Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философская позиция французских материалистов 18 века 6 страница




           Природа понимается как инобытие идеи. Сначала Абсолютная Идея в себе совершает саморазвитие. Затем, достигая стадии полного развития своего содержания, находит форму инобытия. Природа есть сфера инобытия идеи. «Философия природы» – самый толстый том «Энциклопедии философских наук», страниц 700. Этап два – этап самоотрицания, переход в форму инобытия.

           Гегель уделяет большое внимание содержанию знаний своей эпохи. «Наука логики» заполнена гигантским естественнонаучным материалом, но систематически Гегель пытается осмыслить этот материал в «Философии природы». Здесь он пытается диалектически подойти к этому материалу. Диалектику он применяет в рамках объективно-идеалистической схемы. Понятия настолько чуждые естественнонаучному мышлению, что естествоиспытатели резко отрицательно отнеслись к Гегелю. Чуть позже написания им его «Философии природы» возникает позитивизм. Те прорывы, которые у Гегеля можно обнаружить, оказались неудобоваримы для научной мысли. Гегель полагал, что естественники слишком приземленно, материалистически смотрят на свой объект. Сам Гегель отрицал материалистическое понимание природы. Констатирует: если всеобщее определяют как закон, силу, материю, тем самым констатируют, что закон – общий. Всеобщее надо рассматривать как всеобщее, а не как результат единичного, особенного.

           Опыт не может быть последним подтверждением физического знания. Антиэмпирическая позиция. Подлинная философия природы должна быть спекулятивна, позитивно-разумна (выше диалектического мышления).

           Принцип развития применяется очень специфическим образом. Природа не развивается, развивается только Абсолютная Идея, а природа – только развертывание уже данного. Косвенным образом идея развития сказывается на философии природы. Гегель рассматривает последовательно разделы естественнонаучного знания, от неживой природы к химии, органике, живой природе (благодаря тому, что идея саморазвивается). Эволюционную идею, которая в лице Ламарка пробивала себе дорогу, отвергает. Говорит, что эволюционное понимание ничего не объясняет.

           Главная триада:

1. Механика

2. Физика

3. Органическая физика.

           Механика – область инобытия идеи в форме непосредственной внешности, т. е. в пространстве-времени. На ступени логики Абсолютная Идея существует до пространства и времени. Пространство – непосредственное вне-себя-бытие. Гегель схватывает очень существенную особенность пространства. Пространство – такое нечто, части которого внешни по отношению друг к другу.

           Время – положенная отрицательность пространства, или истина пространства. Внеположенность частей пространства уже обозначена. Временной ряд состоит из интервалов, внешних по отношению друг к другу. Пространство переходит во время, синтез – исчезновение и того и другого в качестве самостоятельных сущностей и переход их в моменты третьего, движения.

           Движение есть единство пространства и времени. Рациональное зерно есть – движение всегда связано с единством пространственных и временных характеристик.

           Гегель отказывается признавать то, что у Ньютона называлось абсолютным пространством и временем. Он отказывается понимать пространство и время как вместилища событий, примыкает к лейбницевской трактовке, которая была реализована в теории относительности: время – характеристика движения, становления, прехождения. Время – сам процесс движения. Уберите движение – не будет времени. Пустого времени нет.

           Понятие материи.

n единство отталкивания и притяжения.

n всемирное тяготение

n небесная механика.

           Концепция соответствует механистическим представлениям, отраженным в механике Ньютона. В целом всю механику Гегель характеризует как количественную определенность природных явлений. Понятие материи – основное понятие его физики. Здесь главное понятие – понятие индивидуальности. Это видно из третьей части «Философии природы», ее завершения. Без учета цели понять, почему он это делает, невозможно. Он рассматривает всеобщую индивидуальность как свободное физическое качество. Свободные индивидуальности – небесные тела, физические элементы, метеорологические процессы. Особенные индивидуальности – удельный вес, сцепление, звук и теплота. Тотальная индивидуальность – магнетизм, электричество и химические процессы (вспоминаем натурфилософию Шеллинга). Химический процесс – тотальность как единство магнетизма и электричества.

           Органическая физика.

1. Геологическая природа

2. Растительная природа

3. Животные организмы.

           Главная цель – развернуть представление о том, как возникает жизнь, каковы этапы этого процесса; установить условия ее возникновения.

           Геологический организм есть основа и почва жизни. Гегель говорит о самозарождении жизни на Земле. Геологические условия в самых различных частях земного шара порождают примитивные живые организмы, которые обладают способностью к самовоспроизведению.

