Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА: Действующие формы безналичных расчётов.




1. Расчёты платёжными поручениями.

2. Расчёты платежными требованиями-поручениями.

3. Расчёты чеками.

4. Расчёты аккредитивами.

5. Вексельная форма расчётов.

6. Домициляция векселей.

7. Факторинг.

8. Организация расчётов по биржевой торговле.

 

1. Расчёты платёжными поручениями.

Расчётный документ используется при действующих формах расчётов. Принимается банком к исполнению только при соответствии стандартизированным требованиям.

Расчётный документ обязательно должен содержать следующие реквизиты:

· Наименование расчётного документа;

· № расчётного документа;

· Число, месяц, год его выписки;

· Наименование плательщика, № его счёта в банке;

· Наименование и код банка плательщика;

· Наименование получателя средств, № его счёта в банке, наименование и код банка получателя средств;

· Назначение платежа (в чеке не указывается);

· Сумма платежа (цифрами и прописью).

Первый экземпляр расчётного документа обязательно должен быть подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счётом в банке и меть оттиск печати. Списание средств со счёта плательщика производится только на основании первого экземпляра расчётного документа. Расчётные документы, кроме чеков, выписываются с использованием технических средств в один приём под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковой ручкой.

Расчётные документы принимаются к исполнению банком в течение операционного дня и проводятся по балансу банка в этот же день при наличии достаточных средств на счетё клиента.

Платёжное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счёта банку о перечислении определённой денежной суммы с его счёта (расчётного, текущего, бюджетного, ссудного) на счёт другого предприятия получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка.

В расчётах за товар или услуги платёжное поручение применяется в следующих случаях:

· За полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в платёжном поручении на номер и дату товаро - транспортного документа подтверждающего получение товаров или услуг;

· Для платежей в порядке предварительной оплаты при условии ссылки на № договора, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата;

· При расчётах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;

· По арендной плате;

· Платежи коммунальным, транспортным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание.

В расчётах по нетоварным операциям платёжное поручение используется:

· Для платежей в бюджет;

· Погашение банковских ссуд и процентов по ним;

· Перечисление в органы гос-го и социального страхования;

· Взносы в УФ при учреждении АО, ООО;

· Приобретение акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;

· Уплата штрафов, неустоек и т.д.

Платёжное поручение выписывается плательщиком на банке установленной формы, содержащие все необходимые реквизиты для совершения платежа. Предоставляется в банк, как правила в четырёх экземплярах:

Первый – используется в банке плательщика для списания средств со счёта и остаётся в документах для банка.

Второй, третий – отсылаются в банк получателя. Второй служит основанием для зачисления средств на счёт получателя, третий прилагается к выписке по счёту получателя. Второй остаётся в документах для банка.

Четвёртый – возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приёме исполнения.

Платёжное поручение действительно в течение 10 дней со дня его выписки.

 

2. Расчёты платежными требованиями-поручениями.

Платёжное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить, на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов, стоимость поставленных по договору ТМЦ, выполненных работ, или оказанных услуг.

Платёжное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки ТМЦ или оказания услуг на стандартизированном бланке в трёх экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляются в банк покупателя для оплаты.

Поставщик может сам оплатить платёжное требование-поручение в банк плательщика либо воспользоваться инкассовой услугой своего банка.

Инкассо – это банковская операция с помощью которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся средства для своего клиента на основе расчётных, товарных и денежных документов. При этой услуге банк сам пересылает платёжное требование-поручение в банк плательщика при помощи спец. почты. Инкассовые услуги оказываются за комиссионное вознаграждение. Т.к. при использовании данной формы расчётов инициатива в расчёте исходит от поставщика, то оплата платёжных документов может быть произведена только с согласия (акцепта)покупателя.

Все поступившие в банк плательщика платёжные требование-поручение должны быть зарегистрированы в спец. журнале и должны быть переданы плательщику под расписку для акцепта.

Формы акцепта:

1. Положительная предусматривает обязанность плательщика по каждому расчётному документу заявить в письменной форме своё согласие или отказ от акцепта.

2. Отрицательная при этой форме плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Если в обусловленный срок не заявлен отказ, то банк расценивает это как согласие на оплату (молчаливый акцепт).

3. Предварительный акцепт означает, что плательщик даёт своё согласие на оплату до списания средств со счёта. Расчётный документ считается акцептированным если плательщик не заявил банку отказ в течении трёх рабочих дней.

4. Последующая т.е. расчётный документ оплачивается немедленно после поступления в банк в течение операционного дня, но при этом за плательщиком сохраняется право в течении трёх рабочих дней заявить последующий отказ от акцепта.

Положение о безнал. расчётах в ПМР предусматривает использование положительной формы акцепта, которая имеет предварительный характер.

Традиционными мотивами отказа от акцепта является:

· Товар не заказан;

· Бестоварный счёт;

· Товар ранние оплачен;

· Отсутствует согласованная цена;

· Отгрузка по ненадлежащему адресу и другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.

