Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

27 Учение Дж. Бентама о государстве и праве. Утилитаризм.




Революция в Англии создала благоприятные условия для развития капитализма. В Англии происходит промышленный переворот, результаты которого сказываются в последней четверти XVIII в. Промышленная буржуазия стремится к более широкому и четкому внедрению буржуазных принципов в право, к предоставлению ей решающего участия в политической власти. Одновременно в Англии растет пролетариат; начинаются его выступления. В 30-х гг. XIX в. возникает рабочее движение за демократическую конституцию — чартизм.

Своеобразную концепцию права и государства в Англии этого периода разрабатывал Иеремия Бентам (1748—1832).

Бентам родился в Англии, в семье адвоката. Он много писал о философских, этических, юридических и политических проблемах современности.

Еще в первых своих произведениях Бентам отвергал теорию естественного права. Он писал, что содержание естественного права неопределенно и всеми толкуется по-разному. Бессмысленным и химеричным является и понятие " общественный договор", так как государства создавались насилием и утверждались привычкой. Бентам обстоятельно критикует французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., утверждая, что идея прав личности ведет к обоснованию анархии, сопротивлению государственной власти. " Право", противопоставляемое закону, " является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства".

Бентам, как и Гоббс, считал право выражением воли суверена. Право — это повеления и запреты, установленные государством и обеспеченные санкцией. Субъективные права — детище закона; вне повелений суверена нет никаких прав личности. Так называемые " естественные права", — писал Бентам, — это " анархические софизмы", произвольные оценки закона и его действия.

Бентам был сторонником ясного и доступного законодательства. Английскую систему " общего права", основанную на судебных прецедентах, он порицал как " капризную и непонятную властительницу наших судеб". Бентам подготовил полный кодекс законов, включающий гражданское, уголовное и конституционное право.

Бентам признает реальным правом лишь то, которое установлено государством. Однако существующее законодательство архаично и несовершенно. Каковы же критерии его оценки и соответственно направление совершенствования? " Законодательство должно, наконец, найти непоколебимую основу в чувствах и опыте". В поисках этой основы Бентам разрабатывает теорию утилитаризма*.

* От " utilitas" — польза, выгода.

" Природа подчинила человека власти удовольствия и страдания. Им мы обязаны всеми нашими идеями, ими обусловлены все наши суждения, все наши решения в жизни.., — писал Бентам. — Принцип пользы подчиняет все Учение Дж. Остина о государстве и праве.

 

· 28 Юридический позитивизм.

·

Под юридическим позитивизмом понимают направление в юрис­пруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридиче­ской науки изучением действующего права с формально-догмати­ческих позиций.

Возникновение юридического позитивизма относится к первой трети XIX в. и было связано с процессами утверждения промыш­ленного капитализма в странах Западной Европы. Решающую роль при этом сыграли процессы формирования в наиболее развитых странах национального рынка, потребовавшие ликвидации пере­житков средневекового партикуляризма, расширения сферы зако­нодательного регулирования общественных связей и установления единого для всей страны правопорядка. На этой почве сложились ранние концепции юридического позитивизма, для которых были характерны идеи верховенства закона как источника права, отож­дествление правовых норм с предписаниями государственной вла­сти. Юридический позитивизм пришел на смену доктринам есте­ственного права, господствовавшим в правовой мысли Западной Европы XVII--XVIII вв.

Начало теоретическому обоснованию принципов юридического позитивизма положил английский юрист Джон Остин (1790--1859), последователь утилитаризма Дж. Бентама. В 1832 г. он опубликовал книгу " Определение сферы юриспруденции" -- первую часть своих лекций, прочитанных в Лондонском университете. Полностью его " Лекции по юриспруденции, или философии позитивного права" были изданы посмертно, в 1863 г. Под влиянием работ Остина в правовой науке Англии и США сформировалась представительная школа, получившая название аналитической юриспруденции.

Предметом изучения юридической науки, согласно взглядам теоретика, является позитивное право. Остин не отрицал естествен­ное право и оценочный подход к законам, действующим в государ­стве, но вывел эти проблемы за рамки правоведения.