           Когда появляется способность, появляется живое как тело, расчлененное на части, которые отличаются друг от друга.

           В растительных организмах различие частей не является абсолютным: определенные части могут заменять другие. У животных дифференцирование органов больше. Животный организм – вершина развития природы.

Переход за пределы природы – переход к философии духа. Он должен быть изображен как самоотрицание природой самой себя – отрицание идеи в форме инобытия. Идея должна вернуться к самой себе. Природа должна подвергнуть себя самоотрицанию и должен возникнуть дух. То, что приводит к самоотрицанию, должно развернуться из самой природы.

Гегель усматривает основания в феномене смертности индивидуальностей. Индивидуальность была центральным понятием в системе физики и органической физики. Гегеля интересует смертность животных организмов.

Каждый организм – единичный. Единичность, индивидуальность существования любого организма несоизмерима с всеобщностью Идеи. Поэтому внутренняя всеобщность остается отрицательной силой. Несоизмеримость индивидуального организма со всеобщностью Идеи является источником смертности.

           Смерть есть снятие единичного и появление рода и духа. Смертность обусловливает переход от индивидуальности к роду и духу. Полулогический — полунепонятный шаг.

           Смерть – реальное отрицание индивида. Есть логическое соотношение между понятиями индивида и рода. Отрицание индивида – переход к роду. А переход к духу? В том случае, если под духовной жизнью понимать рациональную жизнь посредством понятий. Она – общая для всех. Выдавать это в качестве основания реального процесса – оснований нет. Смертность стала характерна для всех живых существ, когда размножение стало половым. Каждый раз мы имеем отрицание индивида, но у растений и животных духовной жизни нет. Гегель признает, что человек – это единственное существо, которое обладает сознанием. Он рассматривает человека как носителя духовной жизни. Это – предмет философии духа.

           Дух – завершающая стадия саморазвития Абсолютной Идеи. Здесь идея достигает своего для-себя-бытия, осознанного бытия. И только в человеке Абсолютная Идея достигает этого пункта. Гегель безусловно не является мистиком, он не признает существа, запредельного миру, которое обладает сознанием, имеет волю, разум. Духовная жизнь реализуется только в человеке. Почти материализм.

            Подчеркивая духовную характеристику жизнедеятельности человека, он подчеркивает, что человек продолжает оставаться биологическим существом.

Гегель рассматривает человека одновременно как деятельное, социальное существо в его историческом бытии. В качестве социального и исторического существа человек, обладая сознанием, своей деятельностью творит вторую природу. Посредством этой деятельности человек утверждает свою свободу. У Шеллинга тоже связь между деятельностью и построением второй природы. Гегель идет дальше Шеллинга, интерпретируя свободу как независимость от некоего другого. Но свобода осуществляется не вне связи с этим другим, а посредством преодоления другого. Свобода человека порождается деятельностью самого человека. Это – новое у Гегеля.

Все саморазвитие духа есть освобождение духа от всех форм наличного бытия, не соответствующих понятию духа, преображение их в такую форму, которая соответствует понятию духа. Несколько туманная позиция. Если стать на позицию Гегеля, то некоторая логика может быть усмотрена.

Форм существования духа три. Это те формы, в которые он преобразует своей деятельностью наличное бытие. Поэтому три раздела.

1. Субъективный дух.

2. Объективный дух.

3. Абсолютный дух.

           Это – возвращение к концепциям «Науки логики». Понятие – субъективное понятие, объективное понятие и идея.

           Субъективны дух – отношение духа к самому себе, сфера индивидуального сознания субъекта как человека, рассматриваемого как природное существо. Гегель рассматривает это в подразделе «Антропология».

           Следующий подраздел – «Феноменология духа». Здесь Гегель рассматривает понятия сознания, самосознания и разума.

           Третий подраздел – «Психология». Теоретический дух, практический дух и свободный дух. Практическая деятельность субъекта – переход от субъективного духа к объективному духу.

           В рамках объективного духа рассматриваются социальные формы развертывания духовных процессов. Первый этап – сфера права, в ее рамках исходный пункт – свобода воли. Право – царство реализованной свободы. Второй подраздел – моральность. Третий – нравственность (различает моральность и нравственность).

           Право. Главные категории – свобода воли, собственность и договор (влияние Гоббса, Руссо).

           Моральность. Главные понятия – умысел и воля, резюмирующиеся в понятиях добра и зла.

