Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геополитические отношения в Средней Азии.




Сре́дняя А́зия -в современном политико-географическом отношении: Средняя Азия — общее название для следующих государств: частично Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан.

Топливно-экономический комплекс таких стран, как Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, вызывает у России больше внимания, чем энергетические проекты Таджикистана и Кыргызстана. Основная причина заключается в богатстве недр первой тройки государств углеводородами и бедности полезными ископаемыми двух последних стран. Энергетические проекты России затрагивают интересы соседей, и прежде всего Узбекистана. Для России тройка в составе Узбекистана, Туркменистана и Казахстана представляется наиболее важной с геополитической точки зрения, для самих ее участников Таджикистан и Кыргызстан выступают главными партнерами, с которыми следует выстраивать и поддерживать добрососедские отношения. Не стоит забывать, что в регионе, где проживают более 50 миллионов человек, главным энергетическим ресурсом оказывается вода, а доступ к ней имеют в первую очередь Таджикистан и Кыргызстан. Возвращаясь к отношениям России со странами Центральной Азии, следует отметить, что они напрямую зависят от динамики рыночных цен на углеводороды. В минувшие пять лет цены на нефть и газ шли вверх, и поэтому России было выгодно иметь более дружественные отношения с Узбекистаном, Казахстаном и Туркменистаном.

22.Закавказье. новая геополитическая динамика.

Страны Закавказья – Азербайджан, Грузия, Армения, Абхазия. В постсоветским пространстве изменилось геополитическое положение Кавказа, где проснулись этнонациональный и этноконфессиональный «вулкан» (нагорный Карабах, Чечня, Дагестан, Абхазия, Осетия, Карачаево-Черкесия). Сепаратистские настроения особенно проявились в конфликтах в Абхазии и Северной Осетии. В Азербайджане кроме карабахского конфликта, отмечается дискриминация в отношении ираноязычных народов- талышей и курдов. Армения находится в геоэкономической изоляции. Бывшие благодатные южные советские республики (Грузия, Армения, Азербайджан) оказались на северной периферии ближневосточного пространства, где их продукция оказалась неконкурентоспособность из-за высокой себестоимости. Игнорирование изменившегося геостратегического положения привело к соц-м потрясениям и упадку экономики. Новые независимые гос-ва Южного Кавказа декларируют построение правового демократического общества, ориентир-го на западные ценности. В целях развития прочных экон-х и полит связей ЕС оказывает фин-ую помощь в рамках международных программ. Предпринимаются попытки создания нового коммуникац-го коридора, направленного на Европу в обход России. Геостратегия республик Южного Кавказа ориентирована на поиск «большого брата». Нестабильная этнополитическая обстановка на Северном Кавказе объясняется не только советскими последствиями но и крупномасштабной теневой экономикой, которую порождает безработица. В результате- торговля наркотиками, оружиями, кража людей. Легитимизация нац движений сопровождается их криминализацией. РФ оказалась неспособной решить полит-им путем чеченскую проблему. Синдром завышенных ожиданий характерен для новых независимых гос-в Южного Кавказа (пр. 80е тяга Азербайджана к турецкой культуре). Грузия является важным коммуникационным узлом Кавказа. В начале 21 века на Южном Кавказе сформировались 2 геополитических оси Россия-Армения-Иран и Запад-Азербайджан-Турция. Высокий прирост населения у местных мусульманских народов и крупномасштабная безработица усиливают нестабильность в регионе.

 


Геополитика стран Балтии.

