Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государство.. Идеи М. А. Бакунина нашли отражение в программах и деятельности ряда народнических кружков последней трети XIX в.




Государство.

Происхождение государства. Причины происхождения государства Бакунин видел в двойственной природе человека: лучшие ее черты – зародыш вольной безгосударственной организации будущего: худшие (дурные инстинкты и страсти) – основа для возникновения государства. Государство, по Бакунину, «исторически родилось во всех странах, как плод брачного союза насилия, грабежа и пустошения, одним словом, войны и завоевания». Поэтому государство – главный источник социальных зол. Всякая власть, называлась ли она церковью, монархией, конституционным государством, буржуазной республикой или даже революционной диктатурой признавалась им «источником эксплуатации и деспотизма»

Форма государства. Первой формой государства была неограниченная монархия, которая затем в результате борьбы за свободу, ограничивается конституцией и наконец, сменяется республикой.

Право. К законам (праву политическому, официальному) Бакунин относился крайне отрицательно, считая их навязанными, деспотическими, враждебными свободе и противоречащими человеческому (естественному) праву. В связи с этим он даже выдвинул требование отмены всех действующих в европейских странах гражданских и уголовных кодексов на том основании, что они противоречат «общечеловеческому праву».

Идеи М. А. Бакунина нашли отражение в программах и деятельности ряда народнических кружков последней трети XIX в., но вскоре анархизм в Европе стал терять свое влияние в результате широкого распространения освободительных идей и движений, и прежде всего социал-демократического характера.

· 47 Б. Н. Чичерин о государстве и праве.

Чичерин Борис Николаевич (1828-1904 гг. ) родился в Тамбовской губернии, в дворянской семье, был крупный помещик. С 1845 по 1849 г. учился на юридическом факультете Московского университета. В 1856 г. получил степень магистра, уехал в научную командировку за границу. По возвращении с 1861 г. по 1868 г. - профессор кафедры государственного права в Московском университете Одновременно с 1863 г. по 1865 г. преподавал государственное право наследнику престола Николаю Александровичу. В 1866 г. Чичерин защитил докторскую диссертацию «О народном представительстве». В 1868 г. вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против нарушений властями университетского устава. Занимался наукой и написал ряд работ, имевших важное значение для развития русского либерализма. В 1882-1883 гг. - московский городской голова. После отставки жил в своем родовом имении, участвовал в работе тамбовского земства, занимался математикой, философией, естественными науками (был избран почетным членом Русского физико-химического общества).

Основные произведения: «Курс государственной науки», «История политических учений», «Философия права», «Собственность и государство» и др.

Либерализм. Б. Н. Чичерин пытался сформулировать целостную либеральную программу применительно к условиям России. Он полагал, что «самодержавие может вести народ громадными шагами по пути гражданственности и просвещения». Важную роль он отводил образованному дворянству, которое должно быть е только опорой престола, но и «защитником свободы».

Чичерин различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный и охранительный:

  • уличный либерализм (низшая ступень либерализма) подвержен своеволию, он больше всего любит шум, само слово закон ему ненавистно, его отличительная черта – «он всех своих противников считает подлецами»;
  • оппозиционный либерализм, в нем нет требований позитивных действий, а только «наслаждение своим блеском оппозиционного положения». Поэтому, по мнению Чичерина, предводители оппозиции часто не способны к правлению, когда предоставляется такая возможность;
  • охранительный либерализм - его сущность состоит в примирении начала свободы с началом власти и закона. Будучи сторонником охранительного либерализма, Чичерин основной принцип его сформулировал так: «либеральные меры и сильная власть».

Государство.

Происхождение государства. Чичерин отрицал возможность договорного происхождения государства. Оно (государство) возникает, как результат общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского или церковного.

Семья – первая ступень общежития, физиологическая основа государства;

Гражданское общество – сфера частных интересов, регулируемых частным правом.

Церковь – носительница преимущественно нравственного закона.

Над ними возвышается государство, как высшее выражение власти, ему принадлежит верховная власть. Государство есть союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага. Государственная власть должна быть не только фактической, но и законной. При этом она «может сделаться законною или по воле граждан, или по требованию общего блага».

Основные элементы государства: власть, закон, свобода и общая цель.

Форма правления. В целом Чичерин, придерживаясь взглядов греческих античных мыслителей, разделял государства на правильные и неправильные. В его работах анализируются такие формы правления как: абсолютизм, аристократия, демократия, конституционная монархия, условия их возникновения, развития и падения. Идеальной формой он считал конституционную монархию, где сама власть разделена между различными субъектами: «Монарх представляет начало власти, народ и его представители – начало свободы, аристократическое собрание – постоянство закона, все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели».

