Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Симптоматология аортальных пороков сердца: стеноза устья аорты и недостаточности клапана аорты




 

Приобретенные пороки сердца, к числу которых принадлежат и вышеперечисленные, являются результатом перенесенной болезни. Наиболее часто наблюдаются пороки ревматического характера, после инфекционного эндокардита, в результате атеросклероза, системной красной волчанки, системной склеродермии и др. Хотя человек с пороком сердца в течение долгого времени может быть трудоспособным, нарушения гемодинамики, обусловленные пороком, приводят к дилатации тех или иных полостей, гипертрофии миокарда. Постепенно падает сократительная функция сердца, развиваются симптомы сердечной недостаточности. Своевременная и правильная диагностика пороков сердца позволяет назначить полный комплекс лечебных мероприятий, в том числе и хирургических, и тем самым предотвратить потерю трудоспособности и инвалидизацию пациентов, увеличить продолжительность жизни.

2. Учебные цели:

Освоение студентами симптоматологии и методов диагностики аортальных пороков сердца, особенностей нарушения гемодинамики, диагностического значения различных дополнительных методов обследования, основных принципов лечения.

В результате освоения темы занятия студенты должны уметь:

а) провести опрос больного с аортальными пороками сердца (стенозом устья аорты и недостаточностью клапана):

· жалобы

· история заболевания

· история жизни

б) провести осмотр и объективное обследование больного с приме­нением:

· пальпации (верхушечный и сердечный толчок, патологическая пульсация, симптом «кошачьего мурлыкания»)

· перкуссии (границы относительной и абсолютной тупости сердца, ширина сосудистого пучка)

· аускультации (тоны и шумы, их локализация и проведение)

в) исследовать пульс и АД пациента (характеристика пульса, систолическое, диастолическое, пульсовое АД, различие уровня АД на обеих руках и ногах).

г) оценить данные, полученные при объективном обследовании и дать им клиническую трактовку.

д) расшифровать и оценить данные дополнительных методов исследования и дать им клиническую трактовку (эхокардиография, фонокардиография, электрокардиография, рентгенография).

е) определить тактику и составить план лечебных мероприятий при каждом из изучаемых пороков.

Для формирования умения студенты должны знать:

а) этиологию аортальных пороков сердца

б) патогенез и особенности нарушения гемодинамики

в) клиническую картину и основные симптомы заболевания

г) порядок, правила и технику проведения обследования у данной группы больных

д) физические основы и методику проведения дополнительных методов исследования: (эхокардиография, фонокардиография, электрокардиография, рентгенография).

е) диагностическое значение различных основных и дополнительных методов обследования

ж) тактику и основные принципы лечения аортальных пороков сердца

Материалы для самоподготовки к освоению данной темы

Вопросы для самоподготовки:

а) этиология, патогенез и особенности нарушения гемодинамики у больных с аортальными пороками сердца.

б) симптоматология изучаемых пороков.

в) порядок, правила и техника обследования данных больных.

г) необходимый диагностический набор дополнительных методов исследования и их значение.

д) лечебная тактика.

4.Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность аудиторной СРС: 80 минут.

6. Оснащение: унифицированная схема истории болезни (для каждого студента); словарь-справочник по латинской терминологии в пропедевтике внутренних болезней (для каждого студента); видеокассета с записью демонстрации проведения физикального обследования пациента, мультимедийные презентации и видеоматериалы по теме занятия, мультимедийный атлас рентгенограмм по теме, набор рентгенограмм органов грудной клетки, негатоскоп, набор результатов анализов крови, электрокардиограмм, фонокардиограмм, результатов эхокардиографии, фонендоскопы, тонометры, клинические истории болезни (5-6 больных); пациенты с аортальными пороками сердца (1 пациент на 2-х студентов). База данных тестового контроля по пропедевтике внутренних болезней (в учебной лаборатории – на электронном носителе, можно записать на дискету и использовать при подготовке к экзаменам, или в библиотеке университета – «Сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних болезней». Уфа, 2012 г).

 

Содержание занятия

7.1.Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задание для самоконтроля. Приложение 1.

 

7.2 Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия:

Этиология аортальных пороков сердца.

Патогенез и характер нарушения гемодинамики при недостаточности аортального клапана.

Клиническая картина, данные основных методов исследования при аортальной недостаточности.

Результаты дополнительных методов обследования характерные для аортальной недостаточности (ЭКГ, Эхо-КГ, ФКГ, рентгенография).

Патогенез и характер нарушений гемодинамики при стенозе устья аорты.

Клиническая картина, данные основных методов исследования при аортальном стенозе.

Результаты дополнительных методов обследования, характерные для аортального стеноза (ЭКГ, Эхо-КГ, ФКГ, рентгенография).

Тактика лечебных мероприятий при аортальных пороках сердца.

 

7.3 Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Преподаватель в присутствии всей группы обследует больного с одним из изучаемых пороков сердца с применением всех основных методов (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) и интерпретирует полученные данные. Затем анализирует результаты дополнительных методов исследования по истории болезни, указывает их диагностическое значение. Проводит заключительное обобщение, формулирует диагноз и намечает тактику лечения.

 

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

 

Задание 1. Студенты самостоятельно обследуют больных с аортальными пороками сердца. Каждые два студента получают больного, у которого проводят опрос, осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию. Контроль преподавателя. Полученные данные студентами заносятся в тетрадь для практических занятий.

 

Задание 2. По истории болезни больных анализируют и интерпретируют результаты лабораторных и инструментальных методов обследования. Выставляют и формулируют диагноз. Разрабатывают тактику лечения.

Задание 3. Выборочного указанию преподавателя студенты докладывают кури­руемых больных, определяя диагностическое значение выявленных при обследовании изменений.

 

Преподаватель оценивает результат проведенной работы, акцентируя внимание на пропедевтических ошибках и недостатках.

 

7.5 Контроль освоения студентами темы занятия.

Тестовые задания. Ситуационные задачи. Приложение 1, 2.

 

Место проведения самоподготовки:

Учебная комната для самоподготовки студентов, палаты больных, кабинеты ункциональной диагностики.

 

8. Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Самостоятельный разбор студентами текущих и архивных историй болезни стационара для анализа пропедевтических ошибок.

2.Особенности клинической картины у больных с недостаточностью аортального клапана сердца на фоне хронических обструктивных заболеваний легких.

 

Литература.

Основная:

  1. Мухин, Николай Алексеевич. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студ. мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 763 с. - Словарь терминов: с. 717-744. - Предм. указ.: с. 745-763. - ISBN 5-9704-0368-7
  2. Мухин, Н. А. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс]: учебник / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 848 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413968.html

Дополнительная:

1. Маколкин, В.И. Приобретенные пороки сердца / В.И. Маколкин. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2008, 5-е изд. – 192с.

2. Ревматология + CD. Национальное руководство / под редакцией Е.Л. Насонова, В.А. Насоновой. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 720с.

3. Пропедевтика внутренних болезней: ключевые моменты / Учебное пособие / под редакцией Ж.Д. Кобалава, В.С. Моисеева. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 400с.

4. Струтынский, А.В. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас / Учебное пособие/ А.В. Струтынский, А.П. Баранов, Г.Е. Ройтберг, Ю.П. Гапоненков. - М., Медпресс-информ, 2009. - 324с.

5. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Текст]: учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней; сост. Э. Д. Поздеева [и др.]; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа: БГМУ, 2012. - 111 с.

6. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней; сост. Э. Д. Поздеева [и др.]; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа: БГМУ, 2011. - 112 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...