Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Допишите пропущенные буквы, мотивируйте выбор соответствующей формы.




1. Окна декорированы бежев… тюл… 2. Скинув плащ, тихонько подсаживаюсь к роял… и дотрагиваюсь до клавиш… 3. Сидит он вольно, положив ногу на ногу, выставив остр… коленк… 4. Вам нужен специальн… шампунь. 5. Купите капронов… тюль. 6. Наш завод выпускает яичн… вермишель. 7. Именн… бандероль получен… адресатом. 8. Положите ароматн… ваниль. 9. Эт… вермишель просрочен… 10. Поставим антикварн… консоль. 11. Наступили на любим… мозоль. 12. В этой картине художником использован… пастель. 13. Используйте немного пемоксол… 14. Спаржев… фасоль не успел… вызреть. 15. Измените четырнадцат… кегль на 12. 16. Люблю мыть окна с остро пахнущ… нашатыр… 17. На город обрушил… грязев… сель. 18. Допотопн… толь уже устарел…

II. Просклоняйте слово туфля. Поставьте ударение. Научитесь правильно произносить.

  Ед. ч. Мн. ч.
Им. п. туфля туфли
Р. п. (нет чего)    
Д. п. (к чему)    
В. п. (что)    
Тв. п. (с чем)    
П. п. (о чем)    

Упражнение 34. Определите род имен существительных.

Авеню, авто, алиби,аниме, атташе, бигуди, биеннале, болеро, боржоми, бренди, визави, виски, витилиго, евро, зомби, жалюзи, иваси, икебана, импресарио, инкогнито, интервью, каберне, кафе, кашне, кашпо, кенгуру, киви, кольраби, коммюнике, контральто, конферансье, конфетти, кофе, кредо, леди, манго, маэстро, мундиаль, паблик-рилейшенз, панно, пенальти, пенни, пони, портмоне, протеже, сомбреро, рагу, регби, сабо, салями, саперави, суахили, сулугуни, табу, клише, такси, торнадо, урду, фиаско, филе, фламинго, фойе, фрау, фэнтези, хинди, цеце, амплуа, эссе, селфи, цунами.

 

Упражнение 35. Подберите к данным существительным мужского рода существительные женского рода. Отметьте случаи отсутствия пары или различия в сфере употребления.

Адвокат, агроном, аспирант, бригадир, врач, Герой Советского Союза, генерал, декан, директор, чемпион, спортсмен, студент, актер, артист, гражданин, ученик, лаборант, летчик, доктор, доцент, заведующий кафедрой, защитник, инженер, инспектор, инструктор, кандидат, корректор, корреспондент, космонавт, кондуктор, конькобежец, машинист, научный сотрудник, обмотчик, педагог, профессор, прокурор, редактор, руководитель, слесарь, следователь, судья, член-корреспондент, тракторист, учитель, юбиляр.

 

Упражнение 36. Составьте с данными словами предложения по образцу: Новый инженер Иванова приступила к работе.

Атташе, крупье, рефери, секьюрити, импресарио, бариста, кутюрье, портье, конферансье.

Упражнение 37. Укажите, в каких случаях существительные мужского рода необходимо (можно, нельзя) заменить существительными женского рода.

Инженер Петрова, студент Сидорова, бухгалтер Иванова, кассир Алексеева, пилот Киселева, штукатур Михеева, чемпион Лазутина, врач Титова, дворник Костина, преподаватель Никитина, аспирант Санина, парикмахер Любина, продавец Юсупова, технолог Антонова, экономист Юдина, председатель Маркова, заведующий лабораторией Смит, управляющий компанией Черных, председательствующий Волкова, ответственный дежурный Сорокина, дежурный Сладкова, поверенный Светлова, потерпевший Сомова, подсудимый Юдина, подопечный Васина, пострадавший Носова.

 

Упражнение 38. Определите род выделенных существительных и согласуйте с ними прилагательные, местоимения и глаголы.

1. Этот Боря – ужасн… забияка. 2. Нельзя, Таня, быть так… неряхой. 3. Сережа Иванов – редк… умница. 4. Ваш сын – ужасн… капризуля. 5. Катя – так… тихоня. 6. Эт… плакса опять целый день ревел… 7. Мария Ивановна Новикова – молод… директор завода. Вчера директор отдал… распоряжение перейти на семичасовой рабочий день. 8. Нов… старостой класса выбрали Марину. Староста решил… завести специальную тетрадку для учета посещаемости. 9. В приемной у опытн… врача Анны Павловны всегда много больных.

Упражнение 39. Определите, какой из упомянутых здесь водоемов – река, какой – озеро; какой из населенных пунктов – город, какой – деревня:

Из коварного и опасного Мумбо мы свернули в не менее коварную и опасную Юмбо. По ее берегам расположено много населенных пунктов. Особенно нам запомнились знойный и пестрый Саити и живописная Исити.

 

Упражнение 40. Определите род собственных имен.

Сочи, Капри, Мадагаскар, Миссисипи, Москва, Чили, Баку, Вашингтон, Колорадо, Конго, Эверест, Онтарио, Варшава, Днепр, Дели, Рио-де-Жанейро, Афины, Гоби, Фудзияма, Хоккайдо, Сомали, Аддис-Абеба, Таити, Никарагуа, Сан-Франциско, Осло, Майями, Тикси, Габрово, Мулен Руж, Монмартр, «Жизель», Дракула, «Травиата», Гавайи, «Таймс», Квазимодо, Нотр-Дам де Пари.