Среди законов, определяющих поведение человека в обществе, Остин выделял следующие виды:

  • А) божественные законы (данный термин представлялся ему более предпочтительным и точным, чем естественное право);
  • Б) законы позитивной морали, основанные на мнениях (напри­мер, законы чести);
  • В) позитивные законы, установленные государственной властью.

Названные виды законов, соответственно, изучают такие науки, как этика, или деонтология (к ее ведению относятся вопросы кри­тики позитивных законов с точки зрения божественного права), наука морали и юриспруденция. Задачу юридической науки Остин видел в том, чтобы разработать систему взаимосвязанных право­вых категорий -- источника права, юридической обязанности, пра­вонарушения, санкции и т. п. -- путем анализа их содержания и логического объема. На первый план в рассматриваемой концепции были выдвинуты тем самым вопросы построения теории права с помощью методов формальной логики.

Остин стремился отделить правоведение от смежных областей знания, исключить из юридической науки проблемы этико-фило-софского порядка. Юриспруденция, писал он, " имеет дело с пози­тивными законами, или законами в строгом смысле слова, без рас­смотрения того, хороши они или плохи". Впоследствии эти идеи широко использовались сторонниками юридического позитивизма, выступавшими за разграничение теории права и науки политики права как самостоятельных юридических дисциплин. Предполага­лось, что теория права будет заниматься действующим правом, а наука политики права -- вопросами совершенствования законода­тельства и юридической практики с точки зрения правовых идеа­лов, т. е. с точки зрения того, каким право должно быть.

По учению Остина, позитивное право состоит из императивных велений или приказов суверенной государственной власти. Право есть " совокупность норм, установленных политическими верхами". Его источник -- воля суверена (в Англии суверенитет принадлежит королю, пэрам и электорату палаты общин). Как подчеркивал Ос­тин, суверен не связан принятыми законами, так как в любой мо­мент может их изменить -- в противном случае он не будет уже сувереном. Ограничениями государственной власти в действитель­ности служат божественное право и позитивная мораль. В концепции Остина были разработаны основы императивной теории права, согласно которой законы государства обращены исключительно к подвластным и не способны ограничить волю суверена.

Исходя из этого Остин отрицал существование конституционно­го права как особой отрасли законодательства, подчеркивая, что суверен не может издать законы, которые бы возлагали правовые обязанности на него самого. Международное право, согласно этой концепции, содержит лишь нормы морали, поскольку в нем нет императивных предписаний.

Идеи аналитической юриспруденции получили признание со стороны английских юристов-практиков во многом потому, что Ос­тин, в противоположность Бентаму, допускал возможность сохра­нения институтов прецедентного права. С его точки зрения, преце­дентное право содержит нормы так называемого косвенного зако­нодательства. Принятые с молчаливого согласия суверена, судеб­ные прецеденты обладают всеми признаками юридических норм и, подобно статутам парламента, обеспечены принудительной санкци­ей. Как источники права судебные прецеденты были приравнены Остином к нормам законодательства, что открывало широкие воз­можности для применения исследовательских приемов, выработан­ных аналитической юриспруденцией, при изучении " общего права" Англии и США.

Подобным же образом Остин подходил к характеристике право­вых обычаев. Сами по себе обычаи, полагал теоретик, относятся к нормам морали, но становятся правовыми, когда их начинают при­менять в судебных решениях, обеспеченных санкцией государства.

Иные концепции юридического позитивизма получили распрос­транение во Франции, где была проведена наиболее полная ко­дификация законодательства первой половины XIX в. Господству­ющее положение во французском правоведении занимали тогда идеи школы экзегезов -- комментаторов Кодекса Наполеона 1804 г. (А. Дюрантон, Ш. Тулье, Ш. Демоломб и др. ). Отождествив право с законом, представители школы экзегезов свели задачи юридической науки к формально-догматическому описанию и комментиро­ванию действующего законодательства. Результатом их творчества явились многотомные постатейные комментарии к Гражданскому кодексу (например, Дюрантон написал " Курс французского права в последовательности статей Гражданского кодекса" в 19 томах).

