Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система управления организацией и ее основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития.




Системой называется совокупность взаимозависимых элементов, образующих единое целое, которое выполняет некоторую функцию. В системе все ее элементы должны быть взаимозависимыми и (или) взаимодействующими.

Системы имеют разнообразные формы. Среди крупных систем выделяют следующие:

· биологические;

· технологические;

· социальные (в том числе социально-экономические).

К социально-экономическим системам относятся предприятия, отрасли, муниципальные образования, регионы и т. д. Любая система может рассматриваться как подсистема некоторой более крупной системы. Подсистема формируется из элементов, которые являются структурообразующей частью какой-либо системы (например, предприятие представляет собой элемент отрасли).

Любая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем (управляемой и управляющей). К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей и ресурсы управляемой подсистемы. Одним из важнейших элементов управляющей подсистемы является организационная структура управления.

Связь между управляющей и управляемой подсистемами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих решений и воздействий, исходящих из управляющей подсистемы в управляемую для исполнения.

Выделяют организационную и экономическую системы.

Организационная система включает в себя структуры управления, положения и инструкции, с помощью которых воздействует на управляемую подсистему.

Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей.

По степени сложности системы делятся на большие и сложные. К сложным относятся такие системы, которые построены для решения многоцелевых задач.

Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, определенное количество внешних связей. Организация может быть определена как социальная общность, которая объединяет некоторое множество индивидов, действующих на основе определенных процедур и правил для достижения общей цели.

Организационная система – это определенная совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.

Основными элементами организационной системы (значит и объектами организационного управления) выступают следующие:

· производство;

· маркетинг и сбыт;

· финансы;

· информация;

· персонал, человеческие ресурсы (обладают системообразующим качеством, от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов).

Данные элементы являются основными объектами организационного управления.

Выделяют также и другие элементы организационной системы:

· Люди. Задача менеджера заключается в том, чтобы способствовать координации и интеграции человеческой деятельности.

· Цели и задачи. Организационная цель является идеальным проектом будущего состояния организации. Эта цель способствует объединению усилий людей и их ресурсов. Цели формируются на основе общих интересов, поэтому организация выступает инструментом для достижения целей.

· Организационная структура. Структура – это способ объединения элементов системы. Организационная структура является способом соединения различных частей организации в определенную целостность (основные виды организационной структуры – иерархическая, матричная, предпринимательская, смешанная и т. д.).

· Специализация и разделение труда. Также выступают объектом управления. Дробление сложных производственных процессов, операций и задач на составляющие, которые предполагают специализацию человеческого труда.

· Организационная власть (право, способность и готовность руководителя проводить свою линию при подготовке, принятии и реализации управленческих решений).

· Организационная культура (присущая организации система традиций, верований, ценностей, символов, ритуалов, мифов, норм общения между людьми). Она придает организации индивидуальность, собственное лицо, объединяет людей, создает организационную целостность.

· Организационные границы. Являются материальными и нематериальными ограничителями, которые фиксируют обособленность данной организации от других объектов, находящихся во внешней среде организации.

Организационные системы разделяют на закрытые и открытые.

Закрытая организационная система – это система, которая не взаимодействует со своей внешней средой (т. е. не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами и др.). В качестве примера можно привести натуральное хозяйство.

Открытая организационная система имеет связь с внешней средой, т. е. с другими организациями, институтами, взаимодействующими с внешней средой.

Таким образом, организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т. е. внутреннее единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой системой, так как взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования и др., которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.

В зависимости от методов работы и приспособляемости к изменениям внешней и внутренней среды организации подразделяют на два типа (механистические и органические).

Механистические организации – это организации, деятельность которых основывается на формальных правилах и процедурах, централизованном принятии решений, узко определенной ответственности в трудовых операциях и жесткой иерархии власти. Это бюрократический тип организации. Он целесообразен в тех случаях, когда организация оперирует в простой стабильной внешней среде, когда цель проста, труд достоверно измеряется и мотивирует работника, власть руководителя признается работниками как законная (например, завод конвейерного типа, завод-автомат и др.).

