Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательные универсальные учебные действия




Важное место среди познавательных УУД занимает работа по формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ–компетенции). На первом году обучения проводится пропедевтическая работа по формированию умений школьников работать с различного рода информационными ресурсами.

Работа с информацией предусмотрена на каждом уроке литературного чтения по указанному курсу. Причём информацию школьники считывают с разных видов текста (художественных и научно-познавательных), заданий к текстам, условных обозначений, заголовков рубрик и разделов, иллюстраций, словаря, обращаются к Интернету и взрослым за помощью. Главное, чтобы эта информация была понятна, доступна ребёнку и помогала продвигаться дальше, совершенствовать себя в учебной деятельности. Сначала учим считывать информацию с картинок, иллюстраций, затем — со схем, знаковых моделей, потом — с таблиц, диаграмм и пр. Например, стихотворение Г. Сапгира «Кошка» (ч. 2, с. 66). Автор показывает, как типичное поведение кошки, её повадки можно описать образно через диалог, в форме которого написано стихотворение. Первоклассники должны понять из стихотворения, что кошка не такое уж покладистое существо, как может показаться в начале стихотворения, она может проявлять негодование, а не только мурлыкать и мяукать. Школьники в данном случае учатся черпать информацию из текста стихотворения, анализируя его форму, изобразительно-выразительные средства языка и приходить к важному пониманию того, как ведёт себя кошка в разных ситуациях, как она взаимодействует с другими животными, в частности с собаками, как проявляет свои эмоции и чувства.

Несколько проще считывать информацию из научно-познавательного текста, так как там в основном сообщаются факты. После работы над художественным произведением Г. Сапгира «Кошка» авторы учебника предлагают прочитать познавательный текст о кошках (ч. 2, с. 67).

Знаково-символические действия первоклассники совершают с первых же уроков литературного чтения. Уже в начале учебника они встречаются с разнообразными моделями. Например, при чтении стихотворения В. Данько «Загадочные буквы» (ч. 1, с. 5) дети считывают с предметных картинок информацию и заменяют при чтении пустой квадрат словом-понятием, обозначающим животного. Также при работе с рубрикой «Твоя библиотека» первоклассники видят не сами книги, а лишь их обложки-модели, изображённые на иллюстрации. Изучая обложки, дети лишь догадываются о том, какие рассказы или стихи помещены в эти книги. Всё это развивает фантазию, воображение, образное и ассоциативное мышление, догадку и творческие способности.

Развитие и совершенствование логических операций (анализ и синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, построение доказательств из 5—6 предложений) изначально заданы в методике преподавания курса литературного чтения как основополагающие процессы формирования личности ребёнка. Без логических операций трудно себе представить процесс восприятия литературного произведения, его анализ, этапы рассуждения, доказательства, творческого переосмысления произведения, нравственного оценивания.

Задания, способствующие развитию логических операций, есть практически к каждому литературному произведению учебника. Например, к стихотворению В. Данько. «Загадочные буквы» дано задание творческого характера «Обсудите с другом, каким образом можно обычные буквы превратить в волшебные» (ч. 1, с. 8). Чтобы выполнить такое задание, ученикам необходимо проанализировать, чем отличаются обычные буквы от волшебных, сравнить их и на основе этого создать свой оригинальный продукт — придумать волшебные буквы (творчество и синтез). К стихотворению К. Чуковского «Федотка» дано задание, стимулирующее у первоклассников стремление задумываться над сложными понятиями, побуждает размышлять: «Можно ли произведение К. Чуковского «Федотка» назвать юмористическим? » (ч. 2, с. 12). Выполняя такое задание, ребёнок вынужден размышлять, строить устное доказательство, убеждать других в своей правоте. Установить причинно-следственные связи в процессе чтения и разбора литературного произведения помогают задания следующего типа: «Проанализируйте с другом значения пословиц и выберите ту, которая отражает главную мысль этого рассказа» (к рассказу М. Пляцковского «Помощник», ч. 2, с. 22-23).

В группу познавательных универсальных учебных действий входят действия по постановке и решению проблем (выдвижение гипотез (способов) по решению нравственных проблем, поставленных автором в художественных произведениях, поиск способов решения учебных проблем в ходе выполнения заданий учебника и «Рабочей тетради»). Примером таких заданий в учебнике «Литературное чтение. 1 класс» могут служить следующие: «Правильно ли поступил мальчик? Подумайте вместе с другом над его поступком. Дайте ему совет» (к рассказу Ю. Ермолаева «Лучший друг», ч. 2, с. 31-32) или «Можно ли сказать, что герои произведения настоящие друзья? » (к стихотворению В. Орлова «Кто первый? », ч. 2, с. 34).

Размышляя над такими заданиями, учащиеся получают возможность высказать свою гипотезу (предположение) о том, как разрешить нравственную проблему, или высказать свою точку зрения на возникшую ситуацию, аргументировать своё мнение. Такие задания способствуют личностной самореализации младшего школьника, формируют рефлексивные умения (а как я бы поступил в данной ситуации? ), пробуждают инициативу, развивают доказательность мышления.

Ситуации, связанные с решением проблем, возникают не только при работе с художественным произведением, но и при выполнении разного рода заданий. Например, в проектной деятельности, когда перед учащимися класса возникает ряд проблемных ситуаций: как разбиться на подгруппы, чтобы каждому было интересно и комфортно работать в малой группе, чтобы все учащиеся были задействованы; как сформулировать чётко задачи для каждой подгруппы, чтобы результат, полученный группой, работал на общую цель; как спланировать сроки достижения результатов, чтобы все подгруппы успели справиться с заданием; как оформить результаты проекта, чтобы они были презентабельны и интересны другим. Возникает множество вопросов, на которые первоклассники должны ответить себе и учителю, а для этого надо учиться думать, брать инициативу в свои руки, не бояться выдвигать любые гипотезы относительно достижения результата. Для младшего школьника всё это является новым, необычным, поэтому не каждый ребёнок сразу включается в работу. При организации такого вида работ учитель должен учитывать психологические особенности каждого ребёнка, его возможности и уровень готовности к продуцированию идей и гипотез. Но благодаря систематическому включению школьников в проектную деятельность и деятельность по решению разнообразных проблемных ситуаций формируется основное общеучебное умение — умение учиться. Если ребёнок сам себе может задать вопрос о том, как достичь результата, как преодолеть затруднение и предложить способы выхода из такой ситуации, то можно быть уверенным, что в дальнейшей своей жизни он обязательно справится с любыми трудностями, встретившимися на его жизненном пути.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...