Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи исследования




Целью настоящего исследования является разработка методики формирования интереса к занятиям теннисом у детей старшего дошкольного возраста на этапе начальной подготовки. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были сформированы задачи исследования:

1. Провести содержательный анализ основных научно-методических источников по проблеме формирования интереса к занятиям спортом на этапе начальной подготовки.

2. Разработать методику формирования интереса к занятиям теннисом на этапе начальной подготовки на основе воображения.

3. Проверить эффективность разработанной методики формирования интереса к занятиям теннисом на этапе начальной подготовки на основе воображения.

Методы исследования.

Анализ научно-методической литературы. Изучение научно-методической литературы позволило составить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщив имеющиеся данные и мнения специалистов, касающихся вопросов формирования интереса к занятиям спортивной деятельность детей. Всего был изучен 41 источник.

На основании анализа литературы можно признать хорошо освещёнными организационные стороны построения тренировочных занятий спортом. Однако стоит признать немногочисленность дидактических рекомендаций в процессе обучения настольным теннисом. В названии данной работы умышленно не употреблён термин «настольный», поскольку дидактический принцип «обыгрывания» основных опорных точек двигательных действий остаётся, притом, что эти точки имеют различия.

Психологическая диагностика. В рамках настоящего исследования использованы следующие методы тестирования: модифицированная методика «Картинки предметные» Н.И. Непомнящей, модифицированный метод тестирования М. Люшера, тест цветовых выборов. Тестирование производилось двумя сериями. Первая серия с обобщением данных по трём занятиям производилась в начале эксперимента. По окончанию эксперимента аналогично производилась вторая серия после внедрения методики. Арифметически обсчитывались результаты сдвигов показателей соответствующих выборок на начало и окончание эксперимента. Модифицированная методика «Картинки предметные» Н.И. Непомнящей [28]. Методика предназначена для диагностики побуждения к деятельности. На 5 картинках изображена деятельность с разной степенью активности. Обследуемый ребёнок должен выбрать более удовлетворяющий его вариант занятия. Предпочтения детей группируются по массивам: активная деятельность, отсутствие активной деятельности. Результаты определяются по сдвигам предпочтений в массивах.

Модифицированный метод тестирования М.Люшера: тест цветовых выборов [36]. Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну часть вошли красные, оранжевые, желтые, а в другую - зеленые, голубо-зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета. Первые из них называют горячими цветами, вторые холодными. Холодными считаются цвета, которые по нашим ассоциациям связаны с прохладой, тенью деревьев, холодной водой, морозом.
Теплыми считаются цвета, связанные с жарой, огнем, летом, солнцем. Понятие о теплоте цвета, в известной мере, относительно. Любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может оказаться холодным, и наоборот, любой холодный цвет рядом с еще более холодным может оказаться теплым. Цветовые предпочтения могут быть полярными: так оранжево-красный цвет символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение. Светло-жёлтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. Синий же цвет, напротив символизирует спокойствие, удовлетворенность. Испытуемому предлагается выбрать три из пяти цветных картинки, предложены цвета: «жёлтый», «оранжевый», «красный», «зелёный» и «синий». Результаты группируются по сдвигам предпочтений цветовых массивов; горячие: «жёлтый + оранжевый + красный», холодные: «зелёный + синий»

Метод опроса. Данный метод был использован с целью выявления интересов детей. Вопрос: «Какая часть занятия понравилась?» проводился индивидуально после окончания занятия в непринужденной обстановке.

Метод педагогического эксперимента. Формирование независимых переменных. Такой независимой переменной предлагается новая методика в работе тренера. Она является главным формирующим фактором. Экспериментатор проверяет её эффективность. Подготовка экспериментальных и контрольных групп включает в себя не только подбор одновозрастных общностей, но и сходных по другим показателям. В настоящем исследовании участвуют относительно одинаковые группы детей, эксперимент проводится в одной из них, а срезовые диагностические замеры в обеих проводились в близкое время. При этом полагается, согласно гипотезе, что в экспериментальной группе темпы развития замеряемых качеств будут выше, поскольку для этого и вводились независимые переменные. При этом сопоставляются не абсолютные результаты, а относительные в %, темпы продвижения детей экспериментальной группы и темпы продвижения детей контрольной группы, реализовано в рамках проведения настоящего эксперимента.

Метод математической статистики.

В нашем исследовании используем один из методов непараметрической статистики. Оценку достоверности результата проводим по критерию φ* - угловому преобразованию Фишера, полученные данные по сдвигам предпочтений детей экспериментальной и контрольной групп разделяем на тех, кто выбрал варианты «деятельность» и «отсутствие деятельности» (составлены в таблице 1).

Таблица 1

Группы Предпочтения по варианту "деятельность"
нет эффекта есть эффект
чел. % чел. %
Экспериментальная группа (23 чел.)   4,35   95,65
Контрольная группа (20 чел.)        

 

Сформулируем гипотезы.

Н 0: доля детей, выбравших картинки с изображением более активных персонажей в экспериментальной группе не больше чем в контрольной.

Н 1: доля детей, выбравших картинки с изображением более активных персонажей в экспериментальной группе больше чем в контрольной. По табличным данным определим величины φ, соответствующие процентным долям каждой из групп:

φ 1 (95,65) =2,724

φ 2 (80) =2,214

Вычислим эмпирическое значение φ эмп по формуле:

1,668

Значению критерия равному 1,668 соответствует табличное значение p<0,05. Выполнение данного условия трактуется как исключение ошибки первого рода, нулевая гипотеза Н 0 отвергается и, следовательно отмеченное различие между экспериментальной и контрольной группой в результатах выбора по предпочтению вида деятельности является статистически значимым. Дети из экспериментальной группы предпочитали деятельность с наибольшей активностью.

Организация исследования

В проведении экспериментальной работы участвовали дети, занимающиеся в спортивной секции на базе ДЮСШ «Юность» г. Шелехов Иркутской области. Всего в экспериментальном исследовании принимало участие 43 человека. Экспериментальная группа (23 человек) и контрольная группа (20 человека).

Первый этап исследования (С 02.09.2012 по 24.09.2013г). На данном этапе осуществлялось изучение научно-методической литературы, связанной с проблематикой исследования, систематизировались базовые теоретические положения работы; определялись задачи исследования, отбирались и формировались методы их решения в экспериментальной работе.

Второй этап исследования (с 25.09.2013г по 31.03.14г). На данном этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по реализации методики формирования интереса к занятиям настольным теннисом на основе активизации воображения.

Третий этап исследования (с 01.04.2014г по 30.04.2014г). На данном этапе осуществлялся системный анализ и обобщение материалов, полученных по результатам экспериментальной работы. Формировались выводы исследования, осуществлялось оформление выпускной квалификационной работы.

 

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Содержание экспериментальной методики формирования

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...