 

Упражнение 41. Допишите, если это необходимо, окончания.

1. Цветущ… Борнео расположен… в Индонезии. 2. Пол­новодн… Конго – гордость африканцев. 3. Они переехали в процветавш… тогда Теннеси. 4. О, эт… незабываем... Тикси! 5. Вдали сияли огни долгожданн… Чикаго. 6. Олимпиада проходила в высокогорн… Мехико, индустриальн… Токио, гостеприимн… Оттав… 7. Шумн… многолюдн… Осло. На главн… авеню – уютн… кафе под названием «Розов… фламинго». За столиком у стены, где висит изящн… бра, сидят юн… леди и лохмат… хиппи. На леди свободное кимоно, на хиппи потертые джинсы, свитер и грязноват… кашне. Оба жуют бутерброды с аппетитн… салями и салат из свеж… кольраби. Перед леди стоит крепк… черн… кофе и абрикосов… суфле, перед хиппи – не менее крепк… виски, холодн… боржоми и бодрящ… пепси.

Упражнение 42. Определите род аббревиатур, составьте словосочетания с прилагательными. Правильно читайте аббревиатуры!

АТС, ВТЭК (врачебно-трудовая экспертная комиссия), ДК, дот, Минвнешторг, ТЭЦ, АЗС, ВСЖД, ЛДПР, НХЛ, КХЛ, ООН, РФ, США, ФРГ, ФСБ, ЦНС, ЦНТИ, ЦПКиО, ЦРУ, ЦСУ, ЭКГ, ИГУ (Иркутский государственный университет), МКС, ГИБДД, ВВС (би-би-си), США, завхоз, начштаба, Иркутскэнерго, вуз, ЦКБ, СМИ, КВН, ГАИ, интернет, ТВ, пиар, СПИД, бомж, ВИП, СНГ, ВГИК, ЕГЭ, РАМН, КПРФ,ЖЖ, ВТО, ВВП (валов о й внутренний продукт), ЦБ РФ, СНГ, РАО ЕЭС, ЧС, МЧС, ИНН, ЖКХ, ГУВД, ДТП, КНДР, МКАД, РПЦ.

Упражнение 43. Допишите там, где это необходимо, окончания.

1. Сегодня РИА передал… новое важное сообщение. 2. ЮНИСЕФ прислал… своего представителя на конференцию. 3. Английск… МИД направил… телеграмму министру иностранных дел России. 4. В нашем микрорайоне построен… нов… АТС. 5. Удетей, имеющих высок… СОЭ, он… стал… нормальн… 6. НАТО был… готов… к расширению сотрудничества с восточноевропейскими странами. 7. ЕЭС разработал… программу объединения Европы. 8. ОПЕК определил… цены на нефть на ближайшее десятилетие. 9. США объявил… о своем намерении вмешаться в решение ближневосточных проблем. 10. ЮНЕСКО назвал… имена музыкантов года. 11. ОБСЕ принял… активное участие в финансировании экологических программ. 12. Дамаск силами сво… ПВО сбил турецкий самолет. 13. РГБ раньше носил… имя В. И. Ленина. 14. Минобрнауки решил… существенно не изменять закон. 15. ФИПИ разработал… задания для очередн… ЕГЭ. 16. Иркутск… БТИ переехал… в новое здание. 17. РАН провел… свое заседание. 18. КПРФ на выборах занял… второе место.

 

Упражнение 44. Поставьте имена и фамилии в нужную форму.

• Я читал книги (Этель Лилиан Войнич, Любовь Кабо, Владимир Войнович, Вальтер Скотт, Франсуаза Саган, Луи Арагон, Мария Ремарк, Жан-Жак Руссо, Герберт Уэллс). Рекорды Магдалены Нойнер…, Рафаэл… Пуаре…, Ларс… Бергер… и его сестры Туры Бергер…

• Гол (Роман Зозуля, Маркуш Лопеш, Паулу Феррейра, Луиш Нани).

• В интервью вице-президента (Элиас Хауа) говорится о победе (Уго Чавес) над (Энрике Каприлес).

• По словам (Тун Чжэн и Хун Лэй), острова Дяоюйдао не достанутся ни (Ёсихико Нода), ни (Ясуо Фукуда).

• Все слышали от хоккеистов об их женах: от (Владислав Третьяк) о (Татьяна Третьяк), от (Павел Буре) об (Алина Буре), от (Алексей Терещенко) о (Лариса Терещенко), от (Илья Ковальчук) о (Николь Амбразайтис).

Упражнение 45. Поставьте имена и фамилии в нужную форму.