Органические (адаптивные) организации – это организации, слабо или умеренно использующие формальные правила и процедуры, с децентрализацией власти, структурами с небольшим количеством уровней иерархии и широким участием работников в принятии решений. Они являются целесообразными, когда имеется сложное и динамическое внешнее окружение (например, организация по проектированию и производству электронной техники).

По взаимодействию подразделений организации делятся на следующие типы:

· традиционные;

· дивизиональные;

· матричные;

· комбинированные (состоящие из элементов предыдущих трех).

Традиционные организации могут иметь следующие структуры управления:

· линейную;

· линейно-функциональную;

· линейно-штабную (линейно-функционально-штабную).

По типу взаимодействия с человеком организации делятся на две группы:

· корпоративные;

· индивидуалистические.

Корпоративная организация – это замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства.

Индивидуалистическая организация – это открытая организация на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность.

Основными частями структурно-функциональной подсистемы являются следующие блоки:

· управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;

· интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;

· информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.

Информационно-поведенческая подсистема системы управления имеет общее свойство, суть которого состоит в том, что она связывает воедино на основе развития информационных каналов и связей цели организации, воплощаемые в критериях функционирования, управленческую идеологию, интересы и критериально-нормативную базу работников управления, процедуры и организацию управленческой деятельности.

Реальными формами проявления данной подсистемы является следующее:

· управленческие теории и управленческая идеология;

· формальные и неформальные отношения управленческих работников с представителями внешнего окружения;

· уровень организационного развития, а также уровень развития каждого отдельного работника управленческого звена;

· информированность работников, носители информации, методы распространения информации.

Типы информационно-поведенческих подсистем приведены ниже.

Первый тип характеризуется наличием формальной организации деятельности и отношений в системе управления. Деятельность инициируется распоряжениями и требует наличия формального контроля исполнения, отношение к работе безразличное, безответственное и безынициативное. Интересы работников и их умения направлены вовне организации. Отношения между работниками по поводу работы формальные. Неформальные отношения связаны с интересами, находящимися за пределами организации. Уровень информированности невысок, доступность информации низкая как в силу формальных ограничений, так и по причине слабости и неразвитости технической базы обращения к информации и ее распространения.

Второй тип информационно-поведенческой подсистемы характеризуется наличием конфликтных ситуаций, стремлением отдельных членов коллектива к привнесению изменений в основном за счет других членов либо путем организационных перестроек. Отсутствует безразличие, характерное для первого типа. Как и при первом типе, в данном случае доминируют собственные цели и интересы, находящиеся за пределами интересов организации. Официальная система информирования функционирует плохо, уровень доступности информации низкий, частыми являются попытки сознательного сокрытия информации или введения необоснованных ограничений на получение информации. В то же время очень широко практикуются неформальный сбор и распространение информации, закрытые обсуждения либо обсуждения в узком кругу избранных лиц.

Третий тип характеризуется наличием заинтересованности в конечных результатах функционирования системы управления, стремлением к получению больших результатов за счет совершенствования внутренних отношений, развития всех членов организации и повышения уровня совместной трудовой деятельности. Широкое распространение имеют групповые формы совместной деятельности, однако они носят довольно формальный характер. Для данного типа характерны доброжелательность в отношениях, стремление к разрешению конфликтных ситуаций, открытость в высказываниях, склонность к сотрудничеству. Важной характеристикой данного типа являются проявление активности в осуществлении производственной деятельности, зарождение творческого отношения к работе, возникновение самодеятельных начал. Осознается роль и значимость широкой информированности, создается атмосфера гласности, широко распространены открытые обсуждения.

Четвертый тип информационно-поведенческой подсистемы характеризуется наличием такого состояния системы управления, при котором складывается органичное сочетание личных интересов со стремлением к получению высоких конечных результатов функционирования организации в целом. Для данного типа характерны ориентация на конечные результаты, самоорганизацию и самонастраиваемость. Состояние отношений в системе настолько высоко развито, что позволяет системе гибко адаптироваться к новым задачам и условиям, т. е. осуществлять саморазвитие системы управления. Хранение, получение необходимой информации, ее передача и обработка осуществляются с помощью быстродействующих и высокопроизводительных технических средств. Информация и информированность являются органичными составляющими функционирования системы управления.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...