Право. По Чичерину, право есть взаимное ограничение свободы. Разделял положительное (позитивное) и естественное право, а также право и закон.

Естественное право – это идеальные юридические нормы, которые познаются наукой, это область требований природы, справедливости, «вытекающих из человеческого разума и служащих мерилом и руководством для положительного закона».

Право – это не только закон, исходящий от государства, право – это нечто существенное, глубинное, содержательное, а закон – внешнее, формальное, случайное.

По убеждению Чичерина недостаточность законодательства в конкретных случаях призваны восполнять помилование, амнистия, аболиция. [4] Но они являются мерами чрезвычайными. В нормальном «порядке такое вторжение правительства в область суда не должно иметь места».

После отмены крепостного права (1861 г. ) правительство России провело ряд реформ (судебная, земская, городская, военная и др. ), которые подготовили почву для перехода ее к промышленному строю. Однако реформы носили половинчатый характер, не гарантировали права и свободы широким слоям населения.

Несмотря на то, что Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития, политико-правовая идеология российского либерализма в теоретико-правовом отношении стояла на уровне западно-европейской философской мысли. В конце XIX – начале XX вв. в российском правоведении и государствоведении сложилось много школ и направлений. Все теоретики права и государства относили юриспруденцию к социальным наукам, однако объект и методологию науки о праве понимали по-разному. На этом основывался плюрализм правовых школ.

· 48 Политико-правовые учения русских консерваторов (К. П. Победоносцев, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев).

 «Символом эпохи» назвали Константина Петровича Победоносцева (1827–1907 гг. ), российского государственного политического деятеля, ученого-правоведа и публициста, поборника православия. В 1860– 1865 гг. занимал кафедру гражданского права в Московском университете. С 1861 г. преподавал законоведение и право великим князьям, в том числе будущим императорам – Александру III и Николаю II, сенатор, член Государственного совета, обер-прокурор Синода, автор манифеста 1881 г. «О незыблемости самодержавия». Победоносцев играл значительную роль в определении правительственной политики в просвещении и национальной политики, один из инициаторов контрреформ.

В организации народного образования главный упор Победоносцев делал не на обучение, а на воспитание, и поэтому в системе начального образования он отдал предпочтение церковно-приходским школам. «По народному понятию, школа учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его и бояться, любить Отечество, почитать родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни и выдерживать борьбу с дурными побуждениями природы, с дурными внушениями и соблазнами мысли».

Религиозно-философское и политическое кредо изложены им в статьях, изданных в 1896 г. под названием «Московский сборник»; важные материалы содержатся также в его обширной переписке. Через весь «Московский сборник» Победоносцев последовательно проводит мысль о пагубности политических и юридических учреждений, оторванных от исторических устоев общества, не соответствующих быту и сознанию народа. Таким учреждениями Победоносцев считает для России институты западной демократии – парламент, «свободную» печать, суд присяжных и др.

«Старые учреждения, старые предания, старые обычаи – великое дело» – девиз Победоносцева. Понятия «парламентаризм», «конституционный строй», «народовластие», «общественное мнение», «свобода прессы» представлялись ему лживыми иллюзиями, погубившими Запад и губящими Россию.

В статье сборника под названием «Великая ложь нашего времени» он пишет: «Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей».

Главными пороками западноевропейской культуры, по его воззрению, являются рационализм и вера в добрую природу человека. Рационализм отдает человека в полную власть логического вывода и обобщений, имеющих значение и силу в действительности лишь постольку, поскольку верны жизненные факты, лежащие в основании посылок. Вера в добрую природу человека приводит к идее народовластия и парламентаризма – «великой лжи нашего времени». Взятые вместе, оба фактора производят крайнюю смуту во всем строе европейского общества, поражая и «русские безумные головы». Призванная к обсуждению выработанных логическим путем широких теоретических программ, на которых основывается все государственное управление, масса населения, не способная к по­верке широких обобщений путем внимательного изучения фактов, отдается в жертву людям, умеющим воздействовать на нее своим красноречием, способностью ловко и лукаво делать обобщения и другими, еще более низкими приемами борьбы (подбор партий, подкуп и т. д. ). Парламентские деятели принадлежат большей частью к самым безнравственным представителям общества; «при крайней ограниченности ума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости и бесчестности побуждений, человек с сильной волей может стать предводителем партии и становится тогда руководящим, господственным главою кружка или собрания, хотя бы к нему принадлежали люди, далеко превосходящие его ум­ственными и нравственными качествами». Людям долга и чести противна выборная процедура: от нее не отвращаются лишь своекорыстные, эгоистические натуры, желающие достигнуть личных целей. Люди чести и долга обыкновенно не красноречивы, не способны «нанизывать громкие и пошлые фразы»; они «раскрывают себя и силы свои в рабочем углу своем или в тесном кругу единомышленных людей».