• Музыку (Доменико Скарлатти, Вольфганг Амадей Моцарт, Ференц Лист, Франц Шуберт) представит (Юлия Цогла). Победа (Каролин Вознянски) над (Сирена Вильямс). Произведения (Гендель) в исполнении (Иштван Элла) и (Дечебал Григоруцэ). Встреча с (Сергей Доля) организована (Ольга Заяц). Российская теннисистка (Мария Кириленко) обыграла (Сара Эррани и Юлия Гергес) и вышла в полуфинал, где сыграет с (Петра Квитова). У (Хуан Мартин Дель Потро) получилось переиграть (Бьерн Фау), а у (Энди Маррей) – победить (Новак Джокович). Виртуозами мяча признали (Винус Вильямс, Криштиану Роналду, Рафаэль Надаль). Состоится концерт с участием (Святослав Ещенко, Евгений Петросян, Эмилия Хачатрян, Светлана Сизых). Польская сборная представлена (Кристина Палка и Анна Новаковска).

• Также будет представлен полнометражный режиссерский дебют другого актера, (Мэтт Диллон), – триллер «Город призраков» с (Жерар Депардье, Джеймс Каан и Наташа МакЭллон).

• Кроме того, зрители смогут посмотреть шокирующую работу (Гаспар Ноэ) «Необратимость» с (Моника Белуччи и Вансан Кассель), в начале февраля выходящую в российский прокат.

 

Упражнение 46. Объясните почему правильно сказать:

· Романы Жорж Санд, а не Жоржа Санда?

· Произведения Эриха Марии Ремарка, а не Эрих Мария Ремарк?

· Закон Бойля – Мариотта, а не Бойль – Мариотта?

 

Упражнение 47. Исправьте ошибки в выборе формы имен и фамилий.

1. Я люблю песни композитора Майборода. 2. Слесарем-электриком Петром Фойняк разработано и внедрено новое устройство. 3. С большим вниманием слушали присутствующие тов. Шевчук, который рассказывал о том, какую работу провел в 1977 году их совет по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на улицах и магистралях района. 4. На днях состоится вечер, посвященный творчеству Жана-Жака Руссо. 5. В архиве можно найти автографы К. Циолковского, неопубликованное письмо Жюль Верна. 6. Я бы хотела посмотреть новый фильм Валерии Гай Германика.

 

Упражнение 48. Допишите, где это необходимо, окончания.

Разговор с И. Коваленко…, Лучко…, Шевченко…, Безбородько...; рассказ Франц… Кафк…, героиня Бальзак…, с Ириной Пилипчук…, с Игорем Пилипчук…, нет Петра Венс…, интервью с Татьяной Навк…, песни Булат… Окуджав…, об осужденной Грабар…, с гражданином Грабар…, к подозреваемой Ольге Жук…, к виновному Ивану Жук…, роман Анны Зегерс…, о стихах Гарсиа Лорк..., к Ивану Черных…, с Ириной Черных…, встреча с Юрием Живаго…, Василием Дубяго…, Надеждой Дурново…, думать о Гюго…, о Мартине…, о Манчини…, о Федерико Феллини…, об Иван… Купал…, у Вильгельм… Бук… и Анн… Бук…, к Томас… Манн… и Мари… Манн…, о Жюл… Верн… и Джули… Верн…, к Иван… Франец… и Лиди… Франец…, у Иван… Волк… и Анн… Волк…, для Петр… Перец…, к Светлан… Перец…, к Серге… Ковал… и Мари… Ковал…, к Олег… Шал…, Анну Шал…, к Иван… Рыс… и Татьян… Рыс…, у Владимира Дал… и Натальи Дал…

 

Упражнение 49. Поставьте в нужную форму.

(С) Ив Монтан, Петр Седых, Марк Твен, Джон Бейнтон Пристли, Ганс Христиан Андерсен, Жорж Бизе, Бернард Шоу, Светлана Черненко, Виктор Гюго, Карел Чапек;

(О) Пьер-Анри Симон, Анна Зегерс, Эмиль Золя, Поль Робсон, Эсланда Робсон, Виктория Белых, Каролина Шлегель, Иван Красных, Эдит Пиаф;

(Наследие) Джакомо Пуччини, Анна Магдалена Бах, Иоганн Себастьян Бах, Мария Кюри, Пьер Кюри, Жерар Депардье.

Упражнение 50. Допишите, если необходимо, окончания, мотивируйте выбор формы.

1. Чили был… открыт… Магелланом в 1520 году. 2. После поражения Германии в Первой мировой войне Бурунди был… закреплен… за Бельгией в качестве «подопечной территории». 28 ноября в стране провозглашена республика. 3. Дели расположен… в северо-западной части страны на правом берегу реки Джамны. 4. Киншаса сохранил… с колониальных времен разделение на 2 части – так называемые европейскую и африканскую. 5. Конакри основан… в 80-х годах XIX столетия на месте двух африканских деревень. Город назван по имени одной из них. 6. С конца XIX века до 1960 года Конго был… колонией Франции. 7. Сочи расположен… вдоль Черного моря на протяжении 145 километров. 8. В XV веке Перу был… завоеван… испанцами, независимость от Испании провозгласил… в 1821 году. 9. В VII веке на территории нынешн… Сомали образовались арабские султанаты.

 

Упражнение 51. Согласуйте прилагательные и глаголы с выделенными словами.

