Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интуитивное чтение (введение трудностей при чтений)




 

Материал

 

Голубая коробочка с набором мелких предметов, игрушек (5-7 штук) с короткими, простыми названиями. В названиях одного или нескольких предметов встречается какая-либо (одна и та же!) трудность при чтении, т.е. несовпадение звуков и букв, которыми они изображаются (фонограмма). В остальных названиях трудностей быть не должно. Листочки бумаги, простой карандаш, красный карандаш.

 

Цель

 

Самостоятельно прочитать первые слова, содержащие определенную фонограмму.

 

Презентация

10. Поднос с материалом переносится на стол.

11.Ребенок по одному достает предметы из коробочки и называет их. Предметы выкладываются на столе друг под другом.

Начало работы аналогично интуитивному чтению в розовой серии.

12. Учитель берет листок бумаги и карандаш и говорит ребенку: «Смотри, что я сейчас буду писать». Пишет название первого предмета по одной букве. Ребенок называет каждую букву.

В данном случае ребенок уже может читать, самостоятельно соединять буквы в слова. Но нам необходимо вернуться к побуквенному чтению, чтобы познакомить ребенка с другими способами прочтения знакомых букв.

13. «Ты уже понял, какое слово здесь написано? У нас есть этот предмет? Где он?»

Карточку с написанным словом кладут справа от предмета.

14. Аналогично пишут и прочитывают названия без трудностей всех остальных предметов, раскладывают карточки рядом с ними.

!5.Когда появляется слово с трудностью (например, корова), поступают следующим образом.

• Учитель пишет к, просит ребенка назвать букву.

• Затем говорит: «А сейчас я напишу что-то особенное». Берет красный карандаш и пишет о красным. Говорит ребенку: «Здесь это надо прочитать «а». Ребенок называет.

Желательно избежать излишнего теоретизирования по поводу буквы и звука, их соответствия или не соответствия друг друге, правил орфографии и т.п. В данном случае речь идет только о том, как правильно прочитать ото слово и понять его смысл. Но то, что мы красным карандашом выделили фонограмму (несоответствие звука и буквы), поможет ребенку в последующем в орфографически верном письме, разовьет его орфографическую зоркость.

Далее опять пишет все буквы простым карандашом, ребенок их называет, потом прочитывает все слово.

16. Собирают и перемешивают фигурки и карточки. Прочитывают слова и снова все упорядочивают.

17. Учитель предлагает ребенку составить эти слова из подвижного алфавита (алфавит №3). При этом буква, которая обозначает в слове «не свой» звук, выкладывается красным. Составляются и другие слова с этой фонограммой. Желательно при этом менять позицию фонограммы - в начале слова, в конце, в середине.

 

Дальнейшие упражнения

 

4. Повтор работы с этим же набором предметов. Самостоятельное пропитывание ребенком заранее подготовленных взрослым карточек с названиями предметов.

5. Повтор работы с другим набором предметов.

6. Аналогичная работа с другими фонограммами.

 

Возраст

От 4,5 лет.

Контроль ошибок

Взрослый, старший ребенок


ЧТЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Материал

Листы бумаги, простой карандаш, красный карандаш.

 

Цель

 

Самостоятельное чтение названий предметов окружающей среды, содержащих фонограмму.

 

Презентация

5. Учитель на листочке пишет название какого-либо предмета окружающей среды, не содержащее трудностей в чтении. Ребенок называет по очереди каждую написанную букву. Затем прочитывает все слово.

6. «Что получилось? Ты знаешь, что это? А у нас в группе это есть?» Листок с прочитанным словом кладется к соответствующему предмету.

7. Затем появляется слово с трудностью (например, окно). При этом поступают следующим образом.

• Учитель говорит: «А сейчас я напишу что-то особенное». Берет красный карандаш и пишет о красным. Говорит ребенку: «Здесь это надо прочитать «а». Ребенок называет.

• Далее опять пишет все буквы простым карандашом, ребенок их называет, потом прочитывает все слово.

8. «Что получилось? Ты знаешь, что это? А у нас в группе это есть?» Листок с прочитанным словом вешается на окно.

9. Аналогично пишутся, прочитываются и раскладываются и остальные слова этой серии. Среди них есть слова без трудностей и слова с одной и той же фонограммой (в данном, случае «о», прочитываемая как «а»).

10. Учитель предлагает ребенку составить эти слова из подвижного алфавита (алфавит №3). При этом буква, которая обозначает в слове «не свой» звук, выкладывается красным. Составляются и другие слова с этой фонограммой в начале, в середине и в конце слова.

 

Дальнейшие упражнения

 

3. Повторение работы с этими же и другими словами.

4. Прочитывание ребенком заранее подготовленных взрослым карточек с названиями предметов окружающей среды.

Подготовленные для этого упражнения карточки могут иметь веревочки, за которые их можно вешать, прищепки или булавки, с помощью которых подписи прикрепляют к соответствующим предметом. Веревочки или прищепки голубого цвета.

 

Возраст

От 4,5 лет.

Контроль ошибок

Взрослый, старший ребенок.


ЧТЕНИЕ С КЛАССИФИКАЦИЕЙ

КНИЖКИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ЗАДАНИЯ

> Все эти материалы и работа с ними аналогичны таким же материалам розовой серии. Но слова, включенные в них, либо не имеют трудностей при чтении, либо имеют одну и ту же фонограмму. Фонограмма в них всегда выделена красным.

> Такие серии материалов должны быть простроены для каждой фонограммы.

> Серия дополняется специфическим материалом - списками.

> В отдельных случаях для знакомства с фонограммой можно ограничиться только списками.


СПИСКИ СЛОВ

 

Материал

Карточка с голубой каймой, на которой в столбик написаны различные слова, содержащие общую фонограмму. Рядом с первым словом нарисована соответствующая картинка. Фонограмма в первом слове выделена красным.

 

Цель

 

Чтение слов с не выделенными фонограммами.

 

Презентация

1. Учитель предлагает ребенку прочитать первое слово.

2. - А теперь посмотри на картинку. Что здесь нарисовано? Ты понял, какое слово ты прочитал?

3. - Ты теперь знаешь, как в этом слове читается выделенная буква? Она и в некоторых других словах читается так же.

4. - Прочитай следующее слово на карточке. В нем есть такая же буква, и ее нужно так же прочитать.

5. - Ты понял, что здесь написано? Читай остальные слова.

 

Дальнейшие упражнения

 

Самостоятельное чтение разных списков слов, с такой же фонограммой и с другими фонограммами.

 

Возраст

Около 5 лет.

Контроль ошибок

Взрослый, старший ребенок.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...