 

3. Расчёты чеками.

Чек – это письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счёта держателю чека определенную денежную сумму.

Различают:

1.Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке. Например на зарплату, хознужды, командировочные расходы, пособия, закупки с/х продуктов.

2.Расчётные чеки эточекиприменяемые для безналичных расчётов. Расчётный чек это документ установленный формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определённой денежной суммы с его счёта на счёт получателя средств, т.е. чекодержателя. Расчётный чек оформляется плательщиком и передаётся им же предприятию получателю платежа в момент совершения хоз. операции которой предъявляет чек в свой банк для оплаты. Расчётные чеки могут быть покрытыми и непокрытыми.

Покрытые расчётные чеки это чеки средства, по которым предварительно депонированы клиентом чекодателелю на отдельном банковском счёте, что обеспечивает гарантию платежа.

Непокрытые расчётные чеки это чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счёте оплату чеков за счёт средств банка. В настоящее время в ПМР используется только покрытые расчётные чеки. Для получения расчётных чеков клиент обращается в свой банк с заявлением по установленной форме, где указывается количество чеков и общая сумма.

 

4. Расчёты аккредитивами.

Аккредитив это поручение банка получателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиков соответствующих документов.

Эта форма расчётов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив предназначается для расчётов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива самостоятельно устанавливается поставщиком и покупателем в договоре. При этой форме платёж совершается в банке поставщика.

Аккредитивы открываются в двух видов:

1. Покрытый (депонированный) аккредитив в этом случае плательщик предварительно депонирует средства для расчётов с поставщиком и банк плательщика (банк эмитент) списывает средства с расчётного счёта плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счёт банка. Депонирование средств в банке поставщика может быть произведено за счёт собственных средств или за счёт ссуды, полученной в банке плательщика. (только за счёт одного источника.).

2. Непокрытый аккредитив это аккредитив по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Также аккредитив может быть надзывным и безотзывным. Каждый аккредитив должен указывать отзывной он или безотзывной. Если такое указание отсутствует, то считается, что аккредитив отзывной.

Особенность отзывного аккредитива является то, что он может быть изменён или аннулирован банком-эмитентом по указанию покупателя без предварительного согласования с поставщиком.

Безотзывной аккредитив не может быть заменён или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Использование этой формы расчётов оговаривается в договоре между плательщиком и поставщиком, где также оговариваются спец. условия по аккредитиву и перечень документов, против которых будет производиться оплата. Основанием для открытия аккредитива является сообщение поставщика, что товар готов к отгрузке, Для открытия аккредитива плательщик представляет в банк заявление на стандартизированном бланке, где указывает:

· № договора, в соответствии с которым открывается аккредитив;

· Срок действия аккредитива;

· Наименование плательщика и № его счёта;

· Наименование и № банка плательщика;

· Наименование поставщика;

· № счёта поставщика;

· Наименование № банка поставщика

· Полное наименование документов против которых производится выплаты по аккредитиву;

· Срок их представления и порядок оформления;

· Порядок оплаты товаро-транспортных документов поставщика (или с акцептом уполномоченного покупателя или без акцепта);

· Вид аккредитива;

· Сумма аккредитива;

Для получения средств по аккредитиву поставщик после отгрузки ТМЦ предоставляет в уполномоченный (свой) банк товаро-транспортные документы и реестр счетов-фактур, на основании которых исполняющий банк проверяет выполнение поставщиком условий аккредитива и только после этого производят выплаты по аккредитиву.

 

5. Вексельная форма расчётов.

Вексельная форма расчётов предоставляет собственные расчёты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (ком. кредит) на основе спец. документа векселя.

Вексель это безусловное письменное долгое обязательство в строго установленной форме дающее её владельцу (векселедержатель) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы.

Векселя бывают: простые и переводные.

Простой (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое обязательство векселедателя, т.е. должника уплатить определённую сумму денег в определённый срок и в определённом месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик и по сути это является его долговой распиской.

Переводной (тратта) это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу.

В отличии от простого в переводном векселе участвуют как минимум три лица:

· Векселедатель (трассант) выдающий вексель;

· Плательщик (трассат) к которому обращён приказ произвести платёж по векселю;

· Векселедержатель (ремитент) получатель платежа по векселю.

Переводной вексель должен быть обязательно акцептован плательщиком и только после этого он приобретает силу исполнительного документа.

Акцептант является главным вексельным должником и несёт ответственность за оплату векселя в установленный срок. Акцепт представляется в левой части лицевой стороны векселя словами «акцептован» или «принят» или «заплачу» с обязательным проставлением подписи плательщика. (Реквизиты векселя в ТЕМЕ: кредитные деньги»).

При осуществлении хотя бы одного обязательного реквизита вексель не будет иметь силы юридического документа.

