Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Соответствие содержания учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся




   Стиль и содержание изложения материала доступны и понятны обучающимся данной возрастной группы.

    В содержании учебника учтены:

· уровень личностного развития обучающихся данной возрастной группы, т. к. в учебники включены произведения детских писателей И. Токмаковой, Е. Благининой, С. Чёрного, С. Маршака и др., сказки как наиболее близкий и понятный младшим школьникам жанр литературы, стихи и рассказы великих классиков отечественной и зарубежной литературы, интересные для детей и отражающие в своих произведениях необходимый ребёнку жизненный опыт. Тексты доступны пониманию первоклассников. Задания к текстам сформулированы чётко, лаконично, понятно, доступным языком. Но в то же время каждое задание заставляет ребёнка задуматься, поразмыслить и не давать скоропалительного однозначного ответа. Сюжеты произведений проиллюстрированы, что облегчает восприятие текстов первоклассниками. Главные мысли, понятия, выводы выделены в рамки, условные знаки отражают суть учебной деятельности первоклассника.

· Ведущая деятельность, характерная для обучающихся данной возрастной группы. В качестве ведущей деятельности младших школьников является учебная деятельность, включающая в себя элементы регуляции и саморегуляции. Учебная деятельность способствует появлению такого новообразования, как умение учиться. Для этого в учебниках первого года обучения можно найти специальные задания на развитие регулятивной сферы (умение принять готовую учебную задачу или сформулировать свою – шмуцтитулы, задания на планирование своей деятельности, например, «Наши проекты», контроль и оценку своих действий, например, «Проверим себя»). Учебники содержат большое количество заданий на учебную, познавательную и коммуникативную мотивацию.

· Жизненный опыт обучающихся данной возрастной группы, в том числе опыт жителей городской и сельской местности. Жизненный опыт первоклассников отражается в предлагаемой для чтения тематике «Жили-были буквы», «Сказки, загадки, небылицы», «И в шутку и всерьёз», «Я и мои друзья», «О братьях наших меньших» и пр. Интересы ребят городской и сельской местности представлены в разнообразных произведениях. В одних произведениях рассказывается о жизни на селе, уходе за домашними животными, крестьянском быте (народные песни, небылицы, сказки «Курочка Ряба», «Петух и собака», «Гуси-лебеди»). В других произведениях повествуется о городской жизни, общении ребят в городском дворе, о домашних питомцах, живущих рядом с детьми в городских квартирах (С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» и «Хороший день», М. Пляцковский «Цап Царапыч», Я. Тайц «Волк», Ю. Ермолаев «Лучший друг», В. Берестов «В магазине игрушек» и др. ).

· В соответствии с требованиями времени в учебниках предусмотрены вопросы и задания для мальчиков и девочек (гендерный подход), а также тексты, соответствующие их различным интересам. Например, для девочек могут быть интересны произведения И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква “А”» (ч. 1, с. 9) и «Мы играли в хохотушки» (ч. 2, с. 5), русская народная сказка «Рукавичка» (ч. 1, с. 38), потешка «Кисонька-мурысенька…» (ч. 1, с. 45), рассказы Я. Тайц «Волк» (ч. 2, с. 7), Н. Артюховой «Саша-дразнилка» (ч. 2, с. 9), стихотворения Е. Благининой «Подарок» (ч. 2, с. 33), В. Берестова «В магазине игрушек» (ч. 2, с. 38) и др., а для мальчиков – небылица «Ехала деревня…» (ч. 1, с. 46), английские песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» (ч. 1, с. 47-51), стихотворения Г. Кружкова «РРРЫ! » (ч. 2, с. 8), О. Дриза «Привет» (ч. 2, с. 13), В. Орлова «Кто первый? » (ч. 2, с. 34), С. Михалкова «Бараны» (ч. 2, с. 35) и «Важный совет» (ч. 2, с. 71), О. Григорьева «Стук» (ч. 2, с. 14), Я. Акима «Моя родня» (ч. 2, с. 41), С. Маршака «Хороший день» (ч. 2, с. 43), рассказы Ю. Ермолаева «Лучший друг» (ч. 2, с. 31), В. Осеевой «Плохо» (ч. 2, с. 60), С. Аксакова «Гнездо» (ч. 2, с. 74) и др.

