Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поставки продуктов на Святую землю




 

Перед началом крестовых походов итальянские купцы Амальфи и Венеции часто наведывались в Восточное Средиземноморье: пре­жде всего в Византию, а во вторую очередь в фатимидский Египет. Во­преки папскому запрету они поставляли последнему стратегические товары — дерево и оружие. Крестовые походы и основание латин­ских государств внесли некоторые изменения: коммерческие отно­шения между прибрежными городами Сирии-Палестины, находив­шимися в руках латинян, и мусульманскими внутренними районами хотя и не прервались, но стали более трудными, и латинским государствам приходилось искать другие источники товаров, которые перестали регулярно поступать с мусульманского Востока. Что каса­ется международной торговли Восток-Запад, то, совершенно не по­страдав в результате крестового похода, она пережила необычайный расцвет. Дерево, лошади, оружие и зерно, необходимые для выжива­ния латинских государств, поступали с Запада. При этом другие то­вары европейского производства, вроде тканей, проникали и на му­сульманский рынок, в то время как специи, квасцы и хлопок устремлялись в западном направлении.

Распространение крестового похода на Византию в XIII в. созда­ло новые условия для торговли в Эгейском и Черном морях. В конце столетия господство Анжуйской династии над Южной Италией и Пелопоннесом благоприятствовало чрезвычайно активному дви­жению товаров по каналу из Отранто.

Военные ордены участвовали в этой торговле; их европейские дома поставляли в Святую землю излишки своего производства. Из Иерусалима, а впоследствии из Акры магистры орденов тамплиеров и госпитальеров внимательно следили за поступлением responsiones. Эти средства сосредотачивались в штаб-квартире каждой провин­ции к моменту созыва ежегодного капитула. В Монзоне, месте сбора капитула Арагона, каждый прецептор докладывал о состоянии сво­его командорства, предоставляя список имущества, доходов и на­личных ресурсов. Затем шла опись резервов хлеба, мяса, мулов и ло­шадей. Испанские кони, пользовавшиеся очень хорошей репутацией, вывозились на Восток313.

Документ, подписанный в Фамагусте, на Кипре, раскрывает мас­штабы поставок зерна и сложность соответствующих коммерческих операций:

 

Я, мэтр Тома, врач, живущий в Фамагусте, подтверждаю получение от Санче Переса де Сан Марти при посредничестве Бернарда Марке, капитана «Сен-Николя», в порту Фамагусты, восьми тысяч мюи зерна, принадлежащего графу Бернару Гильему д'Ампреса, которое было мне передано за 16 350 французских турских денье, которые благородный граф получил в долг от моего брата, метра Теодора, врача ордена Храма314.

 

Архивы Неаполя изобилуют таможенными документами, касаю­щимися экспорта хлеба из Южной Италии в Палестину: несколько раз короли Неаполя освобождали от вывозных пошлин товары, пе­ревозимые тамплиерами в Святую землю, Кипр или Пелопоннес. Восемнадцатого февраля 1295 г. король Карл II поручил тамплиерам ежегодно поставлять тысячу «сомов» (примерно двести тонн) пше­ницы рыцарям, защищавшим Акру, а теперь нашедшим пристанище на Кипре и не располагавшим значительными ресурсами, — и это притом, что магистр ордена Храма имел право каждый год без упла­ты налогов экспортировать в Восточное Средиземноморье четыре тысячи «сомов» пшеницы, ржи и овощей315.

Естественно, велик был спрос на оружие и лошадей. Часто, поки­дая Иерусалим, крестоносцы дарили своих лошадей и оружие орде­ну тамплиеров и госпитальеров. Но потребности были таковы, что необходимо было организовать широкомасштабный ввоз. Карл I и Карл II Анжуйские превратили свое королевство в Южной Италии в центр поставок военной экипировки на Восток и в Грецию. Там­плиеры занимали в этой организации свое особое место. В апреле 1277 г. Карл I позволил брату Эймару де Петручиа отправить в Си­рию для нужд ордена Храма лошадей и оружие, принадлежавшее его младшему сыну. На следующий год он вновь воспользовался услугами тамплиеров, чтобы перевезти на их корабле тридцать пять лошадей в Акру, где их принял его представитель Рожер де Сансеверино316. Двадцать шестого мая 1294 г. глава ордена Храма на Пелопоннесе, Эсташ де Гершвиль получил разрешение беспрепятственно покинуть Апулию вместе с кораблем, на борту которого находилось семь ло­шадей и мул. И в том же г. король запретил своим таможенным аген­там требовать у тамплиеров, следующих из-за моря, предъявления луков и арбалетов, перевозимых на их кораблях317.

