Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «формы». Краткий обзор существующих профессиональных представлений о свойствах объемной формы.




ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

 

Композиция в системе профессионального мышления дизайнера.

Архитектурная композиция и теория архитектуры.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Архитектурная композиция — такое расположение частей и форм здания или комплекса и соотношение их между собой и с целым, которое:

  • определяется в первую очередь многообразным содержанием архитектуры, а также окружающими условиями;
  • строится на законах науки и искусства;
  • служит целям создания реалистического произведения, отвечающего одновременно функциональным, технико-экономическим и идейно-эстетическим требованиям;
  • отличается гармоничностью, органическим единством, согласованностью частей и целого во всех их связях и взаимоотношениях.

Виды архитектурной композиции

В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.

Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению - функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими.

Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия.

Объёмная композиция

Объёмная композиция определяется объёмным построением формы, которое в данном случае является доминирующим.

Пространственная композиция

Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространоство, как, например, комната, зал, крытая арена.

Глубинно-пространственная композиция

Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции, простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам.

Объёмно-пространственная композиция

Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции. Простейший пример такой композиции - здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика.

Фронтальная композиция

Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры

Предмет архитектуры.

Предмет архитектурной композиции.

Архитектурная композиция и архитектурное пространство.

Термин “архитектурное пространство” используется в профессиональной деятельности дизайнеров и архитекторов, например, по отношению к открытым городским пространствам. Пространство важно и в других областях архитектуры и дизайна, особенно в дизайне интерьера. Проблема архитектурного пространства является основной для дизайнера и архитектора. Сущность архитектуры заключается в искусственном отграничении естественного пространства.

Архитектурное пространство обладает важным свойством ориентации и направленности, динамики своего развития. Ориентация связана с физическими особенностями человека гравитацией, положением в физическом пространстве, с понятиями низ, верх, впереди, сзади, сбоку. Направленность пространства выражается понятиями “низкое- высокое”, “узкое- широкое”, “короткое-вытянутое”.

Понятие «внутренний — внешний» (часто употребляемое как синоним «закрытого — открытого») определяет положение места одного пространства относительно другого. Так, улица есть «внешнее пространство» по отношению к зданию, но в тоже время, улица, площадь, бульвар — уже «внутреннее пространство» города по отношению к его природному окружению. В этом смысле иногда употребляется термин «(городской интерьер», «интерьер открытых пространств». В этом же смысле собственно и само внутреннее пространство здания может иметь деление на свои внутренние и внешние зоны. Здесь нет противоречия, поскольку в аспекте средового понимания архитектуры внешнее и внутреннее пространства есть лишь разные проявления единой сути. Они, как составные части среды, всегда окружают человека, и он только переходит из одного пространства в другое, из закрытого интерьера в открытый. Внутренние пространства через свою оболочку-ограждение формируют внешние, делая их отграниченными или, наоборот, слитными. Особенности интерьеров * Условия эмоционального восприятия * Особенности в интерьерах * Свойства архитектурного пространства Нашел на сайте данный варинт Rambler's Top100 Copyright 2009 «Татьяна-мебель» — выбираем удобную и красивую мебель для своей квартиры. Изготовление мебели на заказ. Все права защищены. Обратите внимание: перепечатка материалов статей без прямой активной ссылки на наш сайт запрещена.

 

 

Категории композиции.

«Форма» - исходная категория теории композиции.

ФОРМА (лат. forma) -..1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета

2)] Внешнее выражение какого-либо содержания (см. Содержание и форма)

3) Установленный образец чего-либо (напр., написать отчет по форме)

4) Приспособление для придания чему-либо определенных очертаний (напр., литейная форма)

5) Одинаковая по цвету и покрою одежда (напр., форма военнослужащих)...6) Совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения (напр., стихотворная форма).

 

«Выявление» - центральная категория теории композиции. Приемы выявления направлены на создание выразительной композиции пространства, на организацию условий более ясного и доступного восприятия зрителем. Приемы выявления можно разделить на две группы, которые при создании композиции используются на разных стадиях.

Первая группа приемов выявления органично связана с построением композиции и применяется при построении пространства, с использованием основных свойств объемно-пространственных форм.

Вторая группа приемов выявления пространственной композиции включает в себя непосредственные приемы выявления фронтальной поверхности и объемной формы й может быть использована только на завершающем этапе работы.

Первая группа приемов выявления пространственной композиции. При построении композиции ограниченного пространства применяются приемы выявления, основанные на использовании основных свойств объемно-пространствен ной формы: вид, величина, положение в пространстве.

При использовании элементов различной геометрической формы пространственная композиция выявляется посредством сопоставления однотипного или разнохарактерного очертания поверхности объемов: прямолинейной, криволинейной, ломаной, сложной.

«Выразительность» - завершающая категория композиции.