1. Никарагуа богат… полезными ископаемыми. 2. До 1898 года Пуэрто-Рико принадлежал… Испании. 3. Улан-Удэ стал… столицей Бурятии. 4. Янцзы судоходн… на протяжении почти 3000 километров. 5. Аддис-Абеба расположен… в центре Эфиопии. 6. Хельсинки раскинул… на гранитном полуострове, отгороженном от открытого моря полосой шхер. 7. Сухуми, столица Абхазии, построен… на берегу обширной бухты Черноморского побережья Кавказа. 8. Сочи вырос… в советские годы. 9. Впереди высил… Бештау. 10. Во время оккупации Франции Виши был… местом, где находилось профашистское правительство. 11. Слабо колыхнул…сь на двери бархатн… драпри. 12. Небольш… шимпанзе прыгнул… прямо к решетке. 13. На жердочке сидел… нахохливш…ся какаду. 14. Избранн… жюри просмотрел... всю программу. 15. Помят… кепи на голове его сдвинут… на ухо. 16. Жалюзи все еще закрывал… входную дверь. 17. Для хранения вещей им был… отведен… антресоли.

Упражнение 52. Найдите ошибки в употреблении форм рода. Исправьте текст.

1. На стол подали горячее кофе. 2. Управдомша Петрова не заботилась о вывозе мусора. 3. ЦСУ выпустил бюллетень. 4. За забором отдыхала серая кенгуру. 5. На ее плечи был накинут пушистый боа. 6. Человекообразная шимпанзе живет в Африке. 7. Исполнялись попурри из русских народных песен. 8. «Юманите» опубликовало это сообщение раньше других газет. 9. Лицо женщины было закрыто густым вуалем. 10. Районо провело совещание по вопросам всеобуча. 11. В универмаге продается красивая тюль. 12. Интервью с космонавтами близился к концу. 13. «АиФ» опубликовал материалы этого нашумевшего дела. 14. СНГ выступил с новой инициативой.

Упражнение 53. Раскройте скобки, выберите нужную форму существительного или прилагательного.

1. (Студент, студентка) Иванова стала (чемпионом, чемпионкой) по плаванию. 2. Подруга моей сестры (сталевар, сталеварка). 3. Товарищ спрыгнул на насыпь. Раздумывать было некогда. В какое-то мгновение он успел выхватить лежавшего поперек (рельса, рельсы) человека прямо из-под колес. 4. В боях под Севастополем отличилась (пехотинка, пехотинец) Вера Павлова. 5. Отец его был (настоящая, настоящий) ханжа. 6. Мы приближались к (многоводному, многоводной) Миссисипи. 7. «Чайка» – это позывные (космонавт, космонавтка) Валентины Терешковой. 8. Я. Рудковская – (новая, новый) продюсер Д. Билана.

Упражнение 54. Найдите ошибки. Исправьте текст.

1. Нагрузка от оси на рельсу 22,5 т. 2. В конце залы стоял полукруглый стол, вокруг него были расставлены легкие кресла современной конструкции. 3. Бригадиршу Анну Федоровну Николаенку и слесаря Сергея Бенидичук наградили за хорошую работу. 4. К телефону подошла секретарша. 5. Тетя Маша, официантка кафе-кондитерского, ждала приезда гостей. 6. Прохожих мало, бродят только малярши и штукатурши, озорные девчата в комбинезонах. 7. На опушке леса девочка увидела красивую жирафу.

 

Упражнение 55. Подберите к существительным любые подходящие по смыслу прилагательные, существительные поставьте в ед. ч., например: свежая кольраби.

Тапки, пенальти, иваси, Гоби, жако, Тбилиси, импресарио, виски, евро, филе, тюль, коала, шоу, Пицунда, Гоа, резюме, клише, панно, рельсы, фиаско, кроссовки, авеню, боржоми, рантье, Мали, эспрессо, бюро, Хамар-Дабан, Монако, вуаль, фламенко, Суматра, шампунь, Вильно, Бангладеш, меню, видео, манжеты, сомбреро, ЦБ РФ, фортепиано, визави, Бали, кофе, эму, Сантьяго, суфле, досье, Калахари, табу, мозоль, Лимпопо, драже, декольте, Хуанхэ, кредо, Душанбе, банкноты, евро, Сомали, бахилы, салями, кашпо, Фудзияма, жюри, Янцзы, экю, ваниль, Килиманджаро, динго, Канны, пюре, Лох-Несс, фондю.

 

Упражнение 56. Поставьте существительные в именительный падеж множественного числа.

Верх, учитель, месяц, торт, выбор, договор, заговор, инженер, пропуск (документ), почерк, сорт, слесарь, токарь, маляр, директор, шофер, профессор, счет (финансовый документ, операция), инспектор, рапорт, сектор, отпуск (освобождение от работы), полис, повод, паспорт, сторож, приговор, гражданин, бюллетень, брелок, валет, бухгалтер.

Упражнение 57. Поставьте существительные в родительный падеж множественного числа.

Партизан, бурят, армянин, брелок, выбор, гектар, ампер, грамм, яблоко, персик, абрикос, ананас, вишня, апельсин, помидор, мандарин, полотенце, семья, Люберцы, плечо, рукав, туфля, чулок, валет, носок, погон, кочерга, сук, теленок, капля, облако, сапог, ботинок, валенок, рельс, килограмм, человек, солдат, башкир, якут, цыган, грузин, ребенок, окошко, здание, платье, серьга, сын, брат, цапля.