" Мой девиз, символ веры таков: Тексты прежде всего, -- указывал Демоломб. -- Моя цель -- истолковать, объяснить Кодекс Наполеона, изучая его как живой, применяемый и принудительный закон... ". Экзегезы уделяли много внимания анализу правовых норм, приемам и способам толкования законов, но достаточно редко обращались к общетеоретическим проблемам юридической науки. Отличительная особенность конце стояла в том, что государство рассматривалось в них прежде всего как участник гражданско-правовых сделок, как субъект частного права.

Сфера распространения юридического позитивизма значительно расширилась во второй половине XIX в., когда позитивистские доктрины утвердились в правоведении европейских стран. К этому времени относится и зарождение юридического позитивизма в России.

Юридический позитивизм претерпел в данный период ряд изменений.

Во-первых, позитивисты второй половины XIX в. стремились расширить философско-методологическое обоснование своих концепций, в том числе за счет положений, воспринятых из позитивистской философии О. Конта, Г. Спенсера и др. Догматическое изучение права в таких концепциях дополнялось принципами социологического подхода к исследованию политических и правовых явлений.

Во-вторых, последователи юридического позитивизма во вто­рой половине XIX в. отказались от многих положений императив­ной теории права и разрабатывали идеи правового самоограничения государства. Согласно этому учению нормы позитивного права обращены не только к подвластным, но и к самому государству. В связи с этим наметилась тенденция к сближению юридического позитивизма с концепциями правового государства и господства права.

В-третьих, принципы юридического позитивизма получают рас­пространение в науке международного права, что приводит к отка­зу от прежних учений, отождествлявших право с законами госу­дарства. Со временем в юридическом позитивизме возобладали идеи так называемого монистического подхода к праву, т. е. трактовка международного права и национальных правовых систем как струк­турных элементов единого правопорядка.

· 29 Политико-правовое учение Р. Иеринга.

Рудольф фон Иеринг (1818-1892 гг. ) родился в Аурихе (Германия). Отец его был доктором права и практикующим адвокатом. По окончании курса в местной гимназии Иеринг стал изучать юриспруденцию. Посещал лекции в университетах Гёттингена, затем Гейдельберга, Мюнхена и Берлина, где в 1844 г. сдал докторский экзамен и приступил к чтению лекций. Через год был назначен ординарным профессором Базельского университета. Оттуда в 1846 г. перешел в Росток, затем через три года – в Киль, а в 1851 – в Гиссен. Здесь же им был основан журнал «Jahrbucher fur die Dogmatik», в котором публиковались и его работы. После семнадцатилетнего пребывания в университете Гессена Иеринг был приглашен в Венский университет. С 1872 г. он преподавал на юридическом факультете университета в Гёттингене. В этом городе и прошли последние годы его жизни. В разное время лекции Р. Иеринга слушали и молодые российские юристы, имена которых впоследствии стали широко известны: Н. Л. Дювернуа, С. А. Муромцев и др.

Основные произведения: «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Борьба за право», «Цель в праве».

Теория Иеринга, которую он сам называл реалистической, изложена в его главном, неоконченном труде «Цель в праве» (1872-1883). Автор выстроил свои рассуждения по следующей логической схеме:

Основная цель человеческого существования - самосохранение, для ее удовлетворения существует общество, в обществе эта цель вызывает потребность имущества, имущественный интерес требует для своей охраны установления права и государства. Таким образом, генезис права – не цепь случайных, произвольных событий, а закономерно протекающий процесс, который несет на себе отпечаток «социокультурного своеобразия» народа. Возникает право из борьбы, постоянно ведущейся в обществе. В борьбе люди реализуют и защищают свои интересы, обретают право. В связи с этим Иеринг подчеркивает, что право - не продукт «общественного договора» (естественная школа права) и не саморазвивающийся продукт (историческая школа права), а продукт цели, служащий общественным интересам.

