Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание искусственного ажиотажа




Скорость принятия правильных решений – ключевой навык менеджера и предпринимателя. В этом состоит кардинальное отличие менеджера от, например, ученого, который в-принципе, может решать ту или иную научную задачу достаточно долго, не имея жестких обязательств по срокам.

Однако, зачастую необходимости в срочном принятии решения (как правило, специально «сконструированного» манипулятором) нет.

ИСКУССТВЕННОЕ СУЖЕНИЕ ПОЛЯ ВЫБОРА ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД МНИМЫМ ВЫБОРОМ

«Девочка, ты хочешь, чтобы тебе оторвали голову или поехать на дачу?», Вам удобнее прийти ко мне сегодня в 16.00 или завтра в 12.00?»

ТОТАЛИТАРИЗМ УТВЕРЖДЕНИЙ

Ситуация искусственно моделируется как безальтернативная.

Строфа из «Песни хунвэйбина» А. Городницкого: «Если мы не дойдем до далекой Москвы, значит мы недостаточно любим Китай».

Наша компания – лидер на рынке». Такое утверждение, сделанное в рядовой компании, принадлежащей к девятой сотне участников регионального рынка иногда приводит к тому, что менеджеры этой компании начинают выстраивать стратегию компании с позиций лидера, то есть вести наступательные маркетинговые войны вместо того, чтобы избрать партизанскую тактику.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВОМ ИНФОРМАЦИИ

Согласно теории манипулирования информацией (IMT, предложена профессором Мичиганского университета МакКорнаком в 1992 году), в основу концепции манипулирования информацией входит тезис о том, что любое поведение, целью которого является введение в заблуждение, происходит путем тайных нарушений диалоговых принципов и представляет из себя манипулирование информацией. Эти диалоговые принципы (правдивости) были разработаны Грисом и включают в себя принципы качества, количества, манеры и уместности.

Принцип количества основан на ожидании того, что вклад участников диалога будет столь информативным, сколь этого требует ситуация. Нарушение этого принципа хорошо описывает обман, укрывательство и умолчание.

В ходе одного из первых телемостов «СССР-Америка» прозвучала известная теперь на весь мир фраза «В СССР секса нет», на которой уже в течение более 25 лет спекулируют политики. При этом ведущие этого телемоста – Владимир Познер и Фил Донахью в 2012 году признались, что эта реплика звучала иначе: «В СССР секса нет, а есть любовь», но окончание фразы специально вырезали «для большего эффекта».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АТРИБУТОВ ВЛАСТИ. ССЫЛКИ НА АВТОРИТЕТЫ

В качестве примера можно обратиться к исследованиям Милгэрма (http://psychoexp.ru/milgrem/eksperiment-milgrema-povinuemost.html) — он изучал подчинение авторитету. Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению. Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил Милгрэм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии». Впоследствии эксперимент Милгрэма всё-таки был повторен в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, и результаты оказались такими же, как и в Америке.

Таким образом, каждый человек подвержен преклонению перед властью и авторитетом. Объективность при поиске и принятии решений требует от человека совершить осознанные усилия, чтобы избежать этого.

В случае, если эти усилия не совершаются, отсутствует не просто критика, но отрицается сама возможность критики. (Пример: «Этот отчет подготовило агентство Маккинзи» вариант: (Кушман, Эрнст энд Янг, Делойт). Выраженное в разной степени, преклонение перед авторитетами может завести организацию в пропасть.

Другой пример: с целью внушить доверие к себе, отдельные компании и предприниматели используют, например, следующее:

· Имеют банковские счета в банках, явно аффилированных с местной администрацией. Если такой банк имеет дополнительные офисы в зданиях администрации (а так бывает почти всегда) – счет открывается именно в таком отделении.

· Вешают на стены в кабинетах портреты руководителей государства, свои фотографии с известными «в лицо» представителями власти, свои фото в генеральской форме и т.д.

· В разговорах постоянно ссылаются на других авторитетов, более высокого ранга, с которыми (как это следует из звучащих утверждений) они находятся в неформальных отношениях.

Зачастую ссылка на авторитет непроверяема. Так, например, директор_А в разговоре с директором_Б ссылается на мнение Вице-президента_IV, проверить которое Директор_Б не имеет возможности.