           Нравственность – субстанциальная воля. Воплощение нравственности – семья, гражданское общество и государство – те социальные реалии, которые имели статус устоявшихся норм социальной жизни, институциональных форм (особенно семья и государство), принадлежащих к сфере объективного духа. Это формы, в которых представления объективированы. Акцентирует социальную природу этих форм – выход за переделы индивидуального сознания. Высшая форма нравственности – государство, характеристика личности – лояльное отношение к существующему режиму. Ранний Гегель вольнолюбив, религию рассматривал как опору деспотизма.

           Государство рассматривает с трех сторон:

1. с точки зрения внутреннего строя государства (в себе)

2. внешние отношения между государствами (выход)

3. роль государства во всемирной истории.

           Всемирная история – связующее звено между объективным духом и Абсолютным Духом. Всемирная история – стадия Абсолютного Духа. Государство как высшая ступень объективного духа – ступень перехода к Абсолютному Духу, причастно Абсолютному Духу. Гегель рассматривает всемирную историю как процесс саморазвертывания Абсолютного Духа, выстраивает триаду периодов, каждый связан с определенной формой общественного сознания.

1. Искусство

2. Религия откровения

3. Философия.

           Всемирная история разворачивается, проходя эти три стадии. Каждой стадии соответствует свой этап исторического развития и она связана с деятельностью народа, роль которого была исторической и в жизни которого соответствующее понятие играло наибольшую роль.

           1. Искусство характерно для античности. Именно искусство специфицирует эту стадию всемирной истории, а приверженность искусству проявилась у греков. Высокий уровень художественных достижений у греков. Почему она первая? В искусстве дух еще погружен в материю. Дух выражает себя через оформление соответствующего материала. Если просвечивает духовное содержание, то произведение искусства. Дух самостоятельно, вне материи выразить себя не может. Тесная связь с материалом. Живопись – оформление красок, просвечивает определенная идея. Скульптура – оформление мрамора, просвечивает идея, которая вне мрамора не выражается. Высшая форма искусства – поэзия, словесное оформление материала.

2. Религия откровения.

           На этой стадии мысль об Абсолютном Существе, Боге, освобождается от необходимости быть непосредственно погруженной в материю. Представление об Абсолютном Существе не связано с материей. Но выразить это представление можно только в символической форме, форме материальных вещей. Вещь воспринимается с точки зрения того, что она указывает на нечто запредельное материальным объектам. Религиозное сознание не может обойтись без материальных объектов, но они служат в качестве символов. Икона – материальный объект, но важна не организация материала, красок, а направленность на потустороннюю действительность. Это носители символической информации. В этом существенное отличие стадии религии от стадии искусства. Духовное содержание частично освобождается от погруженности в материю, но указать на него можно только посредством материальных объектов – символов. Неадекватная форма выражения духовного содержания – люди вынуждены пользоваться материальными объектами для выражения нематериальных вещей. Это господство символического сознания характерно для Средних веков.

3. Новое Время.

           Дух возвращается полностью к средствам своего выражения, существования. Понятие – не материальный объект, в адекватной форме выражается содержание, которое является содержанием самих понятий. Достигает адекватности существования духовного содержания. Философию он рассматривает исторически (записи лекций Гегеля занимают три тома). Изображает историю философии как самореализацию Абсолютной Идеи, логику саморазвития Абсолютной Идеи, которую отразил в первой части «Энциклопедии философских наук» и «Науке логики». Философия переходила от одних понятий к другим (соответственно «Науке логики»). Начинается с Парменида (бытие), потом Гераклит (отрицание), затем Демокрит (определенное бытие). Историю философии выстраивает по логическому принципу. Учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии. Завершается гегелевской философской системой, в которой Абсолютная Идея достигла адекватного самосознания. Гегелевской философией завершается весь гигантский круг саморазвертывания Абсолютной Идеи через природу и мировую историю.

У Гегеля – панлогизм. Главный механизм перехода от одного понятия к другому – на уровне логики, это выделение понятия, которое на скрытом уровне было на прежнем этапе.

В его философской системе Абсолютная Идея полностью познала саму себя. Что дальше? Ничего. Весь процесс во вселенной, доприродное существование Абсолютной Идеи завершилось в гегелевской системе. Круг замкнулся.

Суть всей философской позиции, вывод из всей философии Гегеля. Это противоречие между системой философии Гегеля и методом Гегеля. Система – объективный идеализм, основа – идея, процесс – самопознание ею собственного содержания, препятствий нет, вот и познала себя. Это обрекает систему Гегеля на признание завершенности. А метод – диалектический, не допускает завершенности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...