Сущностью права и является заключенная в нем цель – обеспечение условий социального общежития. Постигать право – значит исследовать и понимать обстоятельства, которые его порождают.

Право, согласно концепции Иеринга, есть защищенный законом интерес, но он прибегает и другим определениям: право есть «совокупность действующих в государстве принудительных норм»; право есть «система общественных целей и совокупность жизненных условий общества, обеспечиваемых внешним принуждением», т. е. государственной властью.

Иеринг различал объективное и субъективное право, которые не существуют друг без друга:

  • право в объективном смысле – это совокупность применяемых государством правовых принципов, законный распорядок жизни;
  • право в субъективном смысле – конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности.

Иеринг не разграничивал право и закон - для него эти понятия являлись идентичными.

Государство. Единственный источник права – государство. Именно поэтому право отличается от иных социальных регуляторов (например, морали). Государство и право необходимо дополняют друг друга: государство выступает внешним механизмом силы, право служит формой использования (действия) этого механизма.

Именно государство осуществляет принуждение, без которого существование права невозможно. Государство - есть общество, которое принуждает. Признаки государства:

  • наличие специального аппарата принуждения,
  • отношения господства и подчинения,
  • публичный характер государственной власти, т. е. власть распространяется на все общество,
  • наличие права,
  • наличие суверенитета, но, согласно позиции Иеринга, суверенитет - это абсолютная монополия государства на принуждение.

Цели государства и права совпадают - обеспечение общих интересов.

Р. Иеринг – сторонник сильной государственной власти, устанавливающей в обществе порядок. «Бессилие, немощь государственной власти – смертный грех государства… Самая невыносимая форма государственного состояния все-таки лучше полного отсутствия ее», - пишет он.

Правовое государство. В то же время Р. Иеринг полагал, что государство должно самоограничиваться правом, т. е. в определенной степени он говорил о правовом государстве, в котором в результате самоограничения власти правом и введения конституционной системы, закрепляется господство закона. Он считал, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, где она, пользуясь терминологией Иеринга, приобретает окончательную правовую прочность. Лишь при господстве права процветает национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу «умственные и нравственные силы».

· 30 Политико-правовое учение Г. Еллинека.

Юридическое понимание государства Еллинек предложил следующее: «обладающая первичной верховной властью корпорация населяющего определенную территорию народа или… обладающая первичной властью территориальная корпорация». Современное государство Г. Еллинека представляет собой корпоративную единицу, организованную на основании Конституции. Конституцию он также различал фактическую (реальные общественные отношения) и писаную (формальную).

· 31Ф. Ницше о государстве и праве.

Известный немецкий ученый-обществовед второй половины XIX в. Ф. Ницше подверг критике как коммунистическую, так и либеральную политические доктрины и сформулировал собственный идеал наилучшего общественного устройства. Выдвинутые им политико-юридические идеи породили оживленную дискуссию среди государствоведов и юристов в конце XIX в. и продолжают привлекать внимание ученых и широких слоев интеллигенции вплоть до нашего времени. В числе этих теоретических положений есть несколько, вызвавших наибольший общественный резонанс.

1. Об эксплуатации человека человеком в государстве. По представлениям Ф. Ницше, в природе «бесчисленное количество индивидов приносится в жертву немногим, - как условие их возможности. Не следует вдаваться в обман: совершенно так же обстоит дело с народами и расами. Они образуют “материал” для создания отдельных ценных индивидов». Поэтому «настоящая цель государства - олимпийское существование и постоянно обновляемое рождение и подготовка» гениев, по отношению к которым «все остальное является орудием, вспомогательным средством». Вот почему каждый негениальный человек в государстве «со всей его деятельностью имеет лишь постольку достоинства, поскольку он сознательно или бессознательно является орудием гения».

