после Канта удовлетвориться тем, что сделал Фихте? Слишком глубоко поставил проблему Кант. Переход к объективному идеализму – значимость бытия. Следующий шаг связан с тем, что утверждается философия объективного идеализма. Фихте только первый шаг сделал.

 

Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775 – 1854)

Родился в семье пастора, сам намеревался быть пастором. Учился в Тюбингенском теологическом институте, на одном курсе с Гегелем. Гегель был старше его на пять лет, но Шеллинг был авторитетом для Гегеля. Под воздействием Французской революции проникается идеей вольнодумства, вместе с Гегелем сажают Дерево Свободы. Находится под влиянием Канта, Фихте.

Работает домашним учителем в Лейпциге в аристократическом семействе.

Работа «Идеи к философии природы». Стремится к тому, чтобы восполнить очень важный пробел в философии Фихте: абстрактный уровень по отношению к не-Я. Речь идет о природе. Фихте, совершенно не владея естественнонаучным знанием, поверхностно смотрит на природу.

Шеллинг решает разработать учение о не-Я как о природе. Посмотрев внимательно на этот объект, разрабатывает натурфилософию. В результате опубликования этой работы Гете приглашает Шеллинга в Иенский университет на должность профессора; через два года после того, как Фихте ушел. Становится ведущим философом.

1800 – «Система трансцендентального идеализма» – о тождестве субъекта и объекта в рамках субъективного идеализма. Система, построенная Шеллингом, абсолютно несовместима с субъективным идеализмом Фихте. Это подчеркнул Гегель. Шеллинг понимает, что разошлись.

1803 – конфликт с философами, теологами.

1806 – преподает в Мюнхенском университете

1820 – живет в Мюнхене

1820—1827 – читает лекции в другом университете.

Гегель издает «Феноменологию духа». Звезда Шеллинга закатывается.

В 1841 году прусское правительство приглашает Шеллинга в Берлинский университет, чтобы противопоставить его младогегельянцам. Шеллинг опять в центре внимания. Берлинский университет представлял собой любопытное зрелище – вся площадь занята экипажами, весь дипломатический корпус приехал. Кьеркегор примчался, чтобы послушать Шеллинга. Шеллинг разочаровал своих слушателей. Остались только экзаменуемые. Шеллинг запретил записывать его лекции. Один из слушателей тайком записал его лекцию и опубликовал ее со своими комментариями. Шеллинг подал в суд, суд иск не принял, Шеллинг хлопнул дверью и больше лекций не читал.

Несколько этапов, которые отчетливо отличаются друг от друга.

1. увлечение учением Фихте. Шеллинг не отличал свою позицию от фихтеанской. Фихте считал его «правоверным».

2. натурфилософия

3. трансцендентальный идеализм, философия искусства, философия тождества, философия откровения.

           Здесь проявляется особенность Шеллинга, который всю жизнь занимался философскими исканиями, не довольствуясь результатами. Разнообразие позиций не исключает единой цели – ищет абсолютное начало бытия и мышления. Наукоучение пытается обратить к изучению природы, чтобы восполнить недостаток, который у Фихте служит началом – абсолютное Я Фихте.

           Итог поисков Шеллинга: человек – последний продукт развития природы, до возникновения человека природа прошла длительный путь развития. Не совместимо с фихтеанской точкой зрения – природа существовала до всякого Я.

Суть натурфилософии Шеллинга – Шеллинг исходит из лейбницевского противопоставления духа и материи. Опирается на популярное на всем протяжении развития философии Нового времени понимание, что материя пассивна (механистическое понимание природы). Пытается в объектах природы отыскать активное начало. Вслед за Лейбницем полагает, что сущность природы идеальная, а не материальная. Идея – духовная. Опираясь на это, ищет, что же является тем началом в природе, что дает начало природе живой и неживой. Электромагнитное излучение. Исследования Гальвани, которые установили связь между животными и электричеством. Взаимодействие электромагнитных явлений с химическими (Вольта). Магнетизм. Идея развития природы.