 

Упражнение 58. Поставьте слова, данные в скобках, в нужную форму. Мотивируйте свой выбор.

1. Из зрелых (баклажаны) можно приготовить вкусную питательную икру. 2. Вчера привезли много (апельсины и мандарины).
3. «И не забудь килограмм (бананы)», – крикнула в окошко мать. 4. Около магазина стояли ящики из-под (помидоры). 5. Макси­мальная сила разрядного тока достигла 2 миллионов (амперы). 6. Посевные площади составляли около 50 тысяч (гектары). 7. Одна тыква весила более 20 (килограммы). 8. Коля заряжает конденсатор. Напряжение – 5 тысяч (вольты). 9. Пытался Григорий вспомнить оставшийся позади путь, бесконечные нити (рельсы). 10. Из штаба вышел молодой человек в офицерской форме без (погоны).

Упражнение 59. Допишите, где необходимо, окончания.

Много яблок…, вагон помидор…, сетка баклажан…, группа грузин…, реклама сапог…, мало апельсин…, пара носк…, продажа чул(о)к…, стопка полотен(е)ц…, в итоге выбор…, несколько якут…, пара туф…, белых простын…, много дяд…

 

Упражнение 60. Раскройте скобки.

Здесь хранилось много (одеяла, подушечки, наволочки, простыни, полотенца, грабли, вилы, тиски, ножницы, щипцы, плоскогубцы, пассатижи, штаны, трусы, брюки, колготки, джинсы, лосины, сани).

Купим по паре (ботинки, сапоги, туфли, сандалии, кеды, чулки, носки, гольфы).

Упражнение 61. Устраните имеющиеся ошибки в выборе падежных окончаний имен существительных.

1. Отчет об этой конференции был предоставлен лишь к 1 октябрю. 2. Мы купили много апельсин и мандарин. 3. Каждую ночь сторожевые катеры зорко охраняют нашу границу. 4. Масло через обратные клапана и дроссели поступает в штоковые полости цилиндров. 5. Необходимо перенести центр тяжести спортивной работы непосредственно в цеха промышленных предприятий. 6. Посевные площади в районе составляют 43 039 гектар. 7. На конференции не присутствовали только сотрудники, находящиеся в отпуску. 8. В цеху было установлено новое оборудование, позволяющее увеличить производительность труда на 6,3 %. 9. Полезная емкость скрепера составляет 1500 килограмм.

Упражнение 62. Поставьте существительные в творительный падеж единственного числа.

Бородино, Пушкино, Тихвин, Юрьев, г. Ростов, Царицын, Николай Ростов, А. С. Пушкин, Петр Яков, Яков Петров, Чарли Чаплин, Игорь Чаплин, Джеральдина Чаплин, г. Шелехов, Григорий Иванович Шелихов, г. Белов, Черемхово, Луи Ельмслев, С. Киров, г. Киров, Я. Свердлов, Клара Цеткин, Терещенко, Чарльз Дарвин, Харрис Кельвин, Лео Остин, Иоганн Рейхлин.

Упражнение 63. Найдите ошибки. Исправьте текст.

1. Без лишних разговоров директриса подписала акт. 2. Первое место в соревнованиях заняли литейный и инструментальные цеха. 3. Трактористы и шофера колхоза взяли на себя обязательства на сэкономленном горючем вывезти к месту работы строительные материалы. 4. Имеющиеся в некоторых сельских районах районные торги находятся как бы в двойном подчинении, так как директоры этих торгов назначаются областными управлениями торговли. 5. В соревнование за выполнение плана должны включиться все без исключения инженера производства. 6. Прочие слога исполняются обычно ровной скороговоркой без заметной акцентировки. 7. Галя Попова приехала в Мурманск из Казахстана, пришла к нам учеником. 8. Все трактора были отремонтированы к 18 марту. 9. На поверхности рельс матово поблескивали огоньки уходящего поезда. 10. С большим вниманием присутствующие слушали Петра Петровича Черваш. 11. Валовой надой снизился на 5,1 тонну. 12. Архитектора и инженера спроектировали новый тип промышленного здания, свободного от крановых нагрузок, с большим пролетом и легкими экономичными конструкциями. 13. Летом я отдыхал в Гаграх. 14. Ордеры и ключи от квартир выдаются с 3 часов. 15. В чемодане лежало много чулков и носок.

 


Формы местоимений

Упражнение 64. Раскройте скобки.

1. По отношению к (он, я, они, вы). 2. Навстречу (я, он, они). 3. Относительно (он, она, я). 4. Благодаря (он, она, они, мы, вы). 5. За (она, ты, я). 6. К (он, они, мы, вы). 7. Из-за (они, вы, мы). 8. Вслед за (он, она, вы). 9. С помощью (он, они). 10. Вопреки (он, она, они). 11. В отношении (он, она, они). 12. Лучше (он, она, они).13. Наподобие (он, она, они). 14. Быстрее (мы, он, я, они, ты, она).

