Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государство. 22 Историческая школа права. вопрос. 3. Историческая школа права. Г. Гуго. Ф. К. Савиньи. Г.Ф. Пухта.




Государство.

Происхождение государства. Гегель отвергает договорную теорию происхождения государства. Но как возникло государство он не объясняет, считая, что в данном случае имело место проявление божественной воли.

Государство по Гегелю, есть воплощенная в действительности идея права, ее реальное проявление, конкретизация, сколь бы ущербным не было это реальное проявление. Основная задача государства – осуществление «блага целого» возможно в ущерб блага отдельного гражданина, т. е. государство не задумывается о благе отдельного гражданина.

Различает в государстве объективную и субъективную стороны. С объективной стороны государство – организация публичной власти. С субъективной – духовное сообщество (организм), все члены которого проникнуты духом патриотизма и осознанием национального единства.

Форма государства. Лучшей формой считал конституционную монархию (отнюдь не случайно Гегель с 1818 г. стал официальным философом прусской монархии) и критиковал демократию. В «благоустроенной» монархии, по словам философа, правит закон, и монарху остается только добавить к нему субъективное «я хочу». Установление же конституционного строя возможно только путем постепенных реформ сверху.

Разделение власти. Разумно устроенное государство, по мнению Гегеля, имеет три ветви власти: законодательную, правительственную и княжескую.

Законодательная (нижняя) власть - двухпалатный парламент, где верхняя палата - наследственная, нижняя - выборная.

Правительственная (средняя) власть состоит из чиновников. Суд относился к правительственной ветви власти.

Княжеская (верховная) власть - власть государя.

Все эти ветви представляют собой неразрывное единство, объединяемое княжеской властью в целостный государственный механизм.

Гражданское общество. Многие ученые внесли свой вклад в разработку этой основополагающей теоретической категории, однако основная заслуга в этом по праву принадлежит Г. В. Ф. Гегелю. Опираясь на труды своих предшественников, он первым указал на то, что между личностью и государством существует некая общественная среда (общество), имеющая значение как для личности, так и для государства.

Гражданское общество, как считал Гегель, представляет собой опосредованную систему потребностей, которая покоится на двух составляющих - отношениях собственности и формальном равенстве людей. Однако Гегель подчеркивал, что гражданское общество существует " лишь в современном мире", т. е., по сути, речь идет о современном ему буржуазном обществе.

Правовыми основами гражданского общества являются: равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Гегель признавал, что государство имеет приоритет над гражданским обществом. Государство, по его мнению, выступает гарантом действительной свободы гражданского общества.

22 Историческая школа права. вопрос

3. Историческая школа права. Г. Гуго. Ф. К. Савиньи. Г. Ф. Пухта.

Историческая школа права – одно из течений в науке права первой половины XIX в., получившее распространение в Германии, кардинально отличавшееся от доктрины естественного права и выступавшая против преобразования существующих общественных отношений с помощью нового законодательства.

Основателем исторической школы права был Густав Гуго (1764–1844), профессор Геттингенского университета.

Основные произведения: «Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности – частного права», «Являются ли законы единственными источниками юридических истин».

Право. Закон не единственный источник права. Повсеместно право образуется не только в результате законодательства, но и помимо деятельности законодателя. Так складывалось обычное право, образовывалось преторское право в Риме и т. п.

Позднее Г. Гуго разъяснил эти выдвинутые им ранее положения. Вопреки учению естественно-правовой школы, исходившей из представления о широких творческих возможностях законодателя, он утверждал, что право развивается вместе с языком и что, подобно языку и нравам, оно складывается само по себе, без чьих-либо соглашений и приказов. Г. Гуго ставит в один ряд право и язык, который, представляя собой средство общения людей, не является частью надстройки.

Образование права Г. Гуго сравнивает также с образованием правил игры. В большинстве игр многие правила складываются независимо от соглашения играющих. Они образуются с течением времени, в результате одинакового решения сомнительных вопросов от случая к случаю. Лишь постепенно, в результате сложившейся практики устанавливаются твердые правила.

Взгляды Г. Гуго были направлены на защиту неписаного права. Это было выступление против нового, буржуазного в своей основе законодательства.

То, что предписано законом, писал он, не всегда совпадает с тем, что осуществляется в действительности. Г. Гуго считает такое положение вполне нормальным. Он пытается доказать, что этим обеспечиваются возможно большая определенность норм права и знакомство с ними населения. Многие, утверждает он, не читали и не знают содержания закона, но фактический распорядок жизни каждому хорошо знаком.

Чтобы сделать более убедительной свою защиту обычного права, Г. Гуго заявляет, что определенность и известность норм права, более всего, по его мнению, достигаемая обычным правом, – важнейшая цель, нередко более важная, чем то или иное содержание права.

Придавая решающее значение в процессе образования права фактически сложившемуся порядку, Г. Гуго одобряет и оправдывает всякое фактически существующее положение вещей.

