Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы и перспективы развития ГУ – Московского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации – Филиала №35




 

Направления деятельности фонда
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее Фонд) представляет собой разветвленную финансовую систему. Фонд осуществляет не только управление средствами обязательного социального страхования, но и деятельность, связанную с организацией и обеспечением социального страхования. Основные направления деятельности Фонда представлены на рисунке 3.

 
 

 


Рис.3. Перечень основных направлений деятельности Фонда.

В работе Фонда имеются проблемы, связанные с причинами как внутреннего, так и внешнего характера:

1) сложный и специфический финансовый механизм деятельности Фонда, наличие многочисленных разноплановых функций;

2) незавершенность законодательной базы;

3) финансовый кризис;

4) нерациональное распределение страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Помимо прямых направлений деятельности (обязательное социальное страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) Фонд выполняет значительный объем функций (оказание помощи отдельным категориям граждан), не соответствующих его целевому назначению. Часть этих функций Фонда целесообразно передать другим государственным органам (например, органам соцзащиты). Это поможет снизить нагрузку Фонда и его подразделений, что повысит эффективность его функционирования.

Проблемой можно считать незавершенность формирования законодательной базы, регламентирующей деятельность Фонда. До настоящего времени не принят Федеральный закон о Фонде социального страхования; отсутствует нормативно-правовой документ, который определил бы организационно-правовой статус Фонда как страховщика. Практика показывает, что Фонд в своей деятельности ссылается на разрозненные, а в ряде случаев на нормативные акты, которые не соответствуют изменившимся социально-экономическим условиям. Так, Фонд руководствуется «Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. №101, которое на сегодняшний день по отдельным позициям не соответствует законодательству Российской Федерации.

Доходная часть бюджета Фонда напрямую зависит от текущего состояния всех сфер экономики. В частности, финансовый кризис привел к ряду негативных явлений, в том числе снижению финансовой устойчивости и ликвидации предприятий, росту банкротств, сокращению числа страхователей. Все это свидетельствует о необходимости поддержания соответствующего уровня доходов бюджетов Фонда со стороны государства. Кроме того, Фонду и всем его структурным подразделениям необходимо усилить контроль за обоснованностью выдачи листов нетрудоспособности, так как кризисные явления, рост безработицы и нестабильность заработной платы приводят к тому, что работающие используют листы нетрудоспособности для поддержания своих доходов.

Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (далее ОСС НСПЗ) структурно распределяются нерационально: в среднем 89% страховых взносов направляются на гарантированные пособия и страховые выплаты; порядка 4% – на предупредительные мероприятия по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний и 4% – на профессиональную, медицинскую и социальную реабилитацию. Однако предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с экономической и социальной точки зрения обходится дешевле, чем лечение и реабилитация пострадавшего, выплата ему пенсии по инвалидности, зачастую пожизненной. Если же страховой случай произошел, то затраты на реабилитацию и восстановление профессиональной трудоспособности должны быть предпочтительней последующих затрат на страховые выплаты. Поздняя медицинская реабилитация, длящаяся годами, малоэффективна и отвлекает значительные средства Фонда. Сокращение сроков временной нетрудоспособности с последующим снижением случаев первичного вы хода на инвалидность, возвращение пострадавшего в сферу трудовой деятельности и интеграция его в общество – это основные показатели эффективности ранней реабилитации пострадавших от тяжелых несчастных случаев на производстве.

Выделим ряд основных причин нерационального распределения финансовых ресурсов Фонда в части ОСС НСПЗ:

· нерешенные организационные вопросы по данному направлению;

· высокий размер страховых выплат, провоцирующий иждивенческие настроения и отказ пострадавших от реабилитационных мероприятий;

· отсутствие должного внимания и контроля страхователей к решению вопросов сокращения производственного травматизма и профзаболеваний.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Фонд, его региональные отделения и филиалы не в полной мере выполняет одну из главных задач социального страхования – предупреждение рисковых ситуаций.

Остановимся на основных перспективных направлениях развития Фонда:

1) развитие интерактивных форм взаимодействия Фонда, страхователей и застрахованных лиц;

2) создание на уровне отделений Фонда специальных групп по работе с организациями разных форм собственности;

3) снижение детской заболеваемости;

4) внесение изменений в порядок финансирования по программе «Родовой сертификат»;

5) модернизация системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Важнейшей перспективой функционирования Фонда, является более широкое применение интерактивных форм взаимодействия всех субъектов Фонда, страхователей и застрахованных лиц: создание интернет-сайтов, сдача отчетности в электронном виде, прием граждан по средствам видеосвязи. Создание интернет-сайтов региональных отделений и филиалов Фонда необходимо для успешного и эффективного функционирования всех его подразделений, для прозрачности их деятельности, для ведения информационно-разъяснительной работы со страхователями, медицинскими учреждениями, застрахованными лицами. Сдача отчетов в электронном виде очень удобна, поскольку экономит время не только работников Фонда, но и страхователей.

Перспективой развития Фонда является создание специальных групп по работе с организациями разных форм собственности (индивидуальные предприниматели, бюджетные организации, предприятия других форм собственности) на уровне каждого отделения. За каждой из групп следует закрепить специалистов правового отдела, которые будут осуществлять юридическое сопровождение их деятельности.

Увеличение финансирования на оздоровление детей застрахованных граждан является профилактической мерой снижения детской заболеваемости и расходов на выплату пособий по уходу за больным ребенком.

В целях повышения эффективности работы медучреждений и снижения затрат по программе «Родовой сертификат» разумно было бы структурные подразделения Фонда наделить правом не оплачивать талоны родовых сертификатов при наличии жалобы женщины на качество оказанных ей медицинских услуг.

В ОСС НСПЗ Фонд перешел к определению класса риска, а значит, и размера страхового тарифа в зависимости от определенного типа деятельности, от отраслевой системы, т. е. к классификации по видам экономической деятельности, что соответствует мировым нормам. На наш взгляд, следует углубить дифференциацию при определении тарифа: от вида экономической деятельности до конкретных предприятий. В конечном счете Фонд может перейти на методологию актуарных расчетов и установление класса риска, а значит, и размера страховых взносов для каждого предприятия индивидуально. Тогда работодатель будет более заинтересован в охране труда, будет нести ответственность за безопасность своих работников.

В качестве модернизации системы ОСС НСПЗ можно рассмотреть реформирование методики установления скидок и надбавок к страховым тарифам: необходимо учитывать страховые случаи за последние три года, а не за весь период деятельности страхователя; один несчастный случай со смертельным исходом приравнивать к определенному количеству дней временной нетрудоспособности.

Следует также увеличивать расходы на проведение углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Дополнительные медицинские и углубленные медицинские осмотры отражают реальное состояние здоровья людей, работающих во вредных условиях. По результатам углубленных медицинских осмотров можно будет принимать меры по улучшению здоровья конкретного работника.

Организуя работу по углубленным медицинским осмотрам, не надо забывать главной их цели – укрепление здоровья работников, улучшение их медицинского обслуживания и, следовательно, сокращение экономических потерь от временной нетрудоспособности занятых на работах с вредными условиями труда.

Таким образом, исследование показывает, что несмотря на имеющиеся недостатки и трудности в ряде социальных вопросов, Фонд социального страхования на сегодняшний момент является необходимым и важным финансовым институтом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...