Положение о простом векселе предусматривает, что платёж по акцептованному векселю может быть дополнительно гарантирован с помощью выдачи поручительства (аваля). Также поручительство даётся в трём лицам обычно банком, как за 1-го плательщика, так и за каждого другого, обязанного по векселю лица. Аваль оформляется специальной подписью на лицевой стороне векселя или на добавочном листе к векселю (аллонт). Авалирование векселе повышает их надёжность, а авалист и лицо за которое он поручился несут солидарную ответственность за платёж по векселю.

Действующее вексельное законодательство представляет возможность передачи векселя из рук в руки в качестве орудия платежа с помощью предоставляемой подписи «индоссамент». Передача векселя по индоссаменту означает передачу вместе с векселем другому лицу права на получение им платежа по данному векселю.

Векселедержатель на оборотной стороне векселя или на аллонте пишет слова «платите приказу», или «платите вместо меня» с указанием того к кому переходит вексель.

Вексельная форма расчётов предполагает обязательное её участие в банковских операциях. Вексельное законодательство предусматривает инкассирование векселей банками, т. е. выполнение ими поручений векселедержателей по получению платежей по векселям в срок. Векселя, которые передаются в банк для инкассирования оформляется пред поручительной подписью на имя банка со словами: «для получения платежа» или «на инкассо».

Инкассируя векселя банк берёт на себя ответственность по предъявлению векселя в срок плательщику и по получению причитающегося по векселю платежа. За выполнение этой операции банк получает от клиента комиссионное вознаграждение в виде процента от суммы платежа.

 

6. Домициляция векселей.

К вексельной форме расчётов по мимо банка векселедержателя инкассированного векселя, может участвовать и банк плательщика в качестве домицилянта, т.е. выполнять поручение своего клиента по современному совершению платежа по векселю. Внешним приказом домицилированного векселя служат слова «платёж в банке»; проставленные под подпись плательщика. Для банка эта операция является прибыльной, т.к. за домициляцию векселей он получает комиссионные вознаграждение, а выступая в качестве домицилянта не несёт никакой ответственности, если платёж не состоится.

Плательщик должен к сроку платежа по векселю, сам обеспечивать поступление средств на своё счёт или заранее забронировать сумму платежа на отдельном счёте.

В настоящее время в банковской практике появился новый вид векселей банковский вексель, который представляет собой одностороннее, ни чем не обусловленное обязательство банка-имитента векселя об уплате обозначенному в нём лицу или его приказу определённой денежной суммы в установленный срок.

Банковские векселя могут приобретать юр. и физ. лица с целью извлечения дохода, который определяется как разница между номиналом векселя и ценой приобретения, которая как правило ниже номинальной стоимости. Указанная разница – это дисконт, который представляет собой доход, исчисленный на основе текущей депозитной ставки, что говорит о депозитной природе банковского векселя. Это делает его похожим на депозитный сертификат, но между ними существуют и отличия. Банковский вексель может быть использован не только в качестве средства накопления, но и в качестве покупательского и платёжного средства.

 

7. Факторинг.

Факторинг является рискованным, но высоко-прибыльным банковским бизнесом.

Факторинг от англ. слова factor (посредник) означает, что в факторинговых операциях участвует несколько сторон и в мировой практике под факторингом понимается ряд комиссионно-посреднических услуг, оказываемых фактором клиенту в процессе осуществления расчётов за товары и услуги и основанным на кредитовании оборотного капитала клиента.

В факторных операциях участвует три стороны:

1. Фактор – посредник. Им может быть ком. банк или специализированная факторная копания.

2. Фактор – поставщик.

3. Фактор – покупатель.

Основная цель факторингового обслуживания - это инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Эта услуга может оказываться без финансирования и с финансированием.

В первом случае клиент, т.е. поставщик, отгрузив продукцию предъявляет счета покупателю через банк или специализированную компанию, которые должны получить платёж в пользу своего клиента в сроки, оговоренные в хоз-м договоре.

Факторинг с финансированием означает, что фактор покупает счета-фактуры у своего клиента на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости отгрузки, т.е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур).

Резервные 10-20% бронируется на отдельном счёте на случай претензий в адрес поставщика от покупателя по качеству, срокам поставки и по другим причинам.

Правовой основой взаимоотношений фактора с клиентом является договор. В нём оговаривается вид факторинга, величина комиссионного вознаграждения, ответственность и обязательства сторон.

 

8. Организация расчётов по биржевой торговле.

Биржа – это постоянно действующий оптовый рынок, который функционирует по определённым правилам.

Биржевая торговля – представляет собой процесс трёх основных операций:

1. выявление спроса и предложения.

2. согласование условий сделки между продавцом и покупателем.

3. регистрация и оформление сделки.

Биржевая сделка – представляет собой письменно оформленный договор купли – продажи и сделка считается заключённой с момента её регистрации в установленном законом порядке и исполненной после того, как произведены расчёты между сторонами сделки.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...