Упражнение 65. Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

1. Мать попросила дочь выгладить свое платье. 2. Научный руководитель предложил составить список своих работ. 3. Режиссер попросил актера повторить свой монолог. 4. Администратор велел портье отнести найденные вещи к себе. 5. Когда в семье родители уважают ребенка, между ними складываются дружеские отношения. 6. Он появился со своим секундантом, у него был прекрасный вид. 7. Витя и Саша завели разговор, и он обещал еще прийти. 8. Мне очень нравится своя подруга. 9. Мальчик с его собакой возвратился домой. 10. Она вежливая, добрая, все, что ее попросишь, она делает. 11. Нога проваливалась в снег почти до колена, их трудно было вытаскивать. 12. Не успел он выйти из дому, как в него вошел Кузнецов. 13. Я поехал к ней, но у нее ее не было. 14. Тепло в основном уходит через окно, поэтому определите его оптимальные размеры.

Упражнение 66. Выберите одно из слов в скобках. При возможности использовать оба слова укажите смысловые различия.

1. Преподаватель предложил студенту при переработке сочинения учесть (свой, его) первоначальный план. 2. Возьмите (свои, ваши) книги и идите домой. 3. Дедушка приказал нас с сестрицей посадить за стол прямо напротив (себя, него). 4. Я вам не позволю так иронически относиться (к себе, ко мне). 5. Врач попросил дежурную сестру не допускать (к себе, к нему) больных раньше десяти часов утра. 6. Главный инженер застал директора (у себя, у него; в своем, в его) кабинете.

 


Формы имен прилагательных

Упражнение 67. Образуйте формы сравнительной степени имен прилагательных.

Хороший, красивый, плохой, простой, звонкий, сладкий, сухой, плоский, громкий, жалкий, тонкий, хлесткий.

Упражнение 68. Подберите к выделенным существительным одно из данных прилагательных (каждый, всякий, любой).

1. На поставленный вопрос сумеет ответить … студент нашей группы. 2. В Калуге … человек укажет дом, где жил Циолковский. 3. Хотелось бы … школьника познакомить с этой книгой. 4. Рассказы старого охотника вызывали огромный интерес у … из присутствующих. 5. Увидев картину большого художника, … найдет в ней что-то отвечающее его эстетическим вкусам. 6. Мне в этом лесу знакома … тропинка, … дерево, … кустик. 7. Экскурсия состоится при … погоде. 8. Морфемы можно выделить в … производном слове. 9. Хозяин сдавал на лето … полдома. 10. На вечере было много старых знакомых, и с … из них хотелось поговорить о прошлом.

Упражнение 69. Исправьте ошибки в употреблении форм имен прилагательных.

1. Наш город скоро станет более красивее. 2. Выступления мальчиков на собрании были самыми убедительнейшими. 3. Слова хорошо знакомой песни звучат в огромном зале чище, звончее. 4. Надо находить самые наилучшие пути для активизации студенческой работы. 5. Ваш вариант оказался более приемлемее, чем предложенный товарищем. 6. У этой девочки были глаза более чернее. 7. Маяковский, бесспорно, самый талантливейший из советских поэтов. 8. Ее рука была более теплее.

Упражнение 70. Исправьте ошибки в употреблении форм имен прилагательных и наречий.

1. При правильном выборе частоты модуляции динамические характеристики импульсной системы получаются даже несколько более лучшие, чем у аналогичной системы. 2. Применение обычного метода испарения вряд ли окажется эффективным при анализе самых чистейших материалов. 3. Эти места отличаются наибольшим интенсивным движением. 4. Петров оказался в более лучшем положении. 5. «Этого человека жальчее», – сказал старик. 6. Автобус начал двигаться несколько побыстрее. 7. Мы столкнулись с самой наисложнейшей проблемой. 8. Мы решаем наиболее важнейшую задачу. 9. В Ростовской области с работой получше и политической жизнью интересоваться некогда.

 

Формы имен числительных

Упражнение 71. Употребите данные словосочетания в родительном и творительном падеже. Запишите числа словами.

8 секунд, 80 метров, 800 строк, 50 станков, 500 машин, 60 тракторов, 600 самолетов, 70 цехов, 700 учащихся, 200 метров, 300 жителей, 400 ночей, 900 дней, 1000 врачей, 3000 книг, 5000 гектаров, полторы тысячи рублей, 1898 слов, 5672 экспоната, 32 874 метра,
5 876 439 килограммов, 40 рублей, 90 копеек, 100 рублей, 1,5 рубля, 900 человек, 1,5 километра, (1,5 ста) человек, 90 раз, 704 копейки,
70 тонн, 60 рублей, 80 километров, 50 килограммов, 90 человек,
74 копейки, 700 тонн, 550 килограммов, 600 рублей, 870 километров.

Упражнение 72. Прочитайте вслух тексты, следя за правильностью оформления числительных.

1. Период обращения спутника равен 93,8 минуты… Максимальное удаление от поверхности Земли составляет 720 километров, а минимальное расстояние равно 229 километрам.

2. В работе заседания приняло участие более 1200 человек.

3. Производительность труда рабочего достигла 192 тонн.

4. Вчера в Туле состоялось торжественное собрание, посвященное 250-летию Тульского оружейного завода.

5. Представлено более 200 произведений живописи, графики и плаката.

6. Вся вина 173 убитых заключалась лишь в том, что они были жителями села Лидице.

7. Под пшеницу занято более 2300 гектаров пашни.

8. Ширятся работы в 325 цехе.

9. На следующей неделе туда пойдет судно «Гаага» с 900 голландскими солдатами.