Автор не отрицает самого понятия авторитет, но предлагает руководствоваться следующим: Подтвержденное наличие у контрагента авторитета говорит только о том, что ранее некоторыми членами профессионального сообщества контрагент был признан специалистом и в принципе способен выполнить нужную Вам работу лучше всех. Из этого, однако, не следует, что в настоящее время вы имеете (будете иметь) дело с самым лучшим образцом деятельности этого авторитета.

СОЗДАНИЕ ЛОЖНОГО ОБРАЗА

Современная «индустрия развлечений» полна ложных образов о счастье, успехе и красоте, служащих интересам только их создателей. Задумайтесь, сколько ресурсов расходуется на создание образов. В средствах массовой информации – газетах, кинофильмах, на радио и телевидении – все время распространяются образы.

Образы способны сделать людей зависимыми и отвлекать от истинных потребностей и ценностей, не применяя физическую силу или насилие. Человек со временем начинает воспринимать демонстрируемые ложные образы за свои ценности и действует соответственно. Образы – это власть над людьми, один из главных орудий при манипулировании общественным сознанием (социальные стереотипы).

«Социальный стереотип – устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных источников информации. Сквозь призму стереотипов воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица».

Стереотипы как необходимый человеку инструмент восприятия и мышления обладают устойчивостью: человеку сложно без «автоматизмов» в восприятии и мышлении. Поскольку их полезность для человека в том и заключается, чтобы воспринимать и оценивать быстро, не думая, манипулятор может применять их как «фильтры», через которые его жертвы видят действительность – «ставить» перед глазами человека то один, то другой «фильтр».

Известный американский журналист Walter Lippman в книге «Public opinion» (1922) выдвинул целую концепцию стереотипизации как основы пропаганды. Он писал: «Из всех средств влияния на человека самым тонким и обладающим исключительной силой внушения являются те, которые создают и поддерживают галерею стереотипов. Нам рассказывают о мире прежде, чем мы его увидим. Мы представляем себе большинство вещей прежде, чем познакомимся с ними на опыте. И эти предварительные представления, если нас не насторожит в этом наше образование, из глубины управляют всем процессом восприятия».

Если удается подтолкнуть крупные массы людей видеть какое-то общественное явление через нужный манипулятору стереотип, то несогласным становится очень трудно воззвать людей к здравому смыслу, убедить их остановиться, подумать, не принимать скоропалительных опасных решений. Ницше отмечал: «Так как недостает времени для мышления и спокойствия в мышлении, то теперь уже не обсуждают несогласных мнений, а удовлетворяются тем, что ненавидят их. При чудовищном ускорении жизни дух и взор приучаются к неполному или ложному созерцанию и суждению, и каждый человек подобен путешественнику, изучающему страну и народ из окна железнодорожного вагона».

Хороший пример недавней манипуляции — миф о коровьем бешенстве. Раздутый, иллюстрированный до безобразия ярко и подробно, он пролетел горящим дирижаблем над Европой и Россией, и канул в лету так же неожиданно, как и появился. Вначале были сообщения о необычной болезни, приведшей к смерти около десяти пожилых людей в Великобритании. Сообщения повторялись каждый день по нескольку раз. Затем последовали санитарные меры, отказ Евросоюза от английской говядины. Затем Евросоюз принудил убить значительную часть английских коров, а потом их трупы сжечь. Вы, наверное, помните кадры сжигания коровьих трупов с высоты птичьего полета. Запах был жуткий, по всей Англии. Массовый психоз, прокатившийся по Европе, страх перед говядиной, молоком и сыром подогревался научными утверждениями (неизвестных ученых) о том, что причиной болезни является некое химическое соединение белковой природы, которое даже после тщательной прожарки в течение 2 часов остается опасным. Волшебный инфицирующий агент, по строению гораздо проще вируса, со временем превращает в губку мозг пожилого человека. Особенно, если тот любил непрожаренный бифштекс. Появились сообщения, что и в России создаются лаборатории, в которых ветврачи пластуют говяжьи мозги, не помню, нашли что-нибудь или нет.

Вред манипуляции очевиден: нанесен удар сельскому хозяйству Великобритании, причем сильнее всего были не материальные потери (нашлись средства их компенсировать), а ощущение абсурда и дикости, испытываемые во время чудовищных костров санитарной инквизиции. В Испании или в Швейцарии от губчатого энцефалита умерло больше людей, чем в Англии, однако блокаде по мясу эти страны Евросоюз не подвергал.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...