Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Нормы произношения и ударения




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

От составителей.......................................................................... 4

I. Нормы произношения и ударения.......................................... 5

II. Нормы словоупотребления................................................... 7

III. Морфологические нормы................................................... 19

IV. Синтаксические нормы....................................................... 40

Приложения.............................................................................. 58

Приложение 1. Орфоэпический минимум............................... 58

Приложение 2. Лексический минимум..................................... 63

 


От составителей

Сборник упражнений является составной частью учебного комплекса по русскому языку и культуре речи для студентов нефилологических специальностей. Необходимость создания данного пособия обусловлена низким уровнем культуры речи студентов, изменением характера и направленности языковой политики, установкой общества на подготовку специалистов нового типа. Изменение культурной ситуации в России требует безупречного владения навыками устной и письменной речи. Высокий уровень речевой культуры воспринимается современным обществом как важнейшая составляющая профессиональной компетенции работника любой сферы деятельности, умеющего использовать речевые навыки как инструмент, с помощью которого достигается профессиональный успех. Коммуникативная компетенция – одна из важнейших составляющих продуктивного общения в профессиональной сфере.

Формирование компетенций, обеспечивающих незатрудненное и целесообразное общение, – основная цель курса «Русский язык и культура речи». Усвоение теоретических представлений о языке как саморазвивающейся системе, о нормах литературного языка, его функциональных разновидностях, изучение основных качеств хорошей речи, формирование составляющих элитарной речевой культуры (языкового вкуса, речевой этики, индивидуального стиля речи) невозможны без приобретения практических навыков, развитие и совершенствование которых обеспечивает данное пособие. Работа со сборником упражнений позволит повысить эффективность обучения, обеспечит его интенсификацию и необходимый уровень наглядности.

С помощью данного пособия можно решить следующие задачи: сформировать умение отличать средства литературного языка от средств других форм существования русского языка; выработать навык создания высказываний в соответствии с коммуникативной ситуацией, т. е. различения функциональных стилей, уместного использования их средств; научить владению жанрами официально-делового и научного стилей; выработать потребность в соблюдении языковых норм устной и письменной речи; обучить использованию словарей и справочной литературы.

Пособие состоит из 4 разделов: 1) нормы произношения и ударения, 2) нормы словоупотребления, 3) морфологические нормы,
4) синтаксические нормы.


I. НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ

Упражнение 1. Пользуясь словарем, расставьте ударение в предложенных словах и запомните их произношение.

Агент, агентство, айва, алкоголь, алфавит, арахис, аристократия, до аэропорта, в аэропорту, асимметрия, босой, бочковый, брыкаться, Бурятия, бюрократия, ведомость – ведомостей, ведомостями, вероисповедание, воздухопровод, газопровод, мусоропровод, электрический провод, воткнутый, высоко, глубоко, гражданство, деньгами, дефис, джинсовый, диспансер, добыча, договор – договоры, договорный, досочка – (много) досок, досуг, дразнить, жалюзи, заплесневеть, издали, инсульт, искра, иссиня, камбала, кашлянуть, каталог, некролог, квартал – квартальный, кило, полкило, километр, кета, колледж, компас, краны, красивее – красивейший, кухонный, локоть – локтю, локтем, о локте, маркетинг – маркетинговый, мастерски, менеджмент, мизерный, морковь, мышление, насквозь, наискось, намерение, нацененный, недоимка, недоговоренность, новорожденный, новость – новостей, обеспечение, область – областей, облегчить, одновременный, оптовый, осведомиться, отрасль – отраслей, паблисити, памятовать, парапет, партер, петля – петель, петлям, петлями, о петлях, пиццерия, плотина, премировать, приговор, простыня, пуловер, развитой ребенок, развитый тезис, развитый локон, ревень, свердловский, семья – о семье, в семью, свёкла, сирота – сирот, сиротам, о сиротах, созыв, средство – средства, средствам, средствами, о средствах, статуя, творог – творога, творогом, твороге, торт – торту, тортом, тортами, о торте, тошнота, украинский, уставный, флюорография, форзац, ходатайство – ходатайствовать, хозяева – хозяевам, о хозяевах, цемент, цепочка, шофёр – шофёры, шофёров, шофёрский, щавель, шарфы, шарфов, эксперт – экспертный, языковая политика, Яков Свердлов, улица Свердлова, якут – якуты, якутам, якутами, Якутия.

 

Упражнение 2. Измените данные глаголы по образцу. Расставьте ударение.

· Начать – начал, начало, начали, начала, начавший, начатый; донять, занять, зачать, нанять, обнять, понять, придать, принять.

· Пить – пил, пило, пили, пила; брать, взять, вить, внять, врать, гнать, дать, драть, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, плыть, рвать, снять, спать; догнать, продать, проспать; забраться, напиться, надорваться.

· Возбудить – возбужден, возбуждено, возбуждена, возбуждены; осудить, включить, заключить, отключить, подключить; внести, повторить.

· Баловать – балованный; пломбировать, маркировать, премировать, бронировать.

· Звонить – звонишь, звонит, звоним, звонят; включить, вручить, отключить, повторить, кровоточить; наклониться.

· Прин я ть – пр и нят, пр и нято, пр и няты, принят а; занять, отдать, поднять, продать.

Упражнение 3. Запомните произношение слов.

Алоэ, астма, асфальт, бидон, дерматин, дикобраз, досочка, дуршлаг, грейпфрут, жвачка, инцидент, заём – займа, картон, кетчуп, кожзаменитель, комбинезон, компостировать, компрометировать, кондиционер, констатировать, конфорка, крышечка, легче, матерщина, матерщинник, наём – найма, оплачено, пациент, пельмени, платит, полис, почерк, прецедент, проект, пуловер, розетка, свежейший,сервис, скрупулёзный, спортсмен, табурет, шкаф, шербет, шинель, чрезвычайный, чрезмерный, эшелон, юрисконсульт.

Упражнение 4. Определите, с каким звуком произносится слово, с [о] или [э]?

Блеклый, ведер, желчь, маневр, никчемный, афера, бытие, истекший, одновременный, опека, хребет, щелка.

Упражнение 5. Запомните произношение сложносокращенных слов.

АЗС, АТС, ВСЖД, ИГУ, ЛДПР, НХЛ, КХЛ, ООН, РФ, США, ФРГ, ФСБ, ЦНС, ЦНТИ, ЦПКиО, ЦРУ, ЦСУ, ЦУМ, ЭКГ.

Упражнение 6. Какими словарями Вы пользовались при выполнении упражнений 1–5?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...