Когда подчеркивает активность природных сил, идеализм соединяет с диалектическим подходом к природе. Природа обладает самоактивностью и развивается. Единство природы – есть нечто, объединяющее живую и неживую природу. Это гальванизм, центральное явление всей природы, и живой, и неживой. Заимствует у немецкого биолога Гельмейера идею, что все в природе пронизано противоречием противоположных сил -- полюса магнита, щелочь и кислота, индивидуальность восприятий мира одним индивидом и родовая сущность индивидов, мышление и его объект, везде находит единство противоположных деятельных сил. Деятельные силы называются полярностями. Взаимодействие этих противоположных сил объявляется внутренним источником самодвижения в природе. Яркая диалектическая идея.

Борьба противоположностей – внутренний источник любой активности, «подлинная мировая душа» природы. Понятие души с античных времен – принцип активности.

Шеллинг различает неживую и живую природу. Если в результате борьбы противоположностей мы имеем угасание борьбы, равновесие, мы имеем дело с неживой природой. Если борьба разгорается после достижения равновесия, мы имеем дело с живой природой.

Неживая природа -- угасание жизни. Жизнь приобретает идеалистический характер. Все природные процессы он уподобляет органическим процессам, развивая телеологическое понимание природы. Привлекает не только принцип борьбы противоположностей, а и рассматривает природу как развивающуюся. Позиция характеризуется большим удельным весом проблем диалектики.

Проявляется несоответствие позиции Шеллинга наукоучению Фихте. У раннего Фихте человеческое Я -- исходный пункт. Шеллинг демонстрирует, что человек появляется на заключительном этапе развития природы и Я не может быть исходным пунктом единства бытия и сознания. Первоначально Шеллинг полагал, что только развивает определенные взгляды Фихте. Пытается синтезировать наукоучение Фихте и свою натурфилософию в книге " Система трансцендентального идеализма".

" Предел независим от Я". Если рефлексии подвергаются обе деятельности одновременно, то возникает нечто третье. Я является исходным пунктом, предметом рефлексии -- " идеализм" по Шеллингу; реальная деятельность становится объектом рефлексии -- реализм, натурфилософия, не-Я. Третье -- синтетическая позиция, триада. Если рефлексии подвергаются одновремнно идеальная и реальная деятельность, возникает трансцендентальный идеализм. Система изложена в 1800 году. Три раздела. Рубрикация указывает на родство этой структуры с кантовской критической позицией. У Шеллинга:

- теоретическая философия

- практическая философия

- философия природных целей и философия искусства.

Соответствует всей архитектонике Канта.

В теоретической философии Шеллинг наиболее явно зависит от Фихте. Исходный пункт -- Я, выступает в качестве объекта для самого себя. " Непосредственное тождество субъекта и объекта может существовать лишь… в самосознании". Созерцаемое и созерцающее составляют единство. Процесс противоборства субъективного и объективного. У Фихте тоже так: абсолютное Я создает препятствия для эмпирического Я, эмпирическое Я воспринимает это как объективное и пытается преодолевать. " Философия оказывается источником самосознания, проходит различные эпохи". Их три -- эпохи саморазвития самосознания.

Первая эпоха -- от изначального ощущения до продуктивного созерцания.

Аллюзия Фихте -- Я должно созерцать, Я противополагает себе не-Я. Должно. Это подчеркивает теоретическое бессилие Фихте и Шеллинга -- они не обосновывают существования чего-то высшего по отношению к Я. Уловка, чтобы уйти от проблемы.

Объект воздействует на эмпирическое Я и является объектом ощущения. Заканчивает тем, что Я возвышается до статуса интеллигенции.

Вторая эпоха -- от продуктивного созерцания до рефлексии.

В ее рамках -- дедукция категорий. Категории -- инструмент рассудочной деятельности. Дедукция категорий -- процесс, который совершается реально. Шеллинг говорит об интеллигенции -- разумной реальности.

Его ряд категорий опирается на Канта и на Фихте.

1. Пространство (Кант)

2. Время (Кант)

3. Объект (Кант, трансцендентальная аналитика)

4. Субстанция все в третьей группе у Канта

5. Акциденция

6. Причинность

7. Взаимодействие

8. Существование

9. Отношение

 

Все имеет объективное содержание. Под объективным Шеллинг понимает то, что бессознательно продуцируется сознанием, это сфера бессознательного.

