Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14 Учение Никколо Макиавелли о государстве и праве.




14 Учение Никколо Макиавелли о государстве и праве.

Никколо Макиавелли (Макьявелли) (1469­ – 1527) – итальянский мыслитель, писатель, политический деятель. Вплоть до 1512 года занимал должности секретаря во второй канцелярии, коллегии Десяти Флорентийской республики.

Свои взгляды на политику, государство он изложил в таких сочинениях, как «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (1513-1517), «Государь» (1513, издан в 1532), «История Флоренции» (1520-1525) и др.

В первую очередь следует отметить, что как яркий представитель новой эпохи Н. Макиавелли освободил свое учение от теологии. Свои политические взгляды он сформировал на основе изучения исторического опыта и современного ему опыта в области государствоведения. Макиавелли считают основоположником науки политологии. Ему приписывают введение в научный оборот термина «stato» (государство).

Государство, по мнению Н. Макиавелли, появляется в связи с потребностью людей в общем благе. Люди объединились для того, чтобы лучше защищаться. Поэтому целью государства является безопасность личности и незыблемость собственности. Государство отличает от других форм объединений наличие аппарата принуждения и законов.

Так, основой власти в государстве «служат хорошие законы и хорошее войско». Однако у Н. Макиавелли первое зависит от второго, т. к. «хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы».

Мыслитель сделал важный вывод о том, что армия должна состоять только из итальянцев, а не из наемников, что является одним из условий создания общенационального государства. В условиях раздробленной Италии это было крайне важно.

Все государства Н. Макиавелли делил на республики и монархии. Приоритетной формой правления считал смешанную республику, состоящую из элементов монархии, аристократии и демократии. В качестве важного средства управления подданными рассматривал религию. Религия на службе у государства, а не наоборот. Критиковал католическую церковь за то, что та держала страну раздробленной.

В «Государе» Н. Макиавелли дает советы, как нужно поступать правителю, чтобы удержать власть. Например, государь должен вести себя с подданными так, чтобы никакое событие – ни дурное, ни хорошее – не заставляло его изменить своего обращения с ними, т. к. «случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью».

Больше всего правитель должен опасаться презрения и ненависти подданных. Так как главной причиной гибели императоров были либо ненависть к ним, либо презрение. Поэтому лучше быть скупым, чем щедрым, ибо «больше мудрости в том, чтобы, слывя скупым, стяжать худую славу без ненависти, чем в том, чтобы, желая прослыть щедрым и оттого поневоле разоряя других, стяжать худую славу и ненависть разом».

На вопрос о том, что лучше, чтобы государя любили или боялись, Н. Макиавелли отвечает, что мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого, т. е. страх, ибо «любят государей по собственному усмотрению, а боятся – по усмотрению государей».

Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости, поскольку, «учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица».

Интересно

Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Кроме того, Н. Макиавелли учит, что государь должен быть сильным, как лев, но хитрым, как лис.

Государю надо уметь выбирать себе советников, т. к. об уме правителя судят по тому, каких людей он к себе приближает. Если они преданные и способные, значит и правитель мудрый, поскольку умел распознать их способности и удержать их преданность.

Как итог, Н. Макиавелли отмечает, что самое главное для государя – своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся.

Эти и другие советы Николо Макиавелли о том, что нужно делать, чтобы завоевать власть и ее удержать, вошли в историю политической мысли под термином «макиавеллизм». А его произведения на долгие века стали практическим пособием для многих правителей. Таким образом, главная идея его творчества – создание единого светского национального итальянского государства – отодвинута была на второй план.

15 Учение Жана Бодена о государстве и праве.

Политическая идеология Жана Бодена – это идеология светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальной раздробленности, против которой он выдвигает одну из важнейших политических идей того времени – идею государственного суверенитета. В основе лежит мысль о неделимой, единой, постоянной, стоящей над законом государственной власти.

Протестантство появилось во Франции еще в первой половине XVI в. Но широкое распространение это движение получило лишь в 50-х годах. Французские протестанты были кальвинистами и получили название гугеноты. Особенность французского реформационного движения заключалось в том, что им было охвачено главным образом дворянство и горожане. Религиозная борьбы приобрела здесь характер сопротивления королевскому абсолютизму. В конце XVI в. во Франции уже шло ожесточенное религиозное противоборство между кальвинистами (гугенотами) и католиками, и которое в итоге приняло форму гражданской войны. Возникла угроза существования государства. В этой обстановке в общественном сознании все больше укреплялась мысль о том, что мир может быть обеспечен лишь сильной королевской властью. С теоретическим обоснованием этой идеи выступил Жан Боден.

Жан Боден (1530–1596 гг. ) родился в Анжере в зажиточной семье. Юрист по образованию, с 1559 г. – профессор университета в Тулузе, с 1561 г. занимал судейские должности в Париже, в 1571 г. поступил на службу к брату короля герцогу Алансонскому. Он был депутатом провинциальных, затем в 1576-77 – депутатам Генеральных штатов. С 1584 г. – генеральный прокурор Лана (город на северо-востоке Франции). Боден занимал компромиссную позицию между католиками и гугенотами, за что едва не поплатился жизнью в Варфоломеевскую ночь. Скончался от чумы в Лане.

Основные произведения: «Метод легкого познания истории», руководство для инквизиции «Демономания колдунов», заменившее устарелый «Молох ведьм», «Шесть книг о республике» – главный труд, в котором он изложил свои взгляды на происхождение государства, его функции, формы правления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...