4. Содержание учебника реализует принцип научности, учитывающий возрастные и психологические особенности обучающихся начальной школы, а именно:

· предоставляет возможность «расширения» информационного поля обучающегося: в учебниках даются различные ссылки на информационные ресурсы, например, на работу в «Рабочей тетради» (ч. 1, с. 8, 11, 13, 21, 23, 31, 46; ч. 2, с. 10, 41, 54 и др. ), работу со словарями (ч. 1, с. 10, 11 и др.; ч. 2, с. 12, 23 и др. ). Кроме того, к учебнику имеется аудиоприложение на электронном ресурсе, которое может использоваться как на уроках литературного чтения, так и во внеурочной деятельности, для прослушивания произведений, отработки навыка выразительного чтения, заучивания произведения наизусть;

· способствует формированию интереса к углублённому изучению предмета: например, рубрики «Разноцветные страницы», «Как хорошо уметь читать», «Из старинных книг», «Твоя библиотека», а также задания повышенной трудности – выделенные условным знаком «! », задания для проектной деятельности – рубрика «Наши проекты»;

· знакомит с определёнными понятиями, относящиеся к данной области знаний с учетом ступени обучения и в соответствии с фундаментальным ядром общего образования: например, что такое рифма (ч. 1, с. 17), сказка (ч. 1, с. 30), потешки (ч. 1, с. 45), небылицы (ч. 1, с. 47), заголовок (ч. 1, с. 51), юмористическое произведение (ч. 2, с. 12) и др.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА УЧЕБНИКА

Возможности методического аппарата учебника «Литературное чтение. 1 класс» направлены на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 В структуру и содержание учебника заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.

Для этого методический аппарат учебника построен с учетом возможности применения в практике учителя широкого спектра современных технологий, методов, форм, приемов и иных образовательных ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:

· ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность: каждый раздел открывается шмуцтитулом, на котором отображены цели изучения темы. Задача учащихся – понять и принять данные цели, научиться реализовывать в ходе изучения произведений раздела; после шмуцтитула расположена вступительная статья к разделу, написанная в форме диалога с первоклассниками. Статься решает очень важную задачу мотивации ребёнка на изучение произведений данного раздела. Затем изучаются различные по жанрам и содержанию произведения, на основе которых у школьников формируются нравственные и эстетические взгляды, происходит обобщение и систематизация знаний по всему разделу и завершается работа над разделом рубрикой «Проверим себя».

· Значительный воспитательный потенциал: достигается за счёт подбора высокохудожественных произведений авторов-классиков (А. Пушкин, К. Ушинский, Л. Толстой, С. Маршак и др. ) и авторов-современников (В. Данько, И. Токмакова; Г. Сапгир, М. Бородицкая, В. Лунин и др. ).

· Ориентация на здоровьесбережение младших школьников: здоровьесберегающие технологии заложены в самой структуре учебника и рубриках, которые позволяют осуществлять необходимую смену видов деятельности на уроке, что так важно для снятия напряжения и усталости у первоклассников. На уроке учитель может включить и работу с рубрикой «Разноцветные страницы», где помещены весёлые стихи и скороговорки, решающие не только задачи здоровьесбережения, но и дидактические задачи – развитие артикуляционного аппарата школьников, формирование дикции, безошибочного и быстрого темпа чтения.

Забота о психическом здоровье и психологическом состоянии первоклассников проявляется в формулировках некоторых заданий к текстам произведений, где учащимся нужно отрефлексировать своё поведение, задуматься над своими поступками, поискать причины своих неудач, например, во взаимоотношениях со сверстниками, найти ответы на вопросы, возникающие в реальных жизненных обстоятельствах. Например, задания такого плана: «Как бы ты поступил на месте этих мальчиков? » (ч. 2, с. 61), «Вспомни свой самый хороший день в этом году. Расскажи о нём» (ч. 2, с. 47), «В какие игры ты играешь с друзьями? Расскажи о правилах одной из них. Умеете ли вы договариваться между собой? » (ч. 2, с. 6).

· Возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества: раскрываются в заданиях разного уровня, например, задания для детей с высокими учебными возможностями отмечены знаком «! »; личностно-ориентированный подход к образованию школьников осуществляется за счёт включения в учебник разнообразных творческих заданий (н-р, «придумай свою загадку про солнышко» или «выучи одно из стихотворений А. С. Пушкина» - ч. 1, с. 62, задание 5, 8; «самостоятельно придумай предложение или стихотворное двустишие к любой из букв» - ч. 1, с. 8, задание 5); реализация идей педагогики сотрудничества проявляется в диалоговых формах авторов с детьми в обращениях авторов к первоклассникам («Как ты думаешь, сказка это или рассказ? Что обычно происходит в сказках? Кто в них действует? Обоснуй своё мнение» - ч. 1, с. 10; «обрати внимание на подсказки автора, как надо читать возгласы медведя» - ч. 1, с. 15),, в заданиях, которые стимулируют школьников к совместному решению проблем, например, рубрика «Наши проекты».

· Возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной: для индивидуальной работы в учебниках предлагается большое количество творческих заданий (н-р, «Какой конец сказки можешь предложить ты? Придумай свой вариант сказки» - ч. 1, с. 37, задание 4; «Составь самостоятельно загадку о кошке или еже. Обрати внимание на особенности предмета» - ч. 1, с. 43 и др. ); для парной работы продумано большое количество упражнений, которые обозначены условным знаком «две звёздочки» (н-р, «Обсудите с другом последние две строки стихотворения» - ч. 1, с. 21, задание 2; «Обсудите с другом смысл пословиц. Придумайте небольшой рассказ на тему одной из пословиц» - ч. 1, с. 41, задание 4; «Разыграйте с другом сценку. Сначала пусть каждый выберет себе роль» - ч. 1, с. 45, задание 2); для групповой работы так же продумана система заданий, обозначенных условным знаком «три звёздочки» (н-р, Создайте с друзьями свою маленькую азбуку» - ч. 1, с. 21, задание 4; «Разыграйте с друзьями сценку, как в театре, «Спор гласных и согласных» - ч. 1, с. 13, задание 4; «Обсудите с друзьями, почему тот, кто любит животных, не сделает зла людям» - ч. 2, с. 59, задание 2 и др. ); для фронтальной работы в учебниках первого класса предлагаются шмуцтитулы и вступительные статьи к каждому разделу, а также вопросы и задания к текстам анализирующего характера.

· Проектные задания, творческие и практические работы: В учебнике «Литературное чтение. 1 класс» предлагается три проекта: «Создаём музей «Город букв», «Составляем азбуку загадок» (часть 1, с. 28, 72), «Наш класс — дружная семья» (часть 2, с. 42). Но, кроме проектов, к текстам предлагаются практико-ориентированные задания. Например, в рубрике «Проверим и оценим свои достижения» (часть 1, с. 62) даётся задание проектного характера: «Проведите в классе конкурс “Кто больше вспомнит загадок”». Чтобы выполнить это задание, необходимо подготовиться, выполнить ряд шагов, спланировать проведение конкурса. Также в учебнике предлагаются творческие задания, которые можно выполнить, только если умеешь организовать свою деятельность: «Попробуй придумать свою небылицу» (часть 1, с. 46), «Составь самостоятельно загадку о кошке или еже» (часть 1, с. 43), «Разыграйте с другом сценку. Сначала пусть каждый выберет себе роль» (часть 1, с. 45), «Разыграйте с друзьями по ролям один из эпизодов сказки» (часть 1, с. 37).

· Преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие: среди заданий, инициирующих детское действие, можно назвать те, которые начинаются со слов «Вспомни», «Обсуди», «Обосную, «Попробуй», «Рассмотри», «Обрати внимание», «Подбери слова» и др. Например, «Придумай своё название» и «Обсуди с другом» («Обрати внимание на знаки препинания» - ч. 2, с. 8, задание 3; ч. 2, с. 10, задания 5, 6 и др. )

· Практическая направленность содержания учебного материала, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД: практическая направленность содержания проявляется в том, что полученное знание ребята должны уметь применить в практике. Для этого у учебнике предусмотрен ряд заданий, например, «Определи слова, которые нужно выделить голосом, то есть произнести громче. Какой знак соответствует паузе? Подготовься читать стихотворение выразительно» - ч. 1, с. 11, задание 2; «Вставь пропущенные слова. Правильны ли они по смыслу и звучанию? » - ч. 1, с. 17, задание 1 и др.. Связь с другими школьными предметами проявляется так же в специфических заданиях «Сравните произведение Ф. Кривина с текстом о гласных и согласных в учебнике «Русский язык» - ч. 1, с. 13, задание 3 и др. ).

· Возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира: знаково-символические действия первоклассники совершают с первых же уроков литературного чтения. Уже в начале учебника они встречаются с разнообразными моделями. Например, при чтении стихотворения В. Данько «Загадочные буквы» (ч. 1, с. 5) дети считывают с предметных картинок информацию и заменяют при чтении пустой квадрат словом-понятием, обозначающим животного. Также при работе с рубрикой «Твоя библиотека» первоклассники видят не сами книги, а лишь их обложки-модели, изображённые на иллюстрации. Изучая обложки, дети лишь догадываются о том, какие рассказы или стихи помещены в эти книги. Всё это развивает фантазию, воображение, образное и ассоциативное мышление, догадку и творческие способности.

· Возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: представлены аудиоприложением на электронном носителе и интернет-ресурсом.

 

Кроме того, в учебнике выстроена спе­циальная система навигации, позволяющая ученику ориен­тироваться как внутри учебника, так и за его страницами в поиске дополнительных источников информации.

      Указанные возможности методического аппарата экспертируемого учебника способствуют:

• развитию мотивации к учению, интеллектуальной, творческой, проектной деятельности обучающихся;

• реализации системно-деятельностного подхода в обучении;

•  формированию навыков самооценки и самоанализа обучающихся;

• реализации требований современной информационно-образовательной среды.

     Методический аппарат учебника обеспечивает:

• овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему;

• формирование навыков смыслового чтения;

• развитие критического мышления;

• формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса;

• возможность индивидуализации и персонализации процесса обучения;

• учет актуализации жизненного опыта обучающихся;

• установление межпредметных связей;

• возможность применения полученных знаний в практической деятельности;

• формирование умения использовать литературоведческую и лингвистическую терминологию;

• развитие способности аргументировано высказывать свою точку зрения.

 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

К учебнику «Литературное чтение. 1 класс» авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой и др. прилагается методическое пособие: «Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс» автор: Н. А. Стефаненко. В содержании пособия представлены разделы:

«Что читать и как читать», где раскрыты концептуальные подходы к урокам литературного чтения в начальной школе.

«Научно-методические основы курса «Литературное чтение» и их реализация в УМК для 1 класса», в которых сделан акцент на инновационных подходах к урокам литературного чтения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

«Реализация концептуальных идей ФГОС НОО в учебном курсе «Литературное чтение» (первый год обучения), где раскрыто соответствие содержания учебного курса «Литературное чтение» (первый год обучения) задачам духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

«Методические особенности работы по обновлённому учебнику «Литературное чтение» (1 класс)», в которых отражены особенности структуры учебника и процесс формирования универсальных учебных действий в каждом конкретном разделе учебника. Так же представлены особенности структуры и содержания урока в учебном курсе «Литературное чтение» с акцентом на выполнении проектных задач, на работе с рубрикой «Наши проекты». Кроме того, раскрыты методические задачи при работе со структурными элементами урока, особенности проведения уроков по учебнику «Литературное чтение» (1 класс).

«Методические разработки уроков в контексте системно-деятельностного подхода», в которых сделан акцент на деятельностной организации процесса обучения литературе, на целевых установках урока как тех результатов, которых должны достигнуть школьники в процессе конкретных уроков литературного чтения.