Пространство -- объективированное внешнее чувство. Время -- объективированное внутреннее чувство. Объект -- внешнее чувство, определяемое внутренним чувством. Субстанция -- содержание объекта, соответствующее внешнему чувству. Акциденция -- то в объекте, что соответствует внутреннему чувству.

Параллельно дедукции категорий реализуется конструирование природы. Природа -- результат самообъективации субъекта, происходящей в результате преодоления все новых препятствий.

Третья эпоха -- от рефлексии до абсолютного акта воли.

Становление человеческого самосознания (на это указал Гегель, это поссорило Фихте и Шеллинга). Рефлексия направлена не только на объект и не только на саму себя, но одновременно и на то, и на другое. Возникновение категорий возможности, действительности, необходимости (модальные категории по Канту). Высший акт рефлексии, переход к практической философии.

Главная проблема -- проблема свободы (следует за Фихте).

Фихте отличает теоретическое Я от практического Я по тому, как отличаются сознательное и бессознательное. Шеллинг: реализация есть продуцирование, то же, что в теоретической философии есть созерцание.

Я производит нечто сознательно; в рамках теоретической деятельности сознательное определяется бессознательным, в практической деятельности бессознательное определяется сознательным.

Шеллинг делает существенный шаг вперед в разработке проблемы свободы.

Человек производит своей деятельностью вторую природу. Это правовое общество. За посягательством на свободу другого должно следовать препятствие эгоистическим интересам. Шеллинг подчеркивает социальную природу свободы. Социальную реальность рассматривает с точки зрения развития, исторически. Пытается охарактеризовать специфику истории как таковой.

Свобода должна быть необходимостью, необходимость -- свободой.

Намечает диалектику свободы и необходимости. Они связаны с сознательным и бессознательным. Необходимость -- бессознательная деятельность, свобода -- сознательная деятельность.

Человек действует таким образом, что результатом его деятельности является не только то, к чему он сознательно стремился. Он производит нечто такое, о чем он не догадывается, что это является результатом его деятельности. Это -- необходимость. Связь исторических событий объективна, в ней присутствует необходимость (это вскроет Маркс). Говорит на абстрактном уровне.

Если наша рефлексия обращена только на бессознательное, возникает система фатализма, или понятие судьбы. Если наша рефлексия обращена только на субъективное, возникает атеизм, не признающий никакой закономерности. Если рефлексия возвысится до Абсолюта, возникает система провидения, или религия. Признание разумного руководства историей со стороны Бога. История -- постепенно обнаруживающее себя откровение Абсолюта. Сходные идеи у Джамбатисто Вико (история есть продукт человеческой деятельности, результат человеческой деятельности есть объективное, независимое от сознания человека; разумный характер истории). Очень близок. Шеллинг подчеркивает, что откровение никогда не является полным. История -- постепенное обнаружение божественного замысла, постепенное откровение.

Третий раздел -- природная телеология.

В процессе слитности сознательной и бессознательной деятельности осуществляется разрешение противоречия между следующими положениями: 1. Природа должна являться в качестве целесообразного продукта (результат деятельности божества) и 2. Природа не целесообразна по своему продуцированию. То, что происходит в природе, -- одновременно то, что создано слепой деятельностью и целесообразной деятельностью, свобода и необходимость.

Искусство. В искусстве преодолевается противоположность теоретической и практической деятельности. Искусство -- высший синтез и того, и другого. Искусство Шеллинг оценивает крайне высоко, как синтез природы и целесообразного сознания. Художник -- гений, деятельность которого возвышается над деятельностью природы и теоретической деятельностью. В художнике интеллигенция действует как сознательное и бессознательное. Чем искусство отличается от обыденной деятельности? В деятельности художника существует бесконечное противоречие. Непонятно. Потому деятельность художника -- это деятельность гения. Немецкая интеллигенция в ту эпоху обратилась к философии и искусству как единственным способам выразить себя перед революцией 1848--49 годов. Эпоха бури и натиска в искусстве и глубокое развитие философских идей.

Философия тождества. Суть проста: все противоположности и различия, прежде всего субъекта и объекта, слиты воедино в абсолюте, так что они исчезают в нем как противоположности. Абсолют -- абсолютное тождество.