пор - и будет всегда - делом аристократического общества как общества, которое верит в длинную лестницу рангов и в разноценность людей и которому в некотором смысле нужно рабство». Причина этого очевидна. С целью создания широкой, глубокой и плодородной почвы для культурного развития «громадное большинство» людей, «находящееся в услужении у меньшинства, сверх меры своей индивидуальной потребности должно быть рабски подчинено жизненной нужде. За их счет, благодаря избытку их работы, ... привилегированный класс освобождается от борьбы за существование, чтобы породить и удовлетворить мир новых потребностей».

В самом деле, вот «как начиналась до сих пор всякая высшая культура на земле! Люди, еще естественные по натуре, варвары в самом ужасном смысле слова, хищные люди, обладающие еще не надломленной силой воли и жаждой власти, бросались на более слабые, более благонравные, более миролюбивые расы, быть может занимавшиеся торговлей или скотоводством», либо атаковали «старые, одряхлевшие культуры, в которых блестящим фейерверком остроумия и порчи сгорали остатки жизненной силы. Каста знатных» в государстве «была вначале всегда кастой варваров. Превосходство ее заключалось прежде всего не в физической силе, а в душевной. Это были более цельные люди», что на любой «ступени развития означает также и “более цельные звери”».

· 32 Теория элит (Г. Моска, В. Парето).

·

Теория элит Гаэтано Моска и Вильфредо Парето — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - сила, происхождение, образование, опыт, способности, богатство и т. д., развитые общества обязательно включали возможность выдвижения наиболее способных представителей народа.

Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - сила, происхождение, образова­ние, опыт, способности, богатство и т. д., развитые общества обязательно включали возможность выдвижения наиболее способных представителей народа.

Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов). Тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти.

Вильфредо Парето (1848—1923) Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных преемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием четыречх главных элементов: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса.

Роберт Михельс (1876—1936). Причины невозможности демократии он объяснял тремя следующими тенденциями, они заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике развития организации. Перерастание демократии в олигархию частично объясняется психологией массы. Понятие массы интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создание культа личности вождей.. ». Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных.

· 33 Солидаризм Л. Дюги и институционализм М. Ориу.

Леон Дюги (1859-1928 гг. ). Его биография не отличается яркой внешней событийностью. Он родился в маленьком городке Либурн на юго-западе Франции в семье юриста. Окончил юридический факультет одного из старейших университетов Франции в Бордо. Там же на протяжении 42 лет преподавал. В 27 лет получил звание профессора. Работал в основном, в области государственного права, обшей теории права и, отчасти, гражданского права. В начале ХХ в. труды Дюги пользовались большой популярностью, в частности, в России. Так, его книга «Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства», увидевшая свет во Франции в 1908, уже в следующем году была издана на русском языке одновременно в С. -Петербурге и Москве. В 1919 Дюги становится деканом юридического факультета Бордо. Скончался он в этом же городе 18 декабря 1928 года.

Имя Дюги настолько неотделимо от юридической науки первых трех десятилетий XX в., что после его смерти некоторые исследователи заявляли, что «придет день, и науку о праве будут разделять на два больших периода: один до Дюги, другой после него».

Основные произведения: «Конституционное право. Общая теория государства», «Государство, объективное право и позитивный закон», «Общие преобразования гражданского права со времени кодекса Наполеона».

При создании своей теории Л. Дюги в значительной степени опирался на идеи О. Конта и своего современника Э. Дюркгейма, [3] утверждавшего, что право есть «непосредственный результат социальных факторов».

Обосновывая свою концепцию солидаризма, Дюги считает, что общество делится на классы, где каждый класс выполняет свою социальную функцию, свой долг. Между классами существует «особенно тесная взаимная зависимость» (тесная солидарность), они совершают часть работы, выпадающую на их долю согласно общественному разделению труда. Каждый класс зависит от другого (предприниматели необходимы обществу, также как пролетарии), т. е. классы должны солидарно трудиться в общественном производстве.

Факт солидарности осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости. Для каждого члена общества это означает: не совершать действий, уменьшающих социальную солидарность, и делать все возможное, чтобы ее увеличить. Но эта норма создает для индивида лишь право выполнять «социальную обязанность», определенную социальную функцию, таким образом, право подменяется социальной обязанностью. Поэтому Дюги и предлагает понятие «субъективное право» заменить понятием «социальная функция». Социальная функция есть обязанность выполнять ту работу, к которой обязывает социальная норма.