Суд, основанный на этих началах, родит «толпу адвокатов, которым интерес самолюбия и корысти помогает достигать вскоре значительного развития в искусстве софистики и логомахии, чтобы действовать на массу»; в лице присяжных в нем действует пестрое смешанное стадо, собираемое или случайно, или искусственным подбором из массы, коей недоступны ни сознание долга судьи, ни способность осилить массу фактов, требующих анализа и логической разборки. Еще более вредна периодическая печать, так называемая выразительница общественного мнения. Это сила развращающая и пагубная, ибо она, будучи безответственной за свои мнения и приговоры, вторгается с ними всюду, во все уголки честной и семейной жизни, навязывает читателю свои идеи и механически воздействует на поступки массы самым вредным образом.

В своей государственной деятельности Победоносцев оставался всегда верен своим воззрениям. Они отражаются и на его юридических трактатах. Характерную особенность его самого значительного юридического произведения «Курса гражданского права» составляет отсутствие «Общей части», излагающей общие понятия о праве, его отношении к другим областям знания, методах, основных институтах.

Для своего «Курса», отмечает Победоносцев, он выбрал «срав­нительную методу изложения: в начале каждой статьи указывается основная идея учреждения, потом оно объясняется, в отличительных его чертах, по римскому, французскому и германскому праву. Когда в уме читателя готов по возможности полный и закругленный образ учреждения, излагается оно по русскому закону, с предварительным очерком его происхождения и исторического развития на нашей почве. Таким образом, читателю возможно, в потребных случаях, судить, в чем русский закон учреждения соответствует или не соответствует общему его типу, как он выразился в истории, в экономии и в праве Западной Европы».

В «Курсе» нашли отражения требования, которые Победоносцев предъявлял к русским ученым. Так, свой метод познания права, основанный на изучении текстов правовых памятников, архивных актов, судебной практики, Победоносцев рекомендовал применять всем начинающим юристам.

Изданный в двух томах в 1868 г. «Курс гражданского права» в те времена считался классическим произведением русской юридической литературы и получил высокую научную и практическую оценку специалистов.

Как государственный деятель, обер-прокурор Синода (с 1880), Победоносцев считал, что Россия нуждается не в какой-либо радикальной ломке, а «в постепенном прогрессивном эволюционировании в смысле улучшения законодательства, нравственного и культурного усовершенствования исполнителей закона и тех, для кого он пишется, в исправлении нравов, или усилении церковного элемента жизни».

57. Политические идеи русских консерваторов (К. Леонтьев, Н. Данилевский, Л. Тихомиров)

К. Леонтьев родился в 1831 г., выходец из дворян Калужской губернии. Проходил дипломатическую службу в Константинополе.

Работа «Восток. Россия. Славянство». Каждый народ проходит 3 стадии жизнедеятельности, как человеческий организм:

- стадия первоначальной простоты (детство народа);

- положительное расчленение или цветущие сложности (много сословий);

- вторичное смесительное упрощение (народ дряхлеет, клонится к упадку).

Леонтьев предлагает создать сильное деспотичное государство, которое будет удерживать государство от старения. Впереди либо теократия, либо демократия, но это заимствование из западной культуры, а не восточной. Политический социализм породит рабство и абсолютный деспотизм верховной власти. Россия основополагающими началами связана с Византией: православием, самодержавием и правом. Государство должно быть сложно, крепко, сословно, сурово до свирепости. Законы и принципы власти должны быть строже, а люди добрее. Наука должна развиваться в духе глубокого презрения к пользе. В государстве главное – насилие.

Н. Данилевский родился в 1822 г. Работа «Россия и Европа». В основе лежат культурно-исторические типы. Россия – восточно-славянский культурно-исторический тип и отличается от романо-германского типа.

Существуют народы, которым не суждено сыграть ни положительной, ни отрицательной роли – это этнографический материал (гунны, монголы, турки). Это бич божий, которые помогают гибнущим цивилизациям.

Культурно-исторический тип – это несколько народов, которые входят в одну культуру, ощущают внутреннее родство и способны к саморазвитию. Каждый тип вырабатывает начало цивилизации.

· 49 Психологическая теория права Л. И. Петражицкого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...