Абсолют -- не дух и не природа, а безразличие -- противоположности слиты, безразличное единство того и другого, как безразличие двух полюсов магнита в средней точке. Содержит возможность всех определений.

Вселенная -- развернутость Абсолюта (Николай Кузанский).

Абсолют не только рождает Вселенную, он творит Вселенную как художник.

Проблема -- вопрос о том, как нарушается безразличие противоположностей в Абсолюте. Как это равновесие нарушается и из Абсолюта развивается Вселенная? Шеллинг не может рационально решить этот вопрос. Прибегает к иррациональным средствам. Он различает в Абсолюте Бога и то, что в самом Боге не есть Бог -- это безосновная основа, неопределимая основа существования самого Бога. Из этой бездны иррациональным образом возникает первоволя, решением которой является расчленение тождества и начало развития мира.

У человека есть особый иррациональный опыт религиозной веры -- это мифология и откровение. Волей создан мир, нет рациональных оснований его появления. Иррациональная тенденция у Шеллинга -- начальный пункт иррациональной тенденции в современной философии.

С иррациональностью первоволи он связывает зло. Зло -- в отделенности от Бога. Человек хочет быть самостоятельным, независимым от Бога. В этом истоки зла.

Философия откровения. В конце 1820-х годов Шеллинг производит переоценку всех своих философских достижений и всей философии вообще. Всю философию он оценивает как негативную философию. Ее надо отбросить и построить позитивную философию. Детально рассматривает мифологические построения древних греков, христианские религиозные представления. Соответствующая усложненная терминология. Дальше – изложение мифологических систем.

Общая роль Шеллинга в немецкой классической философии. Если посмотреть на Шеллинга в общем ряду Кант – Фихте – Шеллинг и сопоставить их по вопросу о соотношении мышления и бытия, то становится очевидно, в чем заслуга Шеллинга. В самом вопросе позиция Шеллинга контрастирует как в позицией Канта (пропасть), так и с позицией Фихте (бытия нет). Восстанавливает в своих правах понятие объективной реальности (близок Канту), отождествил мышление и бытие (философия тождества), реабилитировал понятие бытия, дал такое решение проблемы, которое не могло удовлетворить философскую мысль в свете кантовских выводов. Кант на основе глубокого анализа природы знания показал, что между сознанием и бытием различие принципиальное. Шеллинг ликвидировал это различие. Недолго был ведущим философом Германии. Кроме этого, сделал крупный вклад в разработку теории диалектики. Своим учением о борьбе противоположностей как подходе к любой действительности заложил основы принципиально иного подхода к проблеме бытия и мышления, но реализовать его не смог. Это сделал Гегель.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831)

Почти полное совпадение с годами жизни Бетховена. Духовное родство очень большое. Первая часть Третьей симфонии – чеканные формулировки Гегеля.

           Родился в семье секретаря казначейства в Штутгарте. Учился в Тюбингенском теологическом институте на одном курсе с Шеллингом. Его готовили к карьере пастора. Знакомство с произведениями Руссо, Платона, Канта, влияние французской революции побудили Гегеля отказаться от карьеры пастора и обратили его к философии. Работал домашним учителем в Берне, Швейцария, затем во Франкфурте-на-Майне. Написал работу по истории христианства, где рассматривал причины возникновения и распространения христианства. В начале 1801 года приезжает в Йену, защищает диссертацию, становится приват-доцентом Йенского университета. Публикует работу, в которой выделяет различие между системами философии Фихте и Шеллинга (указал на противоречие). У Шеллинга объективно-идеалистическая тенденция такова, что остается один шаг до того, чтобы ее назвать адекватно. Публикует произведение, которое сделало Гегеля ведущим философом Германии – «Феноменологию духа». Германия приобрела самобытного, оригинального мыслителя, затмившего Шеллинга. Не может читать лекции из-за французской оккупации. Становится редактором газеты, затем директором гимназии. Пишет «Науку логики», его приглашают в Гейдельбергский университет на кафедру логики. Два года работает. В 1818 году его приглашают в Берлинский университет на кафедру философии. Умер от холеры во время эпидемии.