Согласно концепции Дюги социальная норма является комплексной, состоящей из трех ступеней (пластов) и «в своей совокупности охватывает» экономические, моральные и юридические нормы:

  • экономические нормы (первая ступень социальной нормы) регулируют действия, относящиеся к производству, обмену и потреблению продукта. Ее нарушение приводит к перепроизводству, повышению цен, но государство на их нарушение никак не реагирует;
  • моральные нормы (вторая ступень) регулируют внешнее поведение людей в обществе. Она указывает индивиду как себя вести и действовать в определенной социальной среде и также не содержит абсолютного предписания;
  • юридические нормы («верхний пласт», самая высокая ступень социальной нормы). По своей значимости для общества они превосходят экономические и моральные нормы. И поэтому социальная реакция в случаях их нарушения более интенсивная. Главное их отличие от иных норм – социальное принуждение. Они начинают действовать, когда для их обеспечения необходимо применение государственной силы.

Из этого положения Дюги делает вывод: объективное право – это совокупность множества конкретных, «нормативных» правил, рождающихся в условиях взаимозависимости людей.

Государство. Дюги считал, что государство – это орган, выявляющий и развивающий социальную солидарность. Поэтому государство в его традиционных формах (римская, якобинская, королевская, наполеоновская, коллективистская форма) в конце концов, исчезнет, и ему на смену придет государственный строй, обеспечивающий социальную солидарность - строй социальной справедливости.

В качестве важного принципа солидаризма Дюги выдвинул идею синдикализма

Синдикализм – профессионально-корпоративное представительство в государственной власти всех слоев населения.

Он выразил уверенность, что современное общество движется к синдикальному федерализму, т. е. в конечном итоге, возникнет федерация классов, организованных в синдикаты, где отношения будут регулироваться не законами, а договорами, соглашениями на основе уступок. И на смену господства классов придет господство представителей всех классов и партий на базе синдикатов и социальной нормы. Новое синдикалистское государство будет надклассовым.

Отдельные предложения Дюги по преобразованию государственного строя:

  • каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы;
  • в палате депутатов пропорционально представлены все партии;
  • сенат (высший трибунал) является собранием синдикатов, он определяет «законность закона» и состоит из равного числа представителей каждого класса;
  • власть распределяется между синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач;
  • эта синдикальная федерация обеспечивает всеобщее образование, здравоохранение, социальное обеспечение, охрану труда и т. д.

 

Вроли откровенного защитника буржуазного государства выступает французский административист Морис Ориу, зачинатель того направления юриспруденции, которое именуется институционализмом.

Восхваляя капиталистические отношения, он отмечает прежде всего их преимущество перед феодальными. В отмене сословных привилегий и установлении равной для всех правоспособности он усматривает существенное преимущество буржуазного общества, которое он превозносит под наименованием правовой общности. Формальное равенство, как известно, прекрасно уживается в капиталистическом обществе с резким имущественным неравенством, нищетой, эксплуатацией.

Общественное неравенство он считает вечным и неустранимым и заявляет, что общество организовано таким образом, что тяжелый труд ложится на плечи одного – обреченного в жертву класса, а выгоды предоставляются другому – привилегированному классу. Такое положение облегчается в буржуазном обществе, по собственному признанию М. Ориу, тем, что «промежуточные слои» – мелкая буржуазия, «перебежчики», рабочая верхушка – «квазисобственники», как он называет их, поддерживают существующий строй.

М. Ориу доказывает, что государство призвано охранять существующие общественные отношения. Вся политическая организация служит гражданскому режиму, который по своему существу есть режим экономический. Публичная жизнь и публичное право стоят на службе частной жизни и частного права – явлений по сути экономических.

Однако М. Ориу все же изображает государство как организацию нации в целом, а не как организацию одних только собственников. Он рассматривает государство как организацию не только «правящего», но и «народного класса», то есть как надклассовую организацию. Отвергая теорию народного суверенитета, он высказывается в пользу национального суверенитета.