Храмовники перевозили сырье или оплачивали его доставку. Ра­зумеется, речь шла о дереве, но также и железе. Подтверждением этому служит договор, заключенный в Акре в апреле 1162 г. между Романо и Самуэлем Мерано (знаменитыми венецианскими купца­ми), получившими от Дато Келси, жителя Акры, поручение выдать братьям ополчения Храма пятьдесят кантаров железа, что составля­ет примерно одиннадцать тонн318.

С того момента, когда в распоряжении военных орденов оказал­ся флот, они взяли на себя перевозку паломников. При этом они сна­чала размещали их в своих западных домах, расположенных вблизи портов отправления на Святую земли: Арля, Сен-Жиля, Марселя, Биота, Бари, Барлетты, Бриндизи... Паломники доверяли им, так как корабли орденов следовали под охраной. К тому же они не продава­ли своих пассажиров в рабство в мусульманских портах, как иногда поступали генуэзцы и пизанцы. За год два корабля орденов тамплие­ров и госпитальеров с портом приписки в Марселе могли перевезти шесть тысяч паломников319. Знаменитый Рожер де Флор, об удиви­тельных приключениях которого я расскажу в следующем разделе, успел изучить навигацию, плавая на корабле под командованием брата-служителя Храма, переправлявшем паломников из Бриндизи.

Корабли у тамплиеров появились в конце XII в. В апреле 1207 г. два ломбардских купца, обосновавшихся в Константинополе, занима­лись устройством своих дел «перед нашим возвращением в Венецию из паломничества, которое мы совершим, переправившись через море на корабле рыцарей Иерусалимского Храма...»320. Тамплиеры Англии владели собственными судами для перевозки вин из Пуату с погрузкой в Ла-Рошели321. Но основная часть их деятельности в ка­честве судовладельцев и морских перевозчиков проходила в Среди­земноморье. Тамплиеры и госпитальеры (в этой области между ними не было никакого различия, и все, что справедливо для одних, полностью применимо и к другим) наладили в портах особую струк­туру и разработали собственную политику фрахтовки.

В графстве Прованс излишки внутренних командорств транспор­тировались в порты — Ниццу, Биот, Тулон... В Тулоне орден Храма выстроил два дома в квартале, называвшемся Carriero del Templo (квартал тамплиеров), расположенном у самых стен, защищавших город со стороны моря. Храмовники распорядились пробить стену на уровне своих домов, чтобы облегчить себе прямой доступ к морю и тем самым ускорить погрузку своих судов322. Корабли, доставляв­шие товары на Восток из этих портов, пользовались иммунитетом и привилегиями, предоставленными им графом Прованса. В Марсе­ле, который, не принадлежа к графству Прованс, являлся главным портом региона, возникли трения между военными орденами и ме­стными судовладельцами, недовольными тем, насколько неправо­мерно монахи-воины истолковывали свои привилегии. Фрахтовщи­ки пытались запретить орденам погрузку товаров, происходивших из другого источника, нежели их собственные монастыри, и даже ог­раничить их деятельность одной перевозкой паломников. Тем не ме­нее в 1216 г. город признал за орденами право строить и содержатьв Марселе корабли, предназначенные для обслуживания Святой земли и Испании323. Однако ордены требовали полной свободы на­вигации и потому покинули Марсель ради соперничавшего с ним порта Монпелье. В конце концов в 1234 г. было заключено соглаше­ние с Марселем, и теперь оба ордена получили право дважды в год, в апреле и августе, выводить из порта по одному кораблю без уплаты пошлин на перевозимые товары. Многочисленные документы дока­зывают, что тамплиеры пользовались этим правом для вывоза това­ров марсельских купцов — штук полотна, кораллов и монет местной чеканки324. Количество паломников, перевозимых в ходе каждого рейса, теперь ограничивалось тысячью пятьюстами. По пути из Ис­пании, на участке между Коллиором и Монако, корабли ордена мог­ли сделать остановку только в Марселе325. Тамплиеры Арагона, кото­рые долгое время не имели собственных кораблей, вынуждены были обращаться к Марселю, чтобы организовывать транзитные перевоз­ки своих товаров. Обычно они использовали августовский «рейс». Однако в конце XIII в. они уже сами стали судовладельцами, по­скольку в 1285 г. король Педро III реквизировал их корабли для борьбы против французских крестоносцев Филиппа III326.