Страны Балтии – Литва, Латвия, Эстония. Самый спорный вопрос в Прибалтийском регионе- это вопрос участия в НАТО ряда стран. Россия особо заинтересована в водах Балтики. Балт-й регион имеет исключительно важное значение для всех Европ-их гос-в (это и коммуникации и торгово-экон отношения и общая история). Особенно это касается Скандинавии. Интересы России здесь совпадают с интересами Европы, а главное для России- надежный и спокойный морской путь в Европу. Для России важна геополитическая стабильность в регионе и она нацелена на развитие добрых отношений с Литвой, Латвией и Эстонией. Но в этих странах преобладает мнение что спокойное и мирное будущее может обеспечить только членство в НАТО, что обеспечит суверенитет и оградит от угрозы с Востока, гарантирует соц развитие и интеграцию в западную экономику и цивилизацию. Цель политики стран Прибалтики- слияние с западной экономикой и цивилизацией, утверждение принципов демократии и прав человека. Россия обеспокоена и отрицательно настроена к расширению НАТО на Восток, причины: 1.сильно затрагиваются оборонные интересы. 2.Россия будет вынуждена укреплять военную инфраструктуру и обороноспособность. Следующий аспект отношений России и прибалтийских гос-в в том что в Приб-х гос-в сущ внутригосударственный сепаратизм, воинствующий национализм, и др проблемы, которые должны решаться с определенным гос-ом, а не Альянсом в целом. Необходимо уделять внимание национальным интересам, а не подчинение их геополитической сверх державе. Страны Балтии безусловно понимают выгодность добрососедских отношений с Россией, но испытывают давление со стороны сильных соседей (играющих не малую роль в их экономике) и мощной сверх державы – США. В интересах как стран Запада, так и России активно использовать инфраструктуру и транспорт балтийских гос-в для создания прочных отношений и взаимовыгодных связей.

 


24.Интеграционные и дезинтеграционные тенденции в отношениях стран СНГ. Геополитические интересы России в странах бывшего СССР.

Еще в начале 90х МИДом России была разработана концепция внешней политики, в которой СНГ отводилась приоритетная роль. В данной концепции отмечалось что тенденция к укреплению отношений третьих стран с новыми независимыми гос-ми является «неизбежной т.к отражает объективные процессы в мире. В ней нет однозначно негативной направленности». Основное положение Концепции усилило акцент на поддержание целостности пространства СНГ. Налаживание устойчивых позитивных взаимоотношений со странами Содружества в целях обеспечения приоритетных военно-политических и экономических интересов России было объявлено главным содержанием российской внешней политики наряду с задачей сохранения ее позиций как великой мировой державы. Действия, направленные на подрыв интеграционных процессов в СНГ, были поставлены в число основных полит угроз и вызовов безопасности России. Основные задачи политики России в отношении государств СНГ предполагают: 1.обеспечение надежной стабильности во всех ее измерениях: полит, военных, экон-м, гуманитарном и правовым. 2.содействие становлению стран СНГ в качестве полит и экон-ки устойчивых гос-в, проводящих дружественную политику в отношении России. 3.укрепление России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгос-х полит-х и экон-х отношений на территории постсоветского пространства. 4.наращивание интеграционных процессов в СНГ.

В области экон-го сотрудничества «стратег курс» исходит из необходимости постепенного расширения таможенного союза, нац-х экон-х систем путем выработки совместных актов. +ускорение формирования платежного союза + сотрудничество в развитии производства, науки +создание общего рынка капитала. В области нац-ой безопасности предполагается создание систем коллективной безопасности. В области гуманитарного сотрудничества и прав человека поставлены цели активизации культурного обмена, сотрудничество в области науки, образования и тд. Стратегический курс предполагает выработку общих позиций стран СНГ по международным проблемам, координацию их действий на мировой арене, сотрудничество СНГ с международными организациями. Большинство политиков не видят положительных результатов данного сотрудничество, ссылаясь на что Россия должна платить за признание ее «ведущей роли», многие страны маневрируя в условиях кризиса зависимы от России, однако в будущем их цель- преодоление безальтернативной зависимости от России. Этот вывод справедлив даже по отношению самых лояльных по отношению к России и СНГ стран- Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана. Асимметричность тактических и стратегических целей стран СНГ ставит под сомнение возможность нахождения в обзорном будущем консенсуса относительно форм и методов его дальнейшего развития.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...