«Структура и содержание других компонентов УМК», где раскрывается связи между учебником и рабочей тетрадью по литературному чтению, строение и основное содержание рабочей тетради.

«Календарно-тематическое планирование», в котором представлено общее количество часов на изучение каждого раздела и каждого конкретного урока, показано, какие рубрики должны быть задействованы учителем на уроке для достижения планируемых результатов.

«Планируемые результаты обучения по курсу «Литературное чтение» (первый год обучения)», где раскрываются основные результаты первоклассников личностные, метапредметные и предметные, представленные в двух уровнях «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».

 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНИКА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС»

К учебнику «Литературное чтение. 1 класс» имеется аудиоприложение на электронном носителе. Аудиоприложение – звучащее учебное пособие, дополняющее учебник по литературному чтению для 1 класса. Пособие содержит аудиозаписифольклорных и поэтических произведений разной тематики, скороговорок и чистоговорок, в исполнении профессиональных актёров. Чтение произведений обеспечено музыкальным сопровождением, что способствует более глубокому восприятию художественных образов звучащих произведений.

Разделы аудиоприложения соответствуют структуре учебника «Литературное чтение. 1 класс»:

Жили-были буквы

Сказки, загадки, небылицы

Апрель, апрель. Звенит капель!

И в шутку и всерьёз

Я и мои друзья

О братьях наших меньших

Аудиоприложение можно использовать на уроке при первичном ознакомлении школьников с произведением, так и на этапе анализа или подготовки к выразительному чтению во фронтальной и групповой, а также парной работе. Кроме того, работа с аудиоприложением может быть организована в домашних условиях индивидуально или вместе с родителями, например, при заучивании стихотворений наизусть или при подготовке выразительного чтения, а также чтения по ролям.

Особое место в аудиоприложении занимает рубрика «Разноцветные страницы», работа с которой способствует решению у учащихся логопедических проблем. Также рубрика решает задачи по развитию чёткой дикции и грамотного произношения наиболее сложных для учащихся звуков.

Учебник обеспечен интернет-ресурсом. Для доступа к интернет-ресурсу к учебнику " Литературное чтение" перейдите по ссылке www. online. prosv. ru. В поле Логин введите Чтение-1-4, в поле Пароль введите 1234.

Работа с интернет-ресурсом может быть организована, как на уроке фронтально, в группах, парах, так и в домашних условиях (индивидуально или совместно с родителями). Игровые и мультимедийные задания способствуют развитию мотивации, повышению интереса к изучению курса «Литературное чтение», формированию умений работать с разнообразными информативными источниками. Интернет-ресурс представлен следующими разделами:

· «Узнаем», который подразделяется на рубрики «Из теории» (сообщаются сведения из теории литературы), «Биография» (даются краткие биографические сведения о писателях и поэтах, доступные и интересные первокласснику), «Это интересно» (рубрика для любознательных, углубляющая интерес ребёнка к изучению курса литературного чтения), «Хрестоматия» (помещены тексты для чтения из учебника с озвучкой), «Кинозал» (приведены фрагменты мультфильмов, видеофильмов, связанных с изучаемым на уроке произведением) или «Музыкальная гостиная» (приведены фрагменты музыкальных произведений, способствующих лучшему восприятию читаемых произведений), «Весёлая переменка» (рубрика для отдыха и смены видов деятельности).

· «Тренируемся», в который помещены разнообразные тренажёры для отработки знаний, умений и навыков.

· «Контроль», в котором размещены тесты с выбором ответа и задания открытого типа, с помощью которых ребёнок может сам проверить свои знания и умения.

· «Аудиохрестоматия», где помещаются тексты для дополнительного чтения по теме (или для внеклассного чтения).

· «Мой проект», где предусмотрено выполнение проектных заданий во внеурочное время.

· «Словарь», в котором толкуются непонятные школьнику слова, встретившиеся в текстах произведений.

Руководитель Центра

развития начального образования                                                   Антошин М. К.

27. 08. 13.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...