10. Из намеченных 63 первых промышленных серий освоено 35.

11. Над нами взяли шефство учащиеся 483 школы нашего района.

12. Спасательная лодка обнаружена в 138 милях к северо-западу от Пуэрто-Рико.

13. Трест № 1 вынужден вести работу на 290 объектах.

 

 

Упражнение 73. Прочитайте вслух тексты, следя за правильностью оформления числительных.

Байкал в цифрах

1. Площадь водосборного бассейна около 570 000 км².

2. Максимальная глубина 1642 м.

3. Средняя глубина равняется 758 м.

4. Площадь водного зеркала (вместе с островами) приближается к 31 500 км.

5. Наибольшая ширина озера ограничивается 79,5 км.

6. Скорость звука в байкальских поверхностных водах зимой до 1402,4 м/с.

7. Общее количество живых организмов, обитающих в оз. Байкал (видов и подвидов), около 2600.

8. Биомасса эпишуры и циклопа достигает 1,8 млн т.

9. Период водообмена равняется 356 годам.

 

Упражнение 74. Запишите предложения, заменив цифры и сокращения целыми словами.

1. «Астрологический прогноз»: Овнам не рекомендуется заключать сделки на сумму свыше 562 770 руб., а Тельцам – на сумму менее 390 865. Раку в этот день можно рискнуть, но не более чем
269 750 руб. Рыбам может не хватить 765 941 руб. Если Лев уже располагает 580 272 руб. капитала, ему повезет: к этим 580 272 прибавится еще 10 000 руб. 2. Арендатор владел 867 га земли. На 567 он выращивал картофель, а на 300 овощи. С 250 яблонь колхоз собрал менее 600 кг яблок, причем 400 кг пришлось поделиться с коровами и свиньями: яблоки были червивые. 3. Старый ворон командовал 760 воронами. Стая из 760 птиц – большая редкость. 4. У нее есть 10 кошек, которые родили уже более 850 котят. Всем 850 вручены родословные, всеми 850 гордится клуб. 5. Его личный рекорд составляет 34,75 сек. Это всего на 0,28 сек. больше, чем результат чемпиона. Если на соревнованиях ему повезет, то с его 34,75 сек. он может рассчитывать на медаль.

Упражнение 75. Раскройте скобки, числа запишите словами.

I. 1. В 1921 (год) библиотека университета располагала 40 000 (книга). Книжный фонд библиотеки в 1943 (год) составлял около 3486 (том), к 1959 (год) вырос до 514 591 (том), а в 1969 (год) исчислялся 920 000 (том). Ежегодно библиотека пополняется 1000 (том). 2. В 1946 (год) из ленинградского Госфонда было получено 146 (посылка) с 3883 (книга). 3. За последние 5 лет в университете издано 11 000 (статья), около 350 (монография), более 360 (учебники и учебные пособия). 4. Университет располагает 8 (благоустроенные общежития), 4 (столовая и кафе), поликлиникой. 5. В аспирантуре занимается более 600 (человек) по 83 (специальности). 6. Университет имеет договоры более чем с(о) 150 (предприятия, организации и научные учреждения). 7. Ущерб, нанесенный Белорусскому университету оккупантами, составил 36,5 (миллионы рублей). 8. Около 756 (тонн) картофеля было убрано с полей. 9. К 677 (рублей) прибавьте 500. 10. С последними 895 (километров) связано много неприятных воспоминаний.

II. 1. Количество повреждений вагонов равно 167 000. 2. Это расстояние, которое свет, испускаемый лазером, проходит за одну 5000 (доля секунды). 3. Это был нелегкий путь, равный 1000 (километры). 4. В Болгарии создано более 250 (агропромышленный комплекс). 5. Площадь Республики Болгарии равна 111 000 (квадратный километр). 6. В городе живет более 2 (миллион человек). 7. Музей землеведения располагает более чем 10 000 (образцы минералов). 8. Великая Отечественная война продолжалась более 1400 (день и ночь). 9. В годы войны в Югославии погибло свыше 1,7 (миллион человек).

 

Упражнение 76. Раскройте скобки, числа запишите словами; символы и сокращенные единицы измерения запишите слова ми.

I. 1. Во время уборочной было заготовлено около 357 860 т зерна, 451 000 т сена, отправлено свыше 760 машин с 876 кг овощей каждая. 2. В 2014 году продавали квартиры от 980 тыс. руб. 3. Наш город с 8760 жителями расположен на берегу Волги. 4. С (тысяча рублей) в кармане в этот элитный магазин заходить не стоит. 5. Отряд противника насчитывал около 660 штыков и около (полтораста лошадей). 6. Из продуктов у нас осталось только 2 (яблоко),
5 (галета) и не более (полтора литра) воды. 7. Если к 25 367 прибавить 46 838, то получится около 72 200. 8. В банк я вошел с 45 858 (рубль). 9. Ближайший телефон находился на станции, т. е. в (полтора километра) от деревни. 10. Это был нелегкий путь, равный 1000 км. 11. Он пролетел около 1456,9 м. 12. Затраты в этом году больше на 134,7 долл. 13. За невестой приехало 3 саней.

 

II.

• Груз массой в 1500 т

• 35,5 %

• 12,6 кг

• с 1678,9 тыс. км

• около 1759,6 сек.

