Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система показателей учета и отчетности, используемые в финансовом менеджменте.




Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении предприятия в форме удобной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

В ней содержатся данные о состоянии финансов компании и она включает:

- баланс (балансовый отчет- источниках формирования средств (пасиив) и направлениях их использования (актив баланса);

- отчет о финансовых результатах и их использовании (о прибылях и убытках, доходах и расходах);

- кассовый отчет (отчет о денежных потоках, поступлениях и денежных платежах);

- другие отчетные формы в соответствии с требованиями внешних контрольных органов и внутренними потребностями компании.

Финансовая отчетность в условиях рыночных отношений представляет интерес для двух групп внешних пользователей: непосредственно заинтересованных в деятельности компании и опосредственно заинтересованных в ней.

К первой группе относятся:

- существующие и потенциальные собственники средств предприятия, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств предприятия и оценить эффективность использования ресурсов компании;

- существующие и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;

- поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;

- государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют налоговую политику;

- служащие компании, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы на данном предприятии.

Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности компании. Однако, изучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчетности.

Ко второй группе относятся:

- аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;

- консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях рекомендации своим клиентам относительного помещения их капиталов в ту или иную компанию;

- биржи ценных бумаг, оценивающие информацию, представленную в отчетности, при регистрации соответствующих фирм, принимающие решения о приостановке деятельности какой-либо компании, оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;

- законодательные органы;

- юристы, нуждающиеся в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;

- пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой отчетности;

- торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;

- профсоюзы, заинтересованные в отчетной информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие.

В целом при анализе финансового состояния по итогам деятельности компании за отчетный период обобщающими показателями являются прибыльность активов и прибыльность акционерного капитала, поскольку их значения учитывают возможные трудности с ликвидностью, дебиторской задолженностью, необходимостью использования платных заемных средств и т.д.

 

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ЦИКЛЫ, ЦЕЛИ.

Финансовое планирование - это процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов предприятия. Цель финансового планирования - обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами.

Существуют следующие виды планов:

1. Стратегические планы  планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.

2. Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

3. Оперативные планы  это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т.п.).

Процесс финансового планирования можно разделить на 5 этапов:

1. разработка системы прогнозных вариантов финансовых отчетов, используемых для анализа влияния изменений параметров оперативного плана на прогнозируемый уровень основных показателей финансового состояния;

2. определение потребности предприятия в финансовых средствах, необходимых для обеспечения выполнения ее 5-летнего плана в части средств, затрачиваемых на поддержание материально-технической базы;

3. прогнозирование структуры источников финансирования, которые необходимо использовать в течение следующих пяти лет, в том числе оценка размера финансовых ресурсов, которые будут сформированы за счет прибыли компании, а также ресурсов, которые придется изыскивать за счет привлечения внешних источников финансирования;

4. создание и поддержание в работоспособном состоянии системы управления, отвечающей за размещение средств и их использование внутри предприятия;

5. разработка процедур корректировки плана в случае, если реальные эконом. условия будут отличаться от тех прогнозов, на которых был основан действующий план

Любой план действий должен сопровождаться сметой расходов  составлением бюджета, который является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей. Бюджет создается до выполнения предполагаемых действий, что определяет его роль как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании. Основные этапы прогнозирования потребностей финансирования:

- Составление прогноза продаж статистическими и другими доступными методами.

- Составление прогноза переменных затрат.

- Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж.

- Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников.

Первый этап осуществляется на основе маркетинговых исследований. Остальными занимаются финансисты. Существует два главных метода финансового прогнозирования.

Один из них основан на концепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана.

По второму методу все вычисления делаются на основе следующих предположений:

- Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов.

- Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличных недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т.п.

- Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными.

- Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль и вычитаются дивиденды.

Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы - это и будет необходимая сумма дополнительного внешнего финансирования.

Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых компания стремится достичь в будущем.

 

МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА: ЭТАПЫ, РАЗДЕЛЫ; ПЛАН И БЮДЖЕТ.

В современных условиях финансовый план предприятия определяет направление использования прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов. Цель разработки финансового плана - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования финансовых показателей предприятия.

Финансовый план предприятия обычно разрабатывается на 5 лет, год или квартал. В соответствии с этим существуют:

Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Пятилетний финансовый план - это главная форма реализации цели и задач развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Перспективный финансовый план обычно является коммерческой тайной предприятия.

Текущий финансовый план включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда, фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства (фонда накопления); фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Текущий финансовый план разрабатываются на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации. Производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования.

Оперативный финансовый план заключается в составлении и использовании платежного календаря - подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию.

Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:

- договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей;

- прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;

- экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая Центробанком России и др.).

Разработанный на основе этих данных финансовый план служит для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:

- содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;

- дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

- служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении.

Финансовый план состоит обычно из следующих разделов:

- прогноз объемов реализации.

- баланс денежных расходов и поступлений.

- таблицу доходов и затрат.

- сводный баланс активов и пассивов предприятия.

- график достижения безубыточности.

Бюджет является инструментом как для планирования, так и для контроля. В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем.

Основные этапы подготовки бюджета:

- подготовка прогноза продаж;

- определение ожидаемого объема производства;

- расчет производственных затрат и эксплуатационных расходов;

- определение движения денежных средств и других финансовых показателей;

- составление планируемых финансовых отчетов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...