Основными средствами выразительности спортивно-художественных композиций являются пластическая и музыкальная выразительность, художественный образ. Каждое из средств сопряжено с характерными ему критериями зрелищности. Установлена значимость критериев зрелищности средств выразительности спортивно-художественных композиций:

средства создания художественного образа:

артистичность, естественность, гармония, оригинальность, целостность, согласованность яркость;

средства пластической выразительности: пластичность, техничность, хореография, четкость, виртуозность, чистота, амплитуда, точность;

средства музыкальной выразительности - музыкальность, динамичность, темп, законченность, ритмичность.

 

Свойства объемной формы.

Понятие «формы». Краткий обзор существующих профессиональных представлений о свойствах объемной формы.

 

 

 

Общие свойства объемной формы:

1) искусственность – не природного искусственного происхождения

2) эстетичность, изысканность, изящность, художественность, живописность, тонкость, прекрасность, красивость

3) ассоциативность,

4) антропологичность,

антропометричность -один из основных методов антропологического исследования. Соответствие размеров тела параметрам человеческого тела.

5) мерность -длина, ширина, высота (x,y,z)

6) протяженность -свойство физических тел находиться в пространстве, заполнять его. расстояние, размах, мелос, километраж

7) упорядоченность -характеристика структуры, обозначающая степень взаимной согласованности ее элементов

 

Частные свойства архитектурной формы:

1) фронтальность - изображение человека, здания или предмета соответственно лицом, фасадом или передней плоскостью, прямо обращенными к зрителю

2) глубинность -

3) прямо- и криволинейность - характер членения форм Содержит ли форма прямые линии или же она искривлена кривыми или ломанными линиями.

4) мера пропорциональности - функциональная зависимость, при которой некоторая величина зависит от другой величины таким образом, что их отношение остаётся постоянным.

5) мера масштабности - соотношение размеров, соизмеримость отдельных зданий, сооружений и архитектурно организованных пространств с размерами человека.

6) мера тектоничности - ясность, прочность, устойчивость, в арх-ре расчлененность формы на зрительно "работающие" и "отдыхающие" элементы подчеркивалась цветом, яркой раскраской, сосредоточивавшейся в верхней части здания.

 

 

4. Основные принципы и средства формирования композиции.

Тождество и различие формы – сходство и разность(с чем?)

Ритм - в жизни и в искусстве проявляется через большую или меньшую периодическую повторяемость какого-либо элемента тождественных, аналогичных положений, дублируемых через некоторые интервалы. Если симметрии свойственно спокойное равновесие элементов, то ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности.

Ритм в искусстве.

Ритм является и основой организации стиха. Значительна его роль в создании настроения, выражаемого в поэтическом произведении(яиб, хорей, хоку и т.д.)

И в архитектуре ритм — средство воздействия на наши чувства. Например, анфилада, с её ритмической повторяемостью проемов, симметрично расположенных вдоль одной оси, даёт ощущение бесконечности пространства, огромности здания. А ритм величины проёмов, словно сжимающихся и расширяющихся, низких и высоких, способствует созданию либо ощущения величия, либо интимности помещения за проёмом, придаёт динамику анфиладе. Длинные лестницы, поднимающиеся вверх, ритм ступенек, способствуют созданию ощущения бесконечности, величия, стройности, напоминают о преодолении препятствий, ступеней на пути к достижению великой цели. Поэтому такой ритм часто используют при создании мемориалов.

В живописи ритм также играет огромную роль. Он не всегда сразу заметен зрителю, но он быстро и сильно действует на него, настраивая на нужный лад. Ритм может быть передан любым из основных элементов живописи: геометрией форм, техникой нанесения красочного слоя, цветом, светом, пространством. Он может нести в картине смысловую нагрузку, служить созданию общего настроения картины, быть одним из средств характеристики человека.

К. П. Брюллов в картине "Последний день Помпеи" при помощи пересекающихся ритмических линий создаёт впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе. Одну ритмическую диагональ составляют линии, параллельные линиям падающих с крыши статуй: вытянутая вверх рука отца, которого несут сыновья, склонённая влево семейная группа с маленьким ребенком, склонившаяся в ту же сторону дочь в группе матери с дочерьми в левом углу картины. Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей. Этот ритм пересекает другой, встречный ему. Он создаётся из линии руки девушки в левом углу картины и воздетой вверх руки отца из семейной группы с маленьким ребенком, позой отца в зелёной тоге. Пересечение этих ритмов хорошо видно в группе Плиния Младшего и его матери в правом углу картины. Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, — вертикальный. Его образуют стены зданий. Именно такое разнообразие пересекающихся ритмов и создаёт впечатление хаоса, придаёт напряжённость и динамизм всему действию.

В творчестве некоторых мастеров ритм играет такую большую и заметную роль, что он является как бы их "фирменным знаком", без него невозможно представить их картины. Например, творчество Боттичелли вообще невозможно представить без певучих ритмов движений, складок одеяний, как и глубоко религиозное творчество Эль Греко без вертикальных ритмов вытянутых, устремлённых к небу фигур. Вертикальные ритмы живописи Эль Греко, напоминающие архитектурные ритмы готических церквей, выражают мысли о высоком, божественном, вызывают молитвенное настроение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...