• 875,2 руб.

• около 1759 га

 

Упражнение 77. Укажите, какие особенности существительных обусловливают возможность употреблять с ними а) только количественные (два, три, четыре…), б) только собирательные числительные (двое, трое, четверо…), в) обе формы.

Сын, пароход, верховой, командир, директор, брюки, воз, сани, озеро, сутки, дочь, учительница, ножницы, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волчонок, собака.

Упражнение 78. Раскройте скобки, составив все возможные словосочетания.

(Обе, оба) мальчика, (обе, оба) медвежонка, (обе, оба) сестры, (обе, оба) супруга, (два, две, двое, обе) девушки – девушек, (четыре, четверо) саней, с (обе, оба) сторон, (шесть, шестеро) детей, (тремя, троими) ножницами, с пятью (человеками или людьми), (три, трое) женщин – женщины, (два, двое) мужчины – мужчин, (оба, два) мужчины, приговорили к (шесть, шестеро) годам лишения свободы.

 


Упражнение 79. Раскройте скобки. Мотивируйте свой выбор.

1. Они вырастили и воспитали (двух сыновей – двоих сыновей) и (две дочери – двух дочерей – двоих дочерей). 2. Семья Назаровых взяла на воспитание (три сироты – трех сирот – троих сирот): (двух – двоих братьев) и сестру. 3. О будущем Юрки думали (два мужчины – двое мужчин и две женщины – двое женщин). 4. Серому волку не удалось съесть (семеро – семь – семерых) козлят. 5. Вместе с Иваном Кузьмичом на заводе работают (три сына – трое сыновей). 6. На кафедре работают (семь – семеро доцентов) и (два профессора – двое профессоров). 7. (Пять – пятеро – пятерых) студентов мы отправили домой. 8. Не помню уж, на какой остановке они вошли в автобус, эти (два веселых парня – двое веселых парней). 9. (Три друга – трое друзей) помнили, что тут недавно была степь.

 

Упражнение 80. Отметьте в приведенных ниже предложениях случаи ошибочного сочетания числительного с существительным и неправильный выбор формы имени числительного. Исправьте текст, если это необходимо.

1. Теплохода ждали только четверо женщин в ярких платьях. 2. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 3. Из восьми участниц шесть – заслуженные мастера спорта, но и двое других – мастера с опытом международных встреч. 4. Игра проходила в быстром темпе, мяч побывал в обеих воротах. 5. Насыпь возводилась с помощью двоих скреперов. 6. Это двухэтажное здание, имеющее в макетах длину 3,5 метров, снабжено технологическим и вентиляционным оборудованием. 7. Один из наших котят-талисманов скончался, когда мы находились в водах островов Тубуам. Двое других несколько раз сваливались в море. 8. Каждые двое из этого коллектива трудятся за трех. 9. Трое работниц не смогли выйти на работу. 10. В первом тайме у обоих ворот неоднократно создавались острые моменты. 11. У обоих саней толпился народ. 12. Деревня находилась в полтораста километрах от станции.


Формы глаголов

 

Упражнение 81. От данных глаголов образуйте формы настоящего-будущего времени и согласуйте их с местоимением ОНИ.

Полоскать, плескать, кудахтать, махать, брить, хлестать, колебать, молоть, чтить, ехать, блистать, выздороветь, брызгать, сыпать, колыхать, мяукать, двигать, хныкать, мурлыкать, метать, рыскать, чихать, стонать, тыкать, фыркать, мучить, щипать, мерить.

 

Упражнение 82. Образуйте формы прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну - по образцу: иссохнуть – иссохнул – иссох.

Исчезнуть, вымокнуть, возникнуть, стихнуть, замерзнуть.

Упражнение 83. Образуйте действительные причастия прошедшего времени следующих глаголов по образцу: промёрзнуть – промёрзший; мёрзнуть – мёрзнувший.

Оглохнуть – глохнуть, высохнуть – сохнуть, вымокнуть – мокнуть, охрипнуть, исчезнуть, утихнуть.

Упражнение 84. От данных глаголов образуйте формы настоящего-будущего времени и согласуйте их с местоимением ОН (ОНА). Составьте с образованными формами словосочетания или предложения .

Брызгать, двигаться, капать, трепать.

Упражнение 85. От данных глаголов образуйте формы настоящего-будущего времени и согласуйте их с местоимением Я. Укажите случаи отсутствия формы 1-го лица ед. ч.

Лизать, ходить, насадить, колесить, победить, прекратить, ездить, пылесосить, чтить, очутиться, чудить, дудеть, убедить, угораздить.

 

Упражнение 86. Образуйте формы повелительного наклонения (ед. ч.) следующих глаголов по образцу: бежать – беги; смотреть – смотри.

Лечь, трогать, погодить, выйти, выложить, выверить, вынянчить, вычистить, портить, класть; хотеть, мочь, видеть, мерить, слышать, ехать, жаждать, гнить.

Упражнение 87. Контрольное. Найдите ошибки, исправьте текст.

1. В самом ужаснейшем положении оказались те, кто не успел вовремя уехать. 2. В своих 55 лет ей сказали, что она больна. 3. Речь шла о восьмисот семидесяти че

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...