Фридрих Карл Савиньи (1779-1861) происходил из старинного немецкого дворянского рода. В 1795 поступил в Магдебургский университет. С 1800 в должности приват-доцента читал там же лекции по уголовному и римскому праву. В 1810. занял кафедру римского права в Берлинском университете. С 1812 – ректор университета. Начиная с 1815 и до 1850. издавал «Журнал исторической юриспруденции». После тяжелой болезни, перенесенной в 1822, Савиньи надолго отошел от работы. В 1842 г. покинул должность профессора и стал во главе выделенного из министерства юстиции особого министерства по пересмотру законодательства. В 1856 г. он был назначен членом палаты господ и королевским синдиком, но до своей кончины уже не принимал участия ни в какой общественной деятельности. Умер в Берлине.

Основные произведения: «История римского права в средние века» (7 т. ), «Обязательственное право» (8 т. ), «О призвании нашего времени к законодательству и науке права».

Государство. Отвергая концепцию общественного договора, Савиньи и его последователи утверждали, что заключение общественного договора практически невозможно, так как миллионы незнакомых людей физически не могли вступить в соглашение и более того договориться о повиновении неизвестным им лицам. Кроме того, теория общественного договора вредна, так как власть не будет прочной, если обязанность повиноваться основана только на договоре.

Государство – это «естественное целое, телесное выражение духовной общности народа, органическое проявление народа, процесс закономерного исторического развития».

Право. Представители исторической школы считали, что право в своем развитии проходит три стадии:

  • стадию спонтанного, неосознанного возникновения норм обычного права в недрах народа через развитие «национального духа». Под «национальным (народным) духом» Савиньи понимал совокупность местных обычаев и традиций, обусловленных исторической судьбой народа;
  • стадию права, излагаемого уже учеными юристами, совершенствующими позитивное право применительно к усложнявшимся общественным отношениям;
  • стадию кодифицированного права, представляющего объединение обычного права и «права юристов».

Представители исторической школы доказывали, что естественного права как такового нет, а есть лишь положительное право, которое имеет свои законы развития, причем не зависящие от разума. Право – историческое наследие народа, которое не может и не должно произвольно меняться, невозможно за короткое время сломать создаваемую веками правовую систему и навязать народу чуждые ему законы. Позитивное право производно от права обычного, а оно, в свою очередь, произрастает из недр «национального духа». Реформа права должна проходить постепенно. Не может существовать и единое для всех народов право: у каждого народа, в том числе и у германского, имеется только ему присущее свое право, определяемое историческим духом. По этой причине Савиньи и был противником теории естественного права.

Таким образом, основная идея исторической школы права – это отрицание «творческого» законодательства, так как право создается нравами и верованиями народа и только затем – законодателем.

Вслед за Ф. К. Савиньи идеи исторической школы права формулировал его последователь Георг Фридрих Пухта (1798–1846). Преподавал право в университетах Германии, до конца жизни был профессором Берлинского университета, государственным советником и членом комиссии по реформе законодательства Пруссии.

Основные произведения: «Обычное право», «Курс институций».

Право. В том же духе, что и Ф. К. Савиньи, Г. Ф. Пухта утверждает, что право есть результат деятельности народа, продукт народного духа: «Своеобразие народа обнаруживается в его праве так же, как и его языке и нравах». При этом он объявляет, что оно есть выражение «общего сознания народа», «общей воли всех участников правового общения». Правовая норма, по его словам, обязательна в силу того признания, которое она встречает в общем убеждении народа. Это означало апелляцию к обычному праву против законодательного творчества. И действительно, он объявляет первоначальным источником права обычай, который, по его словам, ближе всего стоит к основе всякого права – к «народному убеждению».

Представляя собой некоторое органическое целое, право, по его словам, и развивается органически из народного духа. Г. Ф. Пухта заявляет, что эта мысль может быть выражена кратко словами: «Право имеет свою историю».

Настаивая на органическом развитии права, он вынужден был, однако, признать, что мышление ученых-юристов оказывает заметное влияние на развитие права. Он готов даже допустить, что органическая целостность права может быть нарушена диссонансами, поскольку дух народа подвержен «болезненным явлениям» в своем развитии.

Более того, он признает наряду с чисто национальными некоторые «общие» начала в праве, которые делают возможным воздействие одного народа на другой и заимствование чужого права в качестве основы для развития собственного. Этим объясняется, по его мнению, рецепция римского права в странах Западной Европы.

Теми же чертами, как и учение о праве, отличается и учение Г. Ф. Пухты о государстве. Государство, с его точки зрения, создано той же силой, что и право. Оно имеет в качестве своей основы тот же мистический «народный дух»: «Дух народа производит государство, как и право». Развитие государства происходит так же органически, как и развитие права. Но в конечном счете и право, и государство имеют божественное происхождение. И правительство, и правительственная власть происходят от бога. Истинная свобода состоит в подчинении божественной воле.

Исходя из этих положений, он защищает монархическое правление, причем полномочия монарха он рассматривает как личное право последнего. Отношения монарха и подданных он считает необходимым строить на средневековых началах «верности». Средством для того, чтобы обеспечить публичные права индивидов, он считает феодальные корпорации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...