Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

12 Мусульманская правовая мысль в средние века.




Складывание и развитие мусульманской правовой доктрины. Рай. Иджтихад. Развитие теории методологии права. Классификация степе­ней иджтихада. Период коди-фикации и имамов (начало VIII – середина X в. ) – " золотой век" в развитии мусуль-манского права. Возникновение правовых школ-толков. Школы (мазхабы) мусульман­-ского права суннитского и шиитского направлений. Ханифитская школа. Способы форму-лирования позитивного права.

Наступление в XI в. периода традиции (" таклид" ). Прекращение " абсолютного иджтихада". Развитие мусульманской правовой доктри­ны. Муджтахиды. Концепция " верховенства шариата". Применение тер­мина " фикх". Мусульманская теория права. Разработка методологи­ческой и общетеоретической основы мусульманского права. Структура мусульманского права. Кульминационный момент в развитии теории и прак-тики мусульманского права. Формулирование принципов правового регулирования, " общей части" мусульманского права. Изменения в структуре мусульманского права.

Мусульманская политическая мысль в средние века. Нормативно-­юридический и этико-философский подходы к изучению государства и политики. Учение о политике, государстве, власти в средневековой арабо-мусульманской философии. Характерные черты арабо-мусульман­ской политической философии. Политико-правовые идеи в трудах му­сульманских философов средневековья. Абу-ан-Наср аль-Фараби (870 – 950 гг. ) – отец арабской политической философии. " О взглядах жи­телей добродетельного города", " Афоризмы государственного деяте­ля", " Гражданская политика". Определение политики и политического знания. Исследование способов организации и сохранения доброде­тель-ного правления, искусства верховной власти. Главная цель по­литики. Классификация городов-государств. Модель наилучшего госу­дарства. Ибн Сина (Авиценна) (980 – 1037). Смысл политического знания. Ибн Рушд (Аверроэс) (1126 – 1198). Концепция " двух истин". Идея организации общественной жизни на фундаменте знания.

Учение " Братьев чистоты" (X в. ). " Послания братьев чистоты и друзей верности". Критерий совершенства в изучении политики. Соотношение политики и мусульманской религии и морали. Определение задачи политической мысли.

Мусульманско-правовое направление политической мысли. Мусульманская кон-цепция государства (XI – XIV вв. ). Проблемы органи­зации и деятельности мусульман-ского государства, " мусульманской политики". Основные политические принципы двух главных направле­ний в исламе. Суннитская политическая мысль. Нормы Корана и Сун-ны, регламентирующие вертикальные, властные отношения. Понятия " имамат" и " хали-фат". Халифат – ключевая категория мусульманско-­правовой политической теории. Политико-правовые взгляды круп­нейшего мусульманского государствоведа аль-Маварди (974 – 1058). Классическая теория халифата. Халифат как сущность мусульманской власти и как специфическая форма правления. Решение проблемы про­исхождения халифата в мусульманской политической концепции. Прин­цип необходимости халифата. Религи-озные и рациональные аргументы в пользу халифата. Шиитская политическая мысль. Имамат. Суннит­ская и шиитская политические доктрины о верховной власти в му­суль-манском государстве, суверенитете и порядке замещения поста главы мусульманского государства.

олитическое учение Ибн Халдуна (1332 – 1406). " Большая исто­рия" (" Книга поучительных примеров" ). Концепция развития государства. Соотношение и закономер-ности развития общества и государ­ства. Этапы развития общества. Эволюция устройства и задач государственной власти. Воз­никновение государства. Материя государства. Гибель государства. Особенности учения Ибн Халдуна о государстве и по­литике, изложенного в трактате " Мукаддима" (" Введение" ). Выявле­ние " естественных законов" становления, развития и падения госу­дарства. Государство как проявление, критерий и форма " цивили-зации". Этапы развития государства. Анализ исторической эволюции халифата. Халифат и монархия. Этапы развития мусуль­манского государства. Классификация форм правления. Определение халифата. " Закон" халифата. Суверенитет халифата. Политическое учение Ибн Халдуна – вершина в развитии мусульманско-правовой по­литической теории.

Политические и правовые идеи исламской реформации конца XIX в. Ради-кальный пересмотр традиционных мусульманских полити­ческих представлений. Поли-тико-правовые воззрения Джемаль ад-Дина аль-Афгани (1839 – 1897). Общий подход к исламу. Отношение к политическому объединению мусульман. Поиски лучшей модели государ­ства. Основы идеального общественного и политического строя. От­ношение к ис-пользованию арабами европейских политических идей и институтов. Идея суверенитета нации. Основная идея классической мусульманской концепции власти. Влияние ислама на политико-право­вые воззрения аль-Афгани. Взгляды аль-Афгани на шариат. Понимание природы мусульманского права. Идея свободы иджтихада. Главное требование, предъ-являемое к любой организации власти.

Разработка реформистского подхода к политико-правовой про­блематике, ислам-ской власти и шариату Мухаммедом Абдо (1849 – 1905). Отстаивание идеи реформации ислама. Представления о при­роде исламской власти. Характер исламского государства. Принципы справедливого государственного устройства. Истоки и назначение права. Шариат и фикх.

Развитие мусульманской теории государства в XX в. Теоретико-религиозные аргументы в пользу возрождения халифата. Мухаммед Рашид Рида (1865 – 1935). " Халифат, или Великий имамат" (1922). Ха­рактер власти главы мусульманского госу-дарства. Взаимоотношения халифа и консультативного совета. Концепция халифата Рашида Риды и классическая мусульманская политическая теория. Теория мусульманского государства Али Абдель Разека (1888 – 1966). " Ислам и основы власти" (1925). Возра-жения против теории " обязательности халифата". Религиоз

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...