           Ранняя работа – христианство, иудаизм, древнегреческая, древнеримская религии с позиций просветительского подхода к религии, дистанцирование от теологии. Проявляется враждебное отношение к христианству и другим религиям. «Религия проповедовала то, что хотел деспотизм». Почти Дидро. Религия выражает позиции деспотизма, неверия в человеческие силы. Религия нужна обществу (Руссо), особенно просвещенная религия – деизм.

           Гегель страстно ожидал революции в Германии. Он думал, что это будет социально-религиозная революция, которая возродит просвещенную религиозность как активную религию. Исследовал причины переворота, когда христианство сменило язычество. Видит причину в том, что в Римской империи изменились нравы. Главное – утверждение партикуляризма, забот индивида о своих индивидуальных интересах, утрата заботы об общем. Приверженность свободе ослабла и утрачивается, люди занимаются своими собственными интересами, обретают привычку к гнету имперского государства. Особое внимание уделяет предпосылкам. Христианство было ответом на потребность партикуляризированного человека. Земные условия удовлетворения интересов не удовлетворяли людей. Почти по-марксистски оценивает.

           Гегель переживает духовный кризис из-за тщетности надежд на немецкую революцию. Кризис заканчивается только к концу 18 века. В 1799 году обращается к политэкономии. Глубинные процессы - это реализация божественного разума. Переход к пессимистической утрате всяких надежд на революцию – следовательно, возвращение к религии. Сам становится на позиции, близкие к позиции Шеллинга, -- объективно-идеалистические. Шеллинг пришел к философии тождества. Гегель, взяв на вооружение понятие Абсолюта, полагает, что противоречие существует в самом Абсолюте. Абсолют есть тождество тождества и не-тождества. Формулировка тут же развела его с Шеллингом. Противоположность оценивается Гегелем наиболее высоко, он видит ее во всем. Противоречие – критерий истины, отсутствие противоречий – критерий заблуждения.

           Тождество у Шеллинга было тождеством мышления и бытия в Абсолюте. Гегель, когда говорит о единстве тождества и не-тождества, имеет в виду проблему соотношения мышления и бытия, заостренную Кантом. Все – ранние работы.

           В ранних работах фиксируется синтетическая по отношению к Канту и Шеллингу позиция. У Канта – пропасть между мышлением и бытием, у Шеллинга – тождество. Гегель – синтез, тождество мышления и бытия и их различие. Делает диалектику предметом специального теоретического рассмотрения, пытается построить теорию диалектики. В диалектике Гегель обретает средство, позволяющее ему остаться рационалистом в решении важнейших мировоззренческих проблем, прежде всего проблемы соотношения мышления и бытия, в отличие от Канта и Шеллинга. Шеллинг ушел в мистику, иррационализм, столкнувшись со сложной проблемой соотношения мышления и бытия. Начала рационалистической и иррационалистической линий в современной философии. Гегель развивает рационализм, его преемники – Маркс, Энгельс, Ленин. Точка дивергенции – Гегель–Шеллинг.

           Феноменология духа. Гегель до этой работы воспринимался как тень Шеллинга. Стал известен благодаря этой книге как философ на голову выше Шеллинга. Дальше идеи разрабатывал в «Энциклопедии философских наук». Некоторые идеи разработал достаточно полно в «Феноменологии духа».

           Три части этой работы (триада):

1. Сознание.

2. Самосознание.

3. Без заглавия.

           Обоснование идеализма в понимании природы. Анализ обыденного сознания. На уровне обыденного сознания господствует материалистическая уверенность, что природа существует независимо от духа. Усматривает предпосылки преодоления материалистического понимания природы. В общем сознании есть чрезвычайно абстрактные понятия, как «Это», «Здесь», «теперь». Что это означает? Обыденное сознание отвлекается от единичной специфики индивидуальных вещей и использует на неопределенно-абстрактном уровне всеобщие определения и тем самым демонстрирует, что обыденное сознание само в вещах природы усматривает некоторое духовное содержание, которое схватывается только абстракциями. Затем – естественнонаучное, теоретическое знание. Оценивает переход от эмпирии к теории, делает утверждение о существовании сил природы. Эти положения теоретического естествознания демонстрируют наличие духовной сущности природы, поскольку она постигается в абстракциях и она разумна. Вся действительность духовно-разумна. Имеется в виду не человеческий разум, а некоторое мышление, составляющее единство субъективного и объективного в Абсолюте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...