Большое внимание М. Ориу уделяет средствам придания устойчивости капиталистического строя. Важнейшим из таких средств он считает укрепление и развитие в обществе так называемых институтов. Если жизнь социальной группы наделена известной организацией и известным постоянством, говорит он, то она образует институт. Спокойное, длительное существование какого-либо положения вещей превращает его в институт. Семья, церковь, община, профсоюз и т. п. – это институты.

Мыслитель выделяет среди институтов в качестве особого их вида корпорации. Это институты, обладающие «внутренней свободой, позволяющей им самим преследовать свои цели и самим выполнять свои функции и делающей из них живые индивидуальности». Корпорация сама разрабатывает и пересматривает свои статуты. Это общественная организация, обладающая определенной «автономией». Другую категорию институтов составляют институты-вещи, «лишенные автономии».

 

Вслед за М. Ориу французский юрист Ж. Ренар пытался в обширном сочинении развить целую теорию институтов – институционализм.

По Ж. Ренару, институт – это всякое длительное существование какого-либо объединения людей, какой-либо общественной организации. Каждый из нас, говорит он, входит в состав нескольких институтов: каждый является членом семьи, входит в состав нации, известной производственной корпорации, принадлежит к определенной религиозной организации.

В качестве примера институтов Ж. Ренар называет также университеты, госпитали, радиокомпании и т. п. Отношения индивидов друг к другу определяются тем, что они включены в те или иные институты. В духе идеалистического истолкования общественных явлений он заявляет, что институты представляют собой соединение некоторых идей и некоторого количества людей, единство людей и идей, в котором людской состав меняется подобно тому, как вода меняется в реке.

Совокупность этих институтов и образует порядок, а государство есть один из институтов среди множества других, которые скоординированы и подчинены один другому.

Объявляя государство одним из институтов и выдвигая утверждение, что все общественные организации-институты, в том числе и организации трудящихся, участвуют в управлении обществом, организуют общественную жизнь, институционалисты хотят показать полновластие буржуазии, осуществляемое при посредстве государства. Подобно Л. Дюги, они объявляют излишним понятие государственного суверенитета.

· 34 Школа «возрожденного» естественного права, юридическое неокантианство и неогегельянство (Р. Штаммлер, Г. Радбрух).

Рудольф Штаммлер. " ЕП" - исторически складывающиеся и меняющиеся идеи, содержащиеся в общественном правосознании, требующие реформы права с точки зрения общественного идеала (" конечная цель" ). Прогресс общества определяется неким абстрактным правовым идеалом: им является такое общество, где преодолено извечное противоречие между волей и желаниями, между разумом и чувствами, между должным и сущим. Для достижения этой цели нужно выдвигать проекты, приближающие общество к идеалу, распространять соответствующие идеи путем учения и примера, морально совершенствоваться. Особенно пагубными для прогресса - борьба классов и революции. Но этот идеал никогда не может быть достигнут, так как его достижение означало бы конец истории человечества. Это общество - " регулятивная идея", к которой человечество вечно стремится (Лейст ИППУ стр. 510-513)

противоречит свободе, ограничивает возможность пользоваться своей правоспособностью. 2. осуществление полного равенств условий, в экон. сфере, либо невозможно, либо ведет к неблагоприятным последствиям, прежде всего к применению принудительных мер и господству бюрократии. Есть противоположное мнение. Если провозглашаем право каждого человека на образование и медицин., но оказывается платным, ясно, что этим правом смогут воспользоваться только кто способен заплатить. Чтобы этого избежать и превратить равенство из формального в фактическое, нудно допустить определенное неравенство. вполне морально и справедливо, когда устанавливается в пользу бедных людей. Такой точки придерживаются социалисты, коммунисты, гуманисты. Юр. неравенство привилегия для обездоленных, вводится для социального выравнивания или условий. При этом равенство условий делает юр. равенство не фиктивным, а действительным.

·

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...