В Южной Италии, а именно в Бриндизи, ордены ассоциирова­лись с портовой администрацией: в 1275 г. Карл I попросил их выде­лить по одному брату для надзора, совместно с королевскими чинов­никами, за строительством маяка327.

Нам известно несколько кораблей флота тамплиеров и госпи­тальеров. Когда Людовик IX отправился в крестовый походе 1248 г., при расчетах, связанных с фрахтованием судов, упоминался корабль «Комтесс», принадлежавший госпитальерам. Из договоров марсель­ских купцов мы узнаем о кораблях тамплиеров «Бон Авантюр» (в 1248 г.) и «Роз дю Тампль» (в 1288-1290 гг.). Сведения о типе, размерах и экипажах этих кораблей довольно путанны. Корабль «Бенит» был зафрахтован графом Дре за две тысячи шестьсот лив­ров; его экипаж состоял из тридцати трех человек. Это судно доста­точно распространенного типа, скорее всего, было меньше, чем «Фокон», огромный грузовой корабль, приобретенный в Генуе и на­ходившийся под командованием брата Рожера де Флора328.

В силу того значения, которое имела перевозка лошадей, возник­ла необходимость оборудования особых кораблей юиссье. Крестовый поход Людовика IX вызвал оживление фрахтовочной активно­сти в Марселе: госпитальеры наняли в графстве Форе судно, еще находившееся на верфи, приспособленное для перевозки шестидеся­ти лошадей, для управления которым требовалась команда из соро­ка одного человека. Это был огромный корабль, и крестовые походы дали импульс стремительному прогрессу в области кораблестрое­ния. Мы знаем, что Гуго де Пейен, отправившийся в путь из Марселя в 1129 г., «вез с собой множество людей, одних пешими, других вме­сте с лошадьми»329. Успех, достигнутый в организации поставок ло­шадей, был ощутимым: в 1123 г. венецианцы впервые перевезли ло­шадей на большое расстояние, делая частые заходы в порты. В 1169 г. в связи с византийско-латинским походом на Дамьетту византий­цы переоборудовали свои корабли так, чтобы лошадей можно было выгружать с помощью пандуса. К Третьему крестовому походу дан­ная технология была доведена до совершенства — именно тогда по­явились корабли юиссье, которые пятьдесят лет спустя Жуанвиль описал следующим образом:

 

Сегодня была открыта дверь корабля и всех лошадей, которых мы должны перевезти за море, завели внутрь. Затем дверь закрыли и хорошо задраили, как законопачивают бочку, потому что, когда корабль находится в море, эта дверь полностью находится под водой330.

 

В трюме лошадей удерживали ремни. Подобное устройство ко­раблей юиссье связано с техникой высадки: корабль подходил как можно ближе к берегу, дверь открывалась, и всадники верхом на ло­шадях выезжали на землю. Как только «десант» покидал огромное грузовое судно, оно могло подойти и расстаться с остальным грузом, который оно перевозило помимо лошадей. Обычно корабль юиссье мог перевозить сорок лошадей, но, как мы видели, это количество могло доходить и до шестидесяти331.

Подобно тому как тамплиеры сделались банкирами, они освоили и профессию моряков. После Первого крестового похода прибреж­ные города удалось завоевать только с помощью флотов итальян­ских городов или северо-западной Европы. В 1291 г. последние жи­тели и защитники Акры оставили разрушенный город на судах ордена Храма. В этом исходе принимал участие Рожер де Флор и его огромный